Пути и средства укрепления здоровья спортсменов

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 14:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы: изучить пути средства укрепления здоровья спортсменов.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- изучить и проанализировать литературу по данному вопросу
- определить основные пути и средства укрепления здоровья;
- разработать рекомендации по укреплению здоровья спортсмена.
Объект исследования: здоровье спортсмена.

Оглавление

Введение ---------------------------------------------------------------------------3-4 стр.
Глава 1. Теоретические основы здорового образа жизни-----------------5-15 стр.
1.1.Философские, психофизические и социально психологические
факторы здорового образа жизни---------------------------------------------5-8 стр.
1.2. Современные проблемы формирования здоровья и здорового
образа жизни -----------------------------------------------------------------------8-12 стр.
1.3. Здоровый образ жизни, его основные компоненты----------------12-15 стр.
Глава 2 Пути и средства укрепления здоровья спортсменов-----------16-29 стр.
2.1 Вспомогательные гигиенические средства, повышающие
спортивную работоспособность и ускоряющие восстановление------16-18 стр.
2.2. Закаливание как средство укрепления здоровья спортсмена----18-25 стр.
2.3 Рациональное питание как средство укрепления
здоровья спортсмена -----------------------------------------------------------25-29 стр.
Заключение---------------------------------------------------------------------------30 стр.
Список используемой литературы----------

Файлы: 1 файл

kursovaya_rabota_po_fiz-re.doc

— 149.50 Кб (Скачать)

— полноценной  в качественном отношении, т. е. включать в себя все необходимые пищевые  вещества (белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли), сбалансированные в наиболее благоприятных отношениях;

— разнообразной  и содержащей различные продукты животного и растительного происхождения;

— хорошо усвояемой, вызывающей аппетит, обладающей приятным вкусом, запахом и внешним видом;

— доброкачественной  и безвредной.

Важное значение имеет сбалансированность питания, которая обеспечивается оптимальным  качественным и количественным соотношением белков, жиров, углеводов, витаминов  и минеральных солей, а также  правильными с физиологической точки зрения пропорциями основных составных частей пищевых веществ — аминокислот, белков, жирных кислот, жиров, крахмала и сахара углеводов, взаимосвязи отдельных витаминов с другими компонентами пищи (А. А. Покровский).

Питание спортсменов  — один из важнейших факторов сохранения здоровья, повышения работоспособности и достижения высоких спортивных результатов. Оно базируется на общих физиологических и гигиенических положениях, изложенных выше. Вместе с этим питание спортсменов имеет Специфические особенности, связанные с современными требованиями спортивной практики. Эти особенности связаны с видом спорта, различными этапами подготовки, направленностью, объемом и интенсивностью тренировочных нагрузок, условиями соревнований, климатогеографическими зонами и индивидуальными различиями.

Пищевой рацион спортсмена составляется с учетом изложенных выше гигиенических положений о  питании, а также особенностей вида спорта, периодов и этапов подготовки, объема и характера тренировочных  и соревновательных нагрузок, климатических условий, индивидуальных особенностей спортсменов (пол, возраст, масса тела и т.п.). При этом следует выполнять следующие основные положения.

Рацион должен быть оптимальным в количественном отношении, т. е. соответствовать рекомендуемым нормам калорийности и полностью покрывать энерготраты спортсмена.

Рацион должен содержать необходимое количество основных пищевых веществ (белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли), оптимально сбалансированных, т. е. он должен соответствовать рекомендуемым суточным нормам для представителей различных видов спорта.

Пища должна быть максимально разнообразной  и содержать продукты животного  и растительного происхождения. Следует стремиться использовать как  можно больше натуральных продуктов  питания. Для витаминизации пищи в летнее и осеннее время необходимо широко использовать свежие овощи, фрукты, ягоды, а зимой и особенно весной — овощные и фруктовые соки.

Изменение количественной и качественной характеристики пищевого рациона осуществляется с учетом объема и характера тренировочных нагрузок. В зависимости от педагогических задач и целевых установок тренировочного процесса рацион питания должен иметь конкретную ориентацию: белковую, углеводную, белково-углеводную и др.

Так, при тренировке, направленной на увеличение мышечной массы и развитие силы, необходимо повышение содержания в рационе белков, витаминов группы В, витаминов РР, Е.

При тренировке в анаэробном режиме следует сохранять  в рационе оптимальное количество белка и увеличивать количество углеводов за счет снижения количества жира. При тренировке в аэробном режиме в целях совершенствования выносливости рекомендуется увеличение калорийности рациона, повышение количества углеводов, полиненасыщенных жирных кислот, липидов, витаминов С, А, Е, а также витаминов группы В.

При тренировке в смешанном анаэробном-аэробном режиме соотношение в рационе  между белками, жирами и углеводами должно составлять 1:0,9:4.

В СССР разработаны  пищевые рационы для представителей восьми групп видов спорта, о чем  подробно рассказывается в главе XVIII.

Важное значение в питании спортсмена имеет правильное составление меню-раскладок. При  этом необходимо учитывать все требования гигиены и предусматривать возможно большее разнообразие пищи и широкий  ассортимент продуктов для приготовления блюд, исключая их частое повторение. Нейтральные супы (макаронные, вермишелевые, крупяные) рекомендуется чередовать с кислыми (борщами, рассольниками, щами, солянками). Желательно широко использовать комбинированные овощные гарниры, отдавая им предпочтение перед макаронными и крупяными. Повторения в течение дня блюд из одинаковых продуктов (например, салат из капусты, щи, тушеная капуста в качестве гарнира для второго блюда) лучше избегать.

Не рекомендуется  одновременно употреблять следующие продукты: жирные мясные с молочными; молочные с солеными; кисломолочные с жирными и солеными; пряности и специи с молочными продуктами; творог с солеными продуктами; орехи с бобовыми.

Пища, принимаемая  перед тренировками, должна быть высококалорийной, малообъемной и хорошо усвояемой, с преобладанием полноценных белков; содержать в достаточных количествах углеводы, фосфор и витамин С. Рекомендуется такой ассортимент: тушеное мясо, птица, блюда из мясного фарша с комбинированными овощными гарнирами, наваристые бульоны, овсяная каша, яйца, какао, фруктовые и овощные соки, витаминизированные компоты, фрукты, белый хлеб, белковое печенье. Нецелесообразно перед спортивными нагрузками употреблять жирные и трудноперевариваемые продукты, содержащие много клетчатки (животные жиры, горох, бобы и др.).

После спортивных нагрузок пища должна быть более калорийной и питательной, с достаточным  количеством белков. Можно использовать трудноусвояемые продукты, богатые  клетчаткой.

Ужин при  любом режиме тренировок должен способствовать восстановительным процессам и восполнению белков, углеводов, витаминов, минеральных солей. Лучше всего для этого использовать творог, рыбные блюда, молоко и кисломолочные продукты, каши, овощи и фрукты. Нежелательны продукты, долго задерживающиеся в желудке, возбуждающие нервную систему и секреторную деятельность пищеварительных органов (ветчина, жирная баранина, острые приправы, какао, кофе и т. п.). Составлять пищевые рационы для спортсменов рекомендуется из следующих блюд, распределенные по приемам пищи в зависимости от режима питания.

 

 

Заключение

Систематические занятия спортом в школьном возрасте оказывают благотворное влияние  на организм: способствуют укреплению здоровья, повышению устойчивости организма, лучшему физическому развитию, расширяют функциональные возможности организма, обеспечивают повышение уровня общей и специальной физической подготовленности.

Научные исследования и практика показывают, что правильная подготовка юных спортсменов в соответствующих  гигиенических условиях обеспечивает их гармоническое развитие и позволяет им добиваться выдающихся результатов на международной арене. Наряду с этим установлено, что систематические занятия спортом положительно сказываются на успеваемости, дисциплине и организованности школьников, приучают их к строгому соблюдению режима.

Положительный эффект занятий и высокие спортивные результаты могут быть достигнуты при  условии выполнения определенных гигиенических  положений.

Преподаватели, тренеры, учителя физической культуры должны хорошо знать и умело применять различные гигиенические факторы в тренировке юных спортсменов. Необходимо не только уметь разъяснить значение тех или иных гигиенических мероприятий, но и помочь юным спортсменам правильно и своевременно их осуществлять. Весьма важно также систематически контролировать, как юные спортсмены выполняют режим и соблюдают основные правила гигиены. При подготовке юных спортсменов необходимо руководствоваться основными положениями гигиены спортивной тренировки с учетом возрастных особенностей и условий учебы детей и подростков.

 

 

 

 

Список  используемой литературы

 

1. Матвеев Л.П. Теория и методика физического воспитания. – М.: ФиС, 1991. 542 с.

2. Козлов Г.А. Трутнев П.В. "Основы теоретической подготовки"//-2004

3. Матвеев Л.П. Планирование и построение спортивной тренировки / Л.П. Матвеев. - М.: ГЦОЛИФК, 1972.

4. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки: учебное пособие для ИФК / Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 1977.

5. Виноградов Д.А. Физическая культура и здоровый образ жизни. М,1990г.

6. Ильин Е.П. Психология физического воспитания. М.: Просвещение, 1987

7. Майерс Д. Социальная психология. СПб, 1998

8. Белов В.И. Психология здоровья. СПб, 1994

9. Выдрин В.М. Методические проблемы теории физической культуры / Теория и практика физической культуры. М., 1986г.

10. Радионов А.В. Психология спорта высших достижений. М., 1979г.

11. Под общ. ред. Столбова В.В. История физической культуры: Учебное пособие для пединститутов. М.: Просвещение, 1989.

12. Купчинов Р.И. Глазько Т.А. Физическая культура и здоровый образ жизни. Мн, 2001г.

13.Озолин Н.Г. Развитие выносливости спортсмена. - М.: ФиС,1959, 128 с

14. Пуни А.Ц. Психологическая подготовка к соревнованию в спорте. -М.: ФиС, 1969.

15. Родионов А.В. Психологические основы тактической деятельности в спорте // Теория и практика физической культуры.- 1993.- N 2.- с. 7-9

 


Информация о работе Пути и средства укрепления здоровья спортсменов