Содержательные характеристики составляющих здорового образа жизни студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2011 в 11:07, реферат

Краткое описание

Качество жизни любого человека и его успехи в личной и общественной деятельности, в труде, учебе, спорте и даже в любви самым тесным образом связаны с состоянием его здоровья. Без хорошего здоровья - хорошая и счастливая жизнь просто немыслима! Тысячи раз каждый из нас слышал это часто употребляемое слово «здоровье» в своей повседневной жизни, однако четко и правильно объяснить его смысл и содержание сможет далеко не каждый.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………… 3

1.1 Понятие «здоровье», его содержание и критерии………………….. 4

1.2 Образ жизни студентов и его влияние на здоровье………………… 5

1.3 Здоровый образ жизни студента ……………………………………...5

2.Содержательные характеристики составляющих здорового образа жизни студентов ……………………………………………………………………7

2.1 Режим труда и отдыха …………………………………………………7

2.2 Организация сна ………………………………………………………..8

2.3 Организация режима питания………………………………………….9

2.4 Организация двигательной активности ……………………………….10

2.5 Личная гигиена ………………………………………………………….11

2.6 Профилактика вредных привычек ……………………………………..11

Заключение ………………………………………………………………….14

Список использованной литературы …………………………………….16

Файлы: 1 файл

физра.doc

— 84.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содерджание  

 Введение…………………………………………………………………… 3

1.1 Понятие  «здоровье», его содержание и  критерии………………….. 4

1.2 Образ  жизни студентов и его влияние  на здоровье………………… 5

1.3 Здоровый  образ жизни студента ……………………………………...5

2.Содержательные характеристики составляющих здорового образа жизни студентов ……………………………………………………………………7

 2.1 Режим труда и отдыха …………………………………………………7

 2.2 Организация сна ………………………………………………………..8

 2.3 Организация режима питания………………………………………….9

 2.4 Организация двигательной активности ……………………………….10

 2.5 Личная гигиена ………………………………………………………….11

 2.6 Профилактика вредных привычек ……………………………………..11

 Заключение ………………………………………………………………….14

 Список использованной литературы …………………………………….16  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

      Во все времена у всех народов  мира непреходящей ценностью  человека и общества являлось  и является физическое и психическое  здоровье. Еще в древности оно  понималось врачами и философами как главное условие свободной деятельности человека, его совершенства.

    Качество  жизни любого человека и его успехи в личной и общественной деятельности, в труде, учебе, спорте и даже в  любви самым тесным образом связаны  с состоянием его здоровья. Без  хорошего здоровья - хорошая и счастливая жизнь просто немыслима! Тысячи раз каждый из нас слышал это часто употребляемое слово «здоровье» в своей повседневной жизни, однако четко и правильно объяснить его смысл и содержание сможет далеко не каждый. Давайте хотя бы на время отвлечемся от назойливой мирской суеты, посторонних дел, забот, переживаний, сосредоточимся на чрезвычайно актуальной науке о здоровье и попытаемся обогатиться новыми ценными знаниями, позволяющими весьма выгодно, осмысленно и целенаправленно улучшить наше бренное существование в этом подлунном мире.

      Здоровье человека зависит от  многих факторов: наследственных, социально-экономических,  экологических, деятельности системы  здравоохранения. Но особое место  среди них занимает образ жизни  человека. Более подробному рассмотрению значения образа жизни для здоровья посвящена данная работа. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.1 Понятие «здоровье», его содержание  и критерии 

    Жизнь человека зависит от состояния здоровья организма и масштабов использования  его психофизиологического потенциала. Все стороны человеческой жизни в широком диапазоне социального бытия — производственно-трудовом, социально-экономическом, политическом, семейно-бытовом, духовном, оздоровительном, учебном — в конечном счете, определяются уровнем здоровья.

      Существуют различные подходы к определению понятия «здоровье», которые можно классифицировать следующим образом:

     1) здоровье – это отсутствие  болезней;

     2) «здоровье» и «норма» — понятия,  тождественные; 

     3) здоровье как единство «морфологических, психо-эмоциональных и социально-экономических, констант.

      Общее для этих определений  в том, что здоровье понимается  как нечто противоположное болезни,  отличное от нее, как синоним  нормы. 

      Поэтому понятие «здоровье» можно  определить следующим образом:  здоровье— нормальное психосоматическое состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие и обеспечивающее полноценное выполнение трудовых, социальных и биологических функций.

      В связи с функциональным подходом  к здоровью возникло понятие «практически здоровый человек», поскольку возможны патологические изменения, которые существенно не сказываются на самочувствии и работоспособности человека. Однако при этом чаще всего не учитывается, какую цену организм платит за сохранение работоспособности. В ряде случаев цена может быть настолько высокой, что грозит серьезными последствиями здоровью и работоспособности в будущем, поскольку изменения в организме до определенного уровня могут не сказываться на субъективных ощущениях и даже не отражаться на функции того или иного органа и системы. Поэтому качественные и количественные характеристики как здоровья, так и болезни имеют довольно широкий диапазон толкования. В пределах его различия в степени выраженности здоровья определяются по многим критериям – признакам: уровню жизнеустойчивости организма, широте его адаптационных возможностей, биологической активности органов и систем, их способности к регенерации и др.

     

    1.2 Образ жизни и  его влияние на  здоровье

      Охрана и укрепление здоровья в основном определяется образом жизни. Повышенное внимание к нему проявляется на уровне общественного сознания, в сфере культуры, образования, воспитания.

      Образ жизни студенту нельзя  навязать извне. Личность имеет  реальную возможность выбора  значимых для нее форм жизнедеятельности, типов поведения. Обладая определенной автономностью и ценностью, каждая личность формирует свой образ действий и мышления. Личность способна оказывать влияние на содержание и характер образа жизни группы, коллектива, в которых она находится.

      Выражением саморегуляции личности  в жизнедеятельности является  ее стиль жизни. Это поведенческая  система, характеризующаяся определенным  постоянством составляющих ее  компонентов и включающая приемы  поведения, обеспечивающие достижение  студентом намеченных целей с наименьшими физическими, психическими и энергетическими затратами. Становясь привычкой, стиль жизни приобретает некоторую свободу от сферы сознательного контроля. Но для сферы самоуправления личности могут быть характерны и целенаправленные волевые акты самовоздействия. Этот уровень саморегуляции становится возможен при развитости иерархии мотивов личности, наличии мотиваций высокого уровня, связанного с общей направленностью интересов и ценностных ориентации, обобщенных социальных установок. 

    1.3 Здоровый образ  жизни студента

      В последние годы активизировалось  внимание к здоровому образу  жизни студентов, это связано  с озабоченностью общества по  поводу здоровья специалистов, выпускаемых  высшей школой, роста заболеваемости  в процессе профессиональной подготовки, последующим снижением работоспособности. Необходимо отчетливо представлять, что не существует здорового образа жизни как некой особенной формы жизнедеятельности вне образа жизни в целом.

      Здоровый образ жизни отражает  обобщенную типовую структуру форм жизнедеятельности студентов, для которой характерно единство; и целесообразность процессов самоорганизации и самодисциплины, саморегуляции и саморазвития, направленных на укрепление адаптивных возможностей организма, полноценную самореализацию своих сущностных сил, дарований и способностей в общекультурном и профессиональном развитии, жизнедеятельности в целом. Здоровый образ жизни создает для личности такую социокультурную микросреду, в условиях которой возникают реальные предпосылки для высокой творческой самоотдачи, работоспособности, трудовой и общественной, активности, психологического комфорта, наиболее полно раскрывается психофизиологический потенциал личности, актуализируется процесс ее самосовершенствования. В условиях здорового образа жизни ответственность за здоровье формируется у студента как часть общекультурного развития, проявляющаяся в единстве стилевых особенностей поведения, способности построить себя как личность в соответствии с собственными представлениями о полноценной в духовном, нравственном и физическом отношении жизни.

      Здоровый образ жизни характеризуется  направленностью, которая объективно  выражается в том, какие ценности  им производятся, какие общественные  потребности им удовлетворяются,  что он дает для развития самой личности. Между реальным образом жизни и порождаемой им системой субъективных отношений возникают противоречия, в процессе разрешения которых происходит перестройка, развитие и совершенствование образа жизни, система отношений в нем. Важно не только то, как студент живет, но и то, ради чего он живет, чем гордится и против чего борется. Так здоровый образ жизни приобретает оценочное и нормативное понятие.

      Здоровый образ жизни во многом  зависит от ценностных ориентации  студента, мировоззрения, социального и нравственного опыта. Общественные нормы, ценности здорового образа жизни принимаются студентами как личностно значимые, но не всегда совпадают с ценностями, выработанными общественным сознанием. Так, в процессе накопления личностью социального опыта возможна дисгармония познавательных (научные и житейские знания), психологических (формирование интеллектуальных, эмоциональных, волевых структур), социально-психологических (социальные ориентации, система ценностей), функциональных (навыки, заменил; привычки, нормы поведения, деятельность, отношения) процессов. Подобная дисгармония может стать причиной формирования асоциальных качеств личности.  

    2. Содержательные характеристики составляющих здорового образа жизни студентов

      К основным составляющим здорового образа жизни относят:

    -режим труда и отдыха;

    -организацию сна;

    -режим питания;

    -организацию двигательной активности;

    -выполнение требований санитарии, гигиены, закаливания;

    -профилактику вредных привычек.  

    2.1 Режим труда и отдыха

      Понимание важности хорошо организованного режима труда и отдыха основано на закономерностях протекания биологических процессов в организме.

      Человек, соблюдая устоявшийся  и наиболее целесообразный режим  жизнедеятельности, лучше приспосабливается  к течению важнейших физиологических процессов. В том случае, если резервы нашей адаптации исчерпываются, мы начинаем испытывать дискомфорт, утомляемость, а то и заболеваем. Следовательно, необходимо вести четко организованный образ жизни, соблюдать постоянный режим в учебном труде, отдыхе, питании, сне и заниматься физическими упражнениями. При ежедневном повторении обычного уклада жизни, довольно быстро между этими процессами устанавливается, взаимосвязь, закрепленная цепью условных рефлексов. Благодаря этому физиологическому свойству предыдущая деятельность является как бы толчком к последующей, подготавливая организм к легкому; и быстрому переключению на новый вид деятельности, что обеспечивает ее лучшее выполнение.

      Режим дня — нормативная основа  жизнедеятельности для всех студентов. В то же время он должен быть индивидуальным, т.е. соответствовать конкретным условиям, состоянию здоровья, уровню работоспособности, личным интересам и склонностям студента. Важно обеспечить постоянство того или иного вида деятельности в пределах суток, не допуская значительных отклонений от заданной нормы. Режим будет реальным и выполнимым, если он динамичен и строится с учетом непредвиденных обстоятельств.

     

    2.2 Организация сна

      Сон — обязательная и наиболее  полноценная форма ежедневного  отдыха. Для студента необходимо считать обычной нормой ночного монофазного сна 7,5—8 ч. Часы, предназначенные для сна нельзя рассматривать как некий резерв времени, который можно часто и безнаказанно использовать для других целей. Это, как правило, отражается на продуктивности умственного труда и психоэмоциональном состоянии. Беспорядочный сон может привести к бессоннице, другим нервным расстройствам.

      Напряженную умственную работу  необходимо прекращать за 1,5 ч  до отхода ко сну, так как  она создает в коре головного мозга замкнутые циклы возбуждения, отличающиеся большой стойкостью. Интенсивная деятельность мозга продолжается даже тогда, когда человек закончил заниматься. Поэтому умственный труд, выполняемый непосредственно перед сном, затрудняет засыпание, приводит к ситуативным сновидениям, вялости и плохому самочувствию после пробуждения. Перед сном необходимо проветривание комнаты, а еще лучше сон при открытой форточке.

      Наиболее распространенное расстройство  сна, когда человек мало и  плохо спит, называют бессонницей. Иногда не дают заснуть дела: переволновался или растревожился человек. Такую бессонницу называют ситуативной. Обычно она проходит вместе с исчезновением причин беспокойства или конфликта. Случается, что кризисная ситуация проходит, но оставляет вредную привычку «слишком сильно стремиться заснуть». Она может вызвать обратную реакцию — развитие стойкой бессонницы от боязни бессонницы. Причиной стойкого расстройства сна могут стать успокаивающие и снотворные средства, если их долго принимать. Снотворные лекарства выключают механизм сна, ломают и перекраивают его фазы.  

    2.3 Организация режима питания

      Культура питания играет значительную  роль в формировании здорового  образа жизни студентов. Каждый  студент может и должен знать  принципы рационального питания, регулировать нормальную массу своего тела. Рациональное питание — это физиологически полноценный прием пищи людьми с учетом пола, возраста, характера труда и других факторов. Питание строится на следующих принципах: достижения энергетического баланса; установления правильного соотношения между основными пищевыми веществами — белками, жирами, углеводами, между растительными и животными белками и жирами, простыми и сложными углеводами; сбалансированности минеральных веществ и витаминов; ритмичности приема пищи.

Информация о работе Содержательные характеристики составляющих здорового образа жизни студентов