Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 17:21, контрольная работа
Жизнь требует улучшения физической подготовленности учащихся общеобразовательных школ, и особенно в условиях Крайнего Севера, где значительно ограничена двигательная активность наших детей. В этих условиях я посчитала необходимым использовать метод круговой тренировки или его элементы в своей работе с девушками старшеклассницами. Значительному числу старшеклассниц она позволяет упражняться одновременно и самостоятельно, добиваясь высокой моторной плотности
Эта шкала пульсовых характеристик нагрузки широко используется как в исследовательских, так и в практических целях. Многие учителя физической культуры ориентируются на её данные при проведении тех разделов уроков, которые посвящены развитию физических качеств учащихся.
Для развития таких физических способностей как координационные, скоростно-силовые используется круговая тренировка по методу интервального упражнения с одинарными интервалами отдыха (5-7 станций). Для развития общей выносливости рекомендуют круговую тренировку по методу длительного непрерывного упражнения, а для развития силовой и скоростно-силовой выносливости – по методу интервального упражнения с жёсткими интервалами отдыха.
В случае если есть необходимость развивать разные двигательные качества в одном занятии, вначале рекомендуется выполнять упражнения на координационные и скоростные способности, затем на скоростно-силовые и выносливость.
Развитие двигательных качеств на уроках лёгкой атлетики.
Развитие выносливости. Основным средством развития выносливости в старших классах является: длительный бег, кросс, бег с препятствиями, эстафеты и круговая тренировка. Круговая тренировка для девушек должна включать в себя – упражнения со скакалкой, в парах, у гимнастической стенки, прыжковые упражнения, челночный бег с несколькими повторениями.
По сравнению с предыдущими классами, в Х – ХI классах расширяется программный материал для развития скоростно-силовых качеств.
1. На уроках физической культуры широко используются различные прыжки и многоскоки, занимаясь которыми нужно особо учитывать двигательные возможности девушек.
2.Метание в цель и на дальность теннисных, утяжелённых мячей или гранаты (500 гр.). Повышению интереса занимающихся способствуют изменения форм и размеров целей, метание слабейшей и сильнейшей рукой, использование игр и эстафет с использованием элементов метаний, метание по подвижным целям.
3.Бег в гору или по лестнице.
Упражнения на развитие скоростных способностей лучше проводить в начале основной части урока после специальной разминки, направленной на подготовку опорно-двигательного аппарата, дыхательной и сердечно-сосудистой системы к выполнению быстрых движений.
1.Эстафеты с бегом на короткие дистанции ( до 20 м у девушек).
2.Старты из различных исходных положений (высокого, низкого с вариантами, стоя спиной в направлении бега, сидя лицом в сторону бега, сидя спиной в сторону бега).
3.Бег с ускорением (девушки 30 – 50 м).
4.Бег прыжками, упражнение выполнять на отрезке 30-40 м, главное внимание на быстроту и мощность отталкивания.
Эти способности являются базой для успешного овладения другими видами лёгкоатлетических двигательных действий, предусмотренных программой. Поэтому развитию этих способностей должно быть уделено особое внимание.
1.Различные варианты челночного бега, начиная с 3х10 м.
2.Бег с изменением направления и скорости по сигналу и самостоятельно.
3.Бег с преодолением препятствий и на местности. В качестве препятствий можно использовать различные предметы: брёвна, автомобильные шины, канавы, рвы, барьеры разной высоты.
4.При наличии барьеров в старших классах вводится барьерный бег.
5.Прыжки через различные препятствия на точность приземления, с увеличением или уменьшением дальности прыжка, в различные зоны.
6.Широко используются метания различных предметов из разных и.п. в цель и на дальность двумя руками. Метают в основном набивные мячи и ядра снизу, сверху, назад через голову, сидя ноги врозь.
Развитие двигательных качеств на уроках гимнастики.
Ведущим и основным методом развития силы у школьников является применение динамических упражнений. Статические упражнения должны служить лишь дополнением к ним. Упражнения, специально направленные на развитие силы, желательно выполнять в конце основной части урока.
1.Сгибание и разгибание рук в упоре стоя, в упоре лёжа на бёдрах, в упоре лёжа, в упоре сидя и лёжа сзади (руки на возвышении).
2.Из положения лёжа на бёдрах (на скамейке, козле), ноги закреплены, наклоны вперёд и назад с различными положениями рук. Можно добавить удерживание стопами набивного мяча.
3.Из упора сидя сзади, поднимание ног до положения седа углом; то же без опоры руками; тоже из положения лёжа на спине; то же из виса.
4.Из седа на скамейке, козле, ноги закреплены, наклоны назад с различными положениями рук и поворотами туловища.
5.Из положения лёжа на животе ( руки вверх ) прогибания, удерживать прогнутое положение 3-5 сек.
6.Из стойки ноги скрестно, опускаясь, сесть и возвратиться в и.п. без опоры руками о пол.
Упражнения на растягивание следует применять в малых дозах, но достаточно часто, чтобы можно было использовать эффект, который получается после выполнения этих упражнений. Объём и интенсивность упражнений на гибкость должны повышаться постепенно. Для достижения ощутимых результатов в развитии этого качества упражнения на растягивание следует выполнять ежедневно и даже два раза в день. В связи с этим целесообразно включать упражнения на гибкость в домашнее задание и комплексы утренней гимнастики.
1.Из положения сед ноги врозь, наклон вперёд, стараясь грудью коснуться пола ( удерживать позу 2-3 сек ).
2.Стоя спиной к гимнастической стенке, наклониться вперёд и, взявшись руками за рейку, притягивать себя всё ниже и ниже (ноги не сгибать).
3.Стоя на одной ноге лицом, боком, спиной к гимнастической стенке, другая нога (прямая) на рейке, наклоны вперёд и в сторону; наклоны с захватом ноги; повороты туловища, не сдвигая с места опорную ногу, приседания на опорной ноге.
4.Выкруты в плечевых суставах, держа в руках палку или сложенную скакалку.
5.Из разных исходных положений взмахи ногами вперёд, назад и в стороны, наклоны вперёд, в стороны, назад и т.д.
6.Из упора стоя ноги врозь, опираясь руками о пол, пружинящее опускание таза, с постепенным увеличением расстояния между стопами до максимального; то же, но одна нога впереди другой.
7.Стоя спиной или боком к гимнастической стенке, держась руками за рейку на уровне головы, прогибание в грудной и поясничной частях позвоночника.
8.Стоя спиной к гимнастической стенке, на шаг от неё, наклон назад (не сгибая ног), постепенно переставляя руки по рейке вниз.
Возрастное развитие скоростных качеств в основном заканчивается к 14-15 годам. В последующие годы, при отсутствии специальной тренировки, показатели быстроты изменяются мало, а в ряде случаев (особенно у девушек) даже снижаются. Для развития скоростных качеств применяются циклические упражнения, выполняемые с максимальной скоростью. Длительность их выполнения должна быть такой, чтобы был сохранён предельно высокий темп движений. А интервалы отдыха должны быть такими, чтобы очередное повторение начиналось в фазе повышенной работоспособности.
Для развития быстроты двигательной реакции применяют упражнения на внезапность, в которых занимающиеся в ответ на сигнал должны быстро выполнить либо заранее обусловленные, либо продиктованные обстановкой двигат. действия.
Для развития прыгучести применяют главным образом различные прыжковые упражнения и упражнения, направленные на укрепление мышц ног и туловища.
1.Прыжки через короткую и длинную скакалку (в виде соревнований на количество прыжков за 10-15 сек).
2.Прыжки (с места, с небольшого разбега, с небольшой высоты) с различными движениями руками и ногами в фазе полёта (с двойной и тройной сменой ног; со сгибанием и разгибанием; с двумя-тремя круговыми движениями руками, с различными хлопками).
3.Из различных и.п. (на полу и на снарядах) по заранее обусловленному сигналу быстрое выполнение несложных движений и действий (из положения лёжа на спине быстро сесть или принять положение группировки; из упора присев быстро встать или прийти в упор лёжа; в висе быстро согнуть и разогнуть ноги и т.п.).
4.Темповые прыжки на одной ноге и обеих ногах через препятствие (гимна-стические скамейки, верёвочки, гимнастические палки, набивные мячи).
5.Прыжки на возвышение (горку гимнастических матов, козла) с места и с разбега.
6.Многократное повторение вскоков на возвышение и соскоков с него.
7.Различные упражнения в игровой форме, требующие быстрых ответных действий (остановка по сигналу во время быстрой ходьбы, бега, прыжков; то же, но по сигналу принять определённую позу; во время бега по сигналу повороты на 180 – 360 градусов; различные действия в ответ на серию сигналов и т.п.)
Занятия гимнастическими упражнениями способствует повышению работо-способности организма. Однако в отношении развития общей выносливости гимнастические упражнения всё же недостаточно эффективны. Средствами гимнастики целесообразно развивать специальные виды выносливости, в частности, силовую и выносливость к деятельности, сложной по координации.
Развитию силовой выносливости способствуют упражнения с небольшим и средним отягощениями, выполняемыми до отказа.
Для развития выносливости в статических усилиях полезно применять упражнения изотермического характера. Величина напряжения должна составлять примерно 50-70% от максимально возможной; оптимальная длительность напряжений – 15-30 сек. Для этого используются упражнения в висе на перекладине, гимнастической стенке, в сопротивлении, удержание поз типа ласточки и т.д.
Что касается выносливости к работе, предъявляющей повышенные требования к координации, то её развитию способствуют повторные выполнения гимнастических комбинаций с минимальными интервалами отдыха между ними (или совсем без отдыха).
Практически любые гимнастические упражнения способствуют развитию координационных способностей, сюда можно отнести и общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами, и упражнения на гимнастических снарядах, и акробатические упражнения, и игры и эстафеты с использованием гимнастических упражнений и инвентаря. Однако целесообразно применять в целях тренировки координационных способностей не просто любые гимнастические упражнения, а главным образом те из них, которые содержат элементы новизны. Хорошо освоенные (привычные) двигательные действия в этом отношении малоэффективны. В качестве конкретных методических приёмов рекомендуется: применять упражнения с необычными исходными положениями, «зеркальное» выполнение упражнений, изменять скорость и темп движений, варьировать пространственные границы, в которых выполняется упражнение, усложнять упражнение дополнительными движениями, создавать непривычные условия выполнения упражнения с применением специальных средств и устройств.
Развитие двигательных качеств на уроках спортивных игр.
1.Перемещения из различных исходных положений и различными способами по сигналу учителя.
2.Бег на месте в упоре стоя с максимальной частотой шагов (3-4 серии по 6-8 секунд).
3.Бег на месте с максимальной частотой шагов. Затем рывок вперёд (3-4 серии по 15-20 метров).
4.Эстафеты с быстрым изменением характера действий (с бегом, прыжками, ведением и передачей на скорость, приёмами и передачами мяча).
5.Двое учащихся с мячами на расстоянии 8-10 м. По команде подбросить мячи вверх, быстро поменяться местами и поймать брошенные мячи.
6.Игровые задания и подвижные игры типа «Пятнашки» без мяча и с мячом, «Бегуны», «Наездники».
1.Прыжки на обеих и одной ногах через гимнастические скамейки; натянутую на высоте 40-50 см резинку на месте и в движении (3-4 серии по 10-15 прыжков).
2.Стоя одной ногой на опоре высотой 40-50 см, выпрыгивания 20-30 раз.
Информация о работе Развитие двигательных качеств на уроках лёгкой атлетики