Теоретические аспекты изучения проблемы организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 22:00, курсовая работа

Краткое описание

На сегодняшний день сохранение здоровья подрастающего поколения - задача государственной важности, так как современные школьники составляют основной трудовой потенциал страны. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определила первостепенные цели воспитания школьников. Одним из главных моментов является создание в общеобразовательных учреждениях условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

Оглавление

ведение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми
1.1 Обзор литературы по физической подготовленности школьников
1.2 Особенности двигательной активности в младшем школьном возрасте
Глава 2. Практика организации массовой физкультурно-оздоровительной работы с детьми в начальной школе
2.1 Организация физкультурно-оздоровительной, спортивно-массовой работы в школе
2.2 Формы физкультурно-оздоровительной работы с детьми в начальной школе
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

организация физкульт оздоров работы№28,01(350).rtf

— 249.01 Кб (Скачать)

     В режим школьника включены спортивные перемены, физкультминутки для учащихся 1-5 классов, дни здоровья. Отдельным пунктом можно назвать проведение открытых классных и общешкольных мероприятий физкультурно-оздоровительной направленности:- спортивные праздники («Артемида», «Витязь», «Весёлые старты», «Сильные, смелые, ловкие» и т.д.)- общешкольные соревнования по баскетболу, волейболу, пионерболу, футболу и др.- русские народные игры и забавы.Осуществляется просвещение учителей по вопросам формирования здорового образа жизни.Говоря о пропаганде здорового образа жизни необходимо отметить её основные направления:

     -тематические классные часы, познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений;

     - популяризация физической культуры и здорового образа жизни через уроки здоровья, уроки биологии, географии, химии, ОБЖ, физической культуры, элективные курсы;

     - совместная работа с представителями здравоохранения и внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма.

     Большое значение коллектив школы придаёт профилактике заболеваний учащихся:- соблюдение гигиенических норм и правил учащимися;- соблюдение норм освещения и отопления в классах и в школе;- контроль санитарно-гигиенических условий и режима работы классов;- предупреждение распространения инфекционных заболеваний среди учащихся;- беседы, лекции, просмотры научно-популярных программ, фильмов на тему здорового образа жизни.

     Физкультурно-оздоровительная деятельность в школе в режиме учебного дня осуществляется в самых разнообразных формах.

     В оздоровительных целях созданы условия для удовлетворения биологической потребности детей в движении. В общей сумме время физической активности ученика составляет не менее 2-х часов в день. Такой объём достигается благодаря проведению гимнастики перед началом учебных занятий, физкультминуток на уроке, подвижных игр во время перемен, уроков физкультуры, внеклассных спортивных занятий и соревнований, дней здоровья, самостоятельных занятий физкультурой.

     В школе для учащихся 1-5 классов в течение урока обязательно проводится физкультминутка. Физиологически обоснованным временем для физкультурной паузы, длящейся 1-5 минут, считается 15-20-я минута урока, поэтому учитель планирует его так, чтобы после завершения работы над логическим блоком можно было провести физминутку и перейти к следующему этапу обучения.

     Неукоснительно соблюдается продолжительность перемен. Между уроками ребята отдыхают не менее 10 минут, а после второго и третьего урока – 15 минут.

     При этом в обязательном порядке выполняются следующие требования: максимальное использование свежего воздуха, проведение подвижных игр на свежем воздухе. Этому способствует наличие игровой площадки для 1-5 классов, стадиона и спортивного городка на территории школьного двора.

     Систематическое пребывание на открытом воздухе оказывает закаливающее, оздоровительное воздействие на школьников. Если по объективным причинам выход на улицу невозможен, ученики могут снять напряжение и подвигаться в реакреациях.

     Здесь для желающих потанцевать может звучать музыка, можно поиграть в теннис, а для любителей физических упражнений доступен малый спортивный зал, где подготовлено простое физкультурное оборудование: мячи, скакалки, обручи.

     Не менее пяти дней в учебном году выделяются на общешкольные массовые физкультурно-оздоровительные мероприятия.В подготовке и организации дней здоровья активное участие принимают ученики и педагоги. Ответственность за их проведение несёт администрация школы. Непосредственное руководство осуществляет учитель физической культуры и преподаватель ОБЖ.

     В зависимости от времени года день здоровья проводится по-разному: осенью- турслёт «Осенняя тропа», зимой-«Зарница», весной-«Молодецкие забавы» и др.

     Во внеурочное время ребята посещают спортивные кружки и секции. В школе работает тренер от ДЮСШ. Результатом отличной спортивной подготовки стали высокие показатели детей в районных соревнованиях. Примечательно то, что выпускники школы, продолжая обучения в ССУЗах и ВУЗах, входят в состав спортивных команд этих заведений, участвуют в соревнованиях. Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что эффективность программы в плане оздоровления учащихся путём приобщения их к здоровому образу жизни, повышения потребности двигательной активности и совершенствования физической и нравственной культуры полностью подтвердились. Об этом говорит тот факт, что число учащихся, занимающихся в специальной медицинской группе, с каждым годом становится меньше. 

 

      Заключение

     Главной целью образования всегда считалось развитие умственных, интеллектуальных задатков ребенка. Стремительный темп научно-технической революции неизбежно приводит к возрастанию учебных нагрузок, которые не способствуют улучшению здоровья учащихся.

     Компьютеризация современной школы, внедрение вычислительной техники в учебный процесс без должного соблюдения возрастных ограничений отрицательно сказываются на здоровье, приводя к развитию резкого утомления у детей и подростков.

     Наш бурный XXI век можно без преувеличений назвать веком гиподинамии, или пониженной подвижности, и гипокинезии – уменьшение силы и объема движений. Поэтому охрана здоровья детей одна из важнейших задач нашего времени. Ведь правильное, гармоничное развитие детей – залог здоровья будущих поколений. Единственный путь, ведущий к здоровью каждого ребенка – это отношение человека к своему здоровью. Одной из важнейших задач совершенствования учебно-воспитательного процесса является организация двигательного режима школьников, который обеспечивает активный отдых и удовлетворяет естественную потребность в движениях.

     Спортивные соревнования должны способствовать тому, чтобы привлечь к занятиям физкультурой как можно больше детей, подростков и взрослых.

      Увеличить число занимающихся физкультурой возможно через расширение спортивных кружков и проводимых соревнований, через привлечение к соревнованиям детей разного возраста, а также родителей и активное участие в соревнованиях болельщиков.

      Подвижные игры – необходимая, жизненноважная разрядка, удовлетворяющая естественную потребность детей в активном движении, жажду деятельности, соревнования.

      Подвижные игры - важное средство развития ловкости, быстроты, силы, настойчивости, умения действовать в интересах коллектива, умения ориентироваться в сложной ситуации.

      Игровая деятельность участников соревнований вызывает у зрителей стремление стать такими же ловкими и смелыми, способствует сплочению коллектива учителей и учеников, передача опыта старшего поколения младшим, дает возможность по-новому оценить свое отношение к учебе, своему умственному и физическому развитию.

     2. Воспитание учащихся в народных традициях, знакомство со спортивными народными играми.

      Русские народные игры оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка, создают определенный духовный настрой, вызывают интерес к народному творчеству.

      Народные игры не требуют спортивного дорогостоящего инвентаря, по содержанию – классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку.

      В данных играх много юмора, шуток, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками и потешками.

     Основная задача – довести до детей, что здоровье это драгоценность, ради которой действительно стоит не только не жалеть сил, времени, но и отказаться от пагубных привычек.

     Каждый ребенок должен знать, что здоровый образ жизни – самое надежное средство сохранения и укрепления здоровья.

     В целях пропаганды здорового образа жизни предполагается использовать следующие формы работы со школьниками:

      Конкурсы рисунков учащихся 1-2 классов на тему “ Мы любим спорт”.

      Конкурсы газет и плакатов среди учащихся 3-4 классов на тему “ Спорт – это жизнь”.

      Конкурсы сочинений учащихся 4 классов на тему “ Мы за здоровый образ жизни”.

      Проведение бесед на классных часах с учащимися 1- 4 классов по темам: “ Профилактика вредных привычек ”, “ Повышение защитных сил организма”, “ Как сохранить и укрепить свое здоровье ” и т.д.

      Посещение выставок, посвященных здоровому образу жизни.

      Создание в гимназии совета физкультурников, организация ее работы в рамках деятельности общегимназического совета.

      Поднятие статуса ответственных за организацию спортивной работы в классе, развитие этого направления работы в каждом классе.

      Чествование лучших гимназических спортсменов, создание имиджа “спортсмена – здорового человека”.

    Чествование лучших гимназических команд, привлечение в состав спортивной команды как можно большего числа гимназистов, улучшение спортивных достижений. 

 

      Список литературы: 

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.

2. Венгр Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. М.:, 1998. С. 36.

3. Занков Л.В. Развитие школьников в процессе обучения. – М., 1967.

4. Запорожец А.В. Основные проблемы онтогенеза психики. Развитие восприятия и деятельность. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка.// Избранные психологические труды.: В 2 т. М.,1986. Т.1.

5. Зеленин В. Применение на физкультурных занятиях нестандартного оборудования. // Дошкольное воспитание. – 1991. - №4.

6. Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми. – М.: Медицина, 1989.

7. Караманова Л.В. Пути повышения эффективности подвижных игр // Дошкольное воспитание. – 1986. - №11.

8. Кечеджиева Л., Ванкова М., Чипранова М. Обучение детей художественной гимнастике (пер. с болгарского). - М.: ФиС, 1985, 93 с.

9. Кожухова Н. Некоторые аспекты физического воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание №3. 2000.

10. Коробков А.В., Головин В.А., Масляков В.А. Физическое воспитание. – М. 1983.

11. Лагутин А.Б. Физическое воспитание ребенка в дошкольном учреждении // Теория и практика физической культуры, 1994, № 7, c. 8-11.

12. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры. "Дошкольное воспитание", 1997, № 9;

13. Обухова Л.Ф. Детская психология. М., 1995.

14. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. - М.: Просвещение, 1986, 304 с.

15. Панкратьев Е.И. Педагогические проблемы физического воспитания детей дошкольного возраста // Теория и практика физической культуры, 1990, № 11, c. 13-15.

16. Пенькова Л. Подготовка дошкольных работников к творческой профессиональной деятельности // Дошкольное воспитание. 1999. №2.

17. Пимонова Е.А. Содержание и методика физического воспитания детей 5-7 лет: Автореф. канд. дис. М., 1990, 23 с.

18. Популярная медицинская энциклопедия. П/р Б.В. Петровского. М. 1981.

19. Принцип развития в психологии./ Под ред. Л.И. Анцыферовой. М., 1978.

20. Психология. Словарь / Под общей редакцией А.В. Петровского, М.Г. Ярошенко. - 2-е изд., испр. и доп. - М. 1990.

21. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания./ Под ред. Л.А. Венгера. М., 1986. С. 40.

22. Сигимова М. Загадки Морского Царя. К проблеме общения воспитателя со старшими дошкольниками в процессе познавательных игр-занятий на экологические темы (конспект познавательной игры-занятия для детей старшего дошкольного возраста) // Дошкольное воспитание, 1995, № 2.

23. Смирнова Е.О., Собкин В.С., Асадулина О.Э. Специфика эмоционально личностной сферы дошкольника. // Вопросы психологии. 1999. №6.

Информация о работе Теоретические аспекты изучения проблемы организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми