Развитие общей выносливости конькобежцев 11 – 12 лет посредством круговой тренировки

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 09:48, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования:
Выносливость - одно из важнейших физических качеств в абсолютном большинстве видов спорта.

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 138.50 Кб (Скачать)

Заметно увеличивается окружность грудной клетки, меняется к лучшему ее форма, превращаясь в конус, обращенный основанием кверху. Благодаря этому, становится больше жизненная емкость легких. Средние данные жизненной емкости легких у мальчиков 12лет - 2200 мл, у девочек 12 лет - 2000 мл. Ежегодное увеличение жизненной емкости легких равно, в среднем, 160 мл у мальчиков и у девочек этого возраста. Однако функция дыхания остается все еще несовершенной: ввиду слабости дыхательных мышц, дыхание у младшего школьника относительно учащенное и поверхностное. Иными словами, дыхательный аппарат детей функционирует менее производительно. Задержка, а также затруднение дыхания у детей во время мышечной деятельности, вызывает быстрое уменьшение насыщения крови кислородом (гипоксемию). Поэтому необходимо строго согласовывать их дыхание с движениями тела. Обучение правильному дыханию является важнейшей задачей при проведении занятий с группой ребят младшего школьного возраста.

В тесной связи с дыхательной  системой функционируют органы кровообращения. Система кровообращения служит поддержанию уровня тканевого обмена веществ, в том числе и газообмена. Другими словами, кровь доставляет питательные вещества и кислород ко всем клеточкам нашего организма и принимает в себя те продукты жизнедеятельности, которые необходимо вывести из организма человека. Вес сердца увеличивается с возрастом в соответствии с нарастанием веса тела. Масса сердца приближается к норме взрослого человека. Однако пульс остается учащенным до 84-90 ударов в минуту (у взрослого 70-72 удара в мин.). В связи с этим за счет ускоренного кровообращения, снабжение органов кровью оказывается почти в 2 раза большим, чем у взрослого. Высокая активность обменных процессов у детей связана и с большим количеством крови по отношению к весу тела, 9% по сравнению с 7-8% у взрослого человека.

Сердце младшего школьника лучше  справляется с работой, т.к. просвет  артерий в этом возрасте относительно более широкий. Кровяное давление у  детей обычно несколько ниже, чем у взрослых. К 9-12 годам - 105/70 мм рт.ст. При предельной напряженной мышечной работе сердечные сокращения у детей значительно учащаются, превышая, как правило, 200 ударов в минуту. После заданий, связанных с большим эмоциональным возбуждением, они учащаются еще больше - до 270 ударов в минуту. Недостатком этого возраста является легкая возбудимость сердца, в работе которого нередко наблюдается аритмия, в связи с различными внешними влияниями. Систематические физические упражнения обычно приводит к совершенствованию функций сердечно - сосудистой системы, расширяет функциональные возможности детей младшего школьного возраста.

Жизнедеятельность организма, в том  числе и мышечная работа, обеспечивается обменом веществ. В результате окислительных  процессов распадаются углеводы, жиры и белки, возникает необходимая для функций организма энергия. Часть этой энергии идет на синтез новых тканей растущего организма детей, на "пластические" процессы. Как известно, теплоотдача происходит с поверхности тела. А так как поверхность тела детей младшего школьного возраста относительно велика по сравнению с массой, то он и отдает в окружающую среду больше тепла.

И отдача тепла, и рост, и значительная мышечная активность ребенка требует  больших затрат энергии. Для таких  затрат энергии необходима и большая интенсивность окислительных процессов. У младших школьников относительно невелика и способность к работе в анаэробных (без достаточного количества кислорода) условиях.

Уроки, занятия физическими  упражнениями и участие в общественной жизни школы требуют от младших ребят значительно больше энергетических затрат по сравнению со старшими школьниками и взрослыми.

Поэтому, большие затраты  на работу, относительно высокий уровень  основного обмена, связанный с  ростом организма, необходимо учитывать  при организации занятий с младшими школьниками, помнить, что ребятам надо покрыть затраты энергии на "пластические" процессы, терморегуляцию и физическую работу. При систематических занятиях физическими упражнениями "пластические" процессы протекают более успешно и полноценно, поэтому дети гораздо лучше развиваются физически. Но подобное положительное влияние на обмен веществ оказывают лишь оптимальные нагрузки. Чрезмерная учебная нагрузка, физические перегрузки, или недостаточный отдых, ухудшают обмен веществ, могут замедлить рост и развитие ребенка. Формирование органов движения - костного скелета, мышц, сухожилий и связочно-суставного аппарата - имеет огромное значение для роста детского организма.

Мышцы в младшем школьном возрасте еще слабы, особенно мышцы  спины, и не способны длительно поддерживать тело в правильном положении, что приводит к нарушению осанки. Мышцы туловища очень слабо фиксируют позвоночник в статических позах. Кости скелета, особенно позвоночника, отличаются большой податливостью внешним воздействиям. Поэтому осанка ребят представляется весьма неустойчивой, у них легко возникает асимметричное положение тела. В связи с этим, у младших школьников можно наблюдать искривление позвоночника в результате длительных статических напряжений.

Чаще всего сила мышц правой стороны туловища и правых конечностей в младшем школьном возрасте оказывается больше, чем сила левой стороны туловища и левых конечностей. Полная симметричность развития наблюдается довольно редко, а у некоторых детей асимметричность бывает очень резкой.

Поэтому  планируя физминутки, динамические паузы или физические упражнения нужно уделять большое  внимание симметричному развитию мышц правой стороны туловища и конечностей, а также левой стороны туловища и конечностей, воспитанию правильной осанки. Симметричное развитие силы мышц туловища при занятиях различными упражнениями приводит к созданию "мышечного корсета" и предотвращает болезненное боковое искривление позвоночника. Рациональные занятия спортом всегда способствуют формированию полноценной осанки у детей.

Мышечная система у  детей этого возраста способна к  интенсивному развитию, что выражается в увеличении объема мышц и мышечной силы. Но это развитие происходит не само по себе, а в связи с достаточным  количеством движений и мышечной работы.

В работе с юными конькобежцами  основное внимание нужно уделять  развитию физических качеств (прежде всего  координации движений, необходимой  для силовой выносливости), морально-волевой  подготовке. Должно быть, максимальное разнообразие средств подготовки, способствующих выработке качеств, необходимых будущим конькобежцам. Не следует ставить задачи показа высоких результатов в детском и юношеском возрасте. Необходимо обеспечить постепенный и, главное, постоянный рост спортивных  результатов. Главное, чтобы конькобежный спорт в этот период не надоел занимающимся детям.

В этот период происходит переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости. Подросток - это уже не ребёнок и ещё  не взрослый. Это период бурного  и неравномерного физического развития:

1. Происходит  ускорение   роста, интенсивно  происходит  рост  скелета и конечностей, а грудная клетка и таз отстают, отсюда долговязость.

2. Происходит увеличение  массы мышц, мышечной силы, но  мышцы не способны к длительному напряжению. Следите за тем, чтобы ребёнок не уставал при длительной физической нагрузке, давайте ему отдохнуть.

3. Диспропорция сердечно - сосудистой системы. Сердце растёт быстрее, чем сосуды. Отсюда появляются различные функциональные нарушения, например потемнение в глазах, головные боли.

4. Нарушения со стороны  нервной системы:

• повышенная возбудимость;

• вспыльчивость;

• раздражительность;

• склонность к аффектам (Аффект - кратковременное, бурно протекающее состояние сильного эмоционального возбуждения, связано с неудовлетворением жизненно-важных потребностей).

 

§ 1.3.Круговая тренировка как эффективное средство развития общей выносливости конькобежцев 11 – 12 лет.

Под физическим упражнением  понимается многократная двигательная деятельность, организованная по закономерностям (правилам) процесса  физического воспитания, спорта, рекреации, реабилитации, стабилизации. Основная закономерность- укрепление здоровья и всестороннее гармоническое развитие. Сложность физических упражнений можно увеличивать за счет изменения пространственных, временных и динамических параметров, а также за счет внешних условий. Можно изменять порядок расположения средств, их вес, высоту, изменять площадь опор или увеличивать ее подвижность в упражнениях на равновесие и так далее, выполнять упражнения по сигналу или в ограниченное время.

  Упражнения для  всестороннего физического развития  применяются с учетом специфики  конькобежного спорта. Цель их  применения - развитие общей координации  движений, физических и волевых  качеств. Для детей изучающих  конькобежный спорт наиболее приемлемы: легкая атлетика (бег, прыжки), велоспорт, спортивные и подвижные игры, упражнения с отягощениями. Прежде всего следует позаботиться о развитии силы ног, спины, приобретение качеств быстроты и выносливости, чтобы для занимающихся стали доступны упражнения в посадке конькобежца. Из выше изложенного понятно, что обучать скоростному бегу на коньках можно лишь людей, физически готовых к этому. Поэтому в процессе подготовки конькобежцев 11 – 12 лет важно уделить внимание развитию всех двигательных качеств, в том числе общей выносливости.

Для развития общей выносливости используют следующие средства:

1.Средства, связанные  с упражнениями в рамках физического  воспитания;

2.Средства, которые реализуются  и используются в профессиональной  деятельности и в спорте:

а) подводящие упражнения;

б) развивающие упражнения.

Общая выносливость в упражнениях на станциях круговой тренировки развиваются в процессе регулярных занятий, проводимых не менее двух раз в неделю. Развитие идет вначале путем постепенного увеличения времени тренировочной работы за счет большого количества упражнений, выполняемых на станциях в комплексе, а затем путем увеличения ее интенсивности, повышения скорости.

Круговая тренировка по методу длительной непрерывной работы:

-число кругов – 1-3;

-время прохождения  круга от 5 до 10 минут, длительность  работы на одной станции –  30-60 секунд;

-интенсивность – умеренная  или большая;

-отдых – без пауз;

-Повторный максимум (ПМ) каждого упражнения (индивидуально): 1/2-1/3 ПМ (в начале), 2/3-3/4 ПМ (через несколько месяцев занятий).

Круговая тренировка в режиме интервальной работы:

-число кругов – 1-2;

-время прохождения  круга от 5 до 12 минут, длительность работы на одной станции 30-45 секунд;

-интенсивность – субмаксимальная  переменная;

-Отдых между станциями 30-60 с; отдых между кругами 3 мин;

-упражнения - бег, многоскоки, приседания, отжимания в упоре, подтягивания в висе, упражнения с набивным мячом на гимнастической стенке и т.д.

Для повышения анаэробных возможностей организма используют следующие упражнения:

1. Упражнения, преимущественно способствующие повышению алактатных анаэробных способностей. Продолжительность работы 10-15 с, интенсивность максимальная. Упражнения используются в режиме повторного выполнения, сериями.

2. Упражнения, позволяющие  параллельно совершенствовать алактатные  и лактатные анаэробные способности.  Продолжительность работы 15-30 с,  интенсивность 90-100% от максимально  доступной.

3. Упражнения, способствующие  повышению лактатных анаэробных  возможностей. Продолжительность работы 30-60 с, интенсивность 85-90% от максимально  доступной. 4. Упражнения, позволяющие  параллельно совершенствовать лактатные  анаэробные и аэробные возможности. Продолжительность работы 1-5 мин, интенсивность 85-90% от максимально доступной.

При выполнении большинства  физических упражнений суммарная их нагрузка на организм достаточно полно  характеризуется следующими компонентами: 1) интенсивность упражнения; 2) продолжительность упражнения; 3) число повторений; 4) продолжительность интервалов отдыха; 5) характер отдыха.

Наиболее доступным  и удобным средством развития выносливости является бег. Те, кто  раньше не занимался бегом, начинают его в медленном темпе (бег «трусцой») продолжительностью до 4—5 минут. Если сразу же после остановки ваш пульс участился до 110—130 ударов в минуту, то бег можно повторить. А если пульс превышает эту величину, то в первые занятия после 5 минут бега следует перейти на ходьбу. Постепенно продолжительность бега удлиняется, и примерно за два месяца она достигает 20—30 минут.

Лучше бегать ежедневно, желательно утром после зарядки, но можно и в другие удобные  для вас часы. Не стоит вначале  стремиться повышать темп бега, так  как наибольшее значение для развития выносливости имеет постепенное увеличение общей продолжительности упражнения (рис. 1). Если вы почувствовали во время бега сильную усталость, переходите на ходьбу. При ухудшении состояния здоровья или после перенесенного заболевания проводить и возобновлять тренировки можно только с разрешения врача.

Информация о работе Развитие общей выносливости конькобежцев 11 – 12 лет посредством круговой тренировки