Теоретические аспекты изучения проблемы организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 22:00, курсовая работа

Краткое описание

На сегодняшний день сохранение здоровья подрастающего поколения - задача государственной важности, так как современные школьники составляют основной трудовой потенциал страны. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определила первостепенные цели воспитания школьников. Одним из главных моментов является создание в общеобразовательных учреждениях условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

Оглавление

ведение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми
1.1 Обзор литературы по физической подготовленности школьников
1.2 Особенности двигательной активности в младшем школьном возрасте
Глава 2. Практика организации массовой физкультурно-оздоровительной работы с детьми в начальной школе
2.1 Организация физкультурно-оздоровительной, спортивно-массовой работы в школе
2.2 Формы физкультурно-оздоровительной работы с детьми в начальной школе
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

организация физкульт оздоров работы№28,01(350).rtf

— 249.01 Кб (Скачать)

     Разработке и экспериментальному обоснованию оздоровительных систем и развитию валеологических знаний и формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста, школьников и студентов посвящены диссертационные исследования Н.П. Абаскаловой, Э.Ю. Бачиевой, В.И. Бондина, Т.В. Волосниковой, Л.В. Дыхан, Л.А. Каратаевой, Ю.Е. Клевцовой, В.Д. Медведкова, И.В. Павловой, О.Е. Подгорной, А.С. Шарухан.

     Анализ научно-методической литературы, посвященной формированию здорового образа жизни детей школьного возраста, выявил, что педагогические аспекты обучения здоровому образу жизни, формы и методы взаимодействия семьи и школы в организации совместной физкультурно-оздоровительной работы с младшими школьниками недостаточно освещены.

     Педагогические наблюдения выявили ряд существенных недостатков в организации и проведении физкультурно-оздоровительной работы по формированию здорового образа жизни младших школьников в условиях семьи и школы. Не во всех школах и семьях проводится целенаправленная физкультурно-оздоровительная работа с учащимися начальных классов с взаимодействием педагогов, родителей и медицинских работников. В ряде случаев отбор содержания программ начального образования, в том числе по физическому воспитанию, осуществляется без учета возрастных и индивидуальных особенностей детей. Нередки случаи, когда на уроках физкультуры используются чрезмерно трудные задания, несоответствующие их возрасту и подготовленности. Это снижает оздоровительный и развивающий эффект физкультурных занятий.

     В современном понимании понятие «Здоровый образ жизни» представляет собой совокупность форм и способов активной жизненной деятельности человека, способствующая полноценному выполнению, учебных, трудовых, социальных и биологических функций. Здоровый образ жизни – это активное состояние человека, требующее проявления волевых усилий, осмысления поступков и поведения, ведущих к сохранению и укреплению физического и психического здоровья, восстановлению работоспособности.

     Здоровый образ жизни объединяет всё, что способствует успешному выполнению учебной, игровой, трудовой деятельности, общественных и бытовых функций, выполняемых оптимальных условиях, способствующих сохранению, укреплению здоровья и повышению работоспособности. Основное содержание здорового образа жизни младших школьников составляют комплексные оздоровительные мероприятия (оптимально организованный режим дня систематические занятия физическими упражнениями на открытом воздухе, закаливающие процедуры), направленные на сохранение, укрепление здоровья и повышение работоспособности младших школьников. 

     1.2 Особенности двигательной активности в младшем школьном возрасте 

     Разнообразие двигательных умений и навыков, получаемых школьниками в процессе занятий по физической культуре в школе, направлено на повышение уровня общей физической подготовленности учащихся. Многими исследованиями и повседневной жизнью подтверждается то положение, что физически подготовленный человек имеет лучшую производительность труда, высокую работоспособность. Основными показателями общей физической подготовленности школьников были, есть и будут достижения в основных движениях. В них, как в фокусе, видно умение владеть своим телом, умение выполнять движение экономно, быстро, точно. В этих движениях выявляется уровень развития физических качеств, скорости, ловкости, силы и др. Под качеством понимается такое свойство, которое выражается в способности выполнения не одной какой-нибудь узкой задачи, а более или менее широкого круга задач, объединенных психофизической общностью. Основные движения наиболее полно вскрывают эту общность качеств. Разумеется, педагогический процесс по физическому воспитанию не ограничивается узким набором упражнений, «приложимых в жизненных условиях». Чем больше число двигательных условных рефлексов приобретает ученик, тем более сложные и разнообразные двигательные задачи может ставить учитель перед учениками, тем легче приобретается навык. А двигательный навык характеризуется объединением частных операций в единое целое, устранение ненужных движений, задержек, повышением точности и ритмичности движений, уменьшением времени на выполнение действия в целом, строгой системностью в движениях, слаженностью различных систем организма.

     Двигательный навык позволяет экономить физические и психические силы, облегчает ориентировку в окружающей среде, освобождает сознание для своевременного осмысливания действия.

     Известно, недостаток движений в жизни детей младшего школьного возраста является одной из причин нарушения осанки, ухудшение дееспособности стопы, появление избыточного веса и других нарушений в физическом развитии: недостаточная двигательная активность снижает функциональные сердечно-сосудистой и дыхательной систем ребенка, в результате чего появляется неадекватная реакция сердца на нагрузку, уменьшается жизненная емкость легких, замедляется моторное развитие. Малоподвижный ребенок владеет меньшим объемом двигательных навыков, ему свойственен более низкий уровень двигательных качеств. Дети с дефицитом движений обладают меньшей силой и выносливостью, менее быстрые и ловкие, менее закалены, чаще болеют.

     Сорокапятиминутный урок физической культуры компенсирует в средней 11%. А максимально (при большей моторной плотности) 40% необходимого объема движений. Это говорит о том, что два урока физической культуры компенсирует только 11% движений от нормы. Даже ежедневные уроки не способны ликвидировать дефицит движений.

     Известно, что потребность детей младшего школьного возраста двигаться на 18-22% в сутки удовлетворяется самостоятельными, спонтанными движениями. К таким относятся движения рук, ног. Повороты туловища, головы, движения рук во время письма, труда, рисования, выход к доске и т.д. однако спонтанно созданные движения на уроках не могут полностью удовлетворить движения учащихся.

     В дни, когда по расписанию проводится урок физкультуры, дефицит двигательной активности составляет 40%, а в дни когда их нет, увеличивается до 80%. Исходя их данных о том, что урок максимально компенсирует 40% естественной биологической потребности школьников в движении, суточный объем активных движений должен быть не менее 2 часов, а недельный не менее 14 часов.

     На современном этапе развития школ, недопустимо ограничение двигательной активности учащихся только на уроках физической культуры. В условиях школы гиподинамию можно ликвидировать теми видами физического воспитания, которые являются ежедневными, массовыми и обязательными для всех здоровых детей.

     Огромную роль здесь играют все виды физкультурно-оздоровительной работы в режиме школ с продленным днем. Они являются основными поставщиками необходимых ребенку движений. В школах, где физкультурно-оздоровительная работа всем своим видом, где она является обязательной для всех здоровых людей, не стоит проблема «двигательного голодания» со всеми вытекающими последствиями. Поэтому с первых дней нужно учить школьников строго соблюдать режим. Несоблюдение режима, неумение планомерно распределять время отрицательно сказывается на растущем организме ребенка.

     Когда мы видим вялого, нервозного, недостаточно физически развитого ребенка с плохой осанкой, то также безошибочно можно сказать, что он мало бывает на воздухе, малоподвижен, поздно ложиться спать. А значит и не досыпает. Отсутствие занятий физической культурой, физическими упражнениями отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и психоневрологическом статусе ребенка.

     Твердый распорядок предусматривающий все моменты двигательного режима, поможет детям так построить день, чтобы хватило времени и на уроки, и на помощь дома, и на игры и развлечения, и занятия спортом. Разнообразия движений необходимы для роста и жизнедеятельности ребенка. О том, что движение способствует здоровью, люди знали еще давно. Мы часто слышим разговоры о гиподинамии, т.е. о снижении физической активности, недостаточной физической нагрузки. Семилетний ребенок проводит 3-4 часа за партой в школе, потом 1-1,5 часа готовит уроки дома и столько же просиживает у телевизора. В старших классах неумение правильно расходовать время, его и вовсе не остается на то, чтобы побегать, погулять, подвигаться. А без движения, без полноценного отдыха на воздухе нет, как правило, и полноценного развития.

     Гиподинамия чревата опасностью вызвать различного рода нежелательные отклонения в здоровье ребенка, привести к психическим расстройствам и нервным срывам.

     И наоборот, у школьников, ежедневно занимающихся физическими упражнениями, отличаются несколько большие прибавки в росте, значительное увеличивается окружность грудной клетки, повышается жизненная емкость легких и сила мышц. Существенные изменения происходят и в обмене веществ: лучше усваиваются питательные вещества, более интенсивно протекают окислительные процессы. Благоприятно отражаются занятия физической культурой и на развитии всего опорно-двигательного аппарата ребенка, что создает условия для развития здоровья.

     Физкультура в школе в 1-3 классах продолжает дело дошкольных учреждений. А именно, физкультура в школе в начальных классах продолжает развивать выносливость, ловкость, силу рук и ног, координацию движений, навыки участия в командных играх. И делает это физкультура в школе с учетом физических и психических особенностей организма ребенка, присущих определенному возрасту.

     Физкультура в школе в начальных классах продолжает обучать детей:

      правильно дышать, сочетать дыхание с движением;

      усложненным ходьбе и бегу;

      бегу с препятствиями;

      начальным навыкам прыжков в длину и высоту с разбега;

      подбрасывать и ловить мяч одной и двумя руками;

      метать мяч в цель на разном расстоянии;

      лазать различными способами по гимнастической стенке;

      элементам спортивно-командных игр;

      часто обучают плаванию, ходьбе на лыжах.  

 

Глава 2. Практика организации массовой физкультурно-оздоровительной работы с детьми в начальной школе 

2.1 Организация физкультурно-оздоровительной, спортивно-массовой работы в школе 

     Основная роль в организации физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного и внеурочного дня, для организации внеклассной и спортивно-массовой работы может принадлежать школьному совету коллектива по физической культуре.

     Так комиссия по физкультурно-массовой работе помогает руководству школы, классным руководителям и учителям физической культуры в организации физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня (гимнастика до учебных занятий, физкультурных минутах на уроках, подвижные перемены). Для этого они выделяют физкультурный актив, общественных инструкторов. Активное участие комиссия принимает в организации дней здоровья и спорта, готовит оформление мест соревнований, назначает судей.

     Спортивные секции - создаются для учащихся, желающих регулярно заниматься тем или иным видом спорта. При создании спортивной секции прежде всего учитываются условия, позволяющие обеспечить их успешную работу – наличие спортивной базы, специализации тех лиц которые могут проводить занятия. В каждой спортивной секции учащиеся распределяются по возрастным группам: младшая, средняя, старшая. Занятия в секциях проводятся 2 – 3 раза в неделю. До зачисления в секцию учащиеся обязательно должны пройти медицинский осмотр у школьного врача или поликлинике по месту жительства.

     Наряду со спортивными секциями в школе создаются группы по общей физической подготовке (ОФП). В их задачу входит повышение общей физической подготовленности учащихся путем использования в занятиях с ними различных средств физической культуры и спорта, составляющих основу учебной программы по физической культуре. К занятиям в таких группах привлекаются учащиеся, которые несколько отстают в своем физическом развитии или нуждаются в дополнительных занятиях как недостаточно подготовленные к выполнению требований учебной программы.

     Работа с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (СМГ), занимает одно из важных мест в осуществлении задач физического воспитания школьников и осуществляется в группах лечебной физической культуры (ЛФК). Занятия в группах (ЛФК) проводятся с детьми отнесенным к специальной медицинской группе (СМС) имеющие отклонения в состоянии здоровья, которым противопоказана усиленная физическая нагрузка. Занятия в группах (ЛФК) могут носить как постоянный, так и временный характер, в зависимости от заболевания.

     Комплектование групп (СМГ) производится по заключению врача и оформляется приказом директора по школе. Желательно разделение учащихся по возрастным группам: младшая, средняя, старшая. При комплектовании необходимо учитывать возраст, степень и характер заболевания, функциональное состояние и физическое развитие каждого учащегося. В группы объединяются не менее 15 учащихся.

Информация о работе Теоретические аспекты изучения проблемы организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми