Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 19:55, реферат
Динамика учебного процесса с его неравномерностью распределения нагрузок и интенсификацией во время экзаменационной сессии является своего рода испытанием организма студентов. Происходит снижение функциональной устойчивости к физическим и психоэмоциональным нагрузкам, возрастает негативное влияние гиподинамии, нарушений режимов труда и отдыха, сна и питания, интоксикации организма из-за вредных привычек; возникает состояние общего утомления, переходящее в переутомление.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .2
Объективные и субъективные факторы обучения и реакция на них организма студентов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Изменение состояния организма студента под влиянием различных режимов и условий обучения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
Работоспособность в умственном труде и влияние на нее внешних и внутренних факторов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Влияние на работоспособность студентов периодичности ритмических процессов в организме. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
Средства физической культуры в регулировании умственной работоспособности, психоэмоционального и функционального состояния студентов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9
Типы изменений умственной работоспособности студентов. . . . . . . . .10
Особенности проведения учебных занятий по физическому воспитанию для повышения работоспособности студентов. . . . . . . . . 11
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
Список используемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
Содержание
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .2
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
Список используемой литературы.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
.13
Введение.
Динамика учебного процесса с его неравномерностью распределения нагрузок и интенсификацией во время экзаменационной сессии является своего рода испытанием организма студентов. Происходит снижение функциональной устойчивости к физическим и психоэмоциональным нагрузкам, возрастает негативное влияние гиподинамии, нарушений режимов труда и отдыха, сна и питания, интоксикации организма из-за вредных привычек; возникает состояние общего утомления, переходящее в переутомление.
Психофизиологическая
Работоспособность - потенциальная возможность человека выполнить целесообразную, мотивированную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. Зависит от внешних условий деятельности и психофизиологических резервов человека. Различают максимальную, оптимальную и сниженную работоспособность.
Утомление - временное объективное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки на организм человека. Сопровождается потерей интереса к работе, преобладанием мотивации на прекращение деятельности, негативными эмоциональными реакциями. Появление утомления зависит от вида нагрузки, локализации ее воздействия, времени, необходимого для восстановления. Выделяют физическое и умственное, острое и хроническое, нервно-эмоциональное и другие виды утомления.
Переутомление - накопление утомления по причинам нерационального режима труда и отдыха при отсутствии своевременного восстановления. Влечет за собой снижение работоспособности и продуктивности труда, появление раздражительности, головной боли, расстройство сна и т.п. Переутомление бывает начинающееся, легкое, выраженное, тяжелое.
Усталость - комплекс субъективных ощущений, сопровождающих развитие состояния утомления. Характеризуется чувством слабости, вялости, физиологического дискомфорта, нарушением протекания психических процессов (памяти, внимания, восприятия, мышления и др.)
Самочувствие - субъективное ощущение внутреннего состояния физиологического и психологического комфорта или дискомфорта.
Важнейшим фактором обеспечения
высокого качества профессиональной подготовки
выпускников вузов является активная
учебно-трудовая и познавательная деятельность
студентов. Эта деятельность представляет
собой сложный процесс в
противоречия между большим объемом учебной и научной информации, и, дефицитом времени на ее освоение;
между объективно текущим
постепенным, многолетним процессом
становления социальной зрелости будущего
специалиста и желанием как можно
быстрее самоутвердиться и
между стремлением к
Эти противоречия создают
высокое нервно-эмоциональное
Учет и понимание студентами такого рода противоречий необходимы для нормального протекания их учебной деятельности.
Студенческий возраст
характеризуется интенсивной
Студенческий возраст
является также заключительным этапом
поступательного возрастного
К ним относится целый ряд обстоятельств студенческой жизни, кажущихся малозначительными, когда они взяты в отдельности, но в совокупности дающие отрицательный эффект, который можно назвать неприспособленностью студентов к обучению в вузе. В числе причин такого явления наиболее значительными становятся следующие:
резко отличающиеся от школьных
методы и организация обучения, требующие
значительного повышения
отсутствие хорошо налаженных межличностных отношений, астало быть, и группового контакта, что характерно для всякого формирующегося коллектива;
ломка старого, сложившегося за годы учебы в школе или на производстве жизненного стереотипа и формирование нового, "вузовского";
сопутствующие поступлению в вуз новые заботы, которые чаще возникают у студентов, проживающих в общежитии (самообслуживание, самостоятельное ведение бюджета, планирование и организация своего учебного и свободного времени и др.)
Социально-психологическая адаптация означает интеграцию личности со студенческой средой, принятие ее ценностей, норм, стандартов поведения и т.п. Это накладывает на личность отпечаток, определяет изменение направленности потребностей.
На процесс внутренней
переориентации личности оказывают
влияние факторы межличностных
отношений, в процессе которых складываются
установки, удовлетворяющие личностный
статус студента, формирующие уровень
его притязаний. По мере укрепления
межличностных отношений
На психофизическом состоянии студентов отражаются также объективные и субъективные факторы. К объективным факторам относятся возраст, пол, состояние здоровья, величина учебной нагрузки, характер и продолжительность отдыха и др.. Субъективные факторы включают в себя мотивацию учения, уровень знаний, способность адаптироваться к новым условиям обучения в вузе, психофизические возможности, нервно-психическую устойчивость, личностные качества (характер, темперамент, коммуникабельность и др.), работоспособность, утомляемость и т.п.
Серьезным испытанием организма является информационная перегрузка студентов, возникающая при изучении многочисленных учебных дисциплин, научный уровень, информационный объем которых все время возрастает.
Критическим и сложным
фактором перенапряжения студентов
является экзаменационный период -
один из вариантов стрессовой ситуации,
протекающей в большинстве
В одном из докладов Комитета
экспертов Всемирной
К факторам риска, способствующим появлению сердечнососудистых, нервных и психических заболеваний, относятся также социальные перемены, жизненные трудности, непонимание близкими людьми, нетерпение, постоянное ощущение недостатка времени, торопливая еда, мотивационный конфликт и конфликт интимно-личного характера, смена работы и профессии и т.п.
Особенно остро интенсивная
умственная работа отражается на состоянии
ЦНС и на протекании психических
процессов. Большая нагрузка на ЦНС
и на ее высший отдел - кору головного
мозга проявляется
Однако, многие факторы, сопутствующие умственной деятельности студентов, снижают эффективность кровообращения в головном мозге, ухудшают его кровоснабжение. К ним относятся: длительное пребывание в положении сидя за столом, нервно-психическое напряжение, отрицательные эмоции, напряженная работа в условиях дефицита времени, высокая ответственность за результаты усвоения знаний и др.
Степень развития утомления можно определить по некоторым внешним признакам. Но может быть и такое состояние общего утомления, при котором, например, ни занятия математикой, ни чтение литературы, ни даже простой разговор оказываются не по силам - только безудержно хочется спать. В таких условиях повышение умственной работоспособности за счет функционального перенапряжения весьма опасно для организма и, как правило, вызывает длительное неблагоприятное последствие.
При систематическом перенапряжении
нервной системы возникает
Объективными признаками переутомления являются: снижение веса тела, диспепсические расстройства, повышение сухожильных рефлексов, лабильность частоты сердцебиения и артериального давления, потливость, выраженный дермографизм, снижение сопротивляемости организма инфекциям, заболеваниям и т.п.
3. Работоспособность в умственном труде и влияние на нее внешних и внутренних факторов.
Работоспособность определяется
как способность человека к выполнению
конкретной умственной деятельности в
рамках заданных временных лимитов
и параметров эффективности. Основу
работоспособности составляют специальные
знания, умения, навыки, а также определенные
психофизические особенности, например,
перцепции (перцепция - психологический
термин, означающий восприятие, непосредственное
отражение объективной
В каждый момент работоспособность определяется воздействием разнообразных внешних и внутренних факторов не только по отдельности, но и в их сочетании. Работоспособность в учебной деятельности в определенной степени зависит от свойств личности, типологической особенности нервной системы, темперамента. Наряду с этим, на нее влияют новизна выполняемой работы, интерес к ней, установка на выполнение определенного конкретного задания, информация и оценка результатов по ходу выполнения работы, усидчивость, аккуратность, уровень ДА.
Информация о работе Психофизиологические способности человека