Средства, формы ЛФК. Методы и способы проведения ЛФК

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 13:45, контрольная работа

Краткое описание

Лечебная физическая культура (или сокращенно ЛФК) - это самостоятельная медицинская дисциплина, использующая средства физической культуры для лечения заболеваний и повреждений, профилактики их обострений и осложнений, восстановления трудоспособности. Применение ЛФК воспитывает у больного сознательное отношение к использованию физических упражнений, прививает ему гигиенические навыки, предусматривает участие его в регулировании своего общего режима и, в частности, режима движений, воспитывает правильное отношение больных к закаливанию организма естественными факторами природы.

Оглавление

Введение.
1. Общая характеристика метода лечебной физкультуры.
2. Механизмы действия физических упражнений.
3. Средства лечебной физкультуры.
3.1. Дозирование и принципы тренировки.
3.2. Классификация физических упражнений.
4. Формы и методы лечебной физкультуры.
4.1. Основные формы и методы ЛФК.
4.2. Методики применяемые в ЛФК.
Заключение.
Список литературы

Файлы: 1 файл

физ.реаб.к.р.6сем.docx

— 99.31 Кб (Скачать)

Прогулки применяются в тех  случаях, когда не требуется точной дозировки нагрузки. Они повышают общий тонус и обмен веществ, улучшают функцию нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляют  опорно-двигательный аппарат.

Терренкур (дозированное восхождение) является разновидностью дозированной ходьбы. Однако восхождение в гору оказывает большее воздействие на организм, так как оно проводится пересеченной и горной местности. Маршруты терренкура разрабатывают заранее с учетом постепенно возрастающей трудности (расстояния и угла подъема).

Спортивные упражнения и спортивны игры широко используются в санаториях и центрах реабилитации. Эта форма занятий отличается высокой эмоциональностью, а спортивные игры и трудностью дозировки нагрузки. Поэтому занятия некоторыми играми (волейболом, теннисом, бадминтоном) и спортивными упражнениями (плаванием, греблей, ходьбой на лыжах) должны проводиться под руководством инструктора лечебной физической культуры, который обучает технике данных упражнений, проводит судейство, дозирует нагрузку. Достаточно подготовленным больным разрешают и самостоятельные занятия, в которых также широко можно использовать упражнения и игры с небольшой нагрузкой (крокет, кегельбан).

В процессе выполнения спортивных упражнений и спортивных игр наряду с лечебными  задачами (общее укрепление организма, улучшение двигательных возможностей, повышение работоспособности) решаются и педагогические (воспитание смелости и решительности, настойчивости, чувства  коллективизма и др.).

Массовые формы физкультурной работы характерны для домов отдыха, санаториев, поликлиник. К этим мероприятиям относятся: физкультурные праздники, подвижные игры и развлечения; тематические вечера, которые проводятся эпизодически и часто приурочиваются к праздничным дням; «школы здоровья». Их задачей является пропаганда физической культуры и лечебной физической культуры; привлечение больных к ежедневным занятиям физическими упражнениями, пропаганда активного отдыха. В «школах здоровья» проводят циклы занятий, во время которых объясняют лечебное действие упражнений, демонстрируют основные упражнения гигиенической и лечебной гимнастики, обучают их выполнению.

Гимнастика в воде (гидрокинезотерапия). Плавание в ластах, с лопаточками и гимнастика в воде — это сочетание физических упражнений и температурного (или химического) фактора воды с лечебной и профилактической целью. Нахождение в воде значительно повышает теплоотдачу и обмен веществ, активизирует гемодинамику, дыхание и т.д. Просто выполнение в воде гимнастических упражнений малоэффективно, особенно для людей пожилого возраста, так как возможно переохлаждение организма.

В ряде случаев (при травмах и  заболеваниях опорно-двигательного  аппарата, парезах и параличах) теплая вода облегчает выполнение физических упражнений. Плавание и выполнение физических упражнений, игры в воде оказывают общее воздействие  на организм, способствуют улучшению  подвижности в суставах (при травмах, контрактурах, коксартрозе и др.), повышению тренированности мускулатуры, снятию болевого синдрома и т.д. Гимнастика в воде (специальные упражнения с  гантелями, резиновыми мячами и пр.) способствует восстановлению адаптации  к различным физическим нагрузкам, а также действует как закаливающий фактор при низкой температуре воды (23—27°С) и вызывает релаксацию мышц при ее повышении (37—39°С).

Физические упражнения в воде показаны больным с заболеваниями и  травмами опорно-двигательного аппарата, особенно после снятия иммобилизации, при нарушениях осанки, контрактурах, атрофиях мышц, нарушении обмена веществ, заболеваниях сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, а также при  заболеваниях внутренних органов (холецистит, колиты, гастриты и др.), при сосудистой патологии (варикозная болезнь, тромбофлебит и др.), нарушении обмена веществ  и эндокринной системы (подагра, ожирение, сахарный диабет и др.), повреждениях и заболеваниях нервной системы (остеохондроз позвоночника, параличи и парезы, неврозы, полиомиелит, детский  церебральный паралич, вибрационная болезнь  и др.), артрозы (коксартрозы), артриты, вегетососудистая дистония и др. При  внутрисуставных переломах локтевого  сустава тепловые процедуры (парафин, озокерит, грязи и пр.), а также  ванны (гипертермические) и гимнастика в воде противопоказаны! Не следует  применять гимнастику и ходьбу в  воде (а также ванны и сауну) при травмах коленного и голеностопного суставов, так как это ведет  к усилению отека в суставе (увеличение синовита), особенно в голеностопном суставе.

Особое значение имеют специальные  упражнения (с поясами, ластами, надувными  манжетами и пр.) для реабилитации спортсменов высокой квалификации после оперативных вмешательств и при травмах опорно-двигательного аппарата.

В систему реабилитации входит сочетание  криомассажа и плавания при травмах  и заболеваниях опорно-двигательного  аппарата, после снятия гипсовых повязок (лонгеток).

Ближний туризм состоит обычно из пешеходных прогулок в течение 1—3 и  более дней и рассматривается  как метод тренировки всего организма. Ближний туризм применяется в  санаторно-курортном лечении, а также  на туристских базах. Прогулки могут  проводиться на лодках, велосипедах, лошадях и др. Смена разнообразных  рельефов местности, солнечные и  воздушные ванны — все это  благоприятно действует на психику  больных.

Применение трудотерапии в системе  реабилитации зависит от клинических  особенностей заболевания, динамики репаративных процессов и преследует цель предупреждения развития вторичных патологических изменений в тканях опорно-двигательного  аппарата, ограничивающих двигательную функцию. Методика использования трудовых процессов построена на основе физиологии трудовых движений. В результате повреждений  и различных ортопедических заболеваний, патологии центральной нервной  системы, позвоночника у больных  развиваются тяжелые функциональные расстройства, нарушающие трудоспособность, что нередко приводит к инвалидности. По данным врачебно-трудовой экспертизы, причиной снижения и утраты трудоспособности больными является не только тяжесть  повреждений и заболеваний, но и  несвоевременно и нерегулярно проводимое реабилитационное (восстановительное) лечение, а также неполное использование  всех средств реабилитации, предназначенных  для восстановления и развития временно утраченных функций больного.

Практика показывает, что раннее применение трудотерапии и других реабилитационных средств позволяет восстановить полностью (или частично) трудоспособность больного, способствует приобретению им трудовых и бытовых навыков  по самообслуживанию и помогает избежать инвалидности.

Игровое занятие используется прежде всего для общеоздоровительного воздействия на больных. Различные  игры включают физические упражнения с меньшей или большей нагрузкой. Они активизируют работу различных  мышечных групп, повышают деятельность системы кровообращения, дыхания  и усиливают обмен веществ. Положительная  роль игр заключается в том, что  в них нет непрерывности усилия. Периоды относительного напряжения чередуются с отдыхом, вследствие чего, без ущерба для здоровья занимающихся, продолжительность игры может быть удлинена. Радостные и положительные  эмоции, возникающие в процессе игры, возбуждают функциональную деятельность организма и создают благоприятные  условия для отдыха нервной системы.

Спортивно-прикладные упражнения в  ЛФК используют в виде прогулок на лыжах, плавания, гребли, катания на коньках, велосипеде и многого другого, учитывая при этом их обще-оздоровительное воздействие на организм.

 

 

4.2  Методики применяемые в ЛФК

 

Методики ЛФК основана на:

а) дидактических принципах (наглядность, доступность, систематичность занятий, постепенность и последовательность выполнения упражнений, индивидуальный подход);

б) правильном подборе и определении продолжительности выполнения физических упражнений;

в) оптимальном  числе повторений каждого упражнения;

г) физиологическом  темпе выполнения движений;

д) адекватности силового напряжения возможностям больного;

е) степени  сложности и ритма движения.

И делятся:

1) По  интенсивности: интенсивность физических упражнений может быть малой, умеренной, большой и максимальной. К упражнениям малой интенсивности относятся упражнения с охватом малых и средних мышечных групп, выполняемые в медленном и среднем темпе, дыхательные упражнения (статического характера) и упражнения, направленные на расслабление мышц.

Упражнения  умеренной интенсивности вовлекают  в движение средние (выполняемые  в среднем и быстром темпе) и крупные (выполняемые в медленном и среднем темпе) группы мышц и суставы. Используют дыхательные упражнения (динамического характера), упражнения с гимнастическими предметами, малоподвижные игры. Продолжительность восстановительного периода составляет 5-7 мин. Упражнения больтой интенсивности характеризуются вовлечением большего количества мышечных групп и суставов, выполняются в среднем и быстром темпе (упражнения на гимнастических снарядах, с отягощением и сопротивлением, быстрая ходьба, бег, прыжки, игры и др.).

2) По  двигательному режиму: Рациональный режим движения должен строиться на следующих принципах: а) стимуляция восстановительных процессов путем активного отдыха и направленной тренировки функций различных органов и систем; б) содействие перестройке и формированию оптимального динамического стереотипа в ЦНС; в) адекватность физических нагрузок возрасту больного, его физической подготовленности, клиническому течению заболевания и функциональным возможностям организма; г) постепенная адаптация организма больного к возрастающей физической нагрузке; д) рациональное сочетание и целесообразная последовательность применения ЛФК с другими лечебными факторами, применяемыми в комплексной терапии больных с оптимальным их чередованием.

3) По  продолжительности восстановительного  периода между упражнениями и  между подходами, по временному  интервалу между занятиями и  их общей продолжительностью.

4) По  противопоказаниям к выполнению  определенных видов упражнений, в зависимости от заболевания.

5) От  дозировки нагрузки: дозировка физической нагрузки в занятиях ЛФК зависит от задач периода лечения, особенностей течения заболевания, функциональных возможностей организма и возраста больного и его тренированности.

Общая нагрузка складывается из энергетических затрат организма на выполнение мышечной работы (различные физические упражнения). О соответствии ее функциональным возможностям больного

можно судить по внешним признакам утомления  и реакции сердечно-сосудистой и  дыхательной систем.

Местная нагрузка оказывает в основном локальное воздействие. Таково действие физических уп­ражнений для нормализации тонуса мышц при парезах конечностей.

Варьировать физическую нагрузку можно самыми различными методами (см. рис.4).

 

 

Рисунок 4. Дозирование физической нагрузки.

 

6) Частные  методики:

В основе построения частных методик в  ЛФК лежат следующие положения:

а) интегральный подход к оценке состояния больного с учётом особенностей заболевания (принцип нозологии);

б) обязательный учет патогенетической и клинической  характеристики заболевания, возраста и тренированности больного;

в) определение  терапевтических задач в отношении  каждого больного или группы больных;

г) систематизация специальных упражнений, оказывающих  направленное воздействие на восстановление функций пораженной системы;

д) рациональное сочетание специальных видов  физических упражнений с общеукрепляющими для обеспечения как общей, так  и специальной нагрузки.

7)  От  вида занятия: групповое или  индивидуальное.

8)  От  цели или задачи. Например с  воспитательной целью.

9) Группирование  упражнений по комплексам и  замене до 15% упражнений по мере  его освоения и подготовленности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Лечебная  физическая культура - научная дисциплина. ЛФК как раздел клинической медицины изучает рациональное применение физической культуры и изменения, возникающие у больных под влиянием физических упражнений.

Интеграция  социальных, биологических, физиологических, гигиенических и педагогических знаний с современными достижениями клинической медицины легла в  основу теоретических позиций ЛФК  и логически объединяется с дифференцированной разработкой ее методов.

Биологической основой ЛФК является движение - важнейший естественно-биологический стимул организма. Роль социального фактора в ЛФК обусловлена влиянием на здоровье человека. Учитывается влияние научно-технического прогресса и урбанизации, роль болезней цивилизации и др. ЛФК способствует созданию оптимального экологического окружения, находящегося в соответствии с биологическими, психическими и эстетическими потребностями людей. При применении ЛФК расширяется непосредственная связь человека с природой.

Информация о работе Средства, формы ЛФК. Методы и способы проведения ЛФК