Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 20:27, реферат
“Он не умеет ни читать, ни плавать”, — так в Древней Греции говорили о человеке, недостойном называться гражданином. С тех пор умение читать и плавать рассматривается как символ разностороннего развития человека.
“Он не умеет ни читать, ни плавать”, — так в Древней Греции говорили о человеке, недостойном называться гражданином. С тех пор умение читать и плавать рассматривается как символ разностороннего развития человека.
1. Оздоровительное
значение плавания
Плавание является
прекрасным средством закаливания
и повышения стойкости
Пребывание в воде
отлично тренирует механизмы, регулирующие
теплоотдачу организма, повышая
его устойчивость к изменению
температур.
Как уже говорилось,
плавание является уникальным физическим
упражнением, содействующим физическому
развитию, закаливанию и укреплению
здоровья. Занятия плаванием особенно
полезны для детей и
Плавание спортивными
способами гармонически развивает
все группы мышц. Систематические
занятия плаванием и
Благодаря симметричным
движениям и горизонтальному
положению туловища, разгружающему
позвоночный столб от давления на
него веса тела, плавание является прекрасным
корригирующим упражнением, устраняющим
такие нарушения в осанке, как
сутулость, сколиоз, кифоз.
Непрерывная работа
ног в быстром темпе с
Плавание — аэробный
вид физических упражнений, вызывающий
увеличение в крови детей и
подростков гормона роста — соматотропина
— в 10-20 раз. Это способствует росту тела
в длину, увеличению мышечной массы, массы
сердца и лёгких.
Занятия плаванием
укрепляют аппарат внешнего дыхания,
увеличивают жизненную ёмкость
лёгких и объём грудной клетки,
поскольку плотность воды затрудняет
выполнение вдоха и выдоха и дыхательные
мышцы, со временем, укрепляются и
развиваются.
Занятия плаванием,
изучение техники спортивных способов
как никакой другой вид физических
упражнений тренирует правильный вид
дыхания. Невозможно плыть кролем и
брасом, не делая короткого глубокого
вздоха и длинного интенсивного выдоха,
из-за тесной связи дыхания с циклом
движения рук. Плавание на задержке дыхания,
ныряния, погружения под воду тренирует
устойчивость к гипоксии, умение переносить
недостаток кислорода.
Не менее благоприятно
плавание влияет на сердечно-сосудистую
систему организма. Горизонтальное положение
тела при плавании создаёт облегчённые
условия для работы сердца. В результате
занятий плаванием снижается систолическое
давление крови, повышается эластичность
сосудов, увеличивается ударный объём
сердца. Это, в первую очередь, можно заметить
по изменению частоты пульса. У людей,
регулярно занимающихся плаванием, пульс
на 10-15 ударов в минуту меньше. Оптимизируется
ритм работы сердца. Гипертоников среди
пловцов в 2 раза меньше, чем среди представителей
других видов спорта.
Занятия плаванием
повышают защитные свойства иммунной
системы крови — увеличивая сопротивляемость
к инфекционным и простудным заболеваниям.
Плавание повышает
интенсивность обмена веществ в
организме. За 15 минут пребывания в
воде при температуре 24° С человек теряет
около 100 ккал тепла.
Занятия плаванием
совершенствуют работу вестибулярного
аппарата, повышают статокинетическую
устойчивость, улучшают чувство равновесия
и широко применяются в подготовке
космонавтов.
Систематическое пребывание
в воде на занятиях плаванием оказывает
успокаивающее воздействие на нервную
систему ребёнка, повышая эмоциональную
устойчивость, обеспечивая крепкий,
спокойный сон. Занятия плаванием
повышают умственную работоспособность
человека. Плавание полностью исключает
травмы опорно-двигательного аппарата,
сотрясения, переломы и другие.
К удивительным особенностям
плавания нужно отнести его необычайную
доступность для всех детей —
девочек и мальчиков, детей с
искривлениями позвоночника, некоторыми
нарушениями сердечной
1.1 Прикладное значение
плавания
Умение плавать
– жизненно необходимый навык
для человека любого возраста. Однажды
приобретённый навык плавания сохраняется
у человека на всю жизнь.
Огромное количество
несчастных случаев на воде ежегодно
происходит из-за того, что люди не умели
плавать. Большей частью это дети
школьного возраста. К сожалению,
как показывает статистика, например,
60% учеников 4-5-х классов московских
школ не умеют держаться на поверхности
воды. По данным ЮНЕСКО, ежегодно из каждого
миллиона людей, населяющих нашу планету,
тонет около 120 человек. Как правило,
это дети и подростки, не обученные
плаванию. А каждый, не умеющий плавать
или хотя бы держаться на поверхности
воды, оказавшийся на берегу любого,
даже самого, казалось бы, безобидного
водоёма и добравшийся до воды,
подвергает свою жизнь опасности. Умеющий
плавать человек, оказавшись в воде,
никогда не рискует жизнью. Он знает,
что, либо доплывёт до берега или какого-то
плавсредства, либо сумеет продержаться
на воде, пока не подоспеет помощь. Несчастные
случаи на воде происходят также в результате
не знания элементарных правил поведения
на воде во время купания, катания на лодке,
яхте и других плавсредствах. Чтобы этого
не произошло, каждый обязан учиться плавать,
уметь придти на помощь тонущему, оказать
первую медицинскую помощь.
Вода – целитель и друг человека, если он умеет плавать, и коварный потенциальный враг для неумеющих держаться на воде. Чтобы плавать, не нужно обладать особыми способностями. Плаванием могут заниматься люди всех возрастов, начиная от дошколят. Однако технику спортивных способов плавания быстрее осваивают дети младшего и среднего школьного возраста.
2. Плавание – раздел
базовой части программы
Плаванием могут
заниматься люди всех возрастов, начиная
с дошкольного, однако быстрее осваивают
технику спортивных способов плавания
дети младшего и среднего школьного
возраста. Быстрота обучения объясняется
высокими темпами прироста всех физических
качеств в этом возрасте, высокой
двигательной активностью, большой
восприимчивостью к новым движениям,
интересом к занятиям физическими
упражнениями, в частности, плаванием.
Учиться плаванию никогда не поздно.
Если научить ребёнка плавать
в дошкольном или младшем школьном
возрасте не удалось, это нужно сделать
при первой же возможности. Не всем
детям общение с водой
Согласно “Комплексной
программе физического
За время обучения
в начальной школе дети должны
овладеть основами плавания в глубокой
воде: научиться нырять, проплывать
под водой с открытыми глазами,
правильно дышать, проплывать, соблюдая
правильную координацию движений рук
и ног, дистанцию 50 м, играть в подвижные
игры, прыгать в воду.
Учитывая большие
индивидуальные особенности детей
младшего школьного возраста в освоении
техники плавания, различия в исходном
уровне плавательной подготовленности
в занятиях с хорошо успевающими
учениками, учитель может использовать
материал более старших классов за счёт
освоения других способов плавания, увеличения
дистанции, использования игр на воде
и других упражнений.
Если занятия проводятся
регулярно в течение года, то даже,
несмотря на различный исходный уровень
и темпы освоения, учащиеся к окончанию
начальной школы могут
В средней и старшей
школе обязательно есть учащиеся,
которые в силу ряда причин (освобождение
по состоянию здоровья, приход из других
школ и т.п.) не освоили или только
приступили к занятиям плаванием, необходимо
использовать программный материал
начальной школы. С учащимися, успешно
осваивающими плавательные навыки, можно
использовать более сложный материал.
В средней школе
продолжается закрепление и
В старших классах
проходит совершенствование техники
изученного материала, углубляется
изучение технических и тактических
приёмов водного поло, синхронного
плавания. Изучение техники прикладного
плавания включает такие умения и
навыки, как ныряние в глубину
и длину, поиск под водой, освобождение
от “захватов” тонущего и транспортировка
уставшего или “пострадавшего” к борту.
Учащиеся участвуют в организации и проведении
соревнований по плаванию младших классов.
На всех этапах обучения
в школе учащиеся изучают теоретические
основы. В начальной школе учащиеся
изучают название плавательных упражнений,
способов плавания и предметов для
обучения; влияние плавания на состояние
здоровья; правила гигиены и техники
безопасности; поведение в экстремальной
ситуации. В средней школе –
название упражнения и основных признаков
техники, влияние занятий плаванием
на развитие выносливости, координационных
способностей, правила соревнований
и определение победителя, участвуют
в организации и проведении соревнований.
В старших классах –
3. Индивидуальный
поход к обучению плаванию
учащихся разного уровня
Приступать к обучению
плаванию необходимо после того, когда
будет определено, насколько занимающийся
владеет навыком плавания. Подготовленность
определяется непосредственно в
воде.
В группу наименее подготовленных,
включаются те дети, которые не умеют передвигаться
по поверхности воды и боятся воды. По
внешним признакам чувство водобоязни
проявляется в неспособности занимающихся
погружаться с головой под воду, открывать
под водой глаза, в постоянном желании
держаться за твердую опору.
Во вторую группу
можно отнести таких
Третью группу рекомендуется
комплектовать из тех, кто может
передвигаться по поверхности воды
на расстоянии 10 – 15м.
В четвертую группу
включаются учащиеся, которые проплывают
неспортивными способами
В пятую – умеющие
плавать спортивными способами.
Комплектование групп
по полу необязательно. Замечено, что
занятия проходят более успешно,
если в одной группе занимаются девочки
и мальчики, девушки и юноши. А
вот подбор занимающихся в группы
по возрасту (если есть такая необходимость)
существенно влияет на качество обучения.
Примерно одинаково осваивают движения
в воде дети 6 –7 лет, 8 – 10 лет, 16 лет
и старше. С детьми младше 6 лет
лучше проводить индивидуальные
занятия.