Содержательные характеристики составляющих здорового образа жизни студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2011 в 11:07, реферат

Краткое описание

Качество жизни любого человека и его успехи в личной и общественной деятельности, в труде, учебе, спорте и даже в любви самым тесным образом связаны с состоянием его здоровья. Без хорошего здоровья - хорошая и счастливая жизнь просто немыслима! Тысячи раз каждый из нас слышал это часто употребляемое слово «здоровье» в своей повседневной жизни, однако четко и правильно объяснить его смысл и содержание сможет далеко не каждый.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………… 3

1.1 Понятие «здоровье», его содержание и критерии………………….. 4

1.2 Образ жизни студентов и его влияние на здоровье………………… 5

1.3 Здоровый образ жизни студента ……………………………………...5

2.Содержательные характеристики составляющих здорового образа жизни студентов ……………………………………………………………………7

2.1 Режим труда и отдыха …………………………………………………7

2.2 Организация сна ………………………………………………………..8

2.3 Организация режима питания………………………………………….9

2.4 Организация двигательной активности ……………………………….10

2.5 Личная гигиена ………………………………………………………….11

2.6 Профилактика вредных привычек ……………………………………..11

Заключение ………………………………………………………………….14

Список использованной литературы …………………………………….16

Файлы: 1 файл

физра.doc

— 84.00 Кб (Скачать)

      Пища служит источником энергии  для работы всех систем организма,  обновления тканей. Часть энергии идет на основной обмен, необходимый для поддержания жизни в состоянии полного покоя. В среднем суточное потребление энергии у юношей составляет 2700 ккал, девушек — 2400 ккал. Потребность в энергии населения северных зон выше, чем центральной, на 10—15%, в южных — на 5% ниже.

    К режиму питания следует подходить  строго индивидуально. Главное правило  — полноценно питаться не менее 3-4 раз  в день. Выбрав тот или иной пищевой  режим необходимо строго соблюдать  его, поскольку резкие перемены в питании, пищевые стрессы, отнюдь не безразличны для организма. Систематические нарушения режима питания (еда всухомятку, редкие или обильные, беспорядочные приемы пищи) ухудшают обмен веществ и способствуют возникновению заболеваний органов пищеварения, в частности гастритов, холециститов.  

    2.4 Организация двигательной активности

      Один из обязательных факторов  здорового образа жизни студентов  — систематическое, соответствующее  полу, возрасту, состоянию здоровья  использование физических нагрузок. Они представляют собой сочетание разнообразных двигательных действий, выполняемых в повседневной жизни, в организованных и самостоятельных занятиях физическими упражнениями и спортом, объединенных термином «двигательная активность».

      У большого числа людей, занятых в сфере интеллектуального труда двигательная активность ограничена.

      Минимальные границы должны характеризовать  тот объем движений, который необходим  человеку, чтобы сохранить нормальный  уровень функционирования организма.  Этому уровню должен отвечать двигательный режим оздоровительно-профилактического характера. Оптимальные границы должны определить тот уровень физической активности, при котором достигается наилучшее функциональное состояние организма, высокий уровень выполнения учебно-трудовой и социальной деятельности. Такой режим носит оздоровительно-развивающий характер. Максимальные границы должны предостерегать от чрезмерно высокого уровня физических нагрузок, который может привести к переутомлению, перетренировке, к резкому снижению уровня работоспособности в учебно-трудовой деятельности. Назовем такой режим индивидуально адаптированным к максимальным возможностям студентов. Поэтому для студентов-спортсменов, ориентированных на достижение высоких спортивных результатов необходимо планировать индивидуальный режим обучения, жизнедеятельности, тренировки, обеспечивающий сочетание всех его компонентов.

    Учебные занятия по физическому воспитанию (два раза в неделю) в среднем  обеспечивают возможность движений в объеме 4000— 7300 шагов, что не может компенсировать общий дефицит двигательной активности за неделю. К сожалению, в выходные дни малоподвижный образ жизни доминирует у большинства студентов, а двигательный компонент составляет менее 2% бюджета свободного времени.  

    2.5 Личная гигиена

      Знание правил и требований  личной гигиены обязательно для  каждого культурного человека. Гигиена  тела предъявляет особые требования  к состоянию кожных покровов, выполняющих следующие функции:  защита внутренней среды организма,  выделение из организма продуктов обмена веществ, теплорегуляция и др. В полном объеме они выполняются только при здоровой и чистой коже. Кожа способна к самоочищению. С чешуйками, секретом сальных и потовых желез удаляются различные вредные вещества. Мыть тело под душем, в ванной или бане рекомендуется не реже одного раза в 4—5 дней. После занятий физическими упражнениями необходимо принимать теплый душ и менять нательное белье.  

    2.6 Профилактика вредных привычек

      Здоровый образ жизни несовместим  с вредными привычками. Употребление  алкоголя, наркотических веществ, табака входит в число важнейших факторов риска многих заболеваний, негативно отражающихся на здоровье студентов.

    Алкоголь  — это вещество наркотического действия; он обладает всеми характерными для  данной группы веществ особенностями. Сразу, после приема алкоголя наступает выраженная фаза возбуждения (эйфория) — люди становятся веселыми, общительными, разговорчивыми, смелыми возбуждаются половые эмоции, но заглушается чувство стыда, появляется неразборчивость в связях. Под действием алкоголя возникает иллюзия о повышении работоспособности, приводящая к переоценке сил и возможностей. На самом деле объективно снижается умственная работоспособность. Ухудшается и физическая работоспособность, значительно снижается точность, координацией быстрота движений, а также мышечная сила. Вслед за фазой возбуждения неизбежно наступает фаза угнетения.

      Продолжительное, и систематическое  употребление алкоголя раздражающе  действует на проводящую систему  сердца, а также нарушает нормальный  процесс обмена веществ. Мышцы сердца изнашиваются, их сокращения становятся вялыми, полости сердца растягиваются; на поверхности сердца и в пространствах между мышечными волокнами начинает откладываться жир, что ограничивает его работоспособность.

      Страдают также органы пищеварения. Раздражая органы желудочно-кишечного тракта, алкоголь вызывает нарушение секреции желудочного сока и выделения ферментов, что приводит к развитию гастритов, язвы желудка и даже злокачественных опухолей. Развивается ожирение печени, затем ее цирроз, который в 10% случаев завершается появлением ракового заболевания.

    Стиль жизни, связанный с употреблением  алкоголя, неизбежно приводит к утрате социальной активности, замыкание в  кругу своих эгоистических интересов. Снижается качество жизни студента в целом, его главные жизненные ориентиры искажаются и не совпадают с общепринятыми; работа, требующая волевых и интеллектуальных усилий, становится затруднительной, возникает конфликтный характер взаимоотношения с обществом.

    Курение — одна из самых вредных привычек.

      Воздействие табачного дыма на  органы дыхания приводит к  раздражению слизистых оболочек  дыхательных путей, вызывая в  них воспалительные процессы, сопровождаемые  кашлем, особенно по утрам хрипотой, выделением мокроты грязно-серого  цвета. Впоследствии нарушается эластичность легочной ткани и развивается эмфизема легких. Именно поэтому курильщики в 10 раз чаще болеют раком легкого

      Курение вызывает учащение сердцебиения  до 85—90 удар/мин в покое при  норме для здорового человека 60—80 удар/мин. Это приводит к увеличению работы сердца в сутки примерно на 20%. Вдыхание табачного дыма способно повысить артериальное давление на 20-25%, вызвать атеросклероз. Ухудшению питания сердечной мышцы кислородом способствует наличие в табачной дыме окиси углерода вытесняющего из соединений с гемоглобином кислород, что приводил к развитию ишемической болезни сердца.

      Курение приводит также к нарушению  в деятельности эндокринных желез,  в том числе надпочечников,  щитовидной и половых желез. Отравляющее действие никотина на организм усиливается в сочетании с алкоголем.

      К числу вредных привычек относится  употребление наркотиков. Существует  несколько классов наркотических  веществ, отличающихся по характеру  и степени своего воздействия  на организм человека. Их основное свойство — способность вызвать состояние эйфории. Причины употребления наркотиков разные. На первых порах — желание испытать еще незнакомое «острое» ощущение, подражать тем, кто уже употребляет эти вещества, желание хоть на короткое время уйти от каких-либо тяжелых жизненных ситуаций; почувствовать состояние «невесомости», «блаженства». Способы приема наркотических веществ различны: курение, вдыхание, прием внутрь, введение подкожно, внутривенно. Но в любом случае это связано с процессом стойкого привыкания к наркотическим препаратам. Когда потребление наркотиков становится систематическим, то постепенно снижаются защитные реакции организма, развивается привыкание к препарату.

    Систематическое употребление наркотиков приводит к  резкому истощению организма, изменению обмена веществ, психическим расстройствам, ухудшению памяти, появлению стойких бредовых идей, к проявлениям, подобным шизофрении, деградации личности, бесплодию. Общая деградация личности наступает в 15—20 раз быстрее, чем при злоупотреблении алкоголем. Лечить от наркомании очень сложно, лучший вариант — даже не пробовать наркотики. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение  

      Итак, можно сделать такие выводы:

    Здоровье  — нормальное психосоматическое  состояние человека, отражающее его  полное физическое, психическое и социальное благополучие и обеспечивающее полноценное выполнение трудовых, социальных и биологических функций.

    Здоровье  во многом зависит от образа жизни, однако, говоря о здоровом образе жизни, в первую очередь имеют в виду отсутствие вредных привычек. Это, конечно, необходимое, но вовсе не достаточное условие. Главное в здоровом образе жизни — это активное творение здоровья, включая все его компоненты. Таким образом, понятие здорового образа жизни гораздо шире, чем отсутствие вредных привычек, режим труда и отдыха, система питания, различные закаливающие и развивающие упражнения; в него также входит система отношений к себе, к другому человеку, к жизни в целом, а также осмысленность бытия, жизненные цели и ценности и т.д. Следовательно, для творения здоровья необходимо как расширение представлений о здоровье и болезнях, так и умелое использование всего спектра факторов, влияющих на различные составляющие здоровья (физическую, психическую, социальную и духовную), овладение оздоровительными, общеукрепляющими, природосообразными методами и технологиями, формирование установки на здоровый образ жизни.

    Содержание здорового образа жизни отражает результат распространения индивидуального или группового стиля поведения, общения, организации жизнедеятельности, закрепленных в виде образцов до уровня традиционного. Основными элементами здорового образа жизни выступают: соблюдение режима труда и отдыха, питания и сна, гигиенических требований, организация индивидуального целесообразного режима двигательной активности, отказ от вредных привычек, культура межличностного общения и поведения в коллективе, культура сексуального поведения, содержательный досуг, оказывающий развивающее воздействие на личность.

    Здоровый  образ жизни во многом зависит  от ценностных ориентации студента, мировоззрения, социального и нравственного опыта. Общественные нормы, ценности здорового образа жизни принимаются студентами как личностно значимые, но не всегда совпадают с ценностями, выработанными общественным сознанием.

    Изучение  ценностных ориентации студентов на здоровый образ жизни позволяет выделить среди них условно четыре группы. Первая группа включает в себя абсолютные, общечеловеческие ценности, получившие у студентов оценку огромного значения. К ним относятся удачная семейная жизнь, мужество и честность, здоровье, всестороннее развитие личности, интеллектуальные способности, сила воли и собранность, умение общаться, обладание красотой и выразительностью движений. Вторая группа «преимущественных ценностей»— хорошее телосложение и физическое состояние, авторитет среди окружающих. Третья группа ценностей получила наименование «противоречивых» за то, что в них одновременно представлены признаки большого и небольшого значения. Она включает наличие материальных благ, успехи в работе, удовлетворенность учебой, занятия физическими упражнениями и спортом, хороший уровень развития физических качеств, интересный отдых. Четвертая группа ценностей названа «частными», так как ее содержанию студенты придают небольшое значение — знания о функционировании человеческого организма, физическая подготовленность к избранной профессии, общественная активность.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

    1. Психология и практика. Ежегодник  Российского психологического общества. – Ярославль, 1998. – 410 с.

    2. Психологический вестник РГУ.  – Ростов-на-Дону, 1997. - 439 с.

    3. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М., 1994. –  340 с.

    4. Лисицин Ю.П. Образ жизни и  здоровье населения. – М., 1982. –  90 с.

    5. Валеология: диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. – СПб., 1993. – 269 с.

    6. Иванюшкин А.Я. «Здоровье» и «болезнь» в системе ценностных ориентаций человека. // Валеология . – 1982. - № 1, С.49 – 58, № 4, С. 29 – 33.

    7. Здоровье, развитиме, личность / под. Ред. Ф.Г. Мурзакаева. – Уфа, 1987. – 280 с.

    8. Лисицин Ю.П., Полунин И.В. Здоровый образ жизни ребенка. – М., 1984. – 380 с.

Информация о работе Содержательные характеристики составляющих здорового образа жизни студентов