Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 15:22, реферат
Физическая реабилитация пациентов с нарушением осанки процесс длительный, проводится в комплексе с медицинской, психологической и социальной реабилитацией и включает: рациональный режим дня и двигательной активности, правильно сбалансированное питание, а также другие методы консервативной терапии.
Ведущая роль в реабилитации больных с нарушениями осанки принадлежит ЛФК (лечебная физкультура), т.к. основой лечения нарушения осанки (особенно начальной степени) является общая тренировка мышечного корсета ослабленного ребенка.
1. Физическая реабилитация при нарушениях осанки…………………………….3
2. Задачи, средства, методы и методики лечебной физической культуры при ожирении……………………………………………………………………………14
3. Физическая реабилитация при плоскостопии…………………………………19
Список литературы…………………………………………………………………22
План
1. Физическая реабилитация при нарушениях осанки…………………………….3
2. Задачи, средства, методы
и методики лечебной
3. Физическая реабилитация при плоскостопии…………………………………19
Список литературы…………………………………
1. Физическая реабилитация при нарушениях осанки
Физическая реабилитация пациентов с нарушением осанки процесс длительный, проводится в комплексе с медицинской, психологической и социальной реабилитацией и включает: рациональный режим дня и двигательной активности, правильно сбалансированное питание, а также другие методы консервативной терапии.
Ведущая роль в реабилитации больных с нарушениями осанки принадлежит ЛФК (лечебная физкультура), т.к. основой лечения нарушения осанки (особенно начальной степени) является общая тренировка мышечного корсета ослабленного ребенка. Клинико-физиологическим обоснованием к применению средств ЛФК является связь условий формирования и развития костно-связочного аппарата позвоночника с функциональным состоянием мышечной системы. ЛФК способствует формированию рационального мышечного корсета, удерживающего позвоночный столб в положении максимальной коррекции. Применяются общеразвивающие, дыхательные и специальные упражнения. Специальными являются упражнения, направленные на коррекцию патологической деформации позвоночника - корригирующие упражнения. Они могут быть симметричными, асимметричными. Неравномерная тренировка мышц при выполнении симметричных упражнений способствует укреплению ослабленных мышц на стороне выпуклости искривления и уменьшению мышечных контрактур на стороне вогнутости искривления, что непосредственно приводит к нормализации тяги позвоночного столба.
Массаж является обязательным компонентом функционального лечения детей с нарушениями осанки. Применяется общий массаж мышц спины и живота, а также специальный массаж определенных мышечных групп в зависимости от формы патологии. Массаж показан при всех формах и степенях нарушения осанки. Его цель – улучшить лимфо- и кровообращение, укрепить мышцы спины и живота, нормализовать их тонус, способствовать коррекции позвоночника, улучшению o6щего физического состояния ребенка.
Физиотерапевтические процедуры назначают больным с нарушениями осанки в целях улучшения трофики тканей, повышения сократительной активности мышц спины на выпуклой стороне деформации, общезакаливающего эффекта. Из методов аппаратной физиотерапии применяют индуктотермию в сочетании с электрофорезом кальция и фосфора, электростимуляцию мышц, общее ультрафиолетовое облучение.
Курортные факторы играют существенную роль в реабилитации больных с нарушениями осанки. Применяют климатолечение, бальнео-, пелоидо-, талассотерапию.
Общие принципы реабилитации:
1. Уменьшение
длительной статической
2. Вырабатывание правильной позы при работе, сидении, стоянии.
3. Сон на полужесткой
постели, ортопедическом
4. Утренняя гимнастика, физкультминутки в школе.
5. Правильное построение урока физкультуры в школе
6. Использование упражнений в различных ИП: стоя, лежа, на четвереньках.
7. Использование гимнастических снарядов (гимнастические палки, обручи, мячи и т.д).
Физическая реабилитация при различных типах нарушения осанки имеет свои особенности. Ниже рассмотрим основные принципы коррекции нарушений осанки:
1. Плоская осанка
– сглаженность всех
Принципы ЛФК. Применяются упражнения, направленные на укрепление мышц спины, живота, (начинают с 4 – 5 повторений):
Из ИП лежа на спине поднимание и опускание прямых ног, поднимание и опускание корпуса, «велосипед» ногами.
Из ИП лежа на животе поднимание и опускание прямых ног, пригибание корпуса, одновременное поднимание ног и корпуса, с после дующим возвратом в ИП.
Из ИП стоя наклоны туловища вперед, назад, в стороны.
Из ИП на четвереньках прогибание спины с возвратом в ИП.
Полезны упражнения с легким отягощением (0,5 – 1 кг в зависимости от возраста ребенка).
Принципы массажа: выполняется классический тонизирующий массаж мышц живота, расслабляющий массаж грудного отдела спины, расслабляющий массаж мышц поясницы, точечный массаж паравертебральных точек по тонизирующей методике в грудном отделе и по расслабляющей – в поясничном. Мануальная терапия.
Принципы физиотерапии. Электрофорез с йодидом калия и новокаином на мышцы спины, магнит продольно на спину.
2. Сутулая осанка
– свисание плеч, «крыловидные»
лопатки, может быть
Принципы ЛФК: расслабление грудных мышц, укрепление плечевого пояса, сближение лопаток. Из ИП стоя прогибы позвоночника назад в грудном отделе, круговые движения руками назад, отведение рук назад, отведение рук через стороны вверх, поднимание надплечий.
Принципы массажа: выполняется классический расслабляющий массаж грудных мышц, шейного отдела позвоночника, тонизирующий массаж спины в грудном отделе, точечный массаж БАТ в грудном и поясничном отделе позвоночника по расслабляющей методике, приемы мануальной терапии.
Принципы физиотерапии: применяется СМТ, ДДТ на мышцы спины, электрофорез с новокаином и йодидом калия на грудной отдел позвоночника, на грудные мышцы, магнит продольно на спину.
Рекомендуется ношение корректора осанки 3 – 4 часа в день для выработки правильной позы.
3. Кифотическая
осанка – резкое усиление
Принципы ЛФК: укрепление мышц спины, расслабление грудных мышц. Из ИП стоя прогибы позвоночника назад в грудном отделе, отведение прямых рук назад, круговые движения руками назад, разведение локтей со сведением лопаток. Из ИП лежа на животе – прогибы позвоночника назад, поднимание корпуса с возвратом в ИП.
Принципы массажа: выполняется классический расслабляющий массаж грудных мышц, шейного отдела позвоночника, тонизирующий массаж спины в грудном отделе, точечный массаж БАТ в грудном и поясничном отделе позвоночника по расслабляющей методике, приемы мануальной терапии.
Принципы физиотерапии: применяется СМТ, ДДТ на мышцы спины, электрофорез с новокаином и йодидом калия на грудной отдел позвоночника, на грудные мышцы, магнит на грудной отдел позвоночника.
Рекомендуется ношение корректора осанки 3 – 4 часа в день для выработки правильной позы.
4. Лордотическая
осанка – резкое усиление
Принципы ЛФК: укрепление мышц поясницы, живота, ягодиц.
Примеры упражнений. Из ИП лежа на спине поднимание и опускание прямых ног, «велосипед» ногами, «ножницы» ногами, прижимание поясницы к полу. Из ИП стоя махи прямой ногой назад.
Из ИП лежа на животе попеременное поднимание прямых ног.
Из ИП стоя наклоны туловища вперед, приседания.
Принципы массажа: выполняется классический тонизирующий массаж поясничного отдела спины, косых и прямых мышц живота, точечный массаж биологически активных точек поясницы по расслабляющей и тонизирующей методике, мануальная терапия.
Принципы физиотерапии: магнит на поясницу, в начале лечения электрофорез с новокаином и йдидом калия на поясницу, затем – СМТ на поясницу.
5. Плосковогнутая
осанка – сглаженность
6.Кругловогнутая
осанка – одновременное
Рекомендуется ношение корректора осанки 3 – 4 часа в день для выработки правильной позы.
7. Нарушения
осанки во фронтальной
Принципы ЛФК при нарушениях осанки во фронтальной плоскости. В данном случае выработке более симметричного положения плечевого пояса помогают упражнения с гимнастической палкой, переброской мяча. В комплексной терапии этих нарушений осанки также полезны упражнения на равновесие (на бревне, скамейке, ношение специальных предметов на голове и т.д.), порядковые упражнения (построения, повороты, ходьба). С целью выработки хорошей осанки и для проверки ее правильности применяют специальный тест: становятся к стене, прикасаясь затылком, лопатками, ягодицами, голенями, пятками, после чего делают шаг вперед, стараясь сохранить правильное положение тела, возвращаются в ИП.
Принципы массажа при нарушениях осанки во фронтальной плоскости. В начале лечения назначается расслабляющий массаж на мышцы спины и грудные мышцы, после чего выполняется тонизирующий массаж на продольные мышцы спины, массаж биологически активных точек, мануальная терапия.
Принципы физиотерапии при нарушениях осанки во фронтальной плоскости. В начале лечения – электрофорез с йодидом калия и новокаином (через день) на спину и грудные мышцы, магнитотерапия на грудной отдел позвоночника, затем – СМТ продольных мышц спины.
Рекомендуется ношение корректора осанки 3 – 4 часа в день для выработки правильной позы.
Самым действенным средством профилактики и устранения недостатков в осанке служат физические упражнения. Комплексы корригирующей гимнастики составляются в зависимости от особенностей возрастного развития детей. Занятия физической культурой и спортом способствует усиленному кровоснабжению и питанию работающих мышц, костей и связок. В результате этого происходит увеличение массы и силы мышц, укрепление сухожилий и связок и даже костей, которые становятся более утолщенными.
Основной задачей при воспитании у детей школьного возраста правильной осанки, является укрепление их мускулатуры, связок и костей. Специальная гимнастика, исправляющая осанку, является дополнением к систематическим занятиям физической культурой и спортом и ставит своей задачей устранить имеющиеся нарушения со стороны физического развития.
Такая задача может быть выполнена только в том случае, если упражнения гимнастики, исправляющей нарушения осанки, подобраны правильно и приводит к укреплению, повышению тонуса одних мышц и растяжению других.
Принципы и решаемые задачи при составлении комплексов упражнений при нарушении осанки
К специальным задачам такого воспитания относятся следующие:
1. Улучшение
и нормализация течения
2. Активизация
общих и местных (в мышцах
туловища) обменных процессов; выработка
достаточной силовой и общей
выносливости мышц туловища; улучшение
координации движений; развитие
и повышение качества двигатель
3. Исправление
имеющегося дефекта.
Особенности методики проведения занятий ЛФК с детьми с нарушениями осанки.
Как двигательный навык осанка формируется по механизму образования временных связей, приводящих путем длительных и частых повторений к образованию условных рефлексов, обеспечивающих удержание тела в покое и в движении. Закономерности формирования двигательных умений и навыков определяют последовательность обучения детей умению принимать и сохранять положение правильной осанки.
На первом этапе необходимо создать у занимающихся целостное представление о рациональной осанке. Следует обеспечить всестороннее восприятие правильного положения тела и его отдельных частей в пространстве, оказывая воздействие на все основные анализаторы – зрительный, слуховой, двигательный. Необходимо учитывать, что зрительное восприятие действует на детей гораздо сильнее объяснений. Важно правильно выбрать место для показа, использовать различные ракурсы, чтобы создать правильное представление о положении различных частей тела. Наглядные пособия, имеющиеся в зале и иллюстрирующие типы рациональной и нерациональной осанки, также помогают сформировать у детей соответствующие представления. При повторном показе иногда возникает необходимость подчеркнуть те или иные элементы упражнения; в этом случае показ может сопровождаться пояснениями. При этом выделяется тот элемент техники, на который необходимо обратить внимание. В дальнейшем, наряду с показом, целесообразно применять словесное описание правильного положения тела в пространстве. Для детей характерна большая неточность выполняемых движений, поэтому в процессе занятий необходимо создавать условия для осязательных, проприорецептивных ощущений, сопровождающих мышечную работу во время выполнения упражнений. Для выработки соответствующих правильной осанке мышечно-двигательных ощущений в качестве зрительного ориентира используют зеркало (дети контролируют положение тела и его частей в пространстве, стоя лицом и боком к зеркалу). Эффективны тактильные ориентиры, имеющие место при выполнении упражнений у гладкой, без плинтуса, стены (касаясь стены затылком, лопатками, ягодицами и пятками), с удержанием на голове предмета (мешочка с песком, деревянного или резинового кольца), а также при специальном, искусственном воздействии со стороны преподавателя для уточнения моментов необходимых действий. В занятиях с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста применяется взаимоконтроль, осуществляемый занимающимися друг за другом. Используемые на первом этапе методы и приемы обучения должны обеспечивать образование временных связей в коре головного мозга и способствовать сознательному запоминанию ребенком всей последовательности двигательных элементов, объединяя их в целостный двигательный образ с опорой на мышечные ощущения.