Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 14:39, курсовая работа
Целью работы: изучить пути средства укрепления здоровья спортсменов.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- изучить и проанализировать литературу по данному вопросу
- определить основные пути и средства укрепления здоровья;
- разработать рекомендации по укреплению здоровья спортсмена.
Объект исследования: здоровье спортсмена.
Введение ---------------------------------------------------------------------------3-4 стр.
Глава 1. Теоретические основы здорового образа жизни-----------------5-15 стр.
1.1.Философские, психофизические и социально психологические
факторы здорового образа жизни---------------------------------------------5-8 стр.
1.2. Современные проблемы формирования здоровья и здорового
образа жизни -----------------------------------------------------------------------8-12 стр.
1.3. Здоровый образ жизни, его основные компоненты----------------12-15 стр.
Глава 2 Пути и средства укрепления здоровья спортсменов-----------16-29 стр.
2.1 Вспомогательные гигиенические средства, повышающие
спортивную работоспособность и ускоряющие восстановление------16-18 стр.
2.2. Закаливание как средство укрепления здоровья спортсмена----18-25 стр.
2.3 Рациональное питание как средство укрепления
здоровья спортсмена -----------------------------------------------------------25-29 стр.
Заключение---------------------------------------------------------------------------30 стр.
Список используемой литературы----------
Однако до сих пор не разрешено имеющееся в науке и практике противоречие между насущной потребностью в формировании и обучении здоровому образу жизни учащихся и отсутствием целостной теории и технологии ЗОЖ (Айзман Р.И., 2000). Данное противоречие обусловлено в первую очередь отсутствием единого понимания здоровья человека, рассмотрением его в целостности.
Новый методологический подход к определению сущности понятия здоровья и принципов ЗОЖ впервые был рассмотрен в монографии А.Г. Щедриной (1989) и получил дальнейшее развитие в работах Л.Г. Апанасенко, Р.И. Айзмана, Э.М. Казина, В.П. Казначеева и др. Содержательная характеристика категории здоровья может быть получена при глубоком анализе его компонентов.
Рассматривая здоровье человека как многокомпонентную модель, нельзя не остановиться на его определении, данном ВОЗ, в котором "здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или дефектов" (1968). Следовательно, в основу данного определения положена категория состояния здоровья, которая оценивается по нескольким уровням: соматическому, психическому, социальному. Однако характер проявления психофизических качеств индивида, степень его социальной адаптации не могут не зависеть от личностных качеств человека, осознанности поведения, либо укрепляющего собственное здоровье, либо наносящего ему ущерб. Поэтому здоровье человека должно определяться и личностным уровнем его проявления.
В связи с этим целостный взгляд на здоровье можно представить в виде четырехкомпонентной модели, в которой выделены взаимосвязи различных его компонентов и представлена их иерархия.
По данным Трещевой О.Л. (2001) духовный компонент здоровья определяет его личностный уровень, который строится в соответствии с основными целями и ценностями жизни, характеризуется нравственной ориентацией личности, ее менталитетом по отношению к себе, природе и обществу.
Физический
компонент характеризуется
Психический компонент определяется, на наш взгляд, уровнем развития психических процессов, степенью регуляции деятельности эмоционально -волевой сферой.
Социальный
компонент характеризуется степ
Данное выделение компонентов здоровья, в некоторой степени условно и позволяет, с одной стороны, показать многомерность взаимовлияний разных проявлений функционирования целостного организма, с другой - более полно охарактеризовать различные стороны жизнедеятельности человека, направленные на организацию индивидуального стиля жизни. При этом, рассматривая взаимосвязь различных компонентов здоровья с учетом возрастных особенностей, сенситивных периодов биологического и социального развития, следует отметить, что на разных возрастных этапах развития человека степень взаимовлияния компонентов здоровья и иерархия его уровней могут меняться. Именно учет данных взаимовлияний, наследственных и средовых факторов, индивидуальных особенностей развития человека должен лежать в основе обучения и формирования ЗОЖ.
1.3. Здоровый
образ жизни, его основные
Человеческий организм функционирует по законам саморегуляции. При этом на него воздействует множество внешних факторов. Многие из них оказывают крайне отрицательное влияние. К ним, прежде всего, следует отнести: нарушение гигиенических требований режима дня, режима питания, учебного и рабочего процесса, недостатки калорийности питания, неблагоприятные экологические факторы, вредные привычки, отягченная или неблагополучная наследственность, низкий уровень медицинского обеспечения. Как уже отмечалось выше сохранение и укрепление здоровья людей только на 50 % определяют независящие от человека причины, такие как экология (20 %), здравоохранение и медицина (10 %) и наследственность (20 %). Остальные 50 % состояния здоровья напрямую зависят от образа жизни человека и режима его двигательной активности (30 %) (Лукьяненко В.П., 2001).
Здоровый образ жизни – это способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и укрепление здоровья людей, позволяющий человеку долгие годы трудится в полную меру своих способностей, избавляющий его от болезней и недомоганий, дарящий бодрость, силу и энергию, без которых нет полнокровной радости бытия (Коростелев Н.Б., 1987).
Здоровый образ жизни – это процесс соблюдения человеком определённых норм, правил и ограничений в повседневной жизни, способствующих сохранению здоровья, оптимальному приспособлению организма к условиям среды, высокому уровню работоспособности в учебной и профессиональной деятельности (Лукьяненко В.П., 2001)
Здоровый образ жизни представляет собой режим ограничений в соответствии с оптимальным режимом физических нагрузок, то есть для успешного решения проблемы сохранения здоровья необходимо на ряду с правильно организованной двигательной активностью систематически выполнять и другие заповеди его укрепления: правильно дышать, правильно пить, правильно есть, правильно расслабляться, правильно беречься, правильно думать (Брехман И.И., 2000). Как сказал известный американский писатель Марк Твен: «Единственный способ сохранить здоровье – есть то, что не хочешь, пить то, чего не любишь и делать то, что не нравится». Поэтому следование основным нормам организации здорового образа жизни является неотъемлемым составляющим сохранения и укрепления здорового генофонда нашей страны (Дубровский В.И., 1999).
Стиль ЗОЖ обусловлен личностно-мотивационными особенностями, возможностями и склонностями человека. Он предполагает активную деятельность по сохранению и укреплению собственного здоровья. Под индивидуальным стилем ЗОЖ понимают присущий конкретному человеку способ организации жизнедеятельности, учитывающий индивидуальные интересы, потребности, возможности и связь с его учебной, профессиональной и бытовой деятельностью (Лукьяненко В.П.,2001).
К основным компонентам здорового образа жизни относятся: рациональное питание, быт, организация труда и отдыха, отношение к вредным привычкам (Лаптев А.П., Полиевский С.А., 1990).
Рис 2. Основные компоненты здорового образа жизни.
На современном этапе развития нашего общества многие ученые выделяют и другие компоненты ЗОЖ. Так, Дуркин П.К., Лебедева М.П. (2002) выделяют в своих работах потребностно-мотивационный компонент. Потребность в движениях, в физическом совершенствовании, в сохранении и укреплении здоровья – вот психологические основы мотивации формирования здорового образа жизни.
По данным Бальсевича В.К., Лубышевой М.П. (1994, 1995) основным компонентов ЗОЖ является личная физическая культура. Это часть культуры личности, основу специфического содержания которой составляет рациональной использование человекам одного или нескольких видов физкультурной деятельности в качестве фактора оптимизации своего духовного и физического состояния (Лубышева М.П., 1992).
По мимо этих основных компонентов в системе формирования ЗОЖ многими учеными выделяется еще и образовательный компонент как учащихся, так и учителей и родителей (Лукьяненко В.П., 2000, Трещева О.Л., 2001, Абаскалова Н.П., 2000, Соловьев Г.М., Прокопенко Т.И. 2001), котором можно выделить следующие основные знания:
§ о влиянии наследственности на индивидуальном развитии человека;
§ о роли семейного воспитания и уклада на формирование образа жизни будущего поколения;
§ о целенаправленном применении разнообразных форм физической культуры;
§ о целенаправленном освоении гигиенических навыков и навыков охраны здоровья;
§ об использовании естественных природных факторов в укреплении здоровья (закаливание) и цивилизованное отношение к природе;
Именно этот образовательный компонент, на наш взгляд, и лежит в основе обучения, привития и формирования у подрастающего поколения основных принципов, форм и факторов ЗОЖ.
Таковы основные слагаемые ЗОЖ. Однако весь парадокс в том, что для очень многих людей они ещё не стали руководством к практическим действиям. Внедрение их в повседневную жизнь людей требует комплексного подхода, кропотливой целенаправленной деятельности со стороны многих государственных учреждений и организаций. Поэтому оно предполагает, прежде всего, активную деятельность в этом направлении самого человека. Следование нормам и принципам ЗОЖ - долг каждого разумного человека Сознательное отношение к собственному здоровью должно стать нормой поведения, главной отличительной чертой культурной, цивилизованной личности.
Глава 2 Пути и средства укрепления здоровья спортсменов
2.1 Вспомогательные гигиенические средства, повышающие спортивную работоспособность и ускоряющие восстановление
Рациональное
построение тренировочного процесса обеспечивает
высокую работоспособность
Среди медико-биологических средств восстановления значительное место принадлежит гигиеническим, которые широко используются в спортивной практике.
Основными гигиеническими факторами, обеспечивающими укрепление здоровья, повышение работоспособности и быстрейшее восстановление, являются рациональный суточный режим, личная гигиена, полноценное и сбалансированное питание, закаливание, оптимальные санитарно-гигиенические условия быта и тренировки спортсменов и т. п. Вместе с этим имеется еще ряд вспомогательных гигиенических средств, которые за счет благоприятного воздействия на различные органы и системы организма увеличивают работоспособность и стимулируют восстановительные процессы.
Вспомогательные гигиенические средства восстановления могут применяться отдельно или в комплексе с другими медико-биологическими средствами.
Эффективность влияния гигиенических восстановительных средств на спортивную работоспособность зависит от времени их применения. В тех случаях, когда необходимо обеспечить срочное восстановление работоспособности (например, между утренней и вечерней тренировками), рекомендуется применять средства восстановления сразу же после тренировок. Если желательно иметь высокую работоспособность на следующий день, то средства восстановления лучше применять через 6—9 ч после занятий или соревнований. Когда тренировки и соревнования заканчиваются поздно вечером, восстановительные средства лучше применять в утренние часы после подъема.
При длительном применении одних и тех же восстановительных средств организм спортсмена сравнительно быстро адаптируется к ним, что ведет к заметному снижению их эффективности. Поэтому рекомендуется менять дозировку восстановительных процедур, создавать различные комбинации из них или же заменять новыми средствами. Применение специальных комплексов из различных восстановительных средств позволяет повысить эффективность восстановительных мероприятий.
Нервно-психическое восстановление осуществляется с помощью следующих средств: гидропроцедур (теплый душ, теплая ванна, солевые ванны), парной бани, массажа (ручной, вибрационный), ультрафиолетового облучения, ионизированного воздуха, кислорода, витаминов (особенно группы В), психотерапии.
Восстановление сердечно-сосудистой, дыхательной систем и биохимического обмена проводится с помощью следующих средств: гидротерапии (теплая ванна и душ, контрастные ванны), массажа (ручной и вибрационный), парной бани, ионизированного воздуха, кислорода, гидроэлектролитного уравновешивания, витаминов С и витаминов группы В.
Для восстановления нервно-мышечной системы используются следующие восстановительные средства: гидропроцедуры (теплый и контрастный душ, соляные ванны), парная баня, массаж, физиотерапевтические процедуры, ультрафиолетовое облучение, ионизированный воздух, гидроэлектролитное уравновешивание, витамины группы В.
Восстановительные
средства в подготовке спортсменов
рекомендуется применять в
Вид и способ применения средств восстановления в подготовке юных спортсменов должны выбираться совместно тренером и врачом в зависимости от этапов подготовки, условий тренировки и соревнований, характера тренировочных и соревновательных нагрузок, сроков предстоящих соревнований, индивидуальных особенностей спортсмена, степени его утомления и др.
2.2. Закаливание
как средство укрепления
Закаливание — это система гигиенических мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям различных метеорологических факторов (холода, тепла, солнечной радиации, пониженного атмосферного давления), Систематически проводимое закаливание дает возможность избежать многих болезней, продлить жизнь и на долгие годы сохранить высокую работоспособность.
Закаливание — неотъемлемая часть советской системы физического воспитания, эффективное средство подготовки советских людей к высокопроизводительному труду и защите Родины.
Информация о работе Пути и средства укрепления здоровья спортсменов