Сущность физкультуры и спорта

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 19:15, контрольная работа

Краткое описание

Физическая культура и спорт - неотъемлемая часть жизни каждого человека. Физическая культура — часть образа жизни человека —- система специальных упражнений и спортивной деятельности, направленная на развитие его физических и духовных сил. Она опирается на научные данные о физических и психических возможностях организма, на специальную материально-техническую базу, способствующую их проявлению и развитию/Физическая культура, как часть общей культуры, направлена на гармоническое развитие всех природных сущ-ностных сил и морального духа человека.

Файлы: 1 файл

Неотложная доврачебная помощь при переломе позвоночника.docx

— 42.50 Кб (Скачать)

Сущность  физической культуры и спорта.

Физическая культура и спорт - неотъемлемая часть жизни каждого человека. Физическая культура — часть образа жизни человека —- система специальных упражнений и спортивной деятельности, направленная на развитие его физических и духовных сил. Она опирается на научные данные о физических и психических возможностях организма, на специальную материально-техническую базу, способствующую их проявлению и развитию/Физическая культура, как часть общей культуры, направлена на гармоническое развитие всех природных сущ-ностных сил и морального духа человека. В системе всестороннего совершенствования личности она составляет важную основу полноценной жизнедеятельности: активного труда, нормальной семейной жизни, организованного отдыха и полноты творческого самовыражения. Массовость и всеобщность физической культуры обеспечиваются обязательными программами физического развития дошкольников в детском саду; комплексной программой физического воспитания учащихся всех классов общеобразовательной и профессиональной школы; физической подготовкой в вузах, спортобществах, клубах и секциях здоровья; программами спортивных школ, секций, кружков, систематической зарядкой дома и на производстве. Широко используется многообразие национальных форм осуществления физической культуры. Вместе с тем недостаточно используются для поднятия уровня физической культуры народа стадионы и парки, слаба инициатива в строительстве простейших спортплощадок и спортзалов, в организации спортивных, туристских и других клубов на кооперативных началах. Между тем каждый цивилизованный человек смолоду должен заботиться о своем физическом совершенствовании, обладать знаниями в области гигиены и медицинской помощи, вести здоровый образ жизни. Физическая культура в жизни общества выполняет ряд важнейших функций. Развивающая функция состоит в совершенствовании всех физических сущностных сил людей, включая мышечную и нервную системы, психические процессы; руки и ноги; гибкость и стройность тела, глаз и ухо, способность ориентироваться в пространстве в экстремальных ситуациях, адаптироваться к изменяющимся условиям: Воспитательная функция физической культуры направлена на укрепление выносливости и закалку морального духа человека. Древние говорили: «в здоровом теле — здоровый дух». Физическое здоровье обеспечивает ощущение полноты и радости жизни, успех в труде и творческой деятельности. Занятия физической культурой должны быть органично связаны с высокими нравственными целями и благородными стремлениями. В этом случае закаленная воля, твердость и решительность характера, коллективистская направленность личности послужат интересам общества: борьбе с разгильдяйством, распущенностью, хулиганством, курением, наркоманией, пьянством; будут способствовать активному труду и здоровому отдыху. Образовательная функция заключается в том, чтобы ознакомить людей с теорией и историей физической культуры, ее значением в жизни личности; с разнообразными видами физкультуры и спорта как средством удовлетворения физических и духовно-эстетических потребностей. Созерцание спортивной борьбы, проявлений мастерства, силы духа, красоты человеческого тела пробуждает в людях сильные чувства, доставляет эстетическое наслаждение. Однако только пассивно-созерцательное отношение к физкультуре и спорту наносит ущерб здоровью. Оздоровительно-гигиеническая функция обусловлена тем, что в современных условиях жизни у многих людей, в связи с дефицитом активного действия, развивается гиподинамия, снижается сопротивляемость организма. Это делает необходимой для каждого человека ежедневную зарядку, ритмическую гимнастику, проведение физкультурных пауз на работе. Прогулки в лес, пешие или лыжные походы, катание на коньках, спортивные игры приводят организм в движение, создают хорошую основу для борьбы с такими вредными привычками,, как алкоголизм, курение, безделье, беспорядочные бдения у телевизора. Тем самым физкультура и спорт выполняют и общекультурную функцию, организуют и заполняют свободное время полезными и увлекательными занятиями. Многовековая история физической культуры породила у людей физкультурное сознание: понимание сущности физической культуры, ее жизненной необходимости, значения как естественной основы умственного, трудового, нравственного, эстетического развития. Физкультурное сознание включает в себя знания из истории, тебрии, практики физкультуры и спорта, способствует выработке у людей умений и навыков физкультурной и спортивно-игровой деятельности. Ему органически присущи: ощущение здоровья и чувство радости бытия; нравственная воля на преодоление внешних и внутренних препятствий; эмоционально-эстетические переживания, порождаемые красотой человеческого тела и духа. Частью физкультурного сознания является способность суждения о явлениях физической культуры и спорта, идеальные представления о физическом совершенстве и красоте человеческого тела, непосредственные и опосредованные физкультурно-спортивные интересы. В ходе практических занятий у ребят развивается физкультурно-спортивное мышление; готовность совершенствовать техническое мастерство; ориентироваться во времени, пространстве и игровой ситуации; проявлять творческий подход к решению спортивно-игровых задач. Все это обеспечивает формирование в них потребностей в сохранении здоровья, в организованной физической деятельности, в нравственно-эстетическом переживании, прочно вводит физкультуру и спорт в привычный, повседневный образ жизни. Физкультурное сознание имеет свои специфические функции. Просветительная функция заключается в том, чтобы содействовать всеобщему движению, -достижению подлинной массовости спорта, донесению до индивидуального сознания каждого человека мысли о необходимости стать участником спортивно-массовой работы, борьбы за здоровье. С просветительной тесно связана стимулирующая функция физкультурного сознания. Применение разнообразных стимулов побуждает школьников к непосредственной деятельности, помогает проявить выдержку, настойчивость, упорство, одерживать победы над собой в борьбе за свое здоровье. Необходимость в контролирующей и тормозящей функции физкультурного сознания возникает, когда увлечение высокими спортивными достижениями побуждает молодого человека игнорировать свои основные дела, обязанности и нравственно-правовые нормы. Контроль и торможение недостойного поведения достигаются не только и не столько запретами, сколько внушением ребятам мысли о благородстве и рыцарстве подлинного спортсмена,несовместимых с безнравственностью. 
 
         Занимаясь спортом и физической культурой люди, не только продляют себе жизнь, решают проблемы различных заболевании, снимают проблему стресса, а также снимают напряжение, которое формируется постепенно у всех в процессе трудовой или образовательной деятельности. Растущая популярность физической культуры и спорта в мире является подтверждением того, что в этой сфере человеческой деятельности заложены уникальные возможности совершенствования личности. Физическую культуру человека можно формировать, развивать и поддерживать только с помощью регулярной физической активности. Физкультурно-спортивная активность человека является средством развития физической культуры личности, условием ее формирования и мерой уровня ее развития. Чем большее место занимает физическая активность в образе жизни, трудовой деятельности и свободного времени человека, тем более разносторонней будет его физическая подготовленность. В наши дни необходимо пересмотреть отношение к неосознанным мотивам, побуждающим человека к занятиям физическими упражнениями. Механизм реализации таких потребностей может быть объяснен очищающей силой двигательной активности, вызывающей явление катарсиса и обеспечивающей в силу этого психотерапевтический эффект освобождения человека от различных комплексов и чрезмерного нервного напряжения. В этом случае физическая активность выступает как необходимое условие нормальной жизнедеятельности. Занятие пожилого человека спортом, например спортивными играми, может носить характер реминисцентного переноса себя в прошлое. В процессе игровой деятельности он "забывает" свой возраст и чувствует себя молодым в этот момент он испытывает эффект внутреннего эмоционального подъема, повышенного мышечного тонуса, прилива сил, бодрости, оптимистического отношения к жизни.

Развитие человека как личности в процессе активной двигательной деятельности

Физическая культура - неотъемлемая часть жизни человека. Она занимает достаточно важное место в учебе, работе людей. Занятием физическими  упражнениями играет значительную роль в работоспособности членов общества, именно поэтому знания и умения по физической культуре должны закладываться  в образовательных учреждениях  различных уровней поэтапно. Немалую  роль в дело воспитания и обучения физической культуре вкладывают и высшие учебные заведения, где в основу преподавания должны быть положены четкие методы, способы, которые в совокупности выстраиваются в хорошо организованную и налаженную методику обучения и  воспитания студентов. Самовоспитание – это активная творческая деятельность личности, имеющая своей целью  совершенствование физических, интеллектуальных, духовных качеств, воли, настойчивости, борьбу против собственных отрицательных  качеств и недостатков. Самовоспитание – это составная часть и  результат общего воспитания и всего  процесса физического и духовного  развития человека. В основе его  лежит внутренняя потребность в  самосовершенствовании, в развитии физических способностей, укреплении здоровья, закаливании, совершенствовании  форм тела, в различных проявлениях  социальной активности. Но эта потребность  возникает только при достаточно высоком развитии сознания, умении осуществлять самооценку и самоанализ, при желании и стремлении к  самоутверждению. Все эти качества формируются как стихийно, в процессе накопления жизненного опыта, так и  под воздействием целенаправленного  воспитания. Здесь огромную помощь может оказать педагог, который  раскрывает роль в самовоспитании таких  методов, как самовнушение, умение критически посмотреть на себя как бы со стороны, самообязательство, самоконтроль и  т.п. Очень важно сформировать у  занимающихся представление об идеалах. Большое значение приобретают самообразование, поиски литературных советов и рекомендаций для осуществления желаний и  достижения цели. Многочисленные стороны  воспитания должны формироваться одновременно, в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности. Воспитание – это комплексный  процесс одновременного развития интеллектуальных, эстетических начал в человеке, формирования его мировоззрения и идейно-политических взглядов, решения задач трудового  и патриотического воспитания. Физическая культура, решая свои специфические  задачи, одновременно в той или  иной степени оказывает активное воздействие на все стороны воспитания личности, и, прежде всего на нравственное воспитание, укрепление здоровья, развитие своих способностей, потребность  в занятиях физическими упражнениями – это нравственный долг человека. Занятия физическими упражнениями и особенно спортом требуют знаний, побуждая к изучению их влияния на организм человека, умения грамотно пользоваться средствами и методами применительно  к своим индивидуальным возможностям и условиям. Всё это способствует умственному развитию, интеллектуальному совершенствованию. Кроме того, хорошо известно и достаточно исследовано благотворное влияние физических упражнений на умственные способности человека. Каждая часть физической культуры своими специфическими формами и методами осуществляет идейно-политическое воспитание занимающихся в соответствии с их возрастом, образованием и другими социальными и демографическими характеристиками. Нравственное воспитание в области физической культуры направленно на формирование таких качеств как патриотизм, коллективизм, чувство ответственности за своё поведение, умение подчинить личные интересы интересам коллектива и др. Задачей нравственного воспитания является воспитание волевых качеств личности. Целеустремлённость, настойчивость и упорство, выдержка и самообладание, самостоятельность и инициативность, смелость и решительность, дисциплинированность, способность преодолевать трудности, и другие черты характера успешно вырабатываются в процессе занятий физической культурой и спортом. Интеллектуальное воспитание и развитие в области физической культуры характеризуется двумя особенностями. Во-первых, способствуют активизации интеллектуальной деятельности. Во-вторых, деятельность, требует определённых знаний, как общего, так и конкретного характера. Спортивная деятельность требует конструкторских, технических и некоторых других умений и навыков, связанных с умственной деятельностью. Физическая культура предоставляет неограниченные возможности для эстетического воспитания личности. Воспитание умения воспринимать и понимать прекрасное в движениях человеческого тела, в совершенстве его линий и форм, развитии силы, ловкости, гибкости, в проявлении высоких образцов воли, характера, упорства, мужества и смелости. Умение понимать прекрасное, желание и умение создавать это прекрасное. В разработке и создании эстетически безупречного инвентаря и оборудования, спортивной обуви и одежды, в красочных сценариях спортивных праздников и соревнований. Физическая культура предоставляет богатейший материал для творчества во всех видах искусства, которое является главной формой отражения прекрасного в природе и обществе: в живописи, скульптуре, музыке, графике, архитектуре, литературе. В этом состоит естественная неразрывная связь физической культуры с культурой нашего общества. Главным основным условием бытия человека как активного и полезного члена общества является его активная физическая деятельность. Деятельность – это занятия, работа, труд в широком смысле слова. С одной стороны, это форма проявления активного отношения человека к окружающей действительности. С другой – это способ развития заложенных в человеке от рождения многочисленных задатков и способностей. Деятельность всегда целенаправленна, она исходит от потребностей, интересов или чувства долга людей, которые в свою очередь определяются общественными условиями и уровнем индивидуального развития человека. Истинные цели и мотивы деятельности, и определяют духовный и моральный облик человека. Для того чтобы деятельность была высокоэффективной, человек должен обладать хорошим набором универсальных средств деятельности. Такими средствами являются умения и навыки. Большому разнообразию видов деятельности соответствует и большое количество умений и навыков. Целенаправленная, социально полезная активность личности является органическим и необходимым условием полноценной жизни и нормального развития человека. Одним из важнейших видов деятельности человека является его самосовершенствование, физическое, интеллектуальное и нравственное самовоспитание. Целеустремлённость личности, целенаправленность её деятельности, её побудительные причины и мотивы могут формироваться как в результате организованного воздействия воспитания, так и стихийно, нецеленаправленно, под воздействием социально вредных факторов, таких как эгоизм, нечестность, стяжательство, лень и т.п. Неблагоприятное, одностороннее воздействие таких нежелательных факторов, тормозящих развитие положительных начал личности, может устраняться полностью только в процессе организованного и грамотного педагогического воздействия. Человек может действовать неодинаково и с разным успехом в одной и той же ситуации в зависимости от того, какими мотивами - социально значимыми или сугубо эгоистичными он руководствуется. Целенаправленное, организованное воспитание позволяет осуществлять развитие личности в соответствии с требованиями современной культуры общества. Так, например, дети, овладевая в процессе учения основами научных знаний, трудовых навыков, элементами культуры деятельности и поведения, готовятся к более высокой форме деятельности - трудовой, к тому, чтобы внести свой вклад в создание материальных и духовных ценностей общества. Под воздействием воспитания их потребности и интересы, а также наклонности и способности, умственные, физические и моральные качества приобретают общественно полезную направленность и значение. Здоровье – это полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Признаками здоровья являются:

-    устойчивость к действию  повреждающих факторов;

-    показатели роста и  развития в пределах среднестатистической  нормы;

-    функциональное состояние  организма в пределах среднестатистической  нормы;

-    наличие резервных возможностей  организма;

-    отсутствие какого-либо  заболевания или дефектов развития;

-    высокий уровень морально-волевых  и ценностно-мотивационных установок.

Факторы риска для здоровья: избыточная масса тела, гиподинамия, нерациональное питание, психическое перенапряжение, злоупотребление алкоголем, курение. Основные составляющие здорового образа жизни: способность к рефлекции, состояние среды обитания, приемлемый режим труда и отдыха. Система  физических упражнений, направленных на повышение функционального состояния  до необходимого уровня (100% ДМПК и выше), называется оздоровительной, или физической, тренировкой (за рубежом - кондиционная тренировка). Первоочередной задачей  оздоровительной тренировки является повышение уровня физического состояния  до безопасных величин, гарантирующих  стабильное здоровье. Важнейшей целью  тренировки для людей среднего и  пожилого возраста является профилактика сердечно-сосудистых заболеваний, являющихся основной причиной нетрудоспособности и смертности в современном обществе. Кроме того, необходимо учитывать  возрастные физиологические изменения  в организме в процессе инволюции. Все это обусловливает специфику  занятий оздоровительной физической культурой и требует соответствующего подбора тренировочных нагрузок, методов и средств тренировки. В среднем и пожилом возрасте на фоне увеличения объема упражнений для развития общей выносливости и гибкости снижается необходимость  в нагрузках скоростно-силового характера (при полном исключении скоростных упражнений). Кроме того, у лиц  старше 40 лет решающее значение приобретает  снижение факторов риска ИБС (нормализация холестеринового обмена, артериального  давления и массы тела), что возможно только при выполнении упражнений аэробной направленности на выносливость. Таким  образом, основной тип нагрузки, используемый в оздоровительной физической культуре, - аэробные циклические упражнения. Воспитание физических качеств основывается на постоянном стремлении сделать сверх  возможное для себя, удивить окружающих своими возможностями. Но для этого  со времени рождения нужно постоянно  и регулярно выполнять правила  правильного физического воспитания. Основным этапом в воспитании этих качеств является образовательный  период в жизни человека (7-25 лет), в течение которого происходит закрепление нужного учебного материала для его дальнейшего применения в жизни (высокопроизводительному труду).

 

спортивная тренировка как многолетний процесс

Принципы (закономерности) спортивной тренировки

В теории и методике спорта, как и во всякой научно-практической дисциплине, имеющей дело с проблемами обучения и воспитания, первостепенное значение придается определению  важнейших теоретико-методических положений - принципов, которые отражают основные закономерности в данной сфере  практической деятельности и в силу этого служат руководством к действию. На спортивную тренировку распространяются основные педагогические принципы, поскольку  в них концентрированно выражены наиболее общие отправные положения, справедливые для любой образовательно-воспитательной деятельности: сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, систематичности, а также другие принципы, выражающие специфику физического  воспитания.

Общепедагогические  принципы, однако, не конкретизируют специфику  спортивной тренировки. Поэтому ими  не исчерпывается вся система  принципов, какими следует руководствоваться  в тренировочной деятельности.

В числе принципов, также имеющих основополагающее значение в системе физического  воспитания, в целом надо учитывать  также общие социальные принципы, такие как всемерное содействие всестороннему гармоническому развитию личности; подготовки к трудовой и  оборонной деятельности, оздоровительной  направленности физического воспитания,

В сфере спорта объективно действуют не только общие, но и свои специфические закономерности. Они представляют собой внутренне  необходимые существенные взаимосвязи  в спортивной тренировке, определяющие динамику нагрузок и получаемый эффект, порядок построения различных циклов подготовки.

Таким образом, принципы спортивной тренировки в конечном счете конкретизируют объективные  закономерности.  

 Направленность на максимально  возможные достижения, углубленная  специализация и индивидуализация 

Если при  использовании физических упражнений без спортивных целей реализуется  лишь некоторая, не предельно возможная  степень достижений, то для спортивной деятельности характерна направленность именно к максимуму. И, хотя этот максимум индивидуально различен, закономерным является стремление каждого пройти по пути спортивного совершенствования  возможно дальше.

Спортивные  достижения важны, конечно, не сами по себе, а как конкретные показатели развития способностей и мастерства. Установка на высшие спортивные результаты имеет в этой связи существенное общественно-педагогическое значение, поскольку означает устремленность к высшим рубежам совершенства человека. Такая устремленность стимулируется  всей организацией и условиями спортивной деятельности, особенно системой спортивных состязаний и прогрессирующих поощрений (от присвоения начального спортивного  разряда до золотой медали чемпиона).

Установка на высшие показатели реализуется соответствующим  построением спортивной тренировки, использованием наиболее действенных  средств и методов, углубленной  специализацией в избранном виде спорта. Направленность к максимуму  обуславливает так или иначе  все отличительные черты спортивной тренировки - повышенный уровень нагрузок, особую систему чередования нагрузок и отдыха, ярко выраженную цикличность  и т.д.

Данная закономерность спортивной тренировки проявляется  по-разному в зависимости от этапов многолетнего спортивного совершенствования. На первых этапах, когда занятия  спортом проводятся в основном по типу общей подготовки, тренировочный  процесс не имеет ярко выраженных черт спортивной специализации - установка  на высшие достижения носит характер дальней перспективы. По мере возрастного  формирования организма и повышения  уровня тренированности эта установка  реализуется в полной своей мере до тех пор, пока не начнут действовать  ограничивающие возрастные и другие факторы. Таким образом, общий принцип  прогрессирования приобретает в  области спортивной подготовки особое содержание. Его нужно понимать как  требование обеспечить максимально  возможную степень совершенствования  в определенном виде спорта. А это  означает необходимости углубленной  специализации.

Спортивная  специализация характеризуется  таким распределением времени и  усилий в процессе спортивной деятельности, которое наиболее благоприятно для  совершенствования в избранном  виде спорта, но не является таковым  для других видов спорта. В связи  с этим при построении спортивной тренировки чрезвычайно важен учет индивидуальных особенностей. Принцип  индивидуализации требует построения и проведения тренировки спортсменов  с учетом их возрастных особенностей, способностей, уровня подготовленности

Единство общей и специальной  подготовки

Спортивная  специализация не исключает всестороннего  развития спортсмена. Напротив, наиболее значительный прогресс в избранном  виде спорта возможен лишь на основе разностороннего  развития физических и духовных способностей, общего подъема функциональных возможностей организма, В этом убеждает весь опыт спортивной практики, равно как и  многочисленные данные теоретических  и экспериментальных исследований.

Зависимость спортивных достижений от разностороннего развития, в том числе и интеллектуального, объясняется двумя основными  причинами. Во-первых, единством организма - органической взаимосвязи его органов, систем и функций в процессе деятельности и развития. Во-вторых, взаимодействиями различных двигательных навыков  и умений. Чем шире круг двигательных навыков и умений, освоенных спортсменом, тем благоприятнее предпосылки  для образования новых форм двигательной деятельности и совершенствования  освоенных ранее.

Информация о работе Сущность физкультуры и спорта