Развитие двигательных качеств на уроках лёгкой атлетики

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 17:21, контрольная работа

Краткое описание

Жизнь требует улучшения физической подготовленности учащихся общеобразовательных школ, и особенно в условиях Крайнего Севера, где значительно ограничена двигательная активность наших детей. В этих условиях я посчитала необходимым использовать метод круговой тренировки или его элементы в своей работе с девушками старшеклассницами. Значительному числу старшеклассниц она позволяет упражняться одновременно и самостоятельно, добиваясь высокой моторной плотности

Файлы: 1 файл

Круговая тренировка.doc

— 82.00 Кб (Скачать)


          Жизнь требует улучшения физической подготовленности учащихся общеобразовательных школ, и особенно в условиях Крайнего Севера, где значительно ограничена двигательная активность наших детей. В этих условиях я посчитала необходимым использовать метод круговой тренировки или его элементы в своей работе с девушками старшеклассницами. Значительному числу старшеклассниц она позволяет упражняться одновременно и самостоятельно, добиваясь высокой моторной плотности. Упражнения комплексов круговой тренировки, как правило, хорошо увязываются с материалом уроков, учебных тем, способствуя не только общему физическому развитию девушек, но и успешному освоению ими отдельных разделов учебной программы.

          Основная задача использования метода круговой тренировки на уроке – эффективное развитие двигательных качеств в условиях ограниченного и жёсткого лимита времени при строгой регламентации и индивидуальной дозировке выполняемых упражнений. При этом развитие двигательных качеств должно быть тесно связано с освоением программного материала. Поэтому в комплексы круговой тренировки вводят физические упражнения, близкие по своей структуре к умениям и навыкам того или иного раздела учебной программы. В результате выполнение данных комплексов будет способствовать совершенствованию умений и навыков, входящих в учебный материал. Обязательное условие – предварительное изучение этих упражнений всеми учащимися.        

          Круговая тренировка в условиях урока представляет большую ценность, как я уже говорила, и при самостоятельном развитии двигательных качеств в ходе выполнения станционных заданий, индивидуально определённых для каждого учащегося в отдельности.

          Круговая тренировка приучает учащихся к самостоятельному мышлению при развитии двигательных качеств, вырабатывает навык заранее запланированных действий, воспитывает собранность и организованность при выполнении упражнений. Существенным является также и то, что круговая тренировка, обеспечивая индивидуальный подход к каждому учащемуся, позволяет предельно эффективно использовать время, планируемое на физическую подготовку.

          При разработке комплексов физической подготовки, выполняемых методом круговой тренировки, педагогу необходимо:

1.Определить  перспективную  цель  формирования  двигательных  качеств, их

развитие на конкретном этапе обучения.

          2.Провести глубокий анализ намеченных упражнений, связав их с учебной программой, её конкретным учебным материалом, учтя наличие спортивного оборудования и  инвентаря, имеющегося в школе.

          3.Ознакомить учащихся с методикой организации и проведения круговой тренировки. Вначале без учёта количества выполняемых упражнений. Затем с определением максимального теста (МТ) и индивидуальной нагрузки. При выявлении индивидуального МТ каждое упражнение комплекса учащиеся выполняют в течении обусловленного времени ( работают 20-30 сек., отдыхают 30-40 сек.), стараясь проделать его максимальное (для себя) число раз. После определения максимального теста для каждого устанавливают индивидуальную нагрузку: половину МТ (МТ: 2) или (МТ: 4) в зависимости от подготовленности. Весь комплекс выполняют (один круг) за строго обусловленное время, каждое упражнение повторяют в индивидуальной нагрузке (установленное число раз). По мере приспособления к дозируемой нагрузке число повторений увеличивают: МТ: 2 + 1; МТ: 2 + 2 и т.д. При длительном выполнении комплексов увеличивают и количество кругов прохождения всех станций.

          4.Комплекс круговой тренировки должен вписываться в основную часть урока в зависимости от его задач, связанных с обучением, занимать в ней соответствующее место. Круговая тренировка входит в учебный процесс как эффективная форма организации физической подготовки. Используя её можно добиться большей степени физического воздействия на занимающихся, что связано со значительным расходованием сил, утомлением учащихся. Однако не на каждом уроке эта цель является основной. Так как обучение новым упражнениям должно проходить в оптимальных условиях, когда организм учащихся подготовлен к предстоящей работе, то применять перед этим круговую тренировку нецеле-сообразно, поскольку это противоречит образовательным задачам. Другое дело, когда обучение новым двигательным действиям невозможно из-за низкого уровня физической подготовленности учащихся. Тогда развитие специфических физических качеств методом круговой тренировки выдвигается на первый план, а обучение временно отходит на второй, чтобы затем можно было вернуться к обучению на качественно более высоком уровне физической подготовленности учащихся. Такие уроки носят характер общефизической и специальной подготовки. Они могут предшествовать обучению тому или иному программному материалу.

          5.Определить объём работы и отдыха на станциях при выполнении упражнений с учётом возрастных и половых особенностей учащихся.

          6.Строго соблюдать определённую последовательность при выполнении упражнений и переходе с одной станции к другой, а также интервал между кругами при повторном прохождении комплекса. Строгое соблюдение последовательности перехода с одной станции на другую определяется заданной моделью. Если эту последовательность нарушить, то может оказаться, что в отдельных моментах при выполнении комплекса нагрузка окажется чрезмерной на какие-то мышцы или органы, не будет чередования нагрузки. А это неприемлемо для круговой тренировки.

          7.Необходимо создать станционные карточки- задания, внеся в них текстовую и графическую информацию.

         

          Развитие физических качеств у детей и подростков зависит от двух основных факторов: возрастного развития физиологических систем и механизмов их воздействия, обеспечивающих совершенствование деятельности организма как единого целого, и тренирующего эффекта регулярной двигательной активности. Закономерности возрастного развития детей и подростков всесторонне изучаются физиологами, морфологами, психологами, гигиенистами, а также представителями ряда других специальностей. А вот поиски оптимальных путей тренирующего воздействия на организм учащихся с целью развития их физических качеств ведём главным образом мы, педагоги. Так, например, вскоре после открытия физиологами явления анаэробного порога (такого уровня нагрузки в циклических упражнениях, при котором происходит смена энергетического обеспечения с аэробного на анаэробное) педагоги обнаружили, что развитие выносливости наиболее успешно протекает при нагрузках, несколько превышающих анаэробный порог. Физиологическое объяснение этого феномена следующее.

          Организм человека, как сложная саморегулирующаяся система, может самостоятельно совершенствоваться в таком направлении, которое в конечном итоге приведёт к оптимизации его деятельности. Недостаточная эффективность анаэробных источников энергии, подключающихся к работе при нагрузках выше анаэробного порога, а также субъективные неприятные ощущения, связанные с накоплением молочной кислоты, стимулируют прогрессивное развитие аэробных окислительных возможностей организма (включая сами мышцы, работу кровообращения и дыхания). А ведь именно уровень развития аэробных энергетических систем определяет уровень развития общей выносливости.

          Сходным образом происходит развитие силы и быстроты. Использование в циклических упражнениях нагрузки необходимого уровня предъявляет организму повышенные требования, удовлетворить которые он может лишь при условии перестройки структуры скелетных мышц и механизмов их энергообеспечения, что в конечном счёте способствует экономизации и надёжности ответной реакции на ту же нагрузку. Так, при развитии силы приспособительным механизмом будет увеличение толщины и количества быстрых белых мышечных волокон, обеспечивающих кратковременные, но большей мощности сокращения работающих мышц. При развитии быстроты важнейшим фактором накопления непосредственно в скелетно-мышечной ткани значительных резервов биологических аккумуляторов энергии – креатинфосфата, АТФ и некоторых других.

          Таким образом нагрузка на уровне физической культуры должна быть достаточна высока, чтобы вызвать напряжение организма, особенно тех его систем, которые необходимо «усовершенствовать» для развития того или иного физического качества. Но нагрузка не должна быть чрезмерной, так как это приведёт к противоположному результату: тренирующий эффект будет невелик, а взаимодействие отдельных систем организма может нарушиться, произойдёт срыв, хорошо известный спортсменам под названием «перетренировка». Следовательно, нагрузку необходимо контролировать, особенно в той части урока, которая отводится на развитие физических качеств.

          Наиболее простой и доступный в практическом отношении способ контроля нагрузки в уроке – наблюдение за внешними признаками утомления. Эти признаки детально описаны С.В.Хрущёвым (см. таблицу).

 

        Обычное

        Средняя  степень

          Переутомление

Небольшое покрасне

ние кожи лица

Значительное покраснение ко

жи лица

Резкое покраснение, поблед-

нение или синюшность кожи

Незначительная пот-

ливость

Большая потливость, особен-

но лица

Резкая потливость и выделе-

ние соли на коже

Учащённое ровное дыхание

Большое учащение дыхания с периодическими глубокими вдохами и выдохами

Резкое учащение дыхания, поверхностное, аритмичное дыхание

Чёткое выполнение команд и заданий

Нарушение координации дви-

жений

Резкое нарушение координа- ции движений

Отсутствие жалоб

Боль в мышцах, сердцебие- ние, жалобы на усталость

Дрожание конечностей, жало

бы на головокружение, шум в ушах головная боль, тошнота,

рвота

           Однако информативность внешних признаков утомления можно считать достаточной лишь в тех случаях, когда нужно повысить или снизить уровень предложенной на уроке нагрузки. Проявляются они через некоторое время после выполнения упражнений, накапливаются в течении всего урока и могут быть основанием для отстранения ученика от дальнейшей активной работы на уроке. Такой контроль необходим, его отсутствие может пагубно сказаться на здоровье учащихся, особенно тех из них, которые имеют хотя бы небольшие отклонения в состоянии здоровья. Также этот контроль необходим в связи с половым созреванием, которое происходит у девушек старшеклассниц.

          Для контроля нагрузки в циклических упражнениях можно пользоваться шкалой пульсовых характеристик, разработанных под руководством М.Я. Набат- никовой (см. таблицу).

                                    Характеристика тренировочных нагрузок

Зоны ин-

тенсив-

   ности

 

   Характеристика  нагрузки

 

            Показатели ЧСС, уд./мин.

        Юноши

        Девушки

     I

Нагрузка низкой интенсив-   ности

        до 130

        до 135

     II

Нагрузка средней интенсив- ности

        131 – 135

        136 – 160

     III

Нагрузка большой интенсив- ности

        156 – 175

        161 – 180

     IV

Нагрузка высокой интенсив- ности

        176 и выше

        181 и выше

     V

Нагрузка максимальной интен

сивности

  (надкритичная

      мощность)

    (надкритичная

        мощность)

Информация о работе Развитие двигательных качеств на уроках лёгкой атлетики