Современное олимпийское движение

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 21:29, реферат

Краткое описание

ОЛИМПИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ, международное общество, движение за развитие спорта как одного из средств достижения физического и духовного совершенства человека, за укрепление международного сотрудничества. Цели Олимпийского движения -- способствовать развитию физических и моральных качеств, являющихся основой любительского спорта; воспитывать молодёжь в духе лучшего взаимопонимания и дружбы, содействуя, таким образом, укреплению мира во всём мире; широко пропагандировать олимпийские принципы создания доброй воли между народами; объединять спортсменов всех континентов раз в четыре года на всемирном спортивном празднике -- Олимпийских играх.

Файлы: 1 файл

Олимпийское движение.rtf

— 50.96 Кб (Скачать)

Тема: Современное олимпийское движение.

 

ОЛИМПИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ, международное общество, движение за развитие спорта как одного из средств достижения физического и духовного совершенства человека, за укрепление международного сотрудничества. Цели Олимпийского движения -- способствовать развитию физических и моральных качеств, являющихся основой любительского спорта; воспитывать молодёжь в духе лучшего взаимопонимания и дружбы, содействуя, таким образом, укреплению мира во всём мире; широко пропагандировать олимпийские принципы создания доброй воли между народами; объединять спортсменов всех континентов раз в четыре года на всемирном спортивном празднике -- Олимпийских играх.

Современное Олимпийское движение имеет большое социальное значение, способствует установлению связей между спортивными организациями различных стран. В этом социально, политически и идеологически сложном общественном движении основополагающими являются такие прогрессивные олимпийские принципы, как недопустимость политической, расовой и религиозной дискриминации в спорте, признание суверенитета и равноправия национальных спортивных организаций, невмешательство в их внутреннюю жизнь, демократические основы организации движения, участие в борьбе за достижение всеобщего мира. Неуклонное соблюдение этих принципов -- главное условие, обеспечивающее единство Олимпийского движения, прогресс Олимпийских игр.

Олимпийское движение объединяет миллионы спортсменов, независимо от их политических и религиозных взглядов, расовой принадлежности. Борьба за претворение в жизнь прогрессивных Олимпийских принципов выражает общедемократическую сущность Олимпийского движения. Идея мирных спортивных состязаний молодёжи, международное сотрудничество, достижение взаимопонимания и дружбы между народами находят своё конкретное выражение в ОИ.

 

Олимпи́йское движе́ние и полити́ческий проте́ст -- диалектически связанные между собой явления. Акты демонстративного публичного политического протеста в ходе подготовки и/или проведения очередных Олимпийских игр неизбежно привлекают внимание мирового общественного мнения и изменяют политическую повестку дня. Поэтому такие протесты служат действенным, хоть и далеко не всегда конвенциональным, инструментом постановки перед властью и обществом тех или иных актуальных, по мнению организаторов протеста, проблем.

 

Проблема

 

Одним из основополагающих принципов современного олимпийского движения, разработанных его создателем бароном Пьером де Кубертеном (фр. Pierre de Coubertin) является принципиальное и жёсткое, под угрозой серьёзных санкций, отграничение политики от олимпизма. Согласно Олимпийской хартии, игры «…объединяют спортсменов-любителей всех стран в честных и равноправных соревнованиях. По отношению к странам и отдельным лицам не допускается никакой дискриминации по расовым, религиозным или политическим мотивам»

Олимпийский флаг

 

Как правило решение о политическом протесте принимается высшими исполнительными органами страны или организации-инициатора, утверждается соответствующими Национальными олимпийскими комитетами (НОК) и официально доводится до сведения МОК и общественности. Иногда решение о бойкоте определённых стран по политическим мотивам принимается и самим МОК и служит одним из способов донесения до объектов бойкота консолидированного негативного мнения международного сообщества.

Существует и ряд международно-правовых обстоятельств, которые делают принципиально невозможным или нежелательным по политическим причинам выступления спортсменов определённого НОК с государственной символикой соответствующей страны -- флагом, гербом, гимном. В таких случаях МОК, руководствуясь принципами, зафиксированными в Олимпийской хартии, предлагает олимпийское покровительство -- выступление под олимпийским флагом и соответствующей вненациональной олимпийской символикой. Такой вариант часто, оказывается, приемлем для всех заинтересованных сторон, что снижает конфронтацию и делает возможным максимально полное участие в олимпийском движении спортсменов всего мира.

 

Цели

 

Политический протест во время подготовки или проведения Олимпийских игр является одной из мер серьёзного морального давления на страну-организатора игр, международное олимпийское движение и мировое сообщество в целом с целью донесения инициаторами протеста своей точки зрения на современные играм политические процессы и события, представляющиеся критически важными. Это эффектный, но не обязательно эффективный жест, не заметить который в связи с большим международным значением Олимпийских игр становится невозможно. По замыслу организаторов протеста такой жест призван активизировать международную дискуссию, возбудить мировое общественное мнение и с его помощью воздействовать на власти, руководство страны-объекта воздействия.

 

Политический протест, связанный с олимпиадами, может быть комбинированным и сопровождаться и другими мерами, такими как экономические санкции, эмбарго, политическое охлаждение отношений с соответствующей страной или странами. Международная изоляция предусмотрена Уставом ООН как мера принуждения без применения вооружённых сил -- и спортивные санкции находятся здесь в общем контексте. Даже сама постановка вопроса о последних, сделанная публично, на достаточно высоком политическом уровне и распространённая СМИ, де-факто является действенной мерой влияния на международные отношения и складывающуюся в мире политическую ситуацию.

 

За и против

 

Однако опыт политических протестов показывает, что ни в одном случае инициаторам не удалось добиться с помощью столь радикального средства всех декларировавшихся ими целей. Кроме того объект воздействия во многих случаях склонен прибегать к ответным зеркальным или асимметричным мерам с соответствующим пропагандистским обеспечением, как правило изоляционистского или агрессивного толка. В результате каждый такой случай столкновения идеологий и цивилизаций, по мнению противников смешения олимпийского спорта и политики, неизбежно наносит заметный урон самой идее олимпийского движения, заложенным в него принципам международной кооперации, открытости, глобализации.

Сторонники же политических протестов на олимпиадах отмечают, что бо́льший урон олимпийскому движению наносят не протесты, а, напротив, как раз участие в играх, проводимых при игнорировании очевидных для значимой части мирового сообщества политических проблем. В качестве последних обычно называются тоталитаризм, ограничение свободы слова и других прав человека, различные формы дискриминации, международный терроризм и проч. По мнению сторонников политических протестов проведение Олимпийских игр в подобных случаях де-факто становится формой поддержки таких стран, что недопустимо.

Они указывают, что проведение олимпиад не является самоцелью и вопрос об отношениях олимпийского спорта и политики должен рассматриваться в комплексе. То есть каждый случай протеста, преследующего общественно-политические цели, должен оцениваться по своему итоговому вкладу в общественные отношения, мировую политику, воздействие на общественное мнение и, в конечном счёте, значению в борьбе за мир и свободу -- последнее декларируется, в частности, и в олимпийской хартии как важнейшая цель олимпизма.

Так или иначе, каждый случай проявления политической борьбы на Олимпийских играх неизбежно становится причиной и поводом для острых дискуссий.

 

История

 

Сборная Великобритании во время открытия IV Олимпиады (1908)

 

Плакат VII Олимпийских игр в Антверпене (1920)

 

Олимпийский огонь XI Игр в Берлине (1936)

 

Олимпийский стадион в Берлине (1936)

 

Площадь Трёх Культур в Тлателолко, Мексика 1968

 

Протест Веры Чаславской против СССР на Играх в Мехико (1968)

 

Почтовая марка СССР к Олимпиаде-80 (1976)

Олимпийские игры 1980 года в Москве и 1984 года в Лос-Анджелесе в сравнении.

 

Зелёный цвет - страны-участницы

 

Синий цвет - при этом впервые,

 

Салатовый - под олимпийским флагом.

Олимпийский стадион на Играх в Сеуле (1988)

Афинская XXVIII Олимпиада 2004 года также не избежала бойкота -- на сей раз индивидуального. Знаменитый иранский дзюдоист Араш Миресмаэли (перс. آرش میراسماعیلی, англ. Arash Miresmaeili), знаменосец сборной команды Ирана, до того дважды побеждавший на чемпионатах мира, и на этот раз уверенно вышел из групповой стадии турнира, но, будучи явным фаворитом, отказался от продолжения борьбы и был дисквалифицирован. Его соперником должен был стать гражданин Израиля Эхуд (Уди) Вакс (ивр. אודי וקס, англ. Ehud Vaks). Араш заявил репортёрам: Несмотря на упорную многомесячную подготовку и хорошее физическое состояние, я отказываюсь состязаться с моим израильским противником в знак солидарности со страданиями народа Палестины -- и я не чувствую себя расстроенным вовсе.

Иранское государственное информационное агентство ИРНА сообщило об одобрении со стороны президента Ирана Мохаммада Хатами. Хатами заверил, что поступок Миресмаэли «вписан в историю иранской славы» и что нация полагает его «чемпионом Олимпийских игр 2004 года». Тогдашний мэр Тегерана Махмуд Ахмадинежад сказал, что, хотя Араш и «не получил золотую медаль, он заслужил своим отказом вечную славу». 8 сентября 2004 года иранский Национальный олимпийский комитет вручил атлету денежную премию в $125 000 -- такую же, какую получили ещё два иранских золотых медалиста Игр в Афинах. Примечательно, что вышедший в следующий круг израильтянин Эхуд Вакс был побеждён алжирцем Амаром Мериджей (англ. Amar Meridja).

 

2008

 

С конца 2007 года рядом влиятельных правозащитных организаций Запада при явной и неявной поддержке со стороны официальных властей была поднята кампания по бойкоту XXIX Олимпийских игр в Пекине. Параллельно серии пресс-конференций и негативных докладов правозащитников о положении в КНР в палату представителей Конгресса США были внесены сразу две резолюции (от республиканцев и от демократов) об официальном бойкоте Игр. К этому же президента США Джорджа Буша призывали кандидаты в будущие президенты США, в частности, Хиллари Клинтон и Барак Обама, а также ряд влиятельных этнических организаций, в частности, еврейская община США, и деятели культуры, например, Миа Фэрроу, Стивен Спилберг и Ричард Гир. Идея бойкота была публично одобрена главой Европарламента Гансом-Гертом Пёттерингом, президентом Франции Николя Саркози, а также рядом восточноевропейских лидеров. О возможном неучастии в церемонии открытия Игр Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна было объявлено его канцелярией, официально -- «из-за проблем с рабочим графиком».

Правительству Китайской Народной Республики вменяется в вину насильственное подавление сепаратистского движения в Тибете, поддержка авторитарных режимов Судана, КНДР, Зимбабве и Мьянмы, а также существующие, по мнению правозащитников, проблемы с правами человека и цензурой в самой КНР. Подробнее см.: Concerns over the 2008 Summer Olympics. Пик пиар-кампании, сопровождавшейся шумными акциями, митингами и конфликтами с полицией разных городов мира, пришёлся на весну 2008 года после мартовских беспорядков в Лхасе и продолжался во время многократно срывавшейся из-за актов протеста противников Олимпиады эстафеты олимпийского огня. В интервью «Би-би-си» глава Азиатского и Тихоокеанского департамента Amnesty International Ти Кумар указывал: Надавить следует не только на китайские власти, но и на Международный олимпийский комитет, который, в свою очередь, обещал проследить за реформами в Китае, но так ничего и не сделал.  

Несмотря на то, что не все главы западных государств в итоге присутствовали на церемонии открытия Игр в Пекине, перспектива бойкота постепенно сошла на нет. Одним из важных доводов за Олимпиаду является финансовый: контракты со спонсорами настолько велики, что для любой олимпийской сборной становится крайне затруднительно нарушить договор, в котором задействованы такие серьёзные суммы. Так, официальным спонсором американской команды является Nike и пресс-служба этой компании в интервью русской службе Би-би-си заявила: Руководство Nike, конечно, всецело за защиту прав человека, но сумма контракта настолько велика, что сборная США поедет на Игры в Пекин во что бы то ни стало.        

9 августа 2008 олимпийская команда Грузии, находящаяся в Пекине на Олимпиаде-2008, в связи с осетинской войной решила «провести акцию протеста, чтобы привлечь внимание мира к тому, что сегодня происходит в Грузии». Согласно уставу олимпийского комитета это повлекло бы за собой дисквалификацию спортсменов. В тот же день олимпийская сборная Грузии после встречи с женой президента Грузии Саакашвили гражданкой Нидерландов Сандрой Руловс объявила о том, что покидает Олимпиаду. Грузинская олимпийская сборная, в соответствии с Олимпийским уставом, могла быть дисквалифицирована на восемь лет. Однако грузинская команда в итоге осталась на Олимпиаде и продолжила участвовать в соревнованиях. Как сообщается, «после убедительной просьбы президента Саакашвили, спортсмены изменили своё решение».

На закрытии Олимпийских Игр в Пекине флаг США несла грузинка Хатуна Лориг, ранее выступавшая, в том числе на Олимпиаде, за сборную Грузии.

 

2014

Газета «Вашингтон пост» 14 августа 2008 в связи с осетинской войной предложила «американо-европейский бойкот зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи».

В тот же день конгрессмены США от Демократической партии Эллисон Шварц и Республиканской партии США Б. Шустер, сопредседатели «Группы поддержки Грузии», заявили о вынесении на рассмотрение Конгресса резолюции о пересмотре Международным олимпийским комитетом места проведения зимних Олимпийских игр-2014 из Сочи. «Вторжение Российской Федерации в Республику Грузия, которая является суверенной и демократической страной, накануне летних Олимпийских игр в Пекине, делает её [Россию] нежелательным хозяином для зимних игр 2014 года». Резолюция в случае её принятия Конгрессом США не будет носить обязательного для исполнения характера,  но способна повлиять на мировое общественное мнение.

В ответ премьер РФ Владимир Путин заявил 2 сентября 2008 в Ташкенте: «Зимние олимпийские игры пройдут в Сочи в 2014 году», а если «Отберут? Пусть тащат…»; отметив: «Нельзя такие вещи политизировать. Стоит только один раз сделать, это будет разрушительным для всякой структуры, в том числе олимпийского движения».

4 сентября 2008 НОК Грузии направил письмо руководителю МОК Жаку Рогге с просьбой пересмотреть вопрос о проведении в Сочи Олимпиады-2014. «В связи с последними событиями в Грузии…, той агрессией, которую осуществила Российская Федерация против Грузии, Международному олимпийскому комитету, наверное, стоило бы еще раз рассмотреть вопрос возможности проведения зимних Олимпийских игр в Сочи».


Информация о работе Современное олимпийское движение