Система студенческих соревнований

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 19:29, курсовая работа

Краткое описание

Задачи:
- Разработка предложений по основным направлениям молодежной политики и механизму ее реализации с учетом проблем студенческой молодежи.
- Анализ проблем студенческой молодежи, поиск путей и методов их решения.
- Пропаганда и популяризация физической культуры и спорта
- Содействие утверждению здорового образа жизни в образовательных учреждениях, профилактике правонарушений и девиантного поведения у студенческой молодежи.

Оглавление

Введение...........................................................................3
Глава 1. Основные понятия спорта и соревнований
1.1 Классификация занятий физическими упражнениями....5
1.2 Понятие "спортивное соревнование". Основные
функции и особенности спортивных соревнований…………8
1.3 Структура спортивных соревнований………………….13
1.4 Классификация студенческих соревнований……….....23
1.5 Организация соревнования……………………………….25
Глава 2. Задачи и методы развития студенческого спорта
2.1 Цели и задачи исследования……………………….……32
2.2 Методы исследования……………………………….…….32
2.3 Организация исследования………………………………32
Глава 3. Соревнования на уровне ВУЗов
3.1 Внутривузовские, межвузовские соревнования..........34
3.2 Первенство ВУЗов по спортивному ориентированию..36
Вывод…………………………………………….………………….….39
Список литературы…………………………………………………40

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 154.00 Кб (Скачать)

Российский  государственный педагогический университет имени А. И. Герцена


 

 

 

 

 

Курсовая  Работа

  «Система студенческих соревнований».

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент 26 группы

Гриценко  Олег

Проверил:

Хуббиев Ш. З.

 

 

 

 

 

 

 

Санкт- Петербург

2010

Содержание

 

Введение...........................................................................3                                                                

Глава 1. Основные понятия спорта и соревнований

1.1 Классификация занятий физическими упражнениями....5            

1.2 Понятие "спортивное  соревнование". Основные 

функции и особенности  спортивных соревнований…………8                                            

1.3 Структура спортивных  соревнований………………….13                                      

1.4 Классификация студенческих соревнований……….....23

1.5 Организация соревнования……………………………….25

Глава 2. Задачи и методы развития студенческого спорта

 2.1 Цели и задачи исследования……………………….……32

2.2 Методы исследования……………………………….…….32

2.3 Организация  исследования………………………………32

Глава 3. Соревнования на уровне ВУЗов

3.1 Внутривузовские, межвузовские соревнования..........34

3.2 Первенство  ВУЗов по спортивному ориентированию..36

Вывод…………………………………………….………………….….39

Список  литературы…………………………………………………40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность: главные проблемы студенческого  спорта и студенческой системы в  целом это неразработанность  социальных, правовых, экономических  и организационных основ деятельности государственных и общественных структур в новых экономических  условиях затрудняет развитие студенческого спорта в университетах страны. Отсутствие систематизации данных об ответственности за реализацию студенческого спорта и условиях его нормативного обеспечения со стороны как федеральных, региональных структур, так и вузов ограничивает возможности студентов в занятиях избранным видом спорта. Следует констатировать, что федеральные требования к формированию у студентов физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма сегодня носят декларативный характер.

Задачи:

- Разработка  предложений по основным направлениям  молодежной политики и механизму  ее реализации с учетом проблем  студенческой молодежи.

- Анализ проблем  студенческой молодежи, поиск путей и методов их решения.

- Пропаганда  и популяризация физической культуры  и спорта

- Вопросов, затрагивающих  интересы студенческой молодежи.

- Содействие  утверждению здорового образа  жизни в образовательных учреждениях,  профилактике правонарушений и  девиантного поведения у студенческой молодежи.

Средства: чтобы  решить данные проблемы во-первых надо улучшение материальной базы и восстановление старых или непригодных к эксплуатации:  стадионы, арены, залы и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Основные понятия спорта и соревнований.

    1. Классификация занятий физическими упражнениями. 
           Классификация — это распределение физических упражнений по группам, подгруппам в соответствии с установленными признаками. Она помогает ориентироваться во множестве существующих физических упражнений и отбирать из них нужные для решения намеченных задач. В основу одной из наиболее общих классификаций положены исторически сложившиеся системы средств физического воспитания и методов их применения: гимнастика, игры, спорт и туризм. Каждая из этих групп имеет специфическое значение и делится еще на более мелкие классификационные подгруппы. 
      Гимнастика в советской системе физического воспитания подразделяется на основную (строевые, общеразвивающие упражнения, основные движения), спортивную (акробатика, художественная гимнастика, гимнастика на снарядах и вольные упражнения) и вспомогательную (спортивно-вспомогательная гимнастика для отдельных видов спорта, производственная, лечебная и др.).

     Особенности гимнастики: избирательное воздействие на различные части тела, отдельные мышечные группы, суставы, связки и различные стороны их деятельности и состояния (расслабление, растяжение мышц и др.); возможность точной дозировки физической нагрузки; разнообразие упражнений; использование предметов, физкультурных снарядов, инвентаря; применение музыкального сопровождения. Эти особенности гимнастики позволяют использовать ее для решения разнообразных задач на занятиях с людьми всех возрастов, с разным состоянием здоровья, с различной физической подготовленностью. 
     Подвижные игры — это сложная двигательная, эмоционально окрашенная деятельность, обусловленная установленными правилами, которые помогают выявить конечный итог или количественный результат. В подвижной игре закрепляются двигательные навыки. По ходу игры возникает необходимость двигаться и действовать во внезапно изменяющихся ситуациях и решать двигательные задачи в кратчайшие сроки, проявляя такие физические качества, как быстроту, ловкость. Возникающие положительные эмоции позволяют ребенку с большим интересом и более длительное время выполнять физические упражнения, что усиливает их влияние на организм, способствует развитию выносливости. Выполнение правил игры вызывает у детей взаимообусловленность поведения, что содействует воспитанию нравственных качеств (взаимопомощь, сознательная дисциплина и др.). В игре представляется возможность проявить самостоятельность в выборе способа выполнения действия, находчивость, смекалку, выдержку и т.д.              

    Указанные особенности игры позволяют широко использовать ее в разных возрастных группах. Спорт предъявляет высокие требования к физическим и духовным качествам человека. Поэтому занятия спортом допустимы лишь с достижением определенного этапа возрастного развития и при соответствующей физической подготовленности. В детском саду дети овладевают лишь основами техники спортивных упражнений, что составит базу для занятий спортом в последующем. 
    Туризм позволяет закреплять двигательные навыки и развивать физические качества в природных условиях. Выполнение физических упражнений на свежем воздухе повышает их оздоровительный эффект. В дошкольных учреждениях проводятся прогулки за пределы участка и за город (элементарный туризм). При этом применяются разные способы передвижения (пешком, на лыжах, на велосипедах). 
Физические упражнения распределяются и по другим признакам, например по признаку преимущественного значения их для развития физических качеств: ловкости, быстроты, силы, выносливости и т. д. Каждое упражнение требует проявления одновременно всех качеств, но в наибольшей степени развивает какое-либо одно. Бег на короткие дистанции преимущественно развивает быстроту, а бег на длинные дистанции — выносливость. Упражнения могут распределяться на группы по использованию снарядов и предметов: упражнения на гимнастической скамейке, бревне, упражнения с палками, с мячами и т. д. Упражнения делятся на группы по анатомическому признаку: упражнения для мышц плечевого пояса и рук, туловища и ног и т. д. Существует классификация, составленная по структурному признаку: упражнения циклического, ациклического, смешанного типа. Циклические движения (ходьба, бег, плавание, передвижение на лыжах, бег на коньках, езда на велосипеде и др.) характеризуются закономерной последовательностью циклов и связью частей движения в цикле. В ациклических движениях (метание, прыжки и др.) каждое упражнение является законченным действием. В смешанных движениях (прыжки с разбега) соединяются циклические упражнения с ациклическими. 
По биомеханическим признакам упражнения делят на поступательные (прыжки в длину с разбега), вращательные (метание диска); по физиологическим — на упражнения различной интенсивности.

    Кроме того, движения делятся на естественные и абстрактные. Первые (ходьба, бег, езда на велосипеде и др.) применяются в повседневной жизни и в некоторых отраслях труда. Абстрактные специально созданы для решения задач физического воспитания. К ним относятся общеразвивающие упражнения для отдельных частей тела, а также видоизмененные естественные движения (ходьба и бег на месте и др.). Упражнения делятся на динамические и статические. Динамические упражнения связаны с перемещением в пространстве. Статические упражнения основаны на длительном мышечном напряжении в одном положении (стойка «смирно» и др.).

    В «Программе воспитания в детском саду» упражнения распределены по принятой в теории физического воспитания классификации (гимнастика, подвижные игры, спортивные упражнения).

 

    1. Понятие "спортивное соревнование". Основные функции и особенности спортивных соревнований.

Спорт немыслим без соревнований и состязаний, которые  включены в саму его природу, внутренне  присущи ему. Само по себе соревнование свойственно не только спорту, но и  другим видам человеческой деятельности. Соревнуются между собой отдельные  фирмы, компании; проводятся кинофестивали, конкурса пианистов и певцов, артистов балета и цирка. Однако исключение состязательного момента из этих видов деятельности не разрушит их существа, поскольку он не является их специфической основой. Спортивная же деятельность без своего главного составного элемента- соревнования полностью утрачивает свой смысл, свою специфику. Показано, что в развитии культуры различные виды противоборства, состязаний, игр первичны; лишь позже начали появляться и закрепляться в практике элементы, методы, формы подготовки и их участию. Стало быть, генетически и субординационно спортивные состязания « старше» спортивной тренировки и других форм подготовки спортсменов. Спортивное соревнование выступает как причина, породившая тренировку, а не наоборот.

В связи с  тем, что основой спорта являются соревнования, для обеспечения их функционирования в прочесе исторического  развития общества формируется и  соответствующая сфера спорта. Сфера  спорта- это специализированная социально-организованная система, которая образовалась вокруг соревнования. Она включает в себя идеологическое и финансовое обеспечение; подготовку кадров; отбор и подготовку спортсменов и связи с другими сферами человеческой деятельности.

Аналогично  сферы спорта структурированы сложившиеся полноценные, автономные виды спорта. Каждый вид спорта является составляющей частью сферы спорта, но имеет в своей функциональной структуре все необходимые (кадровые, научные, финансовые, материально- технические службы и т. п.) для автономного существования.

Вид спорта способствует развитию и проявлению различных  видов соревнований. В сферу спорта исторически вошли достаточно разнообразные  виды соревновательной деятельности. Вокруг конкретных состязаний, выделившихся в ходе развития спорта, формировались и продолжают формироваться по настоящее время относительно самостоятельные виды спорта. Вид спорта - это область сферы спорта, ядром которой является исторически сложившаяся социально значимая соревновательная деятельность, характеризующаяся местом и временем её реализации, применяемыми средствами и обусловливающими их нормативными актами.

Следовательно, вид спорта выступает как отдельная  область сферы спорта. Каждый вид спорта характеризуется: 1) своим предметом состязаний и характером активности спортсмена;  2) особым составом действий и способом ведения соревновательной борьбы; 3) своими правилами состязаний.

Следует иметь  в виду, что специфика тех или  иных соревнований может значительным образом влиять на сферу спорта в  целом и на структуру отдельных видов спорта. К примеру, выход какого- либо вида спорта на международную арену ведёт к появлению новой организационной структуры - международной федерации. Высокая конкуренция не заставили проводить жёсткий отбор спортсменов в национальные сборные команды, т. е. создавать службы спортивного отбора и прогнозирования результатов. Сложные технические и аппаратные оснащения соревнований по автомобильному спорту обуславливает наличие в структуре видов спорта многочисленных технических комиссий. Соревнования в футболе, хоккее, собирающие огромные массы болельщиков, вынуждают вводить в организационные структуры особые подразделения для контроля над болельщиками и управления ими. Опыт показывает, что отсутствие подобных подразделений влечёт отрицательные последствия: введение в практику спорта допингов, анаболиков и других стимулирующих средств работоспособности спортсменов остро поставило вопрос о создании антидопинговых комиссий, которые могли бы противостоять этому.

Итак, соревнование - узловое образование системы спорта в обществе. По существу, без соревнований спорт невозможен, а без любого другого элемента, но при наличии соревнований спорт не утрачивает свой смысл, хотя значительно может объединиться. Именно в соревновании и просвечивается наиболее концентрированно социальная сущность спорта, через соревнование и в соревновании спорт предстает в качестве специфических общественных отношений, которые называются спортивными отношениями.

Выделяют  первичные и вторичные функции  спортивных соревнований. Первичная (специфическая) функция соревнований - это определение иерархии мест участников состязаний, т.е. ранговая оценка всех соперников, нахождение победителя и призеров состязаний или фиксация рекорда. Эта функция в первую очередь относится к классу социальных оценок. Вторичная (неспецифические) функции соревнований весьма разнообразны. Этими функциями являются следующие: нормативная, подготовительная, информационная, познавательная, творческая,  коммуникативная, престижная, управления, рекреационная, экономическая, осуществление международных связей, интеграционная и многие другие.

Соревнования  возникают, когда у человека появляется как минимум установка «сделать что-то лучше, чем кто-то» и превзойти кого-либо в каком-либо отношении. Более полноценным является вариант, когда все имеют установку на выигрыш друг друга. Особый статус имеет « рекордный» вариант соревновательного проявления, когда спортсмен имеет установку « сделать что-то лучше всех» в прошлом, настоящем и будущем.

Информация о работе Система студенческих соревнований