Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 19:15, контрольная работа
Физическая культура и спорт - неотъемлемая часть жизни каждого человека. Физическая культура — часть образа жизни человека —- система специальных упражнений и спортивной деятельности, направленная на развитие его физических и духовных сил. Она опирается на научные данные о физических и психических возможностях организма, на специальную материально-техническую базу, способствующую их проявлению и развитию/Физическая культура, как часть общей культуры, направлена на гармоническое развитие всех природных сущ-ностных сил и морального духа человека.
Сущность физической культуры и спорта.
Физическая культура и спорт - неотъемлемая
часть жизни каждого человека.
Физическая культура — часть образа жизни
человека —- система специальных упражнений
и спортивной деятельности, направленная
на развитие его физических и духовных
сил. Она опирается на научные данные о
физических и психических возможностях
организма, на специальную материально-техническую
базу, способствующую их проявлению и
развитию/Физическая культура, как часть
общей культуры, направлена на гармоническое
развитие всех природных сущ-ностных сил
и морального духа человека. В системе
всестороннего совершенствования личности
она составляет важную основу полноценной
жизнедеятельности: активного труда, нормальной
семейной жизни, организованного отдыха
и полноты творческого самовыражения.
Массовость и всеобщность физической
культуры обеспечиваются обязательными
программами физического развития дошкольников
в детском саду; комплексной программой
физического воспитания учащихся всех
классов общеобразовательной и профессиональной
школы; физической подготовкой в вузах,
спортобществах, клубах и секциях здоровья;
программами спортивных школ, секций,
кружков, систематической зарядкой дома
и на производстве. Широко используется
многообразие национальных форм осуществления
физической культуры. Вместе с тем недостаточно
используются для поднятия уровня физической
культуры народа стадионы и парки, слаба
инициатива в строительстве простейших
спортплощадок и спортзалов, в организации
спортивных, туристских и других клубов
на кооперативных началах. Между тем каждый
цивилизованный человек смолоду должен
заботиться о своем физическом совершенствовании,
обладать знаниями в области гигиены и
медицинской помощи, вести здоровый образ
жизни. Физическая культура в жизни общества
выполняет ряд важнейших функций. Развивающая
функция состоит в совершенствовании
всех физических сущностных сил людей,
включая мышечную и нервную системы, психические
процессы; руки и ноги; гибкость и стройность
тела, глаз и ухо, способность ориентироваться
в пространстве в экстремальных ситуациях,
адаптироваться к изменяющимся условиям:
Воспитательная функция физической культуры
направлена на укрепление выносливости
и закалку морального духа человека. Древние
говорили: «в здоровом теле — здоровый
дух». Физическое здоровье обеспечивает
ощущение полноты и радости жизни, успех
в труде и творческой деятельности. Занятия
физической культурой должны быть органично
связаны с высокими нравственными целями
и благородными стремлениями. В этом случае
закаленная воля, твердость и решительность
характера, коллективистская направленность
личности послужат интересам общества:
борьбе с разгильдяйством, распущенностью,
хулиганством, курением, наркоманией,
пьянством; будут способствовать активному
труду и здоровому отдыху. Образовательная
функция заключается в том, чтобы ознакомить
людей с теорией и историей физической
культуры, ее значением в жизни личности;
с разнообразными видами физкультуры
и спорта как средством удовлетворения
физических и духовно-эстетических потребностей.
Созерцание спортивной борьбы, проявлений
мастерства, силы духа, красоты человеческого
тела пробуждает в людях сильные чувства,
доставляет эстетическое наслаждение.
Однако только пассивно-созерцательное
отношение к физкультуре и спорту наносит
ущерб здоровью. Оздоровительно-гигиеническая
функция обусловлена тем, что в современных
условиях жизни у многих людей, в связи
с дефицитом активного действия, развивается
гиподинамия, снижается сопротивляемость
организма. Это делает необходимой для
каждого человека ежедневную зарядку,
ритмическую гимнастику, проведение физкультурных
пауз на работе. Прогулки в лес, пешие или
лыжные походы, катание на коньках, спортивные
игры приводят организм в движение, создают
хорошую основу для борьбы с такими вредными
привычками,, как алкоголизм, курение,
безделье, беспорядочные бдения у телевизора.
Тем самым физкультура и спорт выполняют
и общекультурную функцию, организуют
и заполняют свободное время полезными
и увлекательными занятиями. Многовековая
история физической культуры породила
у людей физкультурное сознание: понимание
сущности физической культуры, ее жизненной
необходимости, значения как естественной
основы умственного, трудового, нравственного,
эстетического развития. Физкультурное
сознание включает в себя знания из истории,
тебрии, практики физкультуры и спорта,
способствует выработке у людей умений
и навыков физкультурной и спортивно-игровой
деятельности. Ему органически присущи:
ощущение здоровья и чувство радости бытия;
нравственная воля на преодоление внешних
и внутренних препятствий; эмоционально-эстетические
переживания, порождаемые красотой человеческого
тела и духа. Частью физкультурного сознания
является способность суждения о явлениях
физической культуры и спорта, идеальные
представления о физическом совершенстве
и красоте человеческого тела, непосредственные
и опосредованные физкультурно-спортивные
интересы. В ходе практических занятий
у ребят развивается физкультурно-спортивное
мышление; готовность совершенствовать
техническое мастерство; ориентироваться
во времени, пространстве и игровой ситуации;
проявлять творческий подход к решению
спортивно-игровых задач. Все это обеспечивает
формирование в них потребностей в сохранении
здоровья, в организованной физической
деятельности, в нравственно-эстетическом
переживании, прочно вводит физкультуру
и спорт в привычный, повседневный образ
жизни. Физкультурное сознание имеет свои
специфические функции. Просветительная
функция заключается в том, чтобы содействовать
всеобщему движению, -достижению подлинной
массовости спорта, донесению до индивидуального
сознания каждого человека мысли о необходимости
стать участником спортивно-массовой
работы, борьбы за здоровье. С просветительной
тесно связана стимулирующая функция
физкультурного сознания. Применение
разнообразных стимулов побуждает школьников
к непосредственной деятельности, помогает
проявить выдержку, настойчивость, упорство,
одерживать победы над собой в борьбе
за свое здоровье. Необходимость в контролирующей
и тормозящей функции физкультурного
сознания возникает, когда увлечение высокими
спортивными достижениями побуждает молодого
человека игнорировать свои основные
дела, обязанности и нравственно-правовые
нормы. Контроль и торможение недостойного
поведения достигаются не только и не
столько запретами, сколько внушением
ребятам мысли о благородстве и рыцарстве
подлинного спортсмена,несовместимых
с безнравственностью.
Занимаясь
спортом и физической культурой люди,
не только продляют себе жизнь, решают
проблемы различных заболевании, снимают
проблему стресса, а также снимают напряжение,
которое формируется постепенно у всех
в процессе трудовой или образовательной
деятельности. Растущая популярность
физической культуры и спорта в мире является
подтверждением того, что в этой сфере
человеческой деятельности заложены уникальные
возможности совершенствования личности.
Физическую культуру человека можно формировать,
развивать и поддерживать только с помощью
регулярной физической активности. Физкультурно-спортивная
активность человека является средством
развития физической культуры личности,
условием ее формирования и мерой уровня
ее развития. Чем большее место занимает
физическая активность в образе жизни,
трудовой деятельности и свободного времени
человека, тем более разносторонней будет
его физическая подготовленность. В наши
дни необходимо пересмотреть отношение
к неосознанным мотивам, побуждающим человека
к занятиям физическими упражнениями.
Механизм реализации таких потребностей
может быть объяснен очищающей силой двигательной
активности, вызывающей явление катарсиса
и обеспечивающей в силу этого психотерапевтический
эффект освобождения человека от различных
комплексов и чрезмерного нервного напряжения.
В этом случае физическая активность выступает
как необходимое условие нормальной жизнедеятельности.
Занятие пожилого человека спортом, например
спортивными играми, может носить характер
реминисцентного переноса себя в прошлое.
В процессе игровой деятельности он "забывает"
свой возраст и чувствует себя молодым
в этот момент он испытывает эффект внутреннего
эмоционального подъема, повышенного
мышечного тонуса, прилива сил, бодрости,
оптимистического отношения к жизни.
Развитие человека как личности в процессе активной двигательной деятельности
Физическая культура - неотъемлемая
часть жизни человека. Она занимает
достаточно важное место в учебе,
работе людей. Занятием физическими
упражнениями играет значительную роль
в работоспособности членов общества,
именно поэтому знания и умения по
физической культуре должны закладываться
в образовательных учреждениях
различных уровней поэтапно. Немалую
роль в дело воспитания и обучения
физической культуре вкладывают и высшие
учебные заведения, где в основу
преподавания должны быть положены четкие
методы, способы, которые в совокупности
выстраиваются в хорошо организованную
и налаженную методику обучения и
воспитания студентов. Самовоспитание
– это активная творческая деятельность
личности, имеющая своей целью
совершенствование физических, интеллектуальных,
духовных качеств, воли, настойчивости,
борьбу против собственных отрицательных
качеств и недостатков. Самовоспитание
– это составная часть и
результат общего воспитания и всего
процесса физического и духовного
развития человека. В основе его
лежит внутренняя потребность в
самосовершенствовании, в развитии
физических способностей, укреплении
здоровья, закаливании, совершенствовании
форм тела, в различных проявлениях
социальной активности. Но эта потребность
возникает только при достаточно
высоком развитии сознания, умении
осуществлять самооценку и самоанализ,
при желании и стремлении к
самоутверждению. Все эти качества
формируются как стихийно, в процессе
накопления жизненного опыта, так и
под воздействием целенаправленного
воспитания. Здесь огромную помощь
может оказать педагог, который
раскрывает роль в самовоспитании таких
методов, как самовнушение, умение критически
посмотреть на себя как бы со стороны,
самообязательство, самоконтроль и
т.п. Очень важно сформировать у
занимающихся представление об идеалах.
Большое значение приобретают самообразование,
поиски литературных советов и рекомендаций
для осуществления желаний и
достижения цели. Многочисленные стороны
воспитания должны формироваться одновременно,
в тесной взаимосвязи и
- устойчивость к действию повреждающих факторов;
- показатели роста и
развития в пределах
- функциональное состояние
организма в пределах
- наличие резервных
- отсутствие какого-либо
заболевания или дефектов
- высокий уровень морально-
Факторы риска для здоровья: избыточная
масса тела, гиподинамия, нерациональное
питание, психическое перенапряжение,
злоупотребление алкоголем, курение.
Основные составляющие здорового образа
жизни: способность к рефлекции,
состояние среды обитания, приемлемый
режим труда и отдыха. Система
физических упражнений, направленных
на повышение функционального
спортивная тренировка как многолетний процесс
Принципы (закономерности) спортивной тренировки
В теории и методике
спорта, как и во всякой научно-практической
дисциплине, имеющей дело с проблемами
обучения и воспитания, первостепенное
значение придается определению
важнейших теоретико-
Общепедагогические принципы, однако, не конкретизируют специфику спортивной тренировки. Поэтому ими не исчерпывается вся система принципов, какими следует руководствоваться в тренировочной деятельности.
В числе принципов, также имеющих основополагающее значение в системе физического воспитания, в целом надо учитывать также общие социальные принципы, такие как всемерное содействие всестороннему гармоническому развитию личности; подготовки к трудовой и оборонной деятельности, оздоровительной направленности физического воспитания,
В сфере спорта объективно действуют не только общие, но и свои специфические закономерности. Они представляют собой внутренне необходимые существенные взаимосвязи в спортивной тренировке, определяющие динамику нагрузок и получаемый эффект, порядок построения различных циклов подготовки.
Таким образом, принципы спортивной тренировки в конечном счете конкретизируют объективные закономерности.
Направленность на
Если при использовании физических упражнений без спортивных целей реализуется лишь некоторая, не предельно возможная степень достижений, то для спортивной деятельности характерна направленность именно к максимуму. И, хотя этот максимум индивидуально различен, закономерным является стремление каждого пройти по пути спортивного совершенствования возможно дальше.
Спортивные достижения важны, конечно, не сами по себе, а как конкретные показатели развития способностей и мастерства. Установка на высшие спортивные результаты имеет в этой связи существенное общественно-педагогическое значение, поскольку означает устремленность к высшим рубежам совершенства человека. Такая устремленность стимулируется всей организацией и условиями спортивной деятельности, особенно системой спортивных состязаний и прогрессирующих поощрений (от присвоения начального спортивного разряда до золотой медали чемпиона).
Установка на высшие
показатели реализуется соответствующим
построением спортивной тренировки,
использованием наиболее действенных
средств и методов, углубленной
специализацией в избранном виде
спорта. Направленность к максимуму
обуславливает так или иначе
все отличительные черты
Данная закономерность
спортивной тренировки проявляется
по-разному в зависимости от этапов
многолетнего спортивного совершенствования.
На первых этапах, когда занятия
спортом проводятся в основном по
типу общей подготовки, тренировочный
процесс не имеет ярко выраженных
черт спортивной специализации - установка
на высшие достижения носит характер
дальней перспективы. По мере возрастного
формирования организма и повышения
уровня тренированности эта установка
реализуется в полной своей мере
до тех пор, пока не начнут действовать
ограничивающие возрастные и другие
факторы. Таким образом, общий принцип
прогрессирования приобретает в
области спортивной подготовки особое
содержание. Его нужно понимать как
требование обеспечить максимально
возможную степень
Спортивная специализация характеризуется таким распределением времени и усилий в процессе спортивной деятельности, которое наиболее благоприятно для совершенствования в избранном виде спорта, но не является таковым для других видов спорта. В связи с этим при построении спортивной тренировки чрезвычайно важен учет индивидуальных особенностей. Принцип индивидуализации требует построения и проведения тренировки спортсменов с учетом их возрастных особенностей, способностей, уровня подготовленности
Единство общей и специальной подготовки
Спортивная
специализация не исключает всестороннего
развития спортсмена. Напротив, наиболее
значительный прогресс в избранном
виде спорта возможен лишь на основе разностороннего
развития физических и духовных способностей,
общего подъема функциональных возможностей
организма, В этом убеждает весь опыт
спортивной практики, равно как и
многочисленные данные теоретических
и экспериментальных
Зависимость спортивных
достижений от разностороннего развития,
в том числе и