Совершенствование психофизических способностей

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 13:58, реферат

Краткое описание

Физическая культура в высшем учебном заведении является неотъемлемой частью формирования общей и профессиональной культуры личности современного специалиста, системы гуманистического воспитания студентов. Как учебная дисциплина, обязательная для всех специальностей, она является одним из средств формирования всесторонне развитой личности, оптимизации физического и психофизиологического состояния студентов в процессе профессиональной подготовки.

Файлы: 1 файл

Физическая культура в высшем учебном заведении .docx

— 42.31 Кб (Скачать)

Представляют интерес показатели структуры сердечного ритма, судя по которым во время выполнения ПФУ  отмечалось усиление центральных влияний  на сердце в начале концентрации внимания на зрительных образах, предлагаемых инструктором, а иногда - и в начале выполнения комплекса. Однако после завершения ПФУ наблюдалось снижение показателей  активности центральных механизмов регуляции сердца, например амплитуды  моды - на 8 -15 %, а индекса напряжения - на 20-30 у.е. В контрольной группе достоверных изменений функциональных показателей сердца после пассивного бодрствования не было выявлено, отмечена лишь тенденция к снижению ЧСС и АД.

В группе женщин, занимающихся шейпингом, после трех месяцев занятий по релаксационной программе наблюдались  не только нормализация ЭКГ-показа телей, но и улучшение энергетического статуса организма. Индекс энергетической гармонии у них составил 6,35±0,15, а в контрольной группе - 5,7±0,12 балла, т.е. число оборотов рамки в области основных чакр у спортсменок приблизилось к избранным стандартным критериям, особенно в области сердечной чакры.

При исследовании влияния ПФУ на кратковре менную память оказалось, что после ПФУ в средних строках происходит увеличение ошибок, а в последних, наоборот, их, что говорит о быстром восстанов лении памяти после выполнения ПФУ на концентра цию внимания на фоне расслабления. Очевидно, использование ПФУ в учебных заведениях, на предприятиях поможет ускорить восстановительные процессы.

Определение точности движений производили  при помощи кинематометра Жуковского. Испытуемому с закрытыми глазами 5 раз отводили руку на заданный угол. Затем предлагали выполнить точно такое же движение самостоятельно 5 раз, учитывали среднюю ошибку воспроизведения данного угла. Показатели точности движения определяют функциональное состояние двигательного анализатора. После выполнения ПФУ показатели точности движений заметно возросли.

Выявлены также определенные изменения  в функциональном состоянии двигательного  аппарата и подвижности нервных  процессов после выполнения ПФУ  на концентрацию внимания на отдельных  участках тела и визуализацию образа природы у лиц 15 - 17 лет. Результаты теппинг-теста показали, что у испытуемых во всех периодах проводимого теста достоверно увеличилось число точек, особенно в первых трех квадратах, что, в свою очередь, говорит о прогрессивном улучшении функционального состояния двигательного аппарата и подвижности нервных процессов. Важно отметить, что после выполнения теста с ПФУ ЧСС незначительно снизилась.

Представляют интерес результаты наших исследований о влиянии  ПФУ на самочувствие, активность и  настроение. После ПФУ наблюдалось  значительное улучшение самочувствия и настроения у испытуемых, причем активность практически не изменилась (у некоторых испытуемых активность снизилась) - это связано с тормозящим действием ПФУ. По мнению А.В. Попкова [7], состояние эйфории, возникающее  у участников после занятий, позволяет  предположить, что релаксация воздействует на энергоинформационный обмен организма, при этом активизируются стресстормозящие механизмы, в том числе простагланди новые, регуляторнопептидные, антиоксидантные.

После выполнения ПФУ в течение 10 мин выявлены изменения показателей  компьютерного тестирования у студентов  университета. Так, время зрительно-моторной реакции и реакции различения значительно улучшилось (Р < 0,05), что свидетельствует о благоприятном влиянии релаксационных упражнений на подвижность нервных процессов. Показатели оценки внимания в условиях статической помехи в среднем по группе увеличились, что свидетельствует о преобладании тормозных влияний в механизмах, обеспечивающих внимание. Показатели помехоустойчи вости, аудиомоторной реакции, координации также улучшились, хотя и не столь значительно, как первые показатели, а реакция на движущийся объект, внимание и восприятие информации снизилась. Это говорит о неравномерности протекания процессов восстановления в ЦНС после ПФУ с замедлением восстановления процессов координации.

 

Показатели теппинг-теста практически не изменились, что свидетельствует о быстром восстановле нии работоспособности нервных клеток.

Данные компьютерного тестирования подтверждают наши прежние психофизиологические исследования, результаты которых свидетельствуют  о выраженном тормозном влиянии  ПФУ на вегетативные функции и  их стимулирующем влиянии на восстановительные  процессы и умственные способности.

Таким образом, во время занятий  психофизической регуляцией в организме  происходят значительные изменения  психофункционального состояния, зависящие от характера и продолжительности выполняемых упражнений, а также от возраста и обученности нашим методикам отдельных участников наблюдений.

Факты, полученные в данной работе, говорят о положительном влиянии  релаксационного эффекта ПФУ  на вегетативные функции и оптимизирующего - на функции двигательного аппарата, в том числе на ускорение восстановительных  процессов. Мы считаем, что различные  методы психофизической регуляции  можно использовать на занятиях с  учащимися старших классов и  студентов вузов как средство психогигиены, снижения умственного  утомления и ускорения восстановительных  процессов. Например, можно проводить 5 --10-минутные упражнения на психологическую  разгрузку в конце учебных  занятий.

Результаты анкетирования и  устного опроса показали, что у  студентов, освоивших навыки саморегуляции, повышался интерес к основному предмету, углублялись знания, росла уверенность в своих силах при необходимости оказания первой медицинской помощи. Опрос студентов на пяти потоках показал снижение у них заболеваемости, повышение настроения, самочувствия, улучшение взаимоотношений в семье и с друзьями, возникновение чувства единства с природой.

http://www.bestreferat.ru

 

II. Формирование психофизических качеств в процессе физического воспитания

Психофизическими качествами принято  называть те функциональные свойства организма, которые предопределяют двигательные возможности человека. В отечественной спортивной теории принято различать пять психофизических  качеств: силу, быстроту, выносливость, гибкость, ловкость. Их проявление зависит  от возможностей функциональных систем организма, от их подготовленности к  двигательным действиям (в дальнейшем будем применять понятие «воспитание» к процессу формирования двигательного  качества, а «развитее» -- к уровню этого качества).

1. Воспитание силы

Силой (или силовыми способностями) в физическом воспитании называют способность  человека преодолевать внешнее сопротивление  или противодействовать ему посредством  мышечных напряжений.

Воспитание силы сопровождается утолщением и ростом мышечных волокон. Развивая массу различных мышечных групп, можно изменять телосложение, что  наглядно проявляется у занимающихся атлетической гимнастикой.

Различают абсолютную и относительную  силу. Абсолютная сила -- суммарная сила всех мышечных групп, участвующая в данном движении. Относительная сила -- величина абсолютной силы, приходящаяся на 1 кг массы тела человека.

Сила измеряется с помощью динамометров. До определенного возраста абсолютная и относительная сила увеличивается  и у неспортсменов, и у спортсменов, хотя у последних она всегда несколько выше.

Сила формируется посредством  упражнений с отягощениями: собственного тела (выпрямление рук у упоре, подтягивание на перекладине и др.) или с применением снарядов (штанга, гири, резиновые амортизаторы и др.).

Величину отягощения можно дозировать:

· в процентах к максимальному  весу;

· по разности от максимального веса (например, на 10 кг меньше предельного  веса);

· по числу возможных повторений упражнения в одном подходе (вес, который можно поднять 10 раз).

Методы воспитания силы могут быть очень разнообразными, их выбор зависит  от цели. На учебно-тренировочных занятиях используются следующие методы воспитания силы.

2. Методы максимальных усилий

Упражнения выполняются с применением  предельных или околопредельных отягощений (90% рекордного для данного спортсмена). При одном подходе выполняется от 1 до 3 повторений и 5--6подходов за одно занятие, отдых между которыми составляет 4--8 мин (до восстановления). Этот метод используется, чтобы максимально нарастить возможные результаты для конкретного занимающегося и связан с воспитанием «взрывной силы», которая зависит от степени межмышечной и внутримышечной координации, а также от собственной реактивности мышц, т.е. нервных процессов. Так, у мастеров спорта проявляется большая величина силы в меньший промежуток времени, чем у начинающих спортсменов.

3. Метод повторных усилий (или  метод «до отказа»)

Предусматривает упражнения с отягощением, составляющим 30--70% рекордного, которые  выполняются сериями по 4--12 повторений в одном подходе. За одно занятие  выполняется 3--6 подходов.

Отдых между сериями 2--4 мин (до неполного  восстановления). Этот метод чаще используцелью наращивания мышечной массы. Оптимальным весом отягощения для развития мышечной массы будет тот, который студент может поднять (отжаться, подтянуться), выполнив 7--13 движений за один подход.

4. Метод динамических усилий

Связан с применением малых и средних отягощении (до 30% рекордного). Упражнения выполняются сериями по 15--25 повторений за один подход в максимально быстром темпе. За одно занятие выполняется 3--6 подходов, отдых между ними 2--4 мин. С помощью этого метода преимущественно развиваются скоростно-силовые качества, необходимые в легкоатлетических метаниях, в беге на короткие дистанции.

Как вспомогательный применяется  изометрический (статический) метод, при  котором напряжение мышц происходит без изменения их длины. Использование  изометрического метода позволяет  максимально напрягать различные  мышечные группы продолжительностью 4-- 6 с. За одно занятие упражнение повторяется 3--5 раз с отдыхом после каждого напряжения продолжительностью 30--60 с. Занятия с использованием изометрических упражнений занимают немного времени, для них используется весьма простое оборудование. С помощью таких упражнений можно воздействовать на любые мышечные группы, однако их эффективность меньше, чем при динамическом методе.

У людей различных конституционных  типов эффект от применения силовых  упражнений проявляется по-разному. Эндоморфные типы с округлыми формами, приземистостью, мощным костяком быстрее достигают результатов в силовой подготовке. Представители эктоморфных типов обычно тонкокостны, стройны, без лишних жировых депо. У них прирост объема мышц и показателей происходит медленнее. Это необходимо знать во избежание ранних и необоснованных выводов об эффективности проводимых учебно-тренировочных занятий. В то же время следует знать и помнить, что человек с любым типом телосложения может увеличить объем и развить силу мышц путем регулярных и методически правильно построенных тренировочных занятий.

5. Воспитание быстроты

Под быстротой понимают комплекс функциональных свойств человека, непосредственно  и по преимуществу определяющих скоростные характеристики движений, а также  двигательной реакции.

Между тем быстроту движений нельзя путать со скоростью передвижения. Скорость конькобежца больше на 400--500 м, чем скорость бегуна-спринтера, однако у второго частота (быстрота) движений больше. Не случайно в новейших исследованиях  по теории спорта вместо термина «быстрота» используется понятие «скоростные  способности».

Как видим, понятие «быстрота» в  физическом воспитании не отличается смысловой конкретностью. При оценке быстроты различают:

* латентное время двигательной  реакции;

* скорость одиночного движения;

* частоту движений.

Эти проявления быстроты довольно автономны. Время двигательной реакции в ряде движений (или цикла движений) может не коррелироваться с другими проявлениями быстроты. Существенную роль играет здесь фактор наследственности. Время простой двигательной реакции у не занимающихся спортом обычно колеблется в пределах 0,2-0,3 с, у квалифицированных спортсменов -- 0,1--0,2 с. Иными словами, в процессе тренировки время реакции улучшается всего на 0,1с.

Между тем в беге на 100 м результаты новичков и квалифицированных спортсменов  отличаются уже не на десятые доли, а на целые секунды. И это не случайно. Во многих движениях, выполняемых с максимальной скоростью,различают две фазы: фазу увеличения скорости (фазу разгона) и фазу относительной стабилизации скорости.

Первая фаза характеризует стартовое  ускорение, вторая - дистанционную скорость. Обе фазы относительно независимы друг от друга, но если первая опирается  на латентное время двигательной реакции и частоту движения, то вторая кроме частоты (темпа) движения базируется и на других составляющих дистанционной скорости (например, в беге на 100 м - на технику выполнения движения, длину ног, силу отталкивания). Следовательно, дистанционной скорости присущи элементы, которые существенно  изменяются под влиянием учебно-тренировочной  работы -- техника бега, скоростно-силовые показатели.

Быстрота, скоростные возможности  требуются как в циклических, так и в целом ряде ациклических видов спорта, трудовых и бытовых  движениях: фехтование, бокс, спортивные игры. Предпосылками быстроты, скоростных способностей выступают не только природная  подвижность нервных процессов, но и уровень нервно-мышечной координации, поддающейся направленной тренировке.

Спортивная наука и практика неоднократно подтверждали, что проявление скоростных способностей человека в  одной операции или упражнении не всегда будут существенны в другом. В связи с этим само содержание процесса воспитания быстроты в спортивных или в прикладных целях должно основываться на особенностях форм его проявления, так как прямой непосредственный перенос быстроты движений происходит лишь в координационно сходных движениях.

· Воспитание быстроты простой и  сложной двигательной реакции.

Различают простые и сложные  реакции. Простая реакция - это ответ  определенным движением на заранее  известный, но внезапно появляющийся сигнал (например, выстрел стартового пистолета).

Информация о работе Совершенствование психофизических способностей