Теоретические аспекты изучения проблемы организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 22:00, курсовая работа

Краткое описание

На сегодняшний день сохранение здоровья подрастающего поколения - задача государственной важности, так как современные школьники составляют основной трудовой потенциал страны. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определила первостепенные цели воспитания школьников. Одним из главных моментов является создание в общеобразовательных учреждениях условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

Оглавление

ведение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми
1.1 Обзор литературы по физической подготовленности школьников
1.2 Особенности двигательной активности в младшем школьном возрасте
Глава 2. Практика организации массовой физкультурно-оздоровительной работы с детьми в начальной школе
2.1 Организация физкультурно-оздоровительной, спортивно-массовой работы в школе
2.2 Формы физкультурно-оздоровительной работы с детьми в начальной школе
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

организация физкульт оздоров работы№28,01(350).rtf

— 249.01 Кб (Скачать)

     Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья в (СМГ), занимаются под руководством учителя физкультуры 2 раза в неделю по 45 минут во внеурочное время. Учебный процесс в (СМГ) подразделяются на подготовительный и основной. В подготовительном периоде повторная плотность не превышает 40 – 45 %, в основном периоде возрастает до 50 – 55 %.

     При значительном количестве учащихся (СМГ) с нарушением осанки рекомендую создание групп корригирующей гимнастики, основное направление которой – формирование навыка правильной осанки и укрепление мышечной системы и развитие силовой выносливости. Кроме занятий в группах (ЛФК) учащиеся должны использовать комплексы утренней гимнастики, составленный учителем физического воспитания, физкультурные мероприятия в режиме дня (гимнастика до уроков, физкультурные игры на переменах, спортивные часы, различные спортивные мероприятия на открытом воздухе).

     Одним из важных факторов успешных занятий является самоконтроль, представляющий собой регулярное наблюдение учеников за состоянием своего здоровья в режиме дня. Ведение дневника самоконтроля учащихся оказывает учителю ощутимую помощь в планировании и регулировании нагрузок для каждого учащегося, занимающегося в группах (ЛФК).

     Необходим тесный контакт врача и учителя физической культуры с родителями учащихся, отнесенных к группе (СМГ). Родителям необходимо сообщать родителям об эффективности занятий и сдвигах состояния здоровья и развития детей. Желательно систематически проводить 1 раз в неделю специальные лекции и практические занятия.

     Врачебный контроль, осуществляемый врачом, является важной частью медицинского обслуживания и физического воспитания учащихся. Совместно с учителем физической культуры врач планирует занятия в группе (ЛФК). Врач знакомиться с годовым учебным планом и планом занятий в группах (ЛФК). Проводит врачебно-педагогический контроль, отбирает 1 – 2 учащихся для наблюдения за адаптацией организма к физической нагрузке во время занятий. Врач, совместно с учителем физического воспитания проверяет санитарно-гигиенические условия места занятий, состояния спортивной формы и обуви, интересуются самочувствием учащихся . Врач определяет оздоровительную значимость занятий в группах (ЛФК) с учетом санитарно-гигиенических условий проведения занятий, наличия навыка правильной осанки и дыхания, улучшения самочувствия.

     Задача подготовки учащихся к выполнению учебных нормативов занимает одно из центральных мест в учебной деятельности по физической культуре. Реализация задачи по сдаче контрольных нормативов напрямую зависит от эффективности уроков физического воспитания, от того, в какой степени учащиеся овладели практическим и теоретическим материалом учебной программы, какой уровень освоения навыков, умений, качеств и знаний смог учитель физической культуры обеспечить своим учащимся. Необходимо помнить, что подготовка к сдаче учебных нормативов ведется не только на уроках физической культуры, но и на внеклассных и внешкольных занятиях по различным видам спорта.

     Особое внимание требуется к учащимся с недостаточным развитием двигательных качеств и навыков. Для этой группы учащихся организуются дополнительные внеурочные занятия по подготовке к сдаче учебных нормативов. Учитель физической культуры должен для этой группы учащихся, подобрать и определить индивидуальные задания физических упражнений, исходя из индивидуальных, возрастных особенностей развития физических качеств учащихся. Необходимо также учителю физического воспитания установит прямой контакт с родителями, для осуществления контроля физического состояния учащихся, по согласованию с родителями вести дневник самоконтроля своего физического состояния.

     Сообщение школьникам теоретических сведений по физическому воспитанию правомерно и необходимо потому, что без теоретических знаний учащихся невозможно решить главные задачи физического образования, составляющего сущность общеобразовательного предмета '' Физическая культура ''

     Теоретические сведения в программе по физической культуре формируются по следующим направлениям:

      Знание физической культуры и спорта;

      Правила гигиены занятий физическими упражнениями;

      Ознакомление с комплексом учебных нормативов;

      Влияние образа жизни на состояние здоровья;

      Основные методики самостоятельных занятий;

      Олимпийские игры;

      Правила безопасности во время занятий физическими упражнениями.

     Теоретические сведения, связанные с двигательной деятельностью, влиянием физических упражнений на организм, рекомендую сообщать при прохождении практического материала.

     Школьники лучше осваивают теоретический материал программы, когда при прохождении соответствующего вида движений опираются на знания из области математики, физики, биологии.

     Специальные задачи по подготовке юных спортсменов решают группы подготовки ДЮСШ. Организационная структура этой работы позволяет привлечь широкий круг детей и подростков к регулярным занятиям спортом. В зависимости от специфики видов спорта культивируемых в школе могут создаваться филиалы ДЮСШ при школе. Важной организационно-педагогической проблемой является отбор учащихся в группы начальной подготовки ДЮС.

     В группы начальной подготовки ДЮСШ осуществляется по принципу осуществления массовости спорта, а затем уже с целью достижения определенных спортивных результатов. Создание в структуре школы такого звена позволяет дополнительно привлечь к регулярным занятиям большое количество учащихся.

     Данная группа начальной подготовки ДЮСШ - должна являться самостоятельной структурной единицей школы, которая должна решать главную задачу – привлечение к физической культуре и спорту максимального числа школьников средствами ОФП на базе одного из видов спорта. Важно помнить, что в этих группах, учащиеся должны приобщаться к спорту в целом.

     Особо следует отметить такую форму работы, как организация летнего спортивно-оздоровительного лагеря, позволяющего осуществлять круглогодичную учебно-тренировочную работу с учащимися.

     Практика показывает, что один месяц тренировки в лагере по эффективности не уступает полугодичному периоду занятий в стационарных условиях спортивной школы. Организация работы в спортивно-оздоровительном лагере позволяет не только увеличить тренировочную нагрузку, но и обеспечить комплекс необходимых восстановительных мер. Велико значение лагеря для проведения воспитательной работы, привития таких качеств, как трудолюбие, честность. коллективизм, воля. Значительное место в работе спортивно-оздоровительных лагерей занимает физическая культура и спорт как одно из главных средств оздоровления и воспитания, совершенствования физической и спортивной подготовки, активного отдыха и укрепления здоровья учащихся. Именно в спортивно-оздоровительном лагере наиболее полно раскрываются все стороны и черты характера каждого учащегося.

     Внеклассная спортивно-массовая работа в школе не может стать полноценной, если не будет сопровождаться системой школьных спортивных соревнований – Спартакиад. Их любят учащиеся, Спартакиады стимулируют учащихся к систематическим, регулярным занятиям спортом. Спартакиады являются эффективной формой пропаганды физической культуры и спорта среди учащихся.

     Внутри школьные соревнования (Спартакиады) проводятся по разным видам спорта на протяжении всего учебного года в зависимости от климатических условий и прохождения учебного материала программы по физическому воспитанию. Внутри школьные соревнования (Спартакиады) являются не только составной частью внеклассной спортивно-массовой работы, но и обогащают высокой заинтересованностью учащихся в необходимости систематических занятий физической культурой и спортом во внеурочное время. Главное в том– что правильно организованные соревнования в рамках Спартакиады способствуют укреплению здоровья учащихся, их физическому развитию и физической подготовленности.

     Центром организационно-массовых соревнований (Спартакиад), должна стать школа. Это очевидно, т. к. именно в школе учащимся, начиная с 1 класса, представляется возможность принимать участие во внутри школьных соревнованиях (Спартакиадах).

     Организаторам внутри школьных соревнований необходимо помнить, что участию в спортивных соревнованиях любого ученика должна предшествовать спортивная подготовка. Только в этом случае соревнования будут для учащегося полезными.

     Совместные действия учителей физической культуры и руководителей (ОБЖ) является отличным фактором усиления физической и начальной военной подготовки учащихся старших классов. В порядке внеклассной работы руководители (ОБЖ) совместно с учителями физической культуры организуют подготовку и сдачу нормативов по стрельбе, метанию гранаты, судей не только по видам спорта, но и в том числе юных инструкторов по гражданской обороне по предмету (ОБЖ). Учителя физической культуры, совместно с руководителями (ОБЖ) осуществляют подготовку по военно-прикладным видам спорта.

     В программе дней здоровья и спорта предусматриваются: подвижные спортивные игры, массовые соревнования '' Веселые старты '', '' А, ну-ка парни! '', '' А, ну-ка девушки ! '', '' Папа, Мама – Я спортивная семья! '', '' Кожаный мяч '' , '' Белая ладья '', '' День прыгуна '', открытые старты на лучшего бегуна, прыгуна , метателя и т. д.; в зимних условиях - катания на лыжах, санках .

     Необходимо, чтобы все эти виды активного отдыха проходили без чрезмерной повышенной физической нагрузки, интересно для всех учащихся. Для подготовки и проведения дней здоровья директор школы привлекает весь педагогический коллектив школы во главе с организатором внеклассной и внешкольной работы. Необходимо, в рамках проведения дней здоровья привлекать родительский комитет школы, обеспечивая присутствия родителей на спортивных праздниках по плану школы.

     Одним из обязательных условий является обеспечение этого мероприятия медицинского обслуживания.

     Основным показателем результативности дня здоровья является массовость. Поэтому, при проведении главное внимание уделяется занятости школьников, активному участию всех их в запланированных видах программы. Временно освобожденные врачом от занятий физической культурой учащиеся также находятся в составе класса на местах проведения спортивных мероприятий, что положительно скажется и найдет достойное применение полученных знаний и навыков в дальнейшей жизнедеятельности учащихся, повышения уровня учебной и внеклассной физкультурно-оздоровительной работы в школе.

     Однако они не участвуют в соревнованиях, играх, в выполнении физических упражнений, а оказывают посильную помощь учителям физического воспитания, классным руководителям в их проведении.

     Создание звена научно-исследовательской работы среди учащихся в школе позволяет дополнительно привлечь к регулярным занятиям учащихся, отнесенным к медицинской группе здоровья, путем решения образовательно-воспитательных задач по предмету физической культуры и спорта, выявить лиц из числа учащихся способных заниматься НИР в области ФКиС, что положительно скажется и найдет достойное применение полученных знаний и навыков в дальнейшей жизнедеятельности учащихся, повышения уровня учебной и внеклассной физкультурно-оздоровительной работы в школе.

     Безусловно, данная работа требует большого труда педагогического коллектива школы, особенно учителей физического воспитания.

     Поэтому, главным направлением в проведении любых физкультурно-спортивных и других мероприятий должно быть живое, заинтересованное участие, прежде всего самих школьников. Данная работа по организации физкультурно-оздоровительных мероприятий не должна быть стихийной, бесконтрольной. Ее следует систематически направлять администрацией, учителями физического воспитания, в данную работу должен включиться весь педагогический коллектив школы, однако эта работа должна стать более плодотворной, если она будет тесно связана и подкреплена внешкольными формами физического воспитания самих учащихся.  

     2.2 Формы физкультурно-оздоровительной работы с детьми в начальной школе 

     Физкультурно-оздоровительная программа школы включает в себя:

     - подготовку и проведение разнообразных спортивных праздников и состязаний, игр, дней здоровья;

     - проведение тематических классных часов, бесед, родительских собраний ;

     - организацию экскурсий, походов, прогулок;

     - организацию интересного и плодотворного досуга, включая каникулярное время;

     - пропаганду здорового образа жизни детей и подростков;

     - привлечение родителей и других представителей взрослого населения села к проблемам формирования и ведения здорового образа жизни. Данная программа полностью охватывает учебно-воспитательный процесс в школе. Так для физической и психологической разгрузки учащихся созданы спортивные секции, кружки, назначаются индивидуальные занятия, работает тренер от ДЮСШ.

Информация о работе Теоретические аспекты изучения проблемы организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми