В качестве показателей экономического
эффекта от проведения спортивных соревнований
исследователями выделяются:
- изменение валового национального
продукта;
- инвестиции в подготовку и проведение
спортивных соревнований;
- влияние на создание рабочих
мест;
- влияние на соотношение между
валютными поступлениями в страну и платежами,
произведенными этой страной за границей
за определённый промежуток времени .
Глава
2. Проведение олимпиады в Сочи 2014
2.1. Экономический
эффект проведения олимпиады в Сочи
Президент России обозначил развитие
Юга России в качестве одного из основных
приоритетов социально-экономической
политики страны на среднесрочную перспективу.
Развитие в Краснодарском крае горноклиматического
курорта мирового уровня позволит успешно
конкурировать с альпийскими и иными горными
курортами мира.
Масштабный проект по проведению
в городе Сочи зимних Олимпийских и Параолимпийских
игр 2014 года является одним из самых масштабных
и беспрецедентных проектов по комплексному
развитию не только Краснодарского края
и Юга России, но и всей России.
Правительством Российской
Федерации принято постановление "О
Программе строительства олимпийских
объектов и развития города Сочи как горноклиматического
курорта" (далее - Программа). Программа
подготовлена с учетом значимости города
Сочи как курорта федерального значения.
Она предусматривала комплексный подход
к решению проблем дальнейшего развития
города Сочи с учетом необходимости соблюдения
оптимального равновесия между курортно-оздоровительным
и спортивным использованием данной территории.
Целями Программы являются:
развитие инфраструктуры города Сочи
и создание условий для формирования первого
в России горноклиматического курорта
мирового уровня, обеспечение российских
спортсменов высокого класса тренировочными
базами для подготовки по зимним видам
спорта, обеспечение возможности проведения
в России международных и общероссийских
соревнований по зимним видам спорта,
обеспечение городу Сочи конкурентных
преимуществ.
В результате реализации
Программы планировалось:
- повышение конкурентоспособности
горноклиматического курорта города Сочи за счет приведения
в соответствие транспортной и инженерной инфраструктур,
повышения качества работы обслуживающего
персонала, развития современной туристической инфраструктуры,
что будет способствовать увеличению потока туристов;
- создание высококлассных спортивных
сооружений для российского спорта высших достижений;
- повышение уровня жизни населения города Сочи и ускорение роста
ВВП .
Среднегодовой прирост занятости
населения в Краснодарском крае прогнозируется
на уровне 18,2 тысячи человек в год, в том
числе в городе Сочи - 10,7 тысячи человек
в год. В то же время, в 2014 году в период
наиболее интенсивной подготовки к XXII
зимним Олимпийским играм и XI Параолимпийским
играм 2014 года и непосредственно во время
их проведения прирост занятости населения
в Краснодарском крае составит 161,3 тысячи
человек, в том числе в городе Сочи - 96,7
тысячи человек.
Развитие туристической
отрасли является важной составляющей
при оценке социально-экономических последствий
для города Сочи от проведения XXII зимних
Олимпийских игр и XI Параолимпийских игр
2014 года. С одной стороны, они привлекут
дополнительные инвестиции в гостиничный
сектор города, с другой - позволят создать
как временные дополнительные, так и долгосрочные
рабочие места, рассчитанные на ожидаемый
рост притока туристов в будущем.
Дополнительным стимулом
для увеличения инвестиционной активности
и привлечения иностранных инвестиций
в край станет создание особых экономических
зон, в первую очередь - туристско-рекреационных.
Международный опыт убедительно
демонстрирует, что создание особых экономических
зон - территорий, где предусматривается
льготный порядок налогообложения резидентов,
а также осуществляются прямые государственные
инвестиции в развитие инфраструктур
(коммунальной, транспортной и энергетической),
придает мощный импульс развитию туристической
отрасли и повышению качества предоставляемых
в ней услуг.
Основные цели :
- формирование облика города
Краснодара как современного международного
общественно-делового, культурного и туристического центра;
- развитие инфраструктуры городов
и создание условий для формирования курортов
международного уровня (города Сочи, Геленджик,
Анапа);
- развитие городов Новороссийска,
Туапсе, Армавира как крупных промышленных и транспортных узлов;
- создание благоприятных условий
для размещения и отдыха участников и
гостей XXII Зимних Олимпийских игр 2014 года
(город Сочи).
Развитие транспортной
инфраструктуры является условием устойчивого
развития экономики, способствующим росту
товарооборота, объемов передачи информации,
производственных мощностей, изменению
структуры экономики, устранению ограничений
инфраструктурного и технологического
характера. Эта задача может быть успешно
решена только при активном участии бизнеса.
Экономический
эффект от проведения Олимпийских игр
нельзя оценивать только прибылью Организационного
комитета, очень важным показателем является
совокупный экономический эффект. Крупные спортивные соревнования
требуют существования развитой инфраструктуры
вместе их проведения. Если состояние
существующих объектов инфраструктуры
соответствует требованиям проводимого
мероприятия, то значительные инвестиции
в их развитие и совершенствование не
требуются. В странах с менее развитым
уровнем экономики, с незначительным объемом
валового национального продукта влияние
проводимого спортивного соревнования
на экономику значительно выше, чем в странах
с развитой экономикой. Однако выше и риск
снижения деловой активности, влекущий
за собой увеличение уровня инфляции,
суммы долгов страны. Во время подготовки,
проведения и после окончания спортивных
соревнований в регионе формируются два
вида занятости:
- постоянная занятость – в сфере
услуг; управленческий и технический персонал;
- временная занятость – в строительстве,
сфере обслуживания и транспортной сфере; волонтёрство.
Финансирование спортивных
мероприятий производится из ряда источников.
Все эти источники можно разделить на
две категории - внешние и внутренние (самофинансирование).
Внешние источники: финансирование
из федеральных и местных бюджетов, пожертвование
от меценатства, спонсорские средства.
Самофинансирование за счёт
продажи прав на телевизионные трансляции,
продажи билетов, лицензирование, продажа
товаров с символикой соревнований, продажа
прав на размещение информации в интернете.
Проведение
крупных спортивных соревнований направлено,
главным образом, на две цели – получение
прибыли и достижение максимальных внешних
эффектов. Первая из этих целей находится
в интересах предпринимательства, вторая
– в интересах страны, принимающей соревнования.
2.2 Издержки и выгоды
проведения Олимпиады в Сочи-2014
Рисунок 1- (Затраты)
Общий объем инвестиций, направленных
на подготовку к проведению Олимпийских
игр составил около 1,5 трлн. рублей или
50 млрд. долларов. При этом из федерального
бюджета было выделено 100 млрд. рублей
на строительство спортивных объектов
и около 400 млрд. рублей на развитие инфраструктуры,
а из внебюджетных источников 900 млрд.
рублей - на инфраструктуру, а 114 млрд. рублей
— на спортивные сооружения. Следует отметить,
что первоначально стоимость Олимпиады
оценивалась в 0,314 млрд. рублей [Эксперты:
прибыль Оргкомитета].
Свою оценку расходам на проведение
игр даёт Фонд борьбы с коррупцией. По
результатам проведенного Фондом расследования,
расходы на Олимпиаду распределяются
следующим образом:
- прямые расходы бюджета – 885
млрд. рублей;
- расходы государственных компаний
– 343 млрд. рублей;
- кредиты Внешэкономбанка –
249 млрд рублей;
- частные инвестиции – 53 млрд.
рублей.
Рисунок 2- ( расходы )
К государственным компаниям
относят компании, в которых контрольный
пакет акций принадлежит государству.
К ним относятся, например, ОАО «Газпром»
и ОАО «РЖД». К частным инвесторам - «Интеррос»,
«Мегафон», «Базовый элемент», «УГМК-Холдинг»
и другие.
Итого на инфраструктуру Сочи
было потрачено примерно 43 млрд. долларов
(86% всех расходов на Олимпиаду). Спортивных
же объектов было построено всего 11. Самым
дорогим проектом, реализованным в рамках
подготовки к Олимпийским играм, стала
совмещённая автомобильная и железная
дорога «Адлер – Красная Поляна», стоимость
которой оценивается в 285,4 млрд. рублей,
что составляет 40% инвестиций в инфраструктуру
[Фонд]. Нельзя не уточнить, что строительство
данной дороги позволило сэкономить средства
для строительства альтернативной дороги
«Сочи - Красная Поляна». По недавнему
заявлению вице-премьера Российского
правительства, ежегодные бюджетные расходы
на содержание малоокупаемых и неокупаемых
олимпийских спортивных объектов на постолимпийском
этапе составят примерно 3 млрд рублей,
а расходные на эксплуатацию дорог – 900
млн. рублей [Доходы от Олимпиады в Сочи…,
интерфакс].
Всего на содержание инфраструктуры
в Сочи в ближайшие три года будет потрачено
7 млрд. долларов [Интерфакт: На содержание
инфраструктуры Сочи]. Как отмечалось
ранее, успешность постолимпийского этапа
напрямую зависит от того, насколько точно
и своевременно была разработана программа
использования построенных к Олимпиаде
объектов после завершения игр. В случае
с Олимпийскими играми в Сочи перспективы
использования построенных объектов не
были заранее продуманны, что повлекло
рост эксплуатационных расходов на постолимпийском
этапе. Однако часть расходов по этой статье
может быть покрыта за счёт увеличения
потока туристов и проведения в Сочи других
крупных спортивных мероприятий, таких
как запланированный этап гонок «Формула-1»
и игры в рамках Чемпионата мира по футболу.
Официальное предложение рабочих
мест превысило спрос в 45 раз, в то время
как уровень заработной платы в регионе
повысился в 3 раза. Всего в Сочи в рамках
подготовки к Олимпиаде было создано почти
700тыс. рабочих мест [Сайт первого канала].
Часто в процессе подготовки к Олимпийским
играм существующий уровень безработицы
не позволяет удовлетворить потребность
в рабочей силе, и новые вакансии заполняют
мигранты, в том числе из других стран.
Сообщается, что в случае с Олимпийскими
играми в Сочи почти 10% строителей — иностранцы,
16% — это мигранты с Северного Кавказа,
50% — рабочие из других российских регионов,
остальные – жители Сочи [Ведомости: В
Сочи подвезли рабочий класс]. Тем
не менее, по заявлению президента Оргкомитета
«Сочи-2014» уровень безработицы в городе
Сочи снизился практически до нуля [Первый
канал].
На обеспечение безопасности
Олимпиады государство с 2008г. по 2014г. выделило
19 млрд. рублей [Фонд]. Всего было продано
1,1 млрд. билетов. Официальная информация
о доходах, полученных по этой статье,
пока не предоставлена.
В одной из работ И. Пилипенко
была предпринята попытка монетизировать
издержки, связанные с необходимостью
переселения резидентов города Сочи в
рамках подготовки к Олимпийским играм.
Эти издержки автор оценивает примерно
в 1 млрд. долларов [Пилипенко]. Однако три
четверти изъятых под олимпийское строительство
у жителей и предприятий земель оказались
не использованными [Ведомости: Торг оказался
уместен].
Рекордными были доходы Олимпийского
комитета Сочи-2014 от реализации маркетинговой
программы, включающей продажу прав на теле, радио
и интернет-трансляции, лицензирование,
олимпийское спонсорство, филателистская
и монетная программы. Итоговая сумма
доходов составила более чем 1,3 млрд. долларов,
что почти в 3 раза превышает обязательство
Заявочной книги. Общий объем продаж официальной
продукции в отпускных ценах лицензиатов
по предварительным оценкам составил
более 500 млн. долларов, а лицензионные
платежи Организационному комитету Сочи-2014
– более 30 млн. долларов [Ведомости: Маркетинговая
программа «Сочи-2014»]. А в рамках монетной
программы было реализовано около 700 тыс.
монет из драгоценных металлов на сумму
6,5 млрд. рублей.
Столь высокие доходы по данной
статье выгод свидетельствует об успешной
и продуктивной деятельности Оргкомитета
игр. Ещё один показатель результативности
его работы – полученная Оргкомитетом
операционная прибыль. Её сумма составила
порядка 5 млрд. рублей, в том числе от 1,5
до 2 млрд. рублей составляет денежная
прибыль, и в 4 - 4,5 млрд. рублей оценивается балансовая стоимость
полученного Оргкомитетом имущества [Игры
имели невероятный коммерческий успех,
Газета.RU]. Вся эта прибыль, по словам президента
Оргкомитета, пойдёт на развитие спорта
в стране.
Можно говорить о том, что Олимпийские
игры в Сочи способствовали получению
таких косвенных выгод, как развитие массового
и профессионального спорта в стране. Свидетельством
этого является разработка и осуществление
ФЦП "Развитие физической культуры
и спорта в Российской Федерации на 2006-2015
годы» и ФЦП «Развитие физической культуры
и спорта в Российской Федерации на 2006-2020
годы». В свою очередь, повышение физической
активности населения ведёт к увеличению
продолжительности жизни, трудоспособного
возраста; становится одним из основных
компонентов подготовки качественных
трудовых ресурсов, что является фактором
обеспечения экономического роста страны.
На данном этапе трудно
оценить, как в целом Олимпийские игры
повлияли на экономику России. Речь идёт
о развитии бизнеса в стране, повышение
её инвестиционной привлекательности
и последствиях Олимпиады для экономического
роста. Благодаря олимпийскому строительству
в процессе подготовки к Олимпийским играм
Краснодарский край оказывался на четвёртом
месте по объемам инвестиций среди субъектов
РФ, и на втором месте по темпам роста инвестиций
[Ведомости: Кубань пошла на обгон].
За первые два месяца в масштабе экономического
роста эффект Олимпиады не значителен.
По оценке Банка России темпы роста экономики
за прошедшее с Олимпийских игр время
составили всего 0,2%, а общий вклад Олимпиады
в рост ВВП оценивается в 0,3 процентного
пункта [Эксперты: Прибыль Оргкомитета
не равна экономическому эффекту]. Однако
следует учесть, что в связи с неопределённостью
в плане перспектив использования олимпийской
инфраструктуры её влияние на рост ВВП
пока трудно оценить.
Предполагается, что вложения
в олимпийскую инфраструктуру окажут
локальный характер, существенно повлияв
лишь на экономику региона, в котором проводились
Олимпийские игры.
2.2. «Сочи-2014» Сравнение
олимпийских игр .
Для выявления некоторых закономерностей
в подготовке и проведении зимних и летних
Олимпийских игр второго тысячелетия
целесообразно дать их краткую характеристику.
Сидней - 2000.