Проведение олимпиады 2014

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2014 в 13:54, курсовая работа

Краткое описание

Долгое время спорт и экономика рассматривались как две отдельные, независимые друг от друга сферы жизни общества. Однако существование рынков спортивных товаров, мероприятий и спонсорства, ограниченность спортивных ресурсов, привлечение большого количества рабочей силы и возможность зарабатывать в сфере спорта, государственное и частное финансирование, привлекаемое к развитию физической культуры и спорта, позволили многим исследователям выделить спорт как одну из отраслей экономики, подчиняющимся многим экономическим и управленческим законам.

Файлы: 1 файл

ekonomicheskie_vygody_i_izderzhki_provdenia_olimp.docx

— 85.20 Кб (Скачать)

Заявленной целью Оргкомитета игр в Сиднее было укрепление международного туризма и привлечение к сотрудничеству бизнеса Азии и Тихоокеанского региона. Результат был достигнут - в 2000г. на 11% выросли туристические туры по Сиднею, что принесло в казну дополнительный доход в размере 2,4 млрд. фунтов стерлингов [Мат. конференции, с. 66]. Также организационный комитет ОИ активно работал над разработкой концепции поддержки местного населения.

Продажа билетов на соревнования в рамках Олимпийских игр была крайне успешной в сравнении с играми предыдущих лет – распродано 88% билетов на общую сумму 551 млн. долларов [Мфф, с. 30]. Доля доходов от продажи прав на телетрансляции в общей структуре доходов составила 45% [Эти разные, Нуреев]. По некоторым оценкам, бюджет Олимпийских игр был превышен на 4,04 млрд. долларов [Эти разные, Нуреев, с. 16].

Солт-Лейк-Сити - 2002.

Международный Олимпийский Комитет впервые обязал организаторов Олимпийских игр взять на себя природоохранительные обязательства. Так же именно на Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити впервые был проведён конкурс на право поддержки официального сайта Олимпийских игр. По некоторым источникам доходы от проведения Олимпийских игр не только покрыли все расходы, но и принесли организаторам и инвесторам прямую прибыль в размере более чем 100 млн. долларов.

К 2013 году город приближается к получению более 2,5 млрд. долларов за счет экономического роста [Морозова]. Доля доходов от продажи прав на телетрансляции в общей структуре доходов составила 35,5% [Эти разные, Нуреев]. Бюджет Олимпиады был превышен на 2 млрд долларов [ТОР-10].

Афины - 2004.

Олимпийские игры негативным образом повлияли на экономику страны и привели к увеличению дефицита бюджета с 3,2% до 4% и затяжному финансовому кризису. Продажа прав на телетрансляции, билетов, прав на использование официальной символики принесли не более 1,78 млрд. долларов. [ОИ: срок окупаемости] Доля доходов от продажи прав на телетрансляции в общей структуре доходов составила 49% [Эти разные, Нуреев].

Следует отметить, что многие спортивные объекты после окончания игр остались невостребованными. Реальные расходы превысили плановые на 9,2 млрд долларов [Эти разные, Нуреев, с.16].

Турин – 2006.

Олимпиада сделала Турин узнаваемым в мировом масштабе городом и привела к значительному увеличению потока туристов. За время проведения Олимпиады город посетили 1,5 млн. туристов [Морозова]. Кроме того, Олимпийские игры привели к диверсификации экономики страны. Доля доходов от продажи прав на телетрансляции в общей структуре доходов составила 51% [Эти разные, Нуреев].

Пекин - 2008.

Олимпийские игры в Китае стали одними из наиболее дорогостоящих игр. Почти 20 млрд. долларов было потрачено на развитие инфраструктуры, большая часть городского хозяйства была подвержена реконструкции и усовершенствованию [Нуреев, Издержки и выгоды].

Как результат, первоначальный бюджет был превышен на 27,7 млрд. долларов с учётом затрат на инфраструктуру [Эти разные, Нуреев, с.16]. Однако данный факт позволили сгладить доходы от продажи билетов на соревнования, проводимые в рамках Олимпийских игр. Было распродано около 97,5% билетов [Сайт МОК].

Ванкувер – 2010.

Игры в Ванкувере стоили организаторам 3,4млрд долларов, причем первоначальный бюджет был превышен на 1,3млрд долларов [Проспорт]. Даже запланированные расходы на безопасность в одной из самых спокойных стран мира были превышены в пять раз и составили 1млрд. долларов [Топ-10].

Лондон – 2012.

Игры в Лондоне так же, как и игры в Пекине, стали одними из самых дорогостоящих игр в истории олимпийского движения. Стоимость Олимпиады превысила запланированную стоимость в три раза [Money]. Только затраты на инфраструктуру игр составили около 25 млрд. долларов [Коммерциализация как негативный]. Однако если сравнить затраты на Олимпиаду с годовыми темпами роста экономики Великобритании, то они составят лишь 0,7% ВВП [Экономический эффект от проведении Олимпийских игр]. Таким образом, влияние на британскую экономику оказалось незначительным.

Конкуренция между странами за право проведения Олимпийских игр может восприниматься как свидетельство того, что организация игр приносит стране огромные доходы. Однако не всё так однозначно. За последнее время Олимпийские игры, как правило, были убыточными [Исторический обзор финансовых показателей]. Но нельзя судить о выгодности проведения Олимпийских игр только по прибыли или убыткам организаторов.

Проведение спортивного мероприятия такого уровня требует колоссальных вложений, прежде всего в спортивные сооружения и инфраструктуру. Причем, как правило, расходы на улучшение инфраструктуры в 4-6 раз превышают организационные расходы и расходы на возведение спортивных сооружений. Не всегда организаторам удается правильно оценить необходимые для проведения игр затраты. К тому же расходы постоянно увеличиваются по мере подготовки к Играм, особенно за год до начала соревнований [Из перевода статьи].

 

Таблица 1 - Бюджеты Олимпийских игр и Зимних Олимпийских игр (2000-2014гг.)

Страна

Год

Плановые затраты (млн долларов)

Реальные затраты (млндолларов

Сидней

2000

960

4100

Солт-Лейк-Сити

2002

н/д

1500

Афины

2004

1600

10800

Турин

2006

1000

4000

Пекин

2008

14300

42000

Ванкувер

2010

600

6000

Лондон

2012

4600

15000

Сочи

2014

12000

50000


 

 

 

Рисунок 3 –Олимпийские затраты

 

Можно заметить, что Зимние Олимпийские игры, как правило, требуют меньших вложений в свою подготовку и приносят меньшие выгоды, так как они включают в себя меньшее количество видов спорта и предполагают меньший интерес со стороны зрителей (об этом свидетельствуют рейтинги среди телезрителей Зимних Олимпийских игр и количество телеканалов, купивших права на их трансляцию). Однако Зимние игры в Сочи не соответствуют данной тенденции. Они оказались самыми дорогим Олимпийскими играми за всю историю проведения, опередив лидирующий ранее Пекин по размеру реальных затрат.

Ещё одна тенденция, прослеживающаяся в проведении современных Олимпийских игр, - коммерциализация, им свойственная. Считается, что чем больше партнёров, поставщиков и спонсоров привлечёт Оргкомитет Олимпийских игр, тем более успешным и прибыльным будет это событие. В свою очередь, для компаний-партнёров, компаний-спонсоров и компаний-поставщиков Олимпийские игры являются прекрасной возможностью не только получить прибыль, но и создать в сознании людей позитивную потребительскую установку относительно их товаров, создать привлекательный имидж компании. Именно поэтому компании стремятся заключить договоры с Международным и Национальным Олимпийскими Комитетами.

Оргкомитету «Сочи-2014» удалось привлечь 10 всемирных партнёров Олимпийских игр, 8 национальных партнёров и 9 официальных поставщиков, что вполне вписывается в общие тенденции проведения зимних и летних игр [С сайта Оргкомитета].

Одним из традиционных способов получения от зимних и летних Олимпийских игр коммерческих выгод является продажа прав на телетрансляции. В последние годы эти доходы стали одной из основных статей доходов от проведения  игр в целом.

 


Таблица 2 - Доля доходов от продажи прав на телетрансляции в общей структуре доходов от проведения Олимпийских игр

Олимпийские игры

Сидней 2000

Солт-Лейк-Сити 2002

Афины 2004

Турин 2006

Доля доходов

45%

35,5%

49%

51%


 

Источник: Коммерциализация Олимпийских игр, Маркин, с. 2.

 

Известно, что доходы от продажи билетов на спортивные соревнования, а так же церемонии открытия и закрытия Олимпийских игр напрямую зависят от количества проданных билетов и установленных на них цен. Результатом неудачной ценовой политики Оргкомитета игр могут быть как пустые трибуны, так и низкий уровень доходов от продажи билетов даже при полной их реализации.

Однако некоторые страны изначально позиционируют Олимпийские игры как доступное для всех зрелище и поддерживают уровень цен на билеты на низком, досягаемом почти для любого потенциального зрителя уровне. Ярким примером такой ценовой политики стали Олимпийские игры в Пекине.

За возможность посетить спортивные соревнования в Сочи зрителям пришлось отдать в среднем 183 доллара, причём распроданы были почти все предложенные организаторами билеты [Цена билета].

Таблица 3 – Доходы от продажи билетов на Олимпийские игры 2000-2014 годов


Страна

Год

Количество проданных билетов, млн

Доходы продажи билетов, млн долларов

Сидней

2000

6,7

551

Солт-Лейк-Сити

2002

1,525

183

Афины

2004

3,8

228

Турин

2006

0,9

89

Пекин

2008

6,5

185

Ванкувер

2010

1,49

250

Лондон

2012

8,2

988

Сочи*

2014

1,1

201


 

По материалам: Цена билета, Кол-во билетов в Сочи, Olympic Marketing Fact File 2012.

 

В долгосрочной перспективе Олимпийские игры могут повлечь за собой как пользу для экономики страны, например, вызвав её диверсификацию, как в случае с Олимпиадой в Турине, так и привести к затяжному экономическому кризису, как в случае с играми в Афинах.

 

 


Информация о работе Проведение олимпиады 2014