Влияние двигательной активности на физическое здоровье

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 17:34, реферат

Краткое описание

Наблюдения ученых показали, что длительная гиподинамия вызывает ослабление мышц, увеличивает количество жировой ткани, снижает выносливость. Регуляция сосудов нарушается в такой степени, что даже простой переход человека из горизонтального положения в вертикальное вызывает столь сильный отток крови от головного мозга, что человек даже может потерять сознание. Каждый человек должен помнить об отрицательном влиянии гиподинамии на сердечно-сосудистую систему и необходимости занятий физкультурой и спортом в любом возрасте.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Гиподинамия
1.1 Влияние малоподвижного образа жизни на состояние здоровья ……………………….…….4
1.2 Физическая работоспособность организма студента……………………………….……….6
Глава 2. Метод определения МПК ………………………………………………………………..…8
Заключение…………………………………………………………………………………………….9
Список использованной литературы……………………………………………………………………………..…………………10

Файлы: 1 файл

физра.docx

— 31.42 Кб (Скачать)

1.2 Физическая работоспособность  организма школьника 

Сегодня, изучив предельные возможности  систем дыхания и кровообращения у человека, можно определить максимальное потребление кислорода (МПК). По мнению Всемирной организации здравоохранения, МПК – один из наиболее информативных показателей функционального состояния кардиореспираторной системы. А так как системы кровообращения и дыхания – ведущие в процессах аэробного энергообеспечения, то по их показателям судят также о физической работоспособности организма в целом.

На основании экспериментального материала, оценим работоспособность  школьников обоего пола и разных возрастных групп, исходя из относительных величин  МПК.

Изучив функциональные возможности  кардиореспираторной системы, мы экспериментальным путем получили доказательства, что у современных школьников постепенно снижаются относительные величины МПК, а следовательно, ухудшается физическая работоспособность.

Данные, полученные в ходе исследования среди учащихся Урдомской средней школы, полностью подтверждают данные, опубликованные в специальной литературе, то есть с возрастом происходит снижение физической работоспособности учащихся по показателю МПК.

Если в первой возрастной группе (2 класс, 9-10 лет) в прошлом учебном  году работоспособность по показателю МПК составляла отлично (90%) и хорошо (10%), то в нынешнем учебном году она  уже составляет отлично(90%) и удовлетворительно (10%). Во второй возрастной группе (5 класс, 11-12 лет) дела обстоят несколько лучше: если в прошлом году работоспособность  по МПК у них составляла отлично  у 70%, хорошо у 15%, удовлетворительно 15%, то в текущем учебном году уже  составляет отлично у 80% и хорошо у 20%, т.е. наблюдается улучшение работоспособности. Увеличение нагрузки в школе –  количеством уроков и домашних заданий  привело к резкому снижению двигательной активности учащихся третьей возрастной группы (6 класс, 12-13 лет): в прошлом  учебном году работоспособность  по МПК составляла отлично у 70%, хорошо у 20% и неудовлетворительно 10%; в нынешнем же учебном году – отлично у 60%, хорошо у 20% и неудовлетворительно  у 20%. В старшей возрастной группе (10 класс, 15-16 лет): прошлый учебный  год – хорошо у 30%, удовлетворительно  у 50% и неудовлетворительно у 20%, а сейчас – отлично – 10%, хорошо – 40% удовлетворительно – 20% и неудовлетворительно – 30%.

Таким образом, более половины учащихся, из-за больших нагрузок в школе  и подготовки к экзаменам не могут  рационально составить распорядок дня и, как следствие этого, у  них все чаще возникают проблемы с дыхательной и кровеносной  системами, а также с работой  сердца.

Сопоставим данные медицинских  осмотров школьников по состоянию опорно-двигательной системы с данными работоспособности  по показателю МПК:

I возрастная группа – нарушений  осанки нет, показатели в основном  отличные;

II возрастная группа – нарушение  осанки у 50% школьников в исследуемой  группе, показатели работоспособности  оцениваются как хорошие и  отличные 

III возрастная группа – нарушение  осанки у 30 % учащихся, показатели  оцениваются как отличные, хорошие  и неудовлетворительные 

IV возрастная группа – нарушение  осанки также у 30% учащихся  в исследуемой группе, показатели  в основном хорошие и неудовлетворительные.

Уровень подверженности респираторным  заболеваниям у I, II, и IV возрастных групп  оценивается как низкий, а у III – средний.

Так как физическая активность увеличивает  кровоснабжение головного мозга, что  в свою очередь приводит к улучшению  его физиологической деятельности, то это может отразиться на уровне интеллектуального развития и способностей. Наиболее предпочтительными считаются  показатели уровня интеллекта такие, как  высокий и выше среднего.

Педагог-психолог гимназии провел специализированные тесты в исследуемых возрастных группах для определения уровня интеллектуальных способностей. Естественно, тесты проводились на анонимной  основе, как того и требует законодательство при написании такого рода исследовательских  работ. Результаты оказались следующими:

I возрастная группа – низкий – 10%, ниже среднего – 10%, средней – 50%, выше среднего – 10%, высокий – 20%

II возрастная группа – низкий – 20%, средний – 50%, выше среднего – 20%, высокий –10%.

III возрастная группа – ниже  среднего – 10%, средний – 40%, выше среднего – 20%, высокий – 30%.

IV возрастная группа – средний – 45%, выше среднего – 20%, высокий – 35%.

Таким образом, явно прослеживается связь: с течением времени у школьников возрастает уровень интеллекта, но в то же время резко снижается  уровень физической активности и  работоспособности по показателю МПК, что является недопустимым.

Состояние здоровья школьников показывает, что постоянное реформирование школьного  образования только увеличивает  нагрузки и вводит новые дисциплины. Кроме того, медико-санитарные органы не в силах проводить необходимую  проверку всех авторских программ, широко внедряемых в современные  школы.

Но есть и такие слабые места  школьного образования, исправление  которых не требует особых финансовых вложений. Например, всем хорошо известны отрицательные последствия гиподинамии  для растущего детского организма. Между тем последние исследования свидетельствуют, что в образовательных  учреждениях уровень двигательной активности у детей в 2-3 раза ниже минимального необходимого. Он достигает  в среднем лишь около 60% от уровня двигательной активности школьников 60-х  годов XX века. Сегодня гипокинезия  зафиксирована у половины мальчиков  и 75% девочек школьного возраста. Может, дети дома занимаются физкультурой? Отнюдь, всего 1.4% родителей занимаются физкультурой с детьми ежедневно  или даже периодически. А ведь, по данным Министерства образования РФ, из-за низкого уровня состояния здоровья около миллиона школьников сегодня  полностью освобождены от уроков физкультуры. Хотя для больных детей, может, даже более, чем для здоровых, занятия физкультурой просто необходимы.

Кроме того, проследив изменения показателя МПК по полу в этих возрастных группах оказалось, что ухудшение работоспособности у девочек происходит очень резко, нежели у мальчиков. У мальчиков снижение работоспособности происходит медленнее и это можно объяснить тем, что: 1. мальчики более подвижны, чем девочки;

2. девочки взрослеют быстрее,  чем мальчики ( например, это проявляется в том, что они уделяют намного меньше внимания подвижным играм);

3. мальчики обладают меньшим  усердием на уроках и при  подготовке домашнего задания. 

Глава 2. Метод определения МПК 

Одна из главных задач возрастной физиологии и педагогики состоит  в том, чтобы найти профилактические меры для устранения гиподинамии  и тем самым обеспечить гармоничное  развитие подрастающего поколения. Такие меры необходимы в связи  с тем, что хорошее функциональное состояние систем дыхания и кровообращения влияет не только на физическую, но и  на умственную работоспособность детей  школьного возраста.

В последние годы разработан безынструментальный метод определения МПК. Это так называемый “метод прогнозирования” максимального уровня потребления кислорода по данным частоты сердечных сокращений, мощности выполняемой работы, зарегистрированные при её выполнении. Эти два показателя (частота сердечных сокращений и мощность выполняемой работы) можно определить по числу восхождений на гимнастическую скамейку и спуска с неё.

Ход безынструментального метода определения МПК следующий:

1. Поставить гимнастические скамейки  высотой 30 см (0.3м).

2. Предварительно обучить испытуемых  подсчитывать частоту сердечных  сокращений.

3. Группа выстраивается вдоль  скамеек, школьники начинают подъем  и спуск на четыре счета. 

4. На последней четвертой минуте  подсчитывается количество циклов; после последнего спуска по  команде “начали” каждый из  учащихся приступает к подсчету  частоты сердечных сокращений (ЧСС)  и считают до тех пор, пока  не прозвучит команда “закончили”. 

5. ЧСС измеряется в течение  первых двадцати секунд, а затем,  умножив полученную величину  на три, рассчитываем ЧСС за  одну минуту.

6. Записываем данные каждого  ученика и приступаем к расчетам.

7. Зная массу (Р) тела испытуемого,  высоту (h) ступеньки (0.3 м) и количество (n) циклов в минуту, можно рассчитать мощность (W) работы по следующей формуле:

W=Р*h*n*1,2;

где 1,2 – это коэффициент подъема  и спуска для 9-летних детей.

8. Исходя из этих величин –  мощности работы и ЧСС –  рассчитываем МПК по формуле: 

МПК= 1,29* Ö W/(H-60) * K (формула Добельна)

где H – частота сердечных сокращений, К – возрастной коэффициент.

9. Для определения показателя  МПК детей школьного возраста  в формулу Добельна вносятся поправки, так как у них доля скелетных мышц в общей массе тела ниже, чем у взрослых, и чем младше ребенок, тем меньше его мышечная масса. Кроме того, известно, что на мышечные нагрузки дети отвечают более высокой ЧСС, чем взрослые.

10. При определении МПК методом  прогнозирования следует соблюдать  два правила: во-первых, следить,  чтобы подъем и спуск осуществлялись  в вертикальном положении, и,  во-вторых, испытуемые в день определения  МПК должны находиться в обычном  состоянии, без эмоционального  возбуждения или угнетения. Соблюдение  этих правил обеспечит достоверные  величины МПК. 

Заключение 

Проведенные практические наблюдения и исследования в 2004-2005, 2005-2006 учебных  годах показывают, что в исследуемых  возрастных группах с течением времени  происходит снижение работоспособности, определенной по величине максимального  потребления кислорода (МПК).

Также отмечено увеличение доли учащихся с нарушением осанки, уровня подверженности респираторным заболеваниям за исследуемый  период.

Была обнаружена явная связь: с  течением времени у учащихся повышается уровень интеллектуальных способностей, но в тоже время резко снижается  уровень работоспособности по показателю МПК, что является недопустимым.

Все это еще раз говорит о  необходимости вести активный образ  жизни, заниматься физкультурой и спортом, больше ходить пешком, посещать спортивные секции, бассейны.

Необходимо, чтобы проблему гипокинезии  и гиподинамии поняли не только педагоги в школе и другие специалисты, но и родители, чтобы они приучали детей с раннего возраста к  физкультуре и спорту, физическому  труду.

Список использованной литературы:

1. Как быть здоровым. М.: Медицина, 1990

2. Казьмин В.Д. Справочник домашнего врача. Ч.1. М.: ООО “Издательство АСТ”: ООО “Издательство Астрель”, 2001.

3. Коростелев Н.Б. Воспитание  здорового школьника. – М.: Просвещение, 1986

4. Маркосян А.А. Физиология. –  М.:Медицина, 1989.

5. Научно-теоретический и методический  журнал. – Биология в школе. / Под  ред. Ребровой Л.В./Чехов: Школа-Пресс, 2004.

6. Популярная медицинская энциклопедия/Петровский А.Б. – М.: “Моветская энциклопедия”, 1989.

7. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Гигиена  и здоровье школьника. – М.: Просвещение, 1985.

8. Хрипкова А.Г. Анатомия, физиология  и гигиена человека. – М.: Просвещение, 1985.

9. Энциклопедический справочник  медицины и здоровья. – М: Русское  энциклопедическое товарищество, 2003.

 


Информация о работе Влияние двигательной активности на физическое здоровье