Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2015 в 23:07, реферат
Главную роль в обеспечении психологического поведения и деятельности спортсмена
на различных этапах соревнований играет его тренер. Задача тренера в условиях нашего
общества - это не только спортивные достижения спортсмена, но и воспитание всесторонне
развитого, образованного человека, способного к использованию культурного достояния
общества и саморазвитию.
Реализация этой задачи требует разрешения главного противоречия, лежащего в основе
духовного развития человечества, противоречия между необходимостью усвоить
спортивный опыт и знания предшествующих поколений, созданную ими культуру, научиться
строить на их основе свою профессиональную деятельность и поведение, с одной стороны, и
необходимостью их постоянно совершенствовать и, следовательно, не разрушать и
отбрасывать, а обогащать и развивать - с другой.
5. Уравновешенный ("гибкий")
тип: этот вариант поведения
гармоничен: произносимые слова соответствуют выражению лица, позе и интонациям.
Отношения открытые, свободные и честные, люди не ощущают унижения чувства
собственного достоинства. Этот тип реагирования снижает потребность в заискивании,
обвинении, расчете или суете.
Из пяти типов реагирования только уравновешенный дает возможность преодолеть
трудности общения, найти выход из затруднительного положения. Чтобы вы не подумали,
что этот тип поведения недосягаем, хочется отметить, что в состоянии внутреннего
равновесия вы сможете по-прежнему заискивать, если захотите, обвинять, если вам это
нравится, пускаться в дебри умственных построений или устраниться вовсе от реальных
условий жизни. Различие в данном случае заключается только в том, что вы будете делать
это осознанно и будете готовы к любым последствиям.
Когда вы ведете тренировки или даете уроки по физическому воспитанию, то,
разъясняя что-то или показывая новое упражнение, очень важно выражаться точно, подбирая
нужные слова. Только тогда, когда вы уравновешенны, вы открыто выражаете свои чувства и
свободно себя держите. Тренер всегда должен помнить, что нельзя критиковать личность,
можно критиковать поступки. Только такой подход общения позволяет спортсмену
адекватно воспринимать информацию тренера. Грамотное общение приносит пополнение
самоценности, конгруэнтности самому себе.
Тренер - спортсмен.Быть спортсменом очень тяжело. Наполненный энергией, высвобожденной в
физиологических сдвигах пубертата, одержимый возникшей потребностью в независимости,
полный ожиданий будущих успехов в большой жизни, спортсмен проходит через тяжкие
испытания в поисках собственного пути в новом для него спортивном мире. А если учесть
при этом, что проторенных путей не бывает, можно легко понять то любопытство и ту
тревогу, которые вызывают подростки у тренеров.
Мы должны разобраться в одном важном вопросе, сложном и для тренеров, и для
спортсменов. Тренерам необходимо создавать условия для раскрытия и развития личности в
спорте, и делать это надо заботливо, учитывая психофизиологические особенности
спортсмена. Тренеры должны понимать и внезапные перемены настроения спортсмена, и
странные на первый взгляд увлечения, и эксцентричное поведение, и новый лексикон, и
порой заведомо неудачные начинания.
Спортивный клуб, стадион, зал - самые подходящие места для манипуляции
поведением спортсмена, и одна из основных причин постигающих тренеров неудач в том,
что администраторы спортивных учреждений прежде всего настаивают на поддержании
дисциплины. А контроль над другими, как мы уже знаем, низводит человеческие существа
до положения вещей. И любые молодые спортсмены, родившиеся с нормальным запасом
человеческих чувств, превращаются в элементы набора "спортсменов" спортивной школы.
Как только молодых спортсменов начинают усреднять, загонять в определенные рамки
и навязывать им жесткие правила, они немедленно начинают протестовать. Дети вообще
склонны противостоять контролю, а на тренировках в зале - особенно. Многие из нас помнят
таких "неподдающихся" - бунтарей, головорезов, непослушных со времен нашего детства.
Как правило, они-то и запоминаются на всю жизнь. Мы даже помним их имена, а
попробуйте-ка вспомнить имя какого-нибудь тихого, послушного воспитанника? Мы
помним также их приемы, с помощью которых они пытались противостоять бесконечному
контролю. Помним мы и приемы тренеров, с помощью которых они наводили порядки на
тренировках и воздействовали на возмутителей спокойствия: пристальный взгляд, резкое
замечание, наказание, угрозы вызвать родителей, изоляция (выгнать из спортивной школы,
на время отстранить от тренировок и т.д.).
Все эти приемы негативны и носят приказной характер. Они направлены на насаждение
конформизма, а отнюдь не творчества. Нельзя лишать подопечных эмоций. Они не должны
чувствовать себя объектом воспитания. Общаясь - воспитываем, воспитывая - общаемся.
Молодые спортсмены, взрослея, вправе ожидать от тренеров мудрых советов, при этом
необходимо взаимное доверие. Они не будут доверять тем старшим, которые неискренни с
ними. Честность и искренность ценятся больше всего. Тренеры не должны переступать
определенные границы в отношениях со спортсменами. Каждый должен знать свое место. И
все должны уважать общепринятые нормы человеческого общения.
Стереотипы педагогического общения.
В общении очень мало нормативов, если это не этикет. Правила строятся в процессе
общения в зависимости от партнера. В позиции казаться, а не быть самим собой привык
жить педагог. Демонстративное поведение, показное - это не то, что должен
демонстрировать тренер. При таком поведении идет погружение в ложь: я себя переборю, но
сделаю так, как надо. Чтобы выработать правильное поведение со своими подопечными,
тренер должен быть готов к открытому общению, делиться своим внутренним миром, своим
состоянием - вот что привлекает молодых спортсменов и располагает к открытому общению.
Формулы, которыми должен руководствоваться тренер:
- тренер не всегда прав;
- агрессивный путь добывания
уважения - ошибочен. Надо учиться
пристраиваться кпартнеру
манера тренера вызывает агрессию (или депрессию) спортсмена - это проигрышный путь;
- поступайте со спортсменами так, как вы хотели бы, чтобы поступали с вами;
- надо быть открытым, чтобы
не дать волю нагнетающей
прояснять отношения;
- не надо культивировать похожесть на себя;
- не осуждайте инокость, восторгайтесь ею;
- избегайте насильственного обращения в собственную веру. Ты прав и я права - это
нормально;
- пытайтесь увидеть в
каждом ребенке все самое
Грамотность тренера в вопросах общения заключается в том, что он отдает отчет
своему репертуару. В этом случае он берет на себя инициативу в продуцировании того
поведения, которого он ждет от молодого спортсмена. В основе общения должна лежать
психология. Ведь вся наша жизнь есть не что иное как общение. В Америке дети пишут
сочинение на тему "Я лучший спортсмен в школе", где каждый ребенок рассказывает о своих
достоинствах и отношении к себе. За что он себя любит, о своих личных достижениях в
спорте. Надо освободить себя и своих подопечных от зажатости, закрепощенности, но не
путать эти термины с развязностью и хамством.
Чтобы наладить отношения со значимым партнером, надо работать прежде всего над
собой. Для этого надо дать отчет о своих трудностях, отнести трудности и на свой счет и на
счет других, разработать план для их преодоления.
Структура профессионального общения в прикладном построении и управлении
коллективом.
Структура педагогического общения делится на три стадии:
- первая - коммуникативная - передача информации;
- вторая - установление сотрудничества между спортсменами. Общение
поддерживается объективной зависимостью его участников, их взаимозависимостью;
- третья - перцептивное восприятие человека человеком. Оно определяется
социальными эталонами, в которых воспитывается ученик. На занятиях тренеру нельзя
скопом предъявлять претензии спортсменам. Надо оценивать их деятельность, а не
личностные качества. С точки зрения гуманистической психологии педагогическое общение
рассматривается как система взаимоактивных отношений между тренером и спортсменом.
Обучение эффективно только тогда, когда оно строится с учетом внутренних законов
психологии (целей, потребностей, интересов, смысла деятельности, эмоциональных
состояний) спортсменов.
Нельзя губить эмоциональную активность. Нельзя лишать спортсмена эмоций. Надо
всегда давать возможность высказаться, самопроявиться.
Инновационная педагогика - это такое обучение и такое использование средств,
которые позволяют выполнять поставленные задачи гуманным путем. Личность проявляется
в деятельности. Спортсмен никогда не должен чувствовать себя только объектом
воспитания. Обучение должно сводиться к созданию условий, а все остальное сделает сам
спортсмен.
Спортивная команда - это группа людей, объединенных общей целью, совместной
деятельностью, имеющая собственную организацию и управление. Что нужно, чтобы она
заработала и зажила как команда и содружество личностей? Как минимум следующее:а) тренеру надо поставить цель;
б) надо раскрыть команде эту цель так, чтобы все спортсмены понимали ее одинаково;
в) создать условия для совместной деятельности тренирующихся. Надо стараться,
чтобы спортсмены на тренировках, выполняя совместную работу, сотрудничали, а не
соперничали друг с другом.
Как известно, перед тренером стоят сложные задачи, связанные с тренировочным и
соревновательным периодами. К чему здесь надо стремиться, что обеспечивать? Прежде
всего:
1) самосовершенствование и саморазвитие занимающихся не только в межличностных
отношениях, но и в деловых;
2) распространение деятельности спортсменов на время после тренировок;
3) постоянное укрепление деловых отношений в команде.
Устранение и серьезных и пустяковых проблем в команде зависит от того, известны ли
тренеру подходящие алгоритмы их решений. Если да - значит половина дела уже сделана.
Конфликты в спортивном коллективе.
Уменьшение количества конфликтных ситуаций - серьезная практическая проблема,
стоящая как перед руководителями детских спортивных учреждений, так и перед тренерами
спортивных коллективов.
Конфликт - это столкновение противоположно направленных целей, интересов,
позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. В основе любого
конфликта лежит ситуация, включающая следующее:
- противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу;
- противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах;
- несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов.
Конфликтная ситуация, таким образом, содержит субъект возможного конфликта и его
объект. Однако, чтобы конфликт развивался, необходим инцидент, когда одна из сторон
начинает ущемлять интересы другой. Готовность к разрешению конфликта - один из
ключевых факторов, определяющих его исход. Фактически в некоторых случаях уже одного
этого достаточно. Вместе с тем эта готовность достигается непросто, и вызывать ее у других
также нелегко.
Важным качеством при общении является способность человека встать на позицию
партнера. При ролевом общении (руководитель - подчиненный, тренер - спортсмен)
принятие позиции и роли другого означает одновременно более точное его понимание, что
облегчает общение. Культура педагогического общения предполагает необходимость знания
особенностей характера, ценностных ориентаций и потребностей людей. Эти знания крайне
нужны тренеру и руководителю для принятия решений, осуществления контроля и т.д. Здесь
недостаточно одной общей культуры и профессионализма в области физической культуры и
спорта, возникает потребность в специальных психологических и социально-педагогических
знаниях. Польский ученый Мелибруда писал, что большинство трудностей, проблем и
конфликтов между воспитателем и учеником не могут быть разрешены с помощью
уголовного кодекса или дисциплинарных взысканий. Они могут быть разрешены
преподавателем лишь в процессе повседневного общения с детьми. Но для решения
проблем, возникающих в ходе общения, нужны знания о том, как правильно общаться.
Практика показывает, что конфликты в спортивной школе обычно вызываются следующими
причинами:- во-первых, недостатками, связанными с организацией труда, неполным и
неправильным использованием моральных и материальных стимулов и т.д.;
- во-вторых, недоработками
в сфере спортивной
кадров в соответствии с квалификацией и психологическими особенностями; неправильным
стилем руководства, проявлением администрирования и др.;
- в-третьих, трудностями и напряженностью, связанными с межличностными
отношениями внутри спортивного коллектива.
При проведении беседы по разбору конфликта в спортивной школе необходимо:
- проанализировать и довести
до сознания каждого из
его возникновения;
- выявить его возможные
последствия для выполнения
задач и качества межличностных отношений;
- обосновать выводы, вытекающие
из условий возникновения
возможные последствия и предъявить их в качестве контролируемых требований к
поведению всех участвующих в нем;
- нейтрализовать
совместные цели спортивного коллектива, и принять решение о дальнейшей деятельности;
- объективно оценить поведение
виновников конфликта и
При подготовке к беседе исходите из того, что участники конфликта зачастую
односторонне выражают свои оценки (иногда слишком эмоционально и неэффективно).
Перед беседой необходимо уяснить для себя следующие вопросы:
а) в чем заключается существо конфликта, как он проявляется в спортивной