Система студенческих соревнований

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 19:29, курсовая работа

Краткое описание

Задачи:
- Разработка предложений по основным направлениям молодежной политики и механизму ее реализации с учетом проблем студенческой молодежи.
- Анализ проблем студенческой молодежи, поиск путей и методов их решения.
- Пропаганда и популяризация физической культуры и спорта
- Содействие утверждению здорового образа жизни в образовательных учреждениях, профилактике правонарушений и девиантного поведения у студенческой молодежи.

Оглавление

Введение...........................................................................3
Глава 1. Основные понятия спорта и соревнований
1.1 Классификация занятий физическими упражнениями....5
1.2 Понятие "спортивное соревнование". Основные
функции и особенности спортивных соревнований…………8
1.3 Структура спортивных соревнований………………….13
1.4 Классификация студенческих соревнований……….....23
1.5 Организация соревнования……………………………….25
Глава 2. Задачи и методы развития студенческого спорта
2.1 Цели и задачи исследования……………………….……32
2.2 Методы исследования……………………………….…….32
2.3 Организация исследования………………………………32
Глава 3. Соревнования на уровне ВУЗов
3.1 Внутривузовские, межвузовские соревнования..........34
3.2 Первенство ВУЗов по спортивному ориентированию..36
Вывод…………………………………………….………………….….39
Список литературы…………………………………………………40

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 154.00 Кб (Скачать)

     Соревнование как неотъемлемый атрибут спорта имеет свои специфические особенности, отличающие от других элементов спорта. На основе анализа многочисленных исследований можно считать, что главными особенностями спортивных соревнований являются:

1) строгая  регламентация деятельности участников соревнований, обслуживающего персонала и других лиц;

2) полифункциональность, полиструктурность и полипроцессуальность  деятельности, протекающая в экстремальных  условиях;

3) наличие  в каждом соревновании процесса  борьбы, противоборства, неантагонистического соперничества, конкуренции, которые проявляются в стремлении одержать победу, достигнуть максимального результата;

4) высокая  общественная и личная значимость  для каждого спортсмена и самого  процесса борьбы и достигнутого  спортивного результата;

5) высокий  эмоциональный фон деятельности, вызванный максимальными физическими  и психическими напряжениями (нередко  превосходящими возможности спортсмена) в условиях непосредственной  борьбы за результат;

6) непосредственное  или опосредованное взаимодействие соревнующихся противников, при котором каждый стремится к достижению превосходства над соперниками и в то же время противодействовать им;

7) равенство  условий и сравнимость результатов  каждого участника соревнований  с помощью определенного стандарта  с результатами других спортсменов, знакомых с критериями сравнения и имеющих возможность оценить результат выступления. Сравнимость результатов возможна, благодаря наличию тщательно разработанных правил и положений о соревнованиях, института квалифицированных судей, технических средств и навыков фиксирования спортивных достижений. Равные условия участия и справедливое определение победителя создают на соревнованиях ту социально-нравственную микросреду, в которой полнее и свободнее раскрывается спортивный потенциал, создаются предпосылки для проявления возможного доверия и бескорыстного обмена спортивно-техническими и духовными ценностями;

8) наличие  определенных форм и требований, выполнение которых дает право  на присвоение спортсмену звания "спортсмен-разрядник", "мастер спорта", "мастер спорта международного класса" и "заслуженный мастер спорта".

 

    1. Общая структура спортивных соревнований.

В современном  спорте соревнования представляют собой  достаточно сложное и многогранное социального явления. В самом  общем виде о соревнованиях можно говорить как о социальной системе большой сложности, включающей в себя целый ряд компонентов, обеспечивающих выявление спортивных результатов каждого спортсмена или группы спортсменов.

 Составными  частями любого соревнования  являются: 1) спортсмены-соперники; 2) предмет состязаний, т.е. совокупность действий соперников, выступающих средством ведения соревновательной борьбы в избранном виде спорта; 3) судейство (правила соревнований, нормы, критерии и технология определения мест соревнующихся и пр.); 4) средства и службы обеспечения соревновательной деятельности; 5) болельщики и зрители; 6) иерархия мест участников состязаний, т.е. распределение каждого из них на основе показанных спортивных результатов в порядке от лучшего к худшему;

Итак, рассмотрим несколько составных частей немного  подробнее.

Спортсмены-соперники. В спортивных соревнования могут участвовать не менее двух спортсменов. Можно состязаться с самим собой — стремиться достичь какого-либо результата. Но это не будет спортивным соревнованием, так как исключается его внешний признак — противоборство. Поэтому спортсмены-соперники и достигнутые ими спортивные результаты — центральный элемент соревнований.

Каждый соперник представляет не только того позиционера, который вступает в непосредственную соревновательную борьбу, но и весь набор позиционеров, обеспечивающих его действия. В качестве таких позиционеров выступают тренеры, спортивные руководители и организаторы, судьи, врачи, научные работники, массажисты, лица, ответственные за информационное и материально-техническое обеспечение, и другие специалисты, т.е. различные службы обеспечения соревнования. В ряде случаев эти службы обеспечения могут быть весьма многочисленными и включать в себя даже целые организации. Например, так обеспечивается подготовка национальных сборных команд по многим видам спорта к Олимпийским играм и другим крупнейшим соревнованиям. Таким образом, функциональное место спортсменов, участвующих в соревновании, при более детальном анализе разворачивается в целый набор функциональных мест. Позиция соперников является одной из наиболее важных и интересных среди тех, которые следует использовать при анализе соревнований.

Взаимодействия  спортсменов-соперников. Участники состязаний вступают между собой в определенные многосторонние взаимодействия. Вне этого взаимодействия соревновательный акт просто невозможен, так как между ними отсутствуют конкурентные отношения.

Взаимодействие  спортсменов в процессе соревнований выступает в двух основных аспектах: по отношению к противнику — в форме противоборства или соперничества; по отношению к партнерам по команде — в форме взаимодействия или сотрудничества. Противоборство соперников или соперничающих команд может быть непосредственным (при жестком, нежестком, условно-жестком контакте) и опосредованным (при отсутствии контакта). Сотрудничество между партнерами, общий смысл которого состоит в объединении усилий или достижения общей цели — спортивной победы, также может иметь различные формы проявления: совместно взаимосвязанные действия, совместно синергетические действия, совместно последовательные и совместно индивидуальные действия спортсменов. Эти особенности соревновательного взаимодействия во многом определяют содержание и структуру соревновательной деятельности спортсменов в том или ином виде спорта. В зависимости от структуры связей между спортсменами-соперниками и партнерами можно выделить три формы ведения соревновательного поединка: индивидуальную, групповую, командную и индивидуально-групповую (командную). Эти формы взаимодействия соревнующихся спортсменов находят свое отражение в личных, командных и лично-командных соревнованиях.

В большинстве  видов спорта соревновательная деятельность носит индивидуальный характер, когда  спортсмены состязаются с противником один на один (во всех видах единоборств, в одиночном разряде в теннисе, бадминтоне) или одновременно с несколькими соперниками (в гребле на судах-одиночках) или выступают поочередно (в спортивной гимнастике, тяжелой атлетике, легкоатлетических прыжках).

В тех случаях, когда спортсмен в конкретном соревновании представляет собой свой клуб или саму страну один, о внутрикомандном взаимодействии говорить нет оснований, а соревновательная деятельность приобретает сугубо индивидуальный характер.

Однако в абсолютном большинстве случаев в личных и тем более лично-командных соревнованиях действия спортсменов правильнее определить как совместно индивидуальные, так как результат каждого спортсмена рассматривается не только в плане индивидуального достижения, но и как вклад в общую «копилку» команды, а при комплексном забеге — и в результат команды клуба, города, области, республики, страны в целом. Это, в свою очередь, обусловливает различные формы взаимной поддержки товарищей по команде, служит стимулом для мобилизации усилий спортсменов.

Судейство соревнований. Главным организатором и руководителем спортивных соревнований, ответственным за их проведение и в известной мере за достигнутые результаты является спортивный судья. Вполне очевидно, что от квалифицированного и объективного судейства во многом зависит распределение мест участников соревнований. Судья ответствен и за здоровье участников соревнований. Во всех случаях, когда может быть нанесен ущерб здоровью спортсменов (неблагоприятные метеорологические условия, плохое состояние мест занятий, неисправность оборудования, несоответствие одежды и обуви и т.п.), он обязан устранить недочеты, а при невозможности сделать это — отменить соревнование или перенести его на другой срок или в другое место. Спортивный судья должен быть, прежде всего, безукоризненным знатоком правил соревнований по данному виду спорта, честным, объективным, беспристрастным, решительным, вежливым, спокойным человеком, который и вне соревнований пользуется авторитетом и уважением.

Объективность и точность определения спортивно-технических  результатов зависит от многих факторов:

1) Психофизиологических  возможностей спортивного судьи,  прямо или косвенное влияющих  на процесс измерения результатов.

2) Наличия объективных  средств и способов регистрации результатов в конкретных видах спорта. В видах спорта с метрическим определяемым результатом (легкая атлетика, плавание, тяжелая атлетика и др.) эта проблема в какой-то степени не является достаточно острой. В видах же спорта, в которых результат определяется в условных единицах и конечным эффектом (гимнастика, фигурное катание, прыжки в воду и др.), объективность судейства — одна из важнейших проблем проведения любого крупного соревнования.

3) Разницы в классе  и достижениях соперничающих спортсменов. В тех случаях, когда одинаковый результат показывают большое число спортсменов (при существующей точности измерения результата в данном виде спорта и на данный момент времени), при всем желании очень трудно создать объективную картину распределения мест среди участников этого соревнования. Например, B.C. Родиченко (1978) приводит такой интересный факт. В беге на 100 м среди мужчин на XIX Олимпийских играх в Мексике было всего проведено 16 забегов. Был зафиксирован один случай (с точностью до 0,1 с), когда одинаковый результат показали в одном забеге 5 спортсменов. Случаев, когда одинаковый результат показали 4 спортсмена, было четыре. Пять раз одинаковый результат в забеге показали 3 спортсмена. И наконец, случаев, когда два бегуна показали в забеге одинаковый результат, было 19.

Естественно, наличие такой  высокой плотности результатов  не только в спринте, но и в других видах спорта (плавание, велосипед  и т.д.) вызывает необходимость увеличения и точности, и объективности определения места, занятого спортсменом в забеге, заезде, поскольку разрыв между финиширующими спортсменами меньше, чем разрешающая способность устройств регистрации времени.

4) Внешних условий, в  которых проводятся соревнования (температура окружающей среды, силы и направления ветра, влажности, поведения болельщиков и др.).

Повышение объективности  определения спортивно-технического результата и его соответствия действительному соотношению сил участвующих в соревнованиях спортсменов возможно на основе использования более совершенных технических устройств и систем, помогающих судьям точно определить спортивный результат всех участников спортивного соревнования. С этой целью в различных видах спорта в последние годы разработаны различные средства регистрации результатов: кино- и видеосъемки, устройства типа «помощник стартера», фотофиниша, автохронометража, оптико-электронные устройства для измерения расстояния. Они постоянно совершенствуются:

а) в рамках существующих правил и в этом случае они позволяют  преимущественно решать измерительные, контрольные или информационные задачи, выдвигаемые правилами или подразумеваемые ими;

б) с последующим изменением в правилах, направленных на узаконивайте и регламентацию тех технических возможностей, которые предоставляются новыми или прогнозируемыми техническими средствами.

В настоящее время разрабатываются  методы, позволяющие повысить объективность  действий судей. К ним относятся: 1) аттестация судей на основе оценки правильности их действий специальным  жюри. Например, в водном поло А. Кистяковским разработана система оценки правильности действий ватерпольных рефери; 2) использование разнообразных автоматизированных технических устройств, отслеживающих поведение судей с последующим его анализом. Эта методика позволяет контролировать поведение судей, способствует четкому определению допущенных судьями ошибок, их фиксации и наглядной демонстрации. Такие устройства имеются сейчас для судейства в тяжелой атлетике, боксе и других видах спорта.

Как уже говорилось, спортивный судья должен быть, прежде всего, безукоризненным знатоком правил соревнований по данному виду спорта. Правила соревнований являются важнейшим  документом, регламентирующим проведение спортивных соревнований и влияющим на их результаты. В них регламентируются действия судей и участников, предусматриваются условия выявления победителей и, кроме того, определяются нормы поведения спортсмена, содержится перечень запрещенных действий, влекущих за собой показания, ущемляющие интересы команды. Правила спортивных соревнований по каждому виду спорта, принятые в различных странах, имеют тенденцию к унификации. Этот процесс оправдан, потому что делает возможным участие в международных соревнованиях спортсменов всех стран, а если соревнования проводятся в различных местах, позволяет сравнивать достигнутые на них результаты.

На современном  этапе развития спорта существует весьма различный уровень детализации  правил по различным видам спорта и разные подходы к трактовке  одинаковых ситуаций. Так, в легкой атлетике категорически запрещена любая форма подсказки тренера участнику, в то время как она допускается в некоторых спортивных играх, например в баскетболе, волейболе. В процессе совершенствования правил, программ и регламентов проведения международных соревнований целесообразно придерживаться двух важнейших принципов: а) их стабильности и б) учета при рассмотрении любого изменения как видимых, так и предполагаемых организационно-методических, организационно-технических, социально-экономических последствий (B.C. Родиченко, 1978).

Правила соревнований оказывают влияние на зрелищность, результативность соревнований, на развитие техники и тактики данного вида спорта, а в ряде случаев и на методику тренировки. В частности, неоднократные новшества в правилах классической борьбы способствовали активизации действенности спортсменов в процессе соревновательного поединка, повышении его зрелищное™. Разрешение в прыжках в высоту переходить планку головой раньше, чем ногами, привело к изменению способа прыжка.

Зрители и болельщики. Выступление спортсмена на соревнованиях практически никогда не обходится без реакции зрителей, аудитории. Зрители своим поведением создают положительный или отрицательный эмоциональный фон проведения соревнования. Поэтому присутствие зрителей, поддерживающих спортсмена или его соперников, их отношение к происходящему на соревнованиях может оказать существенное влияние на результат выступления. Неопытный спортсмен может испытывать сильное перевозбуждение и выступить хуже, чем обычно, в то время как более опытный участник не так легко поддается воздействиям среды и в той же соревновательной ситуации сохраняет самообладание.

Информация о работе Система студенческих соревнований