Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 10:35, курсовая работа
За последние десятилетия ХХ века, в период научно-технической революции, кардинально изменились условия и сам процесс труда. Автоматизация производства, развитие транспорта, улучшение условий жизни привели к снижению двигательной активности большинства людей. В организме человека стали нарушаться нервно-рефлекторные связи, заложенные природой и закрепленные в процессе тяжелого труда. Возрос и темп жизни. Актуальной проблемой становится борьба с нервно-эмоциональным напряжением, с отрицательным влиянием монотонности в работе в сочетании с гиподинамией, возникающей из-за ограничения подвижности во многих видах деятельности.
. Введение
2. Анатомо-физиологические особенности опорно-двигательного аппарата
Влияние физической тренировки на опорно-двигательный аппарат
3.1 Изменение опорно-двигательного аппарата при тренировке
3.2 Методы оценки опорно-двигательного аппарата и самоконтроль за ним
Возрастные и половые особенности двигательных способностей
Заключение
Подвижностью
в суставах называется способность
выполнять движения с максимально
возможной амплитудой. Подвижность
позвоночника и суммарная подвижность
в основных суставах обозначается термином
"гибкость". Высокий уровень
развития подвижности в суставах
облегчает приобретение и совершенствование
новых двигательных навыков, предохраняет
от травм опорно-двигательного
Подвижность
в суставах и гибкость подразделяются
на активную и пассивную. Активная подвижность
в суставах — это та подвижность,
которую спортсмен
Активная
подвижность в суставах в основном
определяется силой мышц-синергистов
и эластичностью мышц-
Развитие
подвижности в суставах и гибкости
проводится с помощью пассивных,
активно-пассивных и активных упражнений.
В пассивных упражнениях
Для эффективного развития подвижности в суставах и для избежания травматизма упражнения на гибкость должны выполняться после хорошего разогревания, обычно после разминки или в конце основной части тренировочных занятий на суше или между отдельными подходами в силовых тренировках. В последнем случае растяжение мышц и сухожилий после силовых упражнений снижает тоническое напряжение мышц и тем самым способствует повышению скорости восстановления после нагрузок.
Подбор
упражнений для развития подвижности
в суставах и гибкости обусловлен
специфическими требованиями избранного
вида спорта. У пловцов уровень
подвижности в различных
3.2
Методы оценки
опорно-двигательного
аппарата и самоконтроль
за ним
Физические упражнения укрепляют здоровье и заметно улучшают физическое развитие человека лишь в том случае, если занятия проходят с необходимой нагрузкой. Установить необходимый уровень нагрузки помогает самоконтроль в процессе занятий, который основан на наблюдениях человека за общим состоянием здоровья и т. д., а в нашем случае обратим особое внимание на опорно-двигательный аппарат.
Есть несколько показателей, по которым можно определить состояние опорно-двигательной системы: тонус мышц, устойчивость тела, гибкость, мышечная сила, быстрота, ловкость и др.
Для того, что бы оценить состояние системы на момент начала тренировок можно использовать несколько методов.
Во-первых, стоит определить состояние тонуса мышц, что определяется путем простого ощупывания. Так, у людей, не занимающихся спортом, мышцы мягкие и дряблые, тонус резко понижен.
Также следует провести исследование статической устойчивости. Проба на устойчивость тела производится так: физкультурник становится в основную стойку – стопы сдвинуты, глаза закрыты, руки вытянуты вперёд, пальцы разведены (усложнённый вариант – стопы находятся на одной линии, носок к пятке). Определяют время устойчивости и наличие дрожания кистей. У тренированных людей время устойчивости возрастает по мере улучшения функционального состояния нервно-мышечной системы.
Необходимо
также систематически определять гибкость
позвоночника. Физические упражнения,
особенно с нагрузкой на позвоночник,
улучшают кровообращение, питание межпозвоночных
дисков, что приводит к подвижности
позвоночника и профилактике остеохондроза.
Гибкость зависит от состояния суставов,
растяжимости связок и мышц, возраста,
температуры окружающей среды и
времени дня. При занятиях спортивным
плаванием большое значение имеет
подвижность в различных
Измерение
подвижности в голеностопных, коленных
и тазобедренных суставах обычно
проводится с помощью гониометра,
позволяющего оценить подвижность
в градусах. Подвижность в плечевых
суставах определяется при выкруте
прямых рук за спину, держащих гимнастическую
палку, при этом измеряется расстояние
между шириной плеч и шириной
хвата. Для измерения гибкости позвоночника
используют простое устройство с
перемещающейся планкой. Подвижность
позвоночника определяется при наклоне
вперед без сгибания ног в коленных
суставах, при этом измеряется расстояние
между кончиками пальцев
О силовой выносливости можно судить при выполнении подтягиваний, отжиманий в упоре и т. п. О скоростной силе мышц ног дает представление прыжок в длину с места, а также прыжок вверх с места.
Быстроту двигательной реакции в определенной мере можно оценить с помощью простых тестов. Например, можно взять в левую руку монету и, разжав пальцы, уронить, стараясь поймать ее другой рукой, расположенной ниже первой на 30-40 см.
Для определения ловкости можно использовать, например, метание мяча в корзину или другие упражнения.
Существует
несколько физиологических
Относительная
рабочая частота сердечных
ЧССмакс (уд/мин) = 220 - возраст человека (лет).
Следует иметь в виду, что могут быть довольно значительные различия ЧССмакс для разных людей одного возраста. В ряде случаев у людей c низким уровнем физической подготовки
ЧССмакс (уд/мин) = 180 - возраст человека (лет) уд/мин.
При
определении интенсивности
Пиковая - 95%
от максимальной частоты сердечных сокращений. Чем ниже уровень физической подготовленности человека, тем ниже должна быть интенсивность тренировочной нагрузки. По мере роста тренированности нагрузка должна постепенно расти, вплоть до 80-85% максимального потребления кислорода (до 95% частоты сердечных сокращений).
Зоны работы по частоте сердечных сокращений уд/мин.
3.3
Возрастные и половые
особенности двигательных
способностей
Ещё в начале XX столетия учёные обратили внимание, что в процессе роста и развития организма наблюдаются особые периоды, когда повышается чувствительность к воздействиям внешней среды. Считают, что существует естественная периодизация развития, состоящая из взаимосвязанных, но отличающихся друг от друга этапов.
Этапы, на которых происходят значительные изменения, называют критическими периодами, потому, что они играют большую роль в развитии организма. Например, недостаточность в питании детей 8-9 и 12-13 лет приводит к значительному отставанию их физического развития, поскольку задерживается рост тканей трубчатых костей. Наиболее тяжело сказывается недостаточное питание в период полового созревания.
Все знают, что ребёнка нужно научить ходить в раннем дошкольном возрасте. Если этого не произойдёт, то в последующие годы становление вертикального положения тела идёт очень медленно. Дети выросшие до 11-13 лет вне человеческого общества, ходят очень плохо и быстрее передвигаются на четвереньках.
Известно также, что научить детей кататься на коньках и велосипеде легче всего в возрасте 6-8 лет (вероятно, потому, что в эти годы активно развиваются органы равновесия), при этом навык сохраняется на долгие годы. А вот быстрее всего научить детей плавать можно лишь в возрасте 9-11 лет, а не в дошкольном, как часто говорят и пишут.
Детей младшего школьного возраста, особенно в период с 8 до 12 лет, можно обучить почти всем движениям, даже сложной координации, если при этом не требуется значительного проявления силы, выносливости и так называемой скоростной силы. Например, прыжкам порой трудно научить не потому, что детям не доступна координация движений в полёте, а потому, что они ещё не могут оттолкнуться ногами или руками (при опорных прыжках) с достаточной силой.
Поэтому чрезвычайно важно знать, в какие возрастные периоды происходит активное развитие двигательных качеств. Проведено много исследований по изучению возрастных особенностей развития силы, быстроты, выносливости и других двигательных возможностей детей. В лаборатории физического воспитания НИИ физиологии детей и подростков АПН России накоплены многочисленные данные, анализ которых показал, что:
Информация о работе Влияние физических нагрузок на опорно-двигательный аппарат