Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 16:48, реферат
В особых случаях для некоторых специалистов даже в рабочее время могут быть организованы занятия по профессионально-прикладной физической подготовке для обеспечения эффективного выполнения отдельных профессиональных видов работ.
Задачи данной работы:
1. Раскрыть понятие производственной гимнастики, обозначить её цели.
2. Рассмотреть формы производственной гимнастики.
3. Изучить методику составления комплексов упражнений в различных видах производственной гимнастики и определение их места в течение рабочего дня
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Понятие и цели производственной гимнастики…………………………… 5
2. Формы производственной гимнастики……………………………………….7
2.1 Вводная гимнастика………………………………………………………7
2.2 Физкультурная пауза………………………………………………….. 7
2.3 Физкультурная минутка………………………………………………….8
2.4 Микропауза активного отдыха………………………………………… 9
3. Методика составления комплексов упражнений в различных видах производственной гимнастики…………………………………………………. 9
Заключение……………………………………………………………………….14
Список использованной литературы………………………………………… ..15
Направленность комплексов физических упражнений профилактического воздействия на самостоятельных и групповых занятиях.
Негативные факторы профессионального труда | Направленность занятий и подбора упражнений |
Тяжелый физический труд | Профилактика перенапряжения мышечного аппарата и отрицательного влияния на опорно-двигательный аппарат |
Гипокинезия и гиподинамия | Развитие выносливости, силы, подвижности суставов, координации движений, ловкости |
Неудобная или однообразная рабочая поза | Коррекция осанки, ликвидация застойных явлений в области малого таза и нижних конечностей, профилактика шейных остеохондрозов и пояснично-крестцовых радикулитов |
Повышенная загруженность мышц кисти и предплечья | Профилактика перенапряжения мышц и нервно-мышечных заболеваний рук |
Монотонность | Двигательная перемена деятельности, повышенная эмоциональность занятий |
Повышенная нервно-эмоциональная напряженность | Снятие нервной напряженности, стабилизация работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем, расслабление |
Неблагоприятные санитарно-гигиенические условия | Улучшение функции дыхания в благоприятных условиях, повышение устойчивости к высоким, низким температурам и к их перепадам |
К настоящему времени разработана классификация профессий с учетом физической тяжести и умственной напряженности труда применительно к производственной гимнастике. Все виды трудовой деятельности разделены на 4 группы, для каждой созданы примерные типовые схемы проведения физкультурных пауз.
Первая группа профессии включает однообразные, монотонные виды, с небольшими физическими усилиями и малой двигательной активностью. Это в основном работа специалистов на вычислительной технике. Для работников этой группы подбираются упражнения динамические, с большой амплитудой движений, включающие в активную деятельность все основные мышечные группы и функциональные системы.
Схема физкультурной паузы для этой группы профессий такова.
Упражнения:
* в потягивании;
* для мышц туловища, ног, рук (повороты, наклоны);
* для мышц туловища, ног, рук с большой амплитудой и быстрым темпом выполнения;
* общего воздействия (приседания, ускоренная ходьба; комбинация приседаний с наклонами туловища, движениями рук, ног);
* для мышц туловища, а также ног и рук махового характера;
* на расслабление мышц рук;
* на точность и координацию движений.
Ко второй группе относятся виды работ, в которых сочетаются элементы умственного и физического труда. Движения здесь разнообразные, динамичные при умеренных физических усилиях. Большая часть работ, относящихся к этой группе, может выполняться стоя, (на месте или в движении, что должно быть учтено при составлении комплекса).
Для этой группы профессий комплексы составляют из разнообразных динамических упражнений в сочетании с элементами расслабления. Очень важно исключить дополнительные нагрузки на те мышцы, которые участвовали в трудовых операциях.
Упражнения:
* в потягивании;
* для мышц туловища, рук, ног с элементами расслабления;
* для мышц туловища, рук, ног;
* общего воздействия — бег, прыжки, приседания и их комбинации;
* махового характера;
* на расслабление;
* на координацию и точность движений.
В третью группу включены работы, связанные с большими физическими усилиями, подвижные. Комплексы состоят в основном из упражнений на расслабление в сочетании с глубоким дыханием, способствующим ускорению восстановительных процессов. Упражнения выполняются, как правило, в медленном или среднем темпе. Схема подбора комплекса упражнений для представителей тяжелого физического труда следующая:
Упражнения:
* в потягивании с глубоким дыханием и включением элементов расслабления мышц рук и плечевого пояса;
* в глубоком дыхании с расслаблением различных мышц;
* с расслаблением мышц ног, рук и туловища в сочетании с глубоким дыханием в положении сидя или лежа;
« на растягивание, улучшение осанки и подвижности суставов;
* для мышц туловища, ног и рук с элементами координации движений.
Наконец, четвертая группа профессии — это виды работ, связанные с умственным или преимущественно умственным трудом. Они требуют большого напряжения центральной нервной системы, но малоподвижные, физические затраты небольшие. Физкультпауза состоит из разнообразных физических упражнений с широкой амплитудой движений, выполняемых стоя. Длительное выполнение работы в положении сидя вызывает хроническую перегрузку главной «несущей конструкции» — позвоночника, на который воздействует около 70% массы тела. Поэтому при подборе упражнений позвоночник должен быть предметом особых забот — важны наклоны в стороны, пригибание назад, вращение туловища. Необходимо, чтобы нагрузку получали крупные мышечные группы, которые не задействованы в процессе работы. Важны и упражнения, способствующие кровоснабжению головного мозга, ликвидирующие застой крови в области малого таза.
Типовая схема комплекса для четвертой группы профессий:
Упражнения:
* в потягивании;
* для мышц туловища, ног и рук;
* для мышц туловища, ног и рук более динамичные, с большей нагрузкой;
* общего воздействия — приседания, бег, прыжки;
* для мышц ног, рук и туловища и их комбинации с акцентом на движение ногами;
* на расслабление мышц рук;
* на внимание, координацию движений.
Физическая нагрузка во время выполнения комплекса упражнений для 1, 2 и 4-й групп профессий должна постепенно увеличиваться, достигнув максимума к середине комплекса, а к его окончанию - снизиться. Для людей 3-й группы (тяжелый физический труд) нагрузка в комплексе упражнений физкультпаузы должна постепенно повышаться.
Заключение
Введение производственной гимнастики в режим рабочего дня как элемента научной организации труда является одним из важных проявлений высокой культуры труда. Гимнастика на производстве стала важным резервом повышения работоспособности и производительности труда, средством сохранения и укрепления здоровья, физической подготовки, вовлечения трудящихся в регулярные занятия физической культурой и спортом. В настоящее время занятия производственной гимнастикой приобрели массовый характер. Ежедневно около 11 млн. трудящихся регулярно занимаются специально подобранными физическими упражнениями.
Богатый опыт сотен предприятий, многочисленные научные исследования, проведенные особенно интенсивно за последние два десятилетия как на производстве, так и в лабораториях, подтверждают неоспоримую пользу введения рационально организованной производственной гимнастики в режим труда на различных участках современного производства. Производственная гимнастика, как элемент высокой культуры производства, прочно вошла в режим рабочего дня коллективов.
О воспитательной роли производственной гимнастики свидетельствуют, что производственная гимнастика положительно влияет на повышение работоспособности и производительности труда, улучшает трудовую дисциплину, воспитывает чувство коллективизма, способствует усвоению гигиенических знаний и привычек и т. д. Данные показывают, что за три месяца работники, занимавшиеся производственной гимнастикой систематически, перевыполняли месячные задания в среднем на 12% по сравнению с занимавшимися производственной гимнастикой лишь от случая к случаю.
Список использованной литературы
1. Булич Э.Г. Физическое воспитание в специальных медицинских группах. – М.: Высшая школа, 2000
2. Гритченко Н.В. Основы физического воспитания, врачебного контроля и лечебной физической культуры. - М.: Медицина, 2002
3. Коробков А. В., Головин В. А., Масляков В. А. Физическое воспитание. — М.: Высшая школа, 2003
4. Коц Я. М., Спортивная физиология. — М.: Физкультура и спорт, 2006
5. Макарова Г.А. Практическое руководство для спортивных врачей. Краснодар, 2000
6. Мотылянская Р.Е., Велитченко В.К., Перминов Л.М. и др. Медицинские аспекты спортивного отбора. М., 2003
2