Реабилитация при нарушениях осанки

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 15:22, реферат

Краткое описание

Физическая реабилитация пациентов с нарушением осанки процесс длительный, проводится в комплексе с медицинской, психологической и социальной реабилитацией и включает: рациональный режим дня и двигательной активности, правильно сбалансированное питание, а также другие методы консервативной терапии.
Ведущая роль в реабилитации больных с нарушениями осанки принадлежит ЛФК (лечебная физкультура), т.к. основой лечения нарушения осанки (особенно начальной степени) является общая тренировка мышечного корсета ослабленного ребенка.

Оглавление

1. Физическая реабилитация при нарушениях осанки…………………………….3
2. Задачи, средства, методы и методики лечебной физической культуры при ожирении……………………………………………………………………………14
3. Физическая реабилитация при плоскостопии…………………………………19
Список литературы…………………………………………………………………22

Файлы: 1 файл

фИЗРА.doc

— 108.50 Кб (Скачать)

На втором этапе разучивания двигательного действия необходимо уточнить правильность выполнения деталей техники разучиваемого движения, исправить имеющиеся ошибки и добиться точного выполнения двигательного действия в целом. У детей условные рефлексы вырабатываются быстро, но закрепляются не сразу, и навыки ребенка вначале непрочны. Для образования двигательных навыков и закрепления их как условных рефлексов требуется высокая степень повторяемости и оптимальная последовательность применения физических упражнений. В этой связи следует ежедневно применять упражнения, направленные на формирование навыка правильной осанки и мышечно-двигательных представлений о ней, включая их в содержание занятий (уроков) по физической культуре, утренней зарядки, гимнастики после дневного сна, физкультминуток, домашних заданий. Каждое занятие по физической культуре должно начинаться и заканчиваться упражнениями, способствующими формированию навыка правильной осанки и мышечно-двигательных представлений о ней. В течение всего занятия при выполнении различных упражнений необходимо добиваться от детей сохранения положения правильной осанки. Необходимо подчеркнуть, что выработка и закрепление навыка правильной осанки происходят во время выполнения различных гимнастических упражнений (строевых, общеразвивающих, вольных), при которых обязательно сохраняется правильное положение тела. Стиль выполнения гимнастических упражнений и требования к технике движений и фиксации поз в исходных, промежуточных и конечных положениях дают основание рассматривать гимнастику как своего рода «школу осанки». При использовании строевых упражнений для сохранения интереса детей желательно использовать игровые методы, образные сравнения, музыкальное сопровождение. При выборе общеразвивающих упражнений предпочтение отдается упражнениям симметричного характера. С целью выравнивания сил мышечной тяги не обходимо чаще применять упражнения с предметами – гимнастической палкой, мячом, обручем. Большое значение для закрепления навыка правильной осанки имеют упражнения в равновесии, так как они требуют удержания позвоночника в прямом положении при любой возможной позе и в движении. Упражнения в равновесии способствуют развитию координации движений, воспитанию тонкого ощущения положения различных частей тела в пространстве.

На третьем  этапе реализуется конечная цель обучения – образование прочного двигательного навыка, доведенного  до определенной степени совершенства. На данном этапе ребенок должен быть готов к самостоятельному использованию усвоенного навыка в жизнедеятельности. После освоения двигательного действия с целью его закрепления рекомендуется повторять его в игровой форме, в усложненных условиях (в различных вариантах, с закрытыми глазами, на узкой рейке гимнастической скамьи, в сочетании с другими упражнениями и т.д.). Движение можно считать освоенным в том случае, если ребенок правильно выполняет его и в привычных стандартных условиях, и в непривычных. Таким образом, формирование у детей навыка правильной осанки происходит в процессе закономерно следующих друг за другом и взаимосвязанных стадий на протяжении трех этапов обучения, каждый из которых предусматривает использование адекватных намеченным задачам средств и методов физического воспитания.

При составлении  комплексов упражнений для урока  физической культуры, преподавателям следует руководствоваться следующими принципами:

1. Постепенное  увеличение нагрузки.

2. Постепенный  переход от простых упражнений  к более сложным.

3. Рассеивание  нагрузок (т.е. чередование упражнений  для различных мышечных групп:  верхних и нижних конечностей,  мышц спины и брюшного пресса, мышц шеи и грудных мышц и т.д.).

4. Использование  дыхательных упражнений после  интенсивных, трудных упражнений  и упражнений, при которых глубокое  дыхание затруднено. Например, после  подскоков рекомендуется медленно  походить и глубоко дышать  в течение 1 – 2 минут.

Важно учитывать, что у детей 6-10 лет слабо развиты  мышцы и связки, особенно мышцы  спины и живота. Позвоночник у  них гибкий, податливый к привычным  изменениям положения туловища, плечевого  пояса и ног. В этом возрасте далеко не завершено развитие нервной системы и процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Внимание детей неустойчиво, у них недостаточно развита воля.

Дети этого  возраста очень подвижны, но вместе с тем нетерпеливы. Они быстро утомляются при однообразной относительно длительной работе. Естественную потребность детей в движениях надо направлять в правильное русло, воспитывать у них привычку ежедневно делать зарядку и заниматься физическими упражнениями.

Вместе с  тем дети 6-10 лет предрасположены  к плоскостопию, поэтому в каждый комплекс для них следует включать специальные упражнения, направленные на профилактику и исправление плоскостопия. Сознательное отношение к выполняемым движениям и систематическое их усвоение способствуют быстрому овладению новыми упражнениями, развитию координационных способностей, силы, выносливости, укреплению сердечнососудистой и других систем организма.

В 11-14-летнем, так  называемом переходном, возрасте происходит бурное развитие всего организма: увеличивается  рост, возрастает сила мышц, повышается интенсивность работы сердца. Укрепляя организм школьников и, гармонически развивая их мышечную систему, надо наряду с этим формировать у них правильную осанку. Важно помнить, что неправильные привычные позы тела очень опасны: они закрепляются и приводят к нарушениям осанки.

В комплексы  корригирующей гимнастики для детей  среднего школьного возраста необходимо включать динамические упражнения, такие, как ходьба, бег, прыжки, а также  элементы и связки танцевальных движений. В этом возрасте большое внимание уделяется воспитанию координационных способностей.

 

 

 


 

2. Задачи, средства, методы и методики лечебной  физической культуры при ожирении

В комплексе  с режимом питания при ожирении широко применяют лечебную физическую культуру, основной задачей которой  является развитие функциональной приспособляемости основных систем организма (нервной, кровообращения, дыхания, пищеварения) к нарушенному обмену веществ. Вместе с тем занятия лечебной физкультурой в сочетании с рациональным режимом питания преследуют цель снизить вес больного и устранить различные нарушения в организме, часто сопровождающие ожирение (запоры, одышку, сонливость, пониженную работоспособность и др.).

Как бы ни были велики усилия государства в области  охраны здоровья населения, как бы ни были эффективны отдельные средства лечения ожирения, они не принесут желанных результатов, если сам больной, страдающий ожирением или повышенной упитанностью, не примет активного участия в сохранении и улучшении своего здоровья. Это связано с тем, что инертность, определяемая характером и поведением человека, а также сниженная физическая активность, порожденная современным образом жизни в цивилизованных странах, являются одним из важнейших факторов, способствующих развитию ожирения. Чтобы с большей эффективностью использовать лечебную физкультуру, лицам, страдающим различной степенью ожирения, необходимо учитывать следующие основные положения [21].

Необходимо  осознать, что ожирение -- это сложное  заболевание, характеризующееся не только нарушением обмена веществ в организме, но и, как правило, нарушением сердечно-сосудистой системы, функции дыхания и т. д.

Перед тем как  начать заниматься лечебной физической культурой, следует посоветоваться с терапевтом, а также специалистом по лечебной физкультуре (в кабинете лечебной физической культуры поликлиники, в больнице или врачебно-физкультурном диспансере), с тем чтобы определить объем и характер физических нагрузок, которые допустимы и могут быть рекомендованы с учетом возраста, состояния здоровья и предварительной физической тренированности.

Занятия лечебной физкультурой могут дать положительные  результаты только при сочетании  с ограничением (количественным и  качественным) питания.

Лечебная физическая культура для лиц с повышенной упитанностью может быть использована в следующих разновидностях: а) гимнастика (утренняя зарядка, лечебная гимнастика); б) прогулки, дозированные по ровному месту и с восхождениями (терренкур); в) туризм (ближний и дальний); г) спортивные упражнения (плавание, гребля, катание на велосипеде, лыжах, коньках и др.); д) подвижные и спортивные игры (бадминтон, пинг-понг, волейбол, теннис и др.). Также целесообразны трудотерапия и занятия физическим трудом -- уборка территории, работа в саду, огороде и др., осуществляемые на воздухе.

При ожирении наиболее значимы гимнастика и пешеходные прогулки (ходьба), которые не только эффективны при регулярном их применении, но также легко доступны.

Среди различных  видов физических упражнений, которые  с успехом назначают при лечении  больных ожирением разного возраста, наиболее широко используются упражнения гимнастические. Они очень разнообразны, могут создавать минимальную, среднюю и большую физическую нагрузку, позволяют чередовать участие в упражнении различных мышечных групп, осуществлять усиление или щажение отдельных участков тела и др. Из разнообразных гимнастических упражнений назначают только активные.

Наиболее рекомендуемые (специальные) виды гимнастических упражнений при ожирении следующие:

1. Упражнения  свободные (без усилия) для рук,  ног и корпуса, осуществляемые в разных направлениях. Упражнения для рук рекомендуется выполнять с большой экскурсией движения.

2. Упражнения  с предметами и снарядами (гимнастической  палкой, мячами, надувными, набивными  или медболами весом 1- 4 кг, гантелями  1-3 кг, эспандерами).

Упражнения  с гимнастической палкой -- для движений рук в разных направлениях с максимальной экскурсией или маховые; можно также  подключать и волевое силовое  напряжение.

Упражнения  с надувными мячами применяются  в виде бросания и ловли, можно  сочетать с приседаниями при ловле или ударом мяча о пол и др.

Упражнения  с медболами (набивными мячами) преимущественно  от 1 до 4 кг весом используются для  бросания и ловли в сочетании  с различными движениями корпуса (наклонами  вперед, в стороны), приседаниями и  др. Эти упражнения рекомендуется чередовать с дыхательными упражнениями.

Упражнения  с гантелями и эспандерами (резиновыми иль пружинными) требуют силового напряжения, поэтому вслед за ними необходимо выполнить упражнение на расслаблении рук и дыхательное  упражнение.

3. Упражнения  комбинированные (координационные)  для крупных мышечных групп.  Обычно следует применять сочетанные  упражнения одновременно для  рук и ног, ног и корпуса  одновременно. Этот вид упражнений  необходимо чередовать с дыхательными  и спокойной ходьбой.

4. Упражнения  на равновесие (в балансировании) вовлекают в работу не только  мышцы корпуса и ног, но и  рук.

Упражнения  корригирующие, или выравнивающие, способствуют укреплению мышц корпуса, особенно разгибателей, развивают и  укрепляют мышцы спины и живота, а также статическую и динамическую выносливость позвоночника. Корригирующие упражнения -- это упражнения на разгибание и выпрямление корпуса, они выполняются в положении стоя, сидя и лежа на спине (на животе при ожирении не рекомендуется). С целью корригирующих воздействий целесообразно использовать гимнастическую палку.

Упражнения  на сохранение и развитие подвижности  позвоночника. Помимо упражнений для  корпуса, осуществляемых в разных направлениях, в положении стоя с широко расставленными ногами, необходимо применять упражнения в положении сидя с закрепленными (за ножки скамьи) или расставленными ногами. В данном положении сидя рекомендуется выполнять упражнения на сгибание и разгибание позвоночника, поворот и движения косца, боксера, круговые движения тазом и др., сочетая их с различными движениями рук и головы.

Упражнения  с изменением положения тела. Их выполняют в положении лежа на спине, на боку, на животе, стоя на четвереньках, на коленях, на полу или кушетке стоя. Переходы из одного положения в другое в различных комбинациях связаны с активным участием крупных мышечных групп рук, ног и корпуса, и поэтому они нагрузочны, и как бы «прорабатывают» все мышцы тела. После ряда изменений положения необходимо включать паузы для отдыха и дыхательные упражнения.

Упражнения  в самомассаже как активном виде гимнастических упражнений делают между  другими упражнениями. Их цель -- снизить  напряжение мышц, усилить крово- и  лимфообращение в сосудах и оказать  рефлекторное влияние на функцию  внутренних органов. Приемы самомассажа применяются разные: поглаживание, растирание, разминание, поколачивание и встряхивание расслабленных мышц (в положении сидя, при согнутой ноге после нагрузки на мышцы ног). Другие приемы, такие, как растирание и разминание, применяются между упражнениями в положении стоя как для рук, так и корпуса (грудной клетки, живота, боков, спины, поясницы) [15, 26].

Закаливание воздухом, водой, солнцем стимулирует и  активизирует процессы обмена, оздоравливает  весь организм и повышает его устойчивость к неблагоприятным воздействиям внешней среды. При ожирении устойчивость организма к простудным заболеваниям снижена, а наличие потливости может способствовать простудным заболеваниям.

Начинать закаливание  практически можно в любое  время года. Для этой цели используются естественные факторы природы: воздух, вода, солнце.

Закаливание воздухом -- более мягкий вид закаливания, обычно с него и следует начинать. Начинать закаливание можно в  закрытом проветренном помещении при  температуре от 22 до 16°.

Продолжительность закаливания сначала 3--10 мин, а затем прибавляют ежедневно по 1--2 мин и доводят процедуру до 20-- 30 мин. При закаливании воздухом не должно быть чувства озноба. Для этого во время воздушных ванн надо делать самомассаж.

Закаливание на открытом воздухе возможно только при удовлетворительных погодных условиях летом, делая во время воздушных ванн самомассаж (растирание) и некоторые физические упражнения. Закаливание целесообразно начинать летом и продолжать круглогодично.

Информация о работе Реабилитация при нарушениях осанки