Сущность физкультуры и спорта

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 19:15, контрольная работа

Краткое описание

Физическая культура и спорт - неотъемлемая часть жизни каждого человека. Физическая культура — часть образа жизни человека —- система специальных упражнений и спортивной деятельности, направленная на развитие его физических и духовных сил. Она опирается на научные данные о физических и психических возможностях организма, на специальную материально-техническую базу, способствующую их проявлению и развитию/Физическая культура, как часть общей культуры, направлена на гармоническое развитие всех природных сущ-ностных сил и морального духа человека.

Файлы: 1 файл

Неотложная доврачебная помощь при переломе позвоночника.docx

— 42.50 Кб (Скачать)

Объективные закономерности спортивного совершенствования  требуют, чтобы спортивная тренировка, являясь глубоко специализированным процессом, вела бы в то же время  к всестороннему развитию. В соответствии с этим в спортивной тренировке неразрывно сочетаются общая и специальная  подготовка.

Единство общей  и специальной подготовки спортсмена означает, что ни одну из этих сторон нельзя исключать из тренировки без  ущерба для роста спортивных достижений и конечных целей использования  спорта как средства воспитания. Единство общей и специальной подготовки заключается также во взаимной зависимости  их содержания: содержание общей физической подготовки определяется с учетом особенностей избранного вида спорта, а содержание специальной подготовки зависит  от тех предпосылок, которые создаются  общей подготовкой.

Для различных  периодов многолетней и круглогодичной тренировки характерен неодинаковый удельный вес общей и специальной подготовки.

Оптимальное соотношение  общей и специальной подготовки не остается постоянным, а закономерно  изменяется на различных стадиях  спортивного совершенствования.

Непрерывность тренировочного процесса

Эта черта тренировочного процесса в спорте характерна тремя  основными положениями:

1) спортивная  тренировка строится как круглогодичный  и многолетний процесс, гарантирующий  наибольший кумулятивный эффект  в направлении спортивной специализации; 

2) воздействие  каждого последующего тренировочного  занятия как бы "наслаивается" на "следы" предыдущего, закрепляя  и углубляя их;

3) интервал отдыха  между занятиями выдерживается  в пределах, гарантирующих общую  тенденцию восстановления и повышения  работоспособности, причем в рамках  тренировочных мезо- и микроциклов  при определенных условиях допускается  проведение занятий на фоне  частичного недовосстановления, в  силу чего создается уплотненный  режим нагрузок и отдыха.

Необходимо  стремиться так строить тренировочный  процесс, чтобы в наибольшей степени  обеспечить возможную в данных конкретных условиях преемственность положительного эффекта тренировочных занятий, исключить неоправданные перерывы между ними и свести к минимуму регресс тренированности. В этом заключается основная суть принципа непрерывности спортивной тренировки. Принципиальный методический смысл  этого положения заключается  в требовании не допускать излишне  длительных интервалов между тренировочными занятиями, обеспечивать преемственность  между ними и тем самым создавать  условия для прогрессирующих  достижений.

Неодновременность восстановления различных функциональных возможностей организма после тренировочных  нагрузок и гетерохронность адаптационных  процессов позволяет, в принципе, тренироваться ежедневно и не один раз в день без каких-либо явлений переутомления и перетренировки. Непрерывность тренировочного процесса связана со степенью и продолжительностью воздействия отдельных упражнений, отдельных тренировочных занятий  или соревнований, а также отдельных  циклов подготовки на состояние работоспособности  спортсмена.

Эффект этих воздействий непостоянен и зависит  от продолжительности нагрузки и  ее направленности, а также величины.

В связи с  этим различают ближний тренировочный  эффект (БТЭ), следовой тренировочный  эффект (СТЭ) и кумулятивный тренировочный  эффект (КТЭ).

БТЭ характеризуется  процессами, происходящими в организме  непосредственно при выполнении упражнений, и теми изменениями функционального  состояния, которые возникают в  конце упражнения или занятия. СТЭ  является последствием выполнения упражнения, с одной стороны, и ответным реагированием  систем организма на данное упражнение или занятие - с другой.

По окончании  упражнения или занятия в период последующего отдыха начинается следовой процесс, представляющий из себя фазу относительной нормализации функционального  состояния организма и его  работоспособности. В зависимости  от начала повторной нагрузки организм может находиться в состоянии  недовосстановления, возвращения к  исходной работоспособности или  в состояние суперкомпенсации, т.е. более высокой работоспособности, чем исходная.

При регулярной тренировке следовые эффекты каждого  тренировочного занятия или соревнования, постоянно накладываясь друг на друга, суммируются, в результате чего возникает кумулятивный тренировочный эффект, который не сводится к эффектам отдельных упражнений или занятий, а представляет собой производное от совокупности различных следовых эффектов и приводит к существенным адаптационным (приспособительным) изменениям в состоянии организма спортсмена, увеличению его функциональных возможностей и спортивной работоспособности. Однако, такие положительные изменения в состоянии подготовленности возможны при правильном построении спортивной тренировки и через достаточно продолжительное время. Таким образом взаимодействия БТЭ, СТЭ и КТЭ и обеспечивают непрерывность процесса спортивной тренировки.

Единство постепенности и предельности в наращивании тренировочных  нагрузок

Увеличение  функциональных возможностей организма  закономерно зависит от величины предъявляемых тренировочных и  соревновательных нагрузок. В процессе занятий спортом эта зависимость  используется в наиболее полной мере, поскольку спорт непосредственно  нацелен на максимально возможные  достижения. Каждый новый шаг на пути к спортивным достижениям означает и новый уровень тренировочных  нагрузок. Постепенно и неуклонно  возрастают как физические нагрузки, так и требования к технической, тактической и психической подготовленности спортсмена, что выражается в последовательном выполнении им таких заданий, какие  мобилизуют его на освоение все более  сложных и совершенных навыков, умений, на все более высокие проявления физических и духовных сил. Для динамики нагрузок в процессе тренировки характерно, что они возрастают постепенно и  в то же время с тенденцией к  предельно возможным. Понятие "максимальная нагрузка" неверно было бы всегда отождествлять с понятием "нагрузка до отказа", до полного утомления. Правильно будет сказать, что  это - нагрузка, которая находится  на границе наличных функциональных способностей организма, но ни в коем случае не выходит за границы его приспособительных возможностей.

В динамике тренировочных  нагрузок органически сочетаются две  на первый взгляд несовместимые черты - постепенность и "перерывы постепенности", т.е. своего рода "скачки" нагрузки, когда она периодически возрастает до максимальных значений. Постепенность  и "скачкообразность" взаимообусловлены  в процессе тренировки. Максимум нагрузки в норме всегда устанавливается  соответственно наличным возможностям организма на данном этапе его  развития. По мере расширения функциональных и приспособительных возможностей организма спортсмена в результате тренировки "максимум" нагрузки будет  постепенно возрастать. Практика современного спорта в корне изменила недавние представления о доступных величинах  тренировочных нагрузок. В силу исключительно  высоких требований к функциональным возможностям организма в процессе спортивной тренировки необходимо особенно тщательно соблюдать принципы доступности, индивидуализации и систематичности.

Постепенное и  максимальное увеличение тренировочных  и соревновательных нагрузок обуславливает  прогресс спортивных достижений. Это  обеспечивается неуклонным повышением объема и интенсивности тренировочных  нагрузок, постепенным усложнением  требований, предъявляемых к подготовке спортсмена. Все это выражается в  последовательном выполнении спортсменом  таких заданий, которые позволяют  ему овладевать все более сложными и совершенными умениями и двигательными  навыками. Постепенность в тренировке должна соответствовать возможностям и уровню подготовленности, особенно юного спортсмена, обеспечивая неуклонный поступательный рост его спортивных достижений.

Особое значение имеет принцип единства и постепенности  и тенденции к "предельным" нагрузкам. Применительно к подготовке юных спортсменов это обуславливает  необходимость полного соответствия объема и интенсивности тренировочных  и соревновательных нагрузок функциональным возможностям растущего организма детей, подростков, юношей и девушек. Спортивная тренировка данного контингента спортсменов может осуществляться рационально лишь в том случае, если она вызывает положительные анатомо-физиологические изменения в организме, оказывает оздоровительное влияние, способствует всестороннему физическому развитию и обеспечивает повышение результатов в избранном виде спорта. Постеленное увеличение тренировочных и соревновательных нагрузок с эпизодическим увеличением их до максимума способствует более эффективному повышению тренированности юных спортсменов. Неуклонное повышение нагрузок, постепенное усложнение требований, предъявляемых к подготовке юного спортсмена, выражается в последовательном выполнении им таких заданий, которые позволяют овладевать все более сложными и совершенными навыками и умениями. Постепенность в тренировке должна соответствовать возможностям и уровню подготовленности юного спортсмена, обеспечивать неуклонный поступательный рост его спортивных достижений.

Волнообразность динамики нагрузок

Прогрессирующее повышение тренировочных нагрузок на определенных этапах вступает в  противоречие с ходом приспособительных  изменений в организме спортсмена. Это вызывает необходимость наряду с отдыхом временно снижать нагрузки, что обеспечивает необходимые биологические  перестройки в организме спортсмена. Поэтому динамика тренировочных  нагрузок не может иметь вид прямой линии - она приобретает волнообразный  характер. Волнообразные изменения  нагрузки характерны как для относительно небольших отрезков учебно-тренировочного процесса, так и для этапов и  периодов годичного цикла тренировки.

Тенденция постепенного и в то же время достаточно стремительного увеличения тренировочных нагрузок наиболее естественно воплощается  в их волнообразной динамике, хотя в спортивной тренировке возможны и  иные формы динамики нагрузок (прямолинейно-восходящая, ступенчато-скачкообразная и т.д.).

Волнообразные колебания свойственны как динамике объема, так и динамике интенсивности  нагрузок, причем максимальные значения тех и других параметров в большинстве  случаев не совпадают. В настоящее  время можно представить ориентировочную  схему общих тенденций нагрузок в различных фазах, этапах и периодах тренировочного процесса. Согласно этой схеме выделяются "волны" следующих  масштабов:

- малые, характеризующие  динамику нагрузок в микроциклах,  которые охватывают несколько  дней;

- средние, выражающие  общую тенденцию нагрузок нескольких  малых "волн" в пределах мезоциклов (средних циклов) тренировки;

- большие, характеризующие  общую тенденцию средних "волн" в период больших циклов тренировки.

Искусство строить  спортивную тренировку в немалой  степени состоит именно в том, чтобы правильно соразмерить  все эти "волны" друг с другом, т.е. обеспечить необходимое соответствие между динамикой нагрузок в микроциклах  и более общими тенденциями тренировочного процесса, характерными для тех или  иных его этапов и периодов.

Неизбежность  волнообразных колебаний нагрузки объясняется комплексом взаимосвязанных  причин. Наиболее существенные из них  следующие:

- фазовость  и гетерохронность процессов  восстановления и адаптации в  ходе тренировки;

- периодические  колебания дееспособности организма,  обусловленные его естественными  биоритмами и общими факторами  среды; 

- взаимодействие  объема и интенсивности нагрузки, в силу которых эти ее стороны  изменяются в определенные фазы  тренировочного процесса как  разнонаправленно, так и однонаправленно. 

На этапах, непосредственно  предшествующих основным соревнованиям, волнообразное изменение нагрузок обусловлено в первую очередь  закономерностями "запаздывающей  трансформации" кумулятивного эффекта  тренировки. Внешне феномен запаздывающей  трансформации проявляется в  том, что пики спортивных результатов  как бы отстают во времени от пиков  объема тренировочных нагрузок: ускорение  роста результата наблюдается не в тот момент, когда объем нагрузок достигает особенно значительных величин, а после того, как он стабилизировался или снизился. Отсюда в процессе подготовки к соревнованиям на первый план выдвигается проблема регулирования  динамики нагрузок с таким расчетом формировался. Из логики соотношений  параметров объема и интенсивности  нагрузок можно вывести следующие  правила, касающиеся их динамики в тренировке:

-чем меньше  частота и интенсивность тренировочных  занятий, тем продолжительнее  может быть фаза (этап) неуклонного  нарастания нагрузок, но степень  их прироста каждый раз незначительна; 

- чем плотнее  режим нагрузок и отдыха в  тренировке и чем выше общая  интенсивность нагрузок, тем короче  периоды волнообразных колебаний  в их динамике, тем чаще появляются  в ней "волны";

Информация о работе Сущность физкультуры и спорта