Тенденции развития современного олимпийского движения

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2015 в 19:03, реферат

Краткое описание

Цель исследования: проанализировать Олимпийское движение как глобальный социальный феномен.
Объект исследования: олимпийское движение.
Предмет исследования: олимпийское движение как глобальный социальный феномен.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..3
1. История олимпийского движения………………………………….5
1.1. История возникновения олимпийских игр……….……….…5
1.2. Возрождение олимпийской идеи……….……….……….…..8
1.3. Олимпийское движение……….……….……….……….……12
1.3.1. МОК……….……….……….……….……….……….13
1.3.2. МПК……….……….……….……….……….……….15
1.3.3. Олимпийская хартия……….……….……….………16
1.4. Вступление России в Олимпийское движение. ……….……17
2. Социальные функции спорта и современного олимпийского
движения……….……….……….……….……….……….……….……25
3. Тенденции развития современного олимпийского
движения……….……….……….……….……….……….……….……28
4. Олимпийские игры……….……….……….……….……….………31
4.1. Игры в античности……….……….……….……….……….31
4.2. Современные Олимпийские игры……….……….……….…33
Заключение……….……….……….……….……….……….……….…36
Список источников……….……….………

Файлы: 1 файл

Олимпийское движение (реферат).docx

— 104.15 Кб (Скачать)

Введение…………………………………………………………………..3

1. История олимпийского  движения………………………………….5

1.1. История возникновения олимпийских игр……….……….…5

1.2. Возрождение олимпийской идеи……….……….……….…..8

1.3. Олимпийское движение……….……….……….……….……12

1.3.1. МОК……….……….……….……….……….……….13

1.3.2. МПК……….……….……….……….……….……….15

1.3.3. Олимпийская хартия……….……….……….………16

1.4. Вступление России в Олимпийское движение. ……….……17

2. Социальные функции спорта и современного олимпийского

движения……….……….……….……….……….……….……….……25

3. Тенденции развития современного олимпийского

движения……….……….……….……….……….……….……….……28

4. Олимпийские игры……….……….……….……….……….………31

4.1. Игры в античности……….……….……….……….……….31

4.2. Современные Олимпийские игры……….……….……….…33

Заключение……….……….……….……….……….……….……….…36

Список источников……….……….……….……….……….…………38

Приложение……….……….……….……….……….……….…………39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Олимпийская проблематика, в частности её историко-философские, социологические, культурологические аспекты - необозримое поле для научных изысканий. Различные подходы к этой проблеме дополняют, обогащают друг друга.

Тема олимпийского движения актуальна, ведь трудно найти иное социальное явление, которое вызывало бы к себе столь большое внимание и симпатию как олимпизм, шагнувший в третье тысячелетие своего существования. В наше время его роль и значение стали такими весомыми и, в то же время противоречивыми, как никогда в прежней истории. Современный олимпизм занимает особое место в социальной и культурной жизни общества, существенно влияет на образ жизни людей, формирует спортивный образ жизни человека. Он признан в мире как значимая социокультурная формация, в которой заложены гуманистические ценности: добрая воля людей, стремление к миру, сотрудничеству и взаимопониманию.

Рассматривая Олимпийские игры как одно из выдающихся, феноменальных явлений XX столетия, хочу обратить внимание на следующий аспект. Современные Олимпийские игры есть результат взаимодействия Олимпийской идеи и спорта. В рамках Олимпийской идеи, в рамках Олимпийских игр спорт получил как бы второе рождение. Он стал бурно развиваться, а Олимпийские игры служили своеобразным локомотивом. Спорт может существовать без Олимпийских игр, а игры без спорта – нет. Поэтому очевиден процесс спортизации Олимпийских игр.

То, что спорт стал играть значительную роль в системе мировой культуры, усилило позиции олимпийского спорта в российском обществе. Сегодня социальный престиж и популярность спортсменов иногда превосходят престиж представителей искусства, науки, литературы. Олимпийские игры привлекают внимание миллионов людей. Тем не менее, заметно превращение олимпийского спорта в индустрию зрелищ и развлечений, что наносит непоправимый вред развитию олимпийского движения, нарушая его принципы и разрушая саму олимпийскую идею. Понятно, что новейшая история олимпизма далека от миротворческих традиций древних олимпийских игр и романтизма Пьера де Кубертена. Новая социокультурная реальность диктует новые правила игры. Тем не менее, кризисная ситуация, создавшаяся в олимпийском движении, может стать началом "выздоровления" олимпийских игр, если мы будем формировать олимпийскую культуру человека, олимпийское сознание людей. Только сформированная олимпийская ментальность современного социума способна вывести современный спорт и олимпийское движение из-под власти коммерциализации, профессионализации, нечестного судейства и прочих пороков, которые разрушают олимпизм.

Феномен олимпийской культуры представляет собой развивающийся комплекс накопленных человечеством знаний, норм, ценностей, образцов поведения, философии олимпизма, на основе которых формируются гуманистический образ жизни социума и стиль жизни личности.

В своей работе я хочу раскрыть проблему генезиса олимпийского движения. Рассказать про возрождение Олимпийских игр, зарождение и становление олимпизма, тенденции развития современного олимпийского движения и затронуть тему социальных функций спорта и олимпийского движения в целом. Подчеркнуть значимость Пьера де Кубертена как крупнейшего реформатора современного спорта.

Цель исследования:  проанализировать Олимпийское движение как глобальный социальный феномен.

Объект исследования: олимпийское движение.

Предмет исследования: олимпийское движение как глобальный социальный феномен.

Задачи:

1.  Изучить  генезис олимпийского движения

2.  Обосновать  современное олимпийское движение

3.  Определить  значимость олимпийских игр

1. История олимпийского движения

1.1. История возникновения Олимпийских  игр

Возникновение Олимпийских игр относится к далекому прошлому. Древние греки создали множество прекрасных легенд, рассказывающих о том, как появились Олимпийские игры.

Одной из древнейших является легенда о Пелопсе1, которую упоминают древнеримский поэт Овидий в своих "Метаморфозах" и древнегреческий поэт Пиндар. Пелопс, сын Тантала, рассказывается в этой легенде, после того, как царь Трои Ил завоевал его родной город Сипил, Пелопс и Гиподамия покинул родину, и отправился к берегам Греции. На самом юге Греции он нашел полуостров и поселился на нем. С тех пор этот полуостров стали называть Пелопоннесом. Однажды увидел Пелопс красавицу Гиподамию - дочь Эномая. Эномай был царем Писы, города, расположенного на северо-западе Пелопоннеса, в долине реки Алфей. Пелопс влюбился в прекрасную дочь Эномая и решил просить у царя ее руки.

Но это оказалось делом не таким уж легким. Дело в том, что оракул предсказал Эномаю гибель от руки мужа его дочери. Чтобы предотвратить такую судьбу Эномай решил вообще не выдавать дочь замуж. Но как это сделать? Как отказывать всем претендентам на руку Гиподамии? Много достойных женихов сваталось за красавицу царевну. Отказывать всем без причины Эномай не мог и придумал жестокое условие: он отдаст Гиподамию в жены лишь тому, кто победит его в состязании на колеснице, но если он окажется победителем, то побежденный должен поплатиться жизнью. Во всей Греции не было равных Эномаю в искусстве управлять колесницей, да и кони его были быстрее ветра.

Один за другим приходили во дворец Эномая молодые люди, не боявшиеся лишиться жизни, лишь бы получить в жены прекрасную

 

-----------------------------------

1   http://olimprus.ru/articles/3legendolg

Гиподамию. И всех их убил Эномай, а чтоб неповадно другим было

приходить свататься, прибил головы погибших к дверям дворца. Но это не остановило Пелопса. Он решил перехитрить жестокого правителя Писы. Тайно договорился Пелопс с возничим Эномая Миртилом о том, чтобы тот не вставлял чеку, удерживающую колесо на оси.

Перед началом состязаний Эномай, уверенный, как всегда, в успехе, предложил Пелопсу начать гонку в одиночестве. Колесница жениха срывается с места, а Эномай неспеша приносит жертву великому громовержцу Зевсу и только после этого бросается вдогонку. Вот уже колесница Эномая достигла Пелопса, уже чувствует сын Тантала горячее дыхание коней царя Писы, он оборачивается и видит, как царь с торжествующим смехом замахивается копьем. Но в этот момент колеса с осей колесницы Эномая соскакивают, колесница опрокидывается, и жестокий царь замертво падает на землю.

С торжеством возвратился Пелопс в Пису, взял в жены прекрасную Гиподамию, завладел всем царством Эномая и в честь своей победы устроил в Олимпии спортивный праздник, который решил повторять раз в четыре года.

Другие легенды1 утверждают, что в Олимпии около могилы Крона, отца Зевса, состоялись соревнования по бегу. И будто бы их организовал сам Зевс, который таким образом отпраздновал победу над своим отцом, сделавшую его властелином мира.

Но, пожалуй, самой популярной в древности была легенда, о которой упоминает в своих песнях в честь победителей Олимпийских игр Пиндар. По этой легенде Игры основал Геракл после свершения своего шестого подвига - очищения скотного двора Авгия, царя Элиды. Авгий обладал неисчислимыми богатствами. Особенно многочисленны были его стада.

-----------------------------

1 http://www.olympic-history.ru/istorija_olimpiad.html

 

Геракл предложил Авгию очистить в один день весь его громадный двор, если он согласится отдать ему десятую часть своих стад. Авгий согласился, считая, что такую работу выполнить в один день просто невозможно. Геракл сломал с двух противоположных сторон стену, окружавшую скотный двор, и отвел в него воду реки Алфей. Вода в один день унесла весь навоз со скотного двора, и Геракл снова сложил стены. Когда Геракл пришел к Авгию требовать награды, царь не дал ему ничего, да еще и выгнал его.

Геракл страшно отомстил царю Элиды. С большим войском он вторгся в Элиде, победил в кровопролитной битве Авгия и убил его смертоносной стрелой. После победы собрал Геракл войско и всю добычу у города Писы, принес жертвы олимпийским богам и учредил Олимпийские игры, которые проводились с тех пор каждые четыре года на священной равнине, обсаженной самим Гераклом оливами, посвященными богине Афине Палладе.

Существует и множество других версий появления и создания Олимпийских игр, но все эти версии, чаще всего мифологического происхождения, остаются версиями.

По неоспоримым приметам появление Олимпийских игр относится к IX веку до н. э. Храм Аполлона в Дельфах В те времена тяжелые войны разоряли греческие государства. Ифит - царь Элиды, небольшого греческого государства, на территории которого находится Олимпия - отправляется в Дельфы, чтобы посоветоваться с оракулом, как он, царь маленькой страны, может уберечь свой народ от войны и грабежа. Дельфийский предсказатель, пророчества и советы которого считались непогрешимыми, посоветовал Ифиту:

"Нужно, чтобы ты основал Игры, угодные  богам!"

Ифит без промедления отправляется на встречу со своим могущественным соседом - царем Спарты Ликургом. Очевидно, Ифит был хорошим дипломатом, так как Ликург решает, что отныне Элида должна быть признана нейтральным государством. И все маленькие раздробленные государства, бесконечно воюющие друг с другом, соглашаются с этим решением. Тотчас Ифит, чтобы доказать свои миролюбивые стремления и отблагодарить богов, учреждает "атлетические Игры, которые будут проходить в Олимпии каждые четыре года". Отсюда и название их - Олимпийские игры. Это произошло в 884 году до н. э.

Так в Греции установился обычай, по которому раз в четыре года в разгар междуусобных войн все откладывали оружие в сторону и отправлялись в Олимпию, чтобы восхищаться гармонично развитыми атлетами и славить богов.

Олимпийские игры стали событием общенациональным, объединившим всю Грецию, в то время как до и после них Греция являла собой множество разрозненных, враждующих между собой государств.

Через некоторое время грекам пришла идея учредить единый календарь Олимпийских игр. Было решено проводить Игры регулярно каждые четыре гола "между жатвой и сбором винограда". Олимпийский праздник, состоявший из многочисленных религиозных церемоний и спортивных состязаний, проводился сначала в течение одного дня, затем - в течение пяти дней, а позже продолжительность праздника достигала целого месяца.

Когда праздник продолжался только один день, он обычно устраивался в восемнадцатый день "священного месяца", начинавшегося с первого полнолуния после летнего солнцестояния. Праздник повторялся каждые четыре года, которые и составляли "олимпиаду" - греческий олимпийский год.

1.2 Возрождение олимпийской идеи

Олимпийская идея не исчезла и после запрета античных состязаний. Например, в Англии в течение XVII века неоднократно проводились «олимпийские» соревнования и состязания. Позже похожие соревнования организовывались во Франции и Греции. Тем не менее, это были небольшие мероприятия, носившие, в лучшем случае, региональный характер. Первыми настоящими предшественниками современных Олимпийских игр являются «Олимпии», которые проводились регулярно в период 1859-1888 годов. Идея возрождения Олимпийских игр в Греции принадлежала поэту Панайотису Суцосу, воплотил её в жизнь общественный деятель Евангелис Заппас.

Интерес в возрождении Олимпийских игр как международного события вырос из руин древней Олимпии, которые были найдены немецкими археологами в середине девятнадцатого века. Тогда были найдены десятки памятников и различных предметов, которые затем были вывезены в Париж... Наиболее крупные и результативные раскопки провел немецкий археолог профессор Э. Курциус. За 7 лет раскопок (1875 — 1881) найдено 130 памятников, 1300 изделий из бронзы, 6000 монет, многочисленные инструменты, треножники, гантели, диски, копья и др.1

 В  то же время, Пьер де Кубертен  искал причину французского поражения  во франко-прусской войне (1870-1871). Он подумал, что причиной вполне  могло бы быть то, что французы  не получали достаточного физического  обучения, и решил исправить это  дело. Кубертен также придумал  способ сделать нации ближе, предложив  молодежи всего мира соревноваться  в спорте, что было определенно  лучше, нежели сражаться на войне. В 1890 году он посетил фестиваль  Венлокского Олимпийского общества, и пришел к выводу, что возрождение Олимпийских игр поможет реализовать обе намеченные им цели.

На конгрессе в Сорбонском университете в Париже, проходившем с 16 по 23 июня 1894 года, он представил свои идеи международной аудитории. В последний день конгресса было принято решение, что первые современные Олимпийские игры пройдут в 1896 году в Афинах, в стране своего рождения, на Панафинийском стадионе. Чтобы организовать эти игры был основан Международный Олимпийский комитет, первым президентом которого стал грек Деметрий Викелас.

---------------------------------

1 Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений, - М.: Издательский центр “Академия”, 2001. — 312 с.

Энергия Кубертена и энтузиазм греков преодолели многие препятствия и позволили выполнить намеченную программу первых игр современности. С восторгом принимали зрители красочные церемонии открытия и закрытия возрожденного фестиваля спорта, награждение победителей соревнований. Интерес к соревнованиям был так велик, что на мраморных трибунах Панафинийского стадиона, рассчитанных на 70 тысяч мест уместилось 80 тысяч зрителей. Успех возрождения олимпийских игр подтвердили общественность и пресса многих стран, с одобрением встретившие начинание.

Несмотря на то, что участие в Играх приняли всего 241 атлет (14 стран), Игры стали крупнейшим спортивным событием, прошедшим когда-либо со времён Древней Греции. Греческие официальные лица были так довольны, что выдвинули предложение о «вечном» проведении Игр Олимпиады на их родине, в Греции. Но МОК ввёл ротацию между разными государствами, чтобы каждые 4 года Игры меняли место проведения. Вторые Олимпийские игры прошли в Париже, Франция. Париж также был первым городом Олимпийских игр, где было позволено соревноваться женщинам. В настоящее время Мраморный стадион в Афинах для соревнований не используется, оставаясь памятником первых игр.1

Информация о работе Тенденции развития современного олимпийского движения