Психофизиологические способности человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 19:55, реферат

Краткое описание

Динамика учебного процесса с его неравномерностью распределения нагрузок и интенсификацией во время экзаменационной сессии является своего рода испытанием организма студентов. Происходит снижение функциональной устойчивости к физическим и психоэмоциональным нагрузкам, возрастает негативное влияние гиподинамии, нарушений режимов труда и отдыха, сна и питания, интоксикации организма из-за вредных привычек; возникает состояние общего утомления, переходящее в переутомление.

Оглавление

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .2
Объективные и субъективные факторы обучения и реакция на них организма студентов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Изменение состояния организма студента под влиянием различных режимов и условий обучения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
Работоспособность в умственном труде и влияние на нее внешних и внутренних факторов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Влияние на работоспособность студентов периодичности ритмических процессов в организме. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
Средства физической культуры в регулировании умственной работоспособности, психоэмоционального и функционального состояния студентов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9
Типы изменений умственной работоспособности студентов. . . . . . . . .10
Особенности проведения учебных занятий по физическому воспитанию для повышения работоспособности студентов. . . . . . . . . 11
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
Список используемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13

Файлы: 1 файл

фффффффффиз-ра.docx

— 30.08 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    4. Влияние на работоспособность студентов периодичности ритмических процессов в организме.

 

Исследованиями установлено, что суточная динамика работоспособности  человека во многом определяется периодикой физиологических процессов под  влиянием экзогенных (связанных с  изменениями внешней среды) и  эндогенных - внутренних (ритм и ЧСС, ритм дыхания, изменения кровяного  давления и т.п.) факторов. Колебания  работоспособности в течение  суток соответствуют биологическим  ритмам организма. Высокая работоспособность  в любом виде деятельности обеспечивается только в том случае, если жизненный (рабочий) ритм правильно согласуется  со свойственными организму биологическими ритмами его психофизиологических функций. Есть студенты с устойчивой стереотипностью и последовательностью  изменения работоспособности (ритмики) и их большинство и студенты с  неустойчивой их последовательностью (аритмики). В зависимости от времени  работоспособности ритмики подразделяются на утренние ("жаворонки") и вечерние ("совы") типы. Студенты - "жаворонки" встают рано, с утра бодры, жизнерадостны; приподнятое настроение сохраняется  в утренние и дневные часы. Они  наиболее работоспособны с 9 до 14 часов. Вечером они рано устают. Это наиболее адаптированные к существующему  режиму обучения студенты. Практически  их биологический ритм совпадает  с социальным ритмом дневного ВУЗа. Студенты - "совы" наиболее работоспособны с 18 до 24 часов, Они поздно ложатся  спать, чаще всего не высыпаются, нередко  опаздывают на занятия; в первую половину дня заторможены. Они находятся  в наименее благоприятных условиях, обучаясь на дневном отделении вуза.Очевидно, период спада работоспособности  у обоих типов студентов целесообразно  использовать для отдыха. Для "сов" целесообразное 18 часов устраивать консультации и занятия по наиболее сложным разделам программ. Аритмики занимают промежуточное положение  между рассмотренными двумя группами, но все-таки они стоят ближе к  лицам утреннего типа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    5. Средства физической культуры в регулировании умственной работоспособности, психоэмоционального и функционального состояния студентов.

 

Среди мероприятий направленных на повышение умственной работоспособности  студентов, на преодоление и профилактику психоэмоционального и функционального  перенапряжения можно рекомендовать  следующие:

 

- систематическое изучение  учебных предметов студентами  в семестре, без "штурма" в  период зачетов и экзаменов;

 

- ритмичную и системную  организацию умственного труда;

 

- постоянное поддержание  эмоции интереса;

 

- совершенствование межличностных  отношений студентов между собой  и преподавателями вуза, воспитание  чувств;

 

- организацию рационального  режима труда, питания, сна  и отдыха;

 

- отказ от вредных привычек: употребления алкоголя и наркотиков, курения и токсикомании;

 

- ДА и физическую тренировку, постоянное поддержание организма  в состоянии оптимальной физической  тренированности;

 

- обучение студентов методам  самоконтроля за состоянием организма  с целью выявления отклонений  от нормы и своевременной корректировки  и устранения этих отклонений  средствами профилактики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    6. Типы изменений умственной работоспособности студентов.

 

Исследования показывают, что работоспособность у студентов  имеет разные уровни и типы изменений, что влияет на качество и объем  выполняемой работы. В большинстве  случаев студенты, имеющие устойчивый и многосторонний интерес к учебе, обладают высоким уровнем работоспособности; лица с неустойчивым, эпизодическим  интересом имеют преимущественно  пониженный уровень работоспособности.

По типу изменений работоспособности  в учебном труде выделяют усиливающийся, неровный, ослабевающий и ровный типы, связывая их с типологическими особенностями. Так, к усиливающемуся типу относят  преимущественно лиц с сильным  типом нервной системы, способных  длительное время заниматься умственным трудом. К неровному и ослабевающему  типам относят лиц с преимущественно  слабой нервной системой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    7. Особенности проведения учебных занятий по физическому воспитанию для повышения работоспособности студентов.

 

Структура организации учебного процесса в вузе оказывает воздействие  на организм студента, изменяя его  функциональное состояние и влияя  на работоспособность. Это обстоятельство должно учитываться и при проведении учебных занятий по физическому  воспитанию, которые также оказывают  влияние на изменение работоспособности  студентов.

По результатам исследований установлено, что для успешного  воспитания основных физических качеств  студентов необходимо опираться  на закономерную периодику работоспособности  в учебном году. Согласно этому  в первой половине каждого семестра на учебных и самостоятельных  занятиях целесообразно применять  физические упражнения с преимущественной (до 70--75%) направленностью на развитие скоростных, скоростно-силовых качеств  и скоростной выносливости с интенсивностью по ЧСС 120--180 удар/мин; во второй половине каждого семестра с преимущественной (до 70--75%) направленностью на развитие силы, общей и силовой выносливости с интенсивностью по ЧСС 120--150 удар/мин. Первая часть в семестре совпадает  с более высоким функциональным состоянием организма, вторая -- с его  относительным снижением. Занятия, построенные на основе такого планирования средств физической подготовки, оказывают  стимулирующее влияние на умственную работоспособность студентов, улучшают их самочувствие, обеспечивают прогрессивное  повышение уровня физической подготовленности в учебном году.

При систематических занятиях различными видами спорта воспитываются  определенные психические качества, отражающие объективные условия  спортивной деятельности. Обобщенные характеристики успешного использования  средств физической культуры в учебном  процессе, обеспечивающие состояние  высокой работоспособности студентов  в учебно-трудовой деятельности, следующие: длительное сохранение работоспособности  в учебном труде; ускоренная врабатываемость; способность к ускоренному восстановлению; эмоциональная и волевая устойчивость к сбивающим факторам; средняя  выраженность эмоционального фона; снижение физиологической стоимости учебного труда на единицу работы; успешное выполнение учебных требований и  хорошая успеваемость, высокие организованность и дисциплина в учебе, быту, отдыхе; рациональное использование бюджета  свободного времени для личностного  и профессионального развития.

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Динамика учебного процесса с его неравномерностью распределения  нагрузок и интенсификацией во время  экзаменационной сессии является своего рода испытанием организма студентов. Происходит снижение функциональной устойчивости к физическим и психоэмоциональным нагрузкам, возрастает негативное влияние  гиподинамики, нарушений режимов  труда и отдыха, сна и питания, интоксикации организма из-за вредных  привычек; возникает состояние общего утомления, переходящее в переутомление. Позитивный характер изменений умственной работоспособности достигается  во многом при адекватном для каждого  индивида использовании средств  физической культуры, методов и режимов  воздействия. Обобщенными характеристиками эффективного внедрения средств  физической культуры в учебный процесс, обеспечивающих состояние высокой  работоспособности студентов в  учебно-трудовой деятельности, являются: длительное сохранение работоспособности  в учебном труде; ускоренная врабатываемость; способность к ускоренному восстановлению; малая вариабельность функций, несущих  основную нагрузку в различных видах  учебного труда; эмоциональная и  волевая устойчивость к сбивающим  факторам, средняя выраженность эмоционального фона; снижение физиологической стоимости  учебного труда на единицу работы. При малоподвижном образе жизни, недостаточном уровне физической активности, слаборазвитом мышечном аппарате передаются импульсы низкой, едва необходимой частоты, что ухудшает в первую очередь работу мозга и других внутренних органов. У таких людей снижены энергетические резервы в нервных клетках, уровень иммунной защиты, повышается вероятность заболеваний желудочно-кишечного тракта, остеохондроза, радикулита. Нарушаются обменные процессы, увеличиваются жировая ткань, масса тела.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

 

1. Здоровье человека и  профилактика заболеваний. Учебное  пособие./Под ред. В.П. Зайцева/Белгородская  ГТАСМ, 1998.

2. Валеология: формирование  и укрепление здоровья. Учебное  пособие./Под ред. В.П. Зайцева/  Белгородская ГТАСМ, 1998.

3. Основы спортивной тренировки  и методы контроля за состоянием  организма студентов в ВУЗе. Учебное  пособие./Под ред. Т.Г. Савкива  МГСУ, 1997.

4. Врачебный контроль  за физическим развитием, подготовленностью  и функциональным состоянием  организма в процессе занятий  физическими упражнениями и спортом  в ВУЗе. Учебное пособие./ Т.Г. Савкива  МГСУ, 1995.

5. Физическая культура: Учебное  пособие/ Под ред. В.А. Коваленко. -М.: Изд-во: АСВ, 2000.

6. Физическая культура  студента: Учебник /Под. ред. В.И.  Ильинича. -М.: Гардарики, 1999.

 


Информация о работе Психофизиологические способности человека