Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 15:26, курсовая работа
Актуальность темы: педагогическое наблюдение помогает определить эффективность тех или иных средств и методов обучения и воспитания, а также профессионализм учителей и тренеров.
Введение…………………………………………………………………………….……3
ГЛАВА 1. Виды педагогического наблюдения, выбор объекта наблюдения и необходимые условия проведения наблюдения………………………………...……..4
1. 1. Виды педагогического наблюдения……………………………………………….4
1. 2. Необходимые условия для проведения наблюдения………… ………...……….8
ГЛАВА 2. Последовательность педагогического наблюдения и методы первичного упорядочения данных…………………………………………………….10
2. 1. Последовательность педагогического наблюдения…………………………....10
2. 2. Хронометрирование деятельности занимающихся……………………………..14
2. 3. Методы первичного упорядочения данных…………………………………..…15
Заключение……………………………………………………………………..……….19
Список использованной литературы……………………………….………………....21
Приведем быстрый и достаточно строгий способ выявления резко отклоняющихся наблюдений, основанный на оценке различий крайних значений ряда.
После ранжирования данных устанавливают, являются ли крайние значения резко отклоняющимися. Для этого вычисляют отношение (а 1 = XN - XN – 1 xn-x1), для проверки наибольшего значения или (а 2 = Х 2 – XI / XN – XI) - для проверки наименьшего значения.
Полученное значение отношения сравнивают с табличным. Если оно выше табличного, то делают отсев рассматриваемого значения параметра. Новый ряд вновь подвергается проверке на наличие резко отклоняющихся значений. Возможна одновременная проверка для двух наибольших или наименьших значений.
Более строгие критерии для оценки сильно отклоняющихся значений ряда данных можно найти в статистической литературе, посвященной теории распределений. Как правило, статистические пакеты для компьютерной обработки данных позволяют выбирать различные критерии подобного рода.
При первичной обработке
можно построить и
Сформулируем некоторые рекомендации по проведению такой группировки. При этом необходимо отметить, что строгое следование одним рекомендациям ведет к тому, что другие не выполняются. Поэтому группировку лучше провести таким образом, чтобы можно было полнее удовлетворять всем рекомендациям одновременно.
1. Выбирать такое число
групп, чтобы при этом
Выражение почти всегда дробное число, поэтому нужно брать ближайшее к нему целое число.
2. Иногда данные в ряду скапливаются около некоторых определенных значений. Очевидно, в этом случае при группировке интервалы нужно выбирать так, чтобы их срединные значения совпадали с теми значениями, около которых концентрируются данные.
Чтобы можно было сравнивать группы, величина интервала должна быть везде одинакова. Если есть необходимость более детально рассмотреть распределение членов ряда, приходящихся на некоторый отрезок шкалы значений, то лучше дать дополнительную таблицу, относящуюся только к этим членам ряда. Желательно избегать интервалов без определенных границ.
Приближенно величину интервала можно определить по формуле Г. А. Стерджесса - L = X max- X min / К, где / — величина интервала; х mах — наибольшее значение в ряду; x min — наименьшее значение в ряду.
3. Желательно, чтобы и величина, и границы интервалов были круглыми числами. При установлении границ интервалов необходимо учитывать точность, с которой измерены действительные значения ряда (определить границу интервала с помощью следующего десятичного знака по сравнению с тем числом десятичных знаков, с каким даны значения членов ряда).
4. Результаты группировки
представляются в виде таблицы,
Данные такой таблицы часто представляют графически. При этом строится так называемая гистограмма (столбиковая диаграмма), где по оси абсцисс отложены границы
интервалов, а по оси
ординат — соответствующие
Полученное распределение частот, представленное ломаной кривой, обычно выравнивают, поскольку форма ломаной сильно зависит от выборки, на основании которой она построена. Выравненная кривая используется при интерполяции и других операциях.
Часто используют и кумулятивное (накопленное) распределение частот. Такие таблицы графически изображаются в виде кумулятивной кривой, или огивы. Поведение огивы в общем не зависит от постоянства величины интервалов при группировке. Огива более удобна для целей интерполяции.
Первичное упорядочение
данных, кроме представления
Можно выделить три основные группы показателей: центральной тенденции (мода, медиана, средняя арифметическая, средняя геометрическая); изменчивости (среднее квадратическое отклонение, дисперсия, коэффициент вариации); скошенности и островершинности (асимметрия и эксцесс) (13).
По степени определенности программы наблюдения могут быть разведывательными и основными.
Разведывательные наблюдения, или предварительные, не имеют четкой программы. Она может уточняться и видоизменяться по ходу самих наблюдений. Применяются наблюдения этого вида с целью более глубокой разработки гипотезы и методики всего исследования.
Основное наблюдение имеет четко разработанную программу наблюдения и технику фиксирования результатов в уже опробованных протоколах, таблицах и т. п. Такая жесткая регламентация всех действий исследователя позволяет в некоторых случаях привлекать к наблюдению помощников (например, для того, чтобы фиксировать в специальном протоколе число бросков по баскетбольному кольцу и число попаданий.
По числу взаимосвязанных педагогических явлений, подлежащих наблюдению, различают наблюдения проблемные и тематические.
Проблемные наблюдения - наблюдения за несколькими взаимосвязанными педагогическими явлениями, составляющими в сумме одно из определяющих направлений в развитии физического воспитания.
Тематическое наблюдение характеризуется более узкими рамками объекта наблюдения, минимумом педагогических явлений, подлежащих изучению.
По степени осведомленности занимающихся и преподавателя о том, что за ними осуществляется наблюдение, выделяются открытые наблюдения и скрытые.
Открытыми наблюдениями называются такие, при которых и занимающиеся, и преподаватель знают, что за ними ведется наблюдение. Наблюдения этого вида наиболее широко распространены, так как не требуют каких-либо дополнительных организационных мероприятий.
Скрытое наблюдение (или наблюдение «инкогнито»), наоборот, предполагает, что ни занимающиеся, ни преподаватель не знают о том, что за их действиями ведется наблюдение. Основное преимущество скрытого наблюдения состоит в том, что поведение занимающихся и преподавателя остается естественным.
По временному признаку педагогические наблюдения делятся на непрерывные и прерывистые.
Непрерывное наблюдение
характеризуется
Прерывистое наблюдение (по иной терминологии — дискретное, или частичное) характеризуется тем, что изучается не все педагогическое явление в целом, а лишь его главные этапы. В этом случае, разумеется, не удается проследить за динамикой явления, увидеть многие детали, однако общий ход развития его, начальные и конечные признаки остаются в поле зрения исследователя и позволяют понять общую закономерность.
По стилю наблюдения делятся на включенные и невключенные.
Включенные наблюдения предусматривают активное участие самого исследователя в том учебно-воспитательном процессе, который он должен анализировать и оценивать.
Невключенное наблюдение является прямой противоположностью наблюдению предыдущего вида: исследователь наблюдает со стороны, не принимая личного участия в занятиях, он является лишь свидетелем происходящего.
Выбор объекта наблюдения полностью зависит от задач исследования. Они диктуют не только то, какой элемент обучения будет взят под наблюдение, но и то, на каком качественном уровне педагогического мастерства он будет преподаваться. Наблюдение следует проводить на занятиях не только педагогов высокой квалификации, чтобы сделать их опыт достоянием других, или педагогов средней квалификации, чтобы получить данные о работе основной массы преподавателей, но и на занятиях тех, у кого еще не сформировался свой стиль деятельности.
Перед тем как проводить педагогическое наблюдение, исследователь должен:
* определить задачи наблюдения;
* наметить объекты наблюдения, т. е. стороны педагогического процесса, которые будут изучаться;
* определить способ проведения наблюдения;
* подобрать приемы фиксации полученных данных;
* установить методы анализа собранного материала.
Выявить проблемную ситуацию — значит обнаружить источник проблемы, подлежащей научному исследованию, и осмыслить ее в первом приближении. Проблемные ситуации и области теоретических исследований физической культуры возникают в конечном счете в связи с несоответствием между имеющимися обобщающими знаниями, которые относятся к этой сфере, и объективными потребностями в новых, более глубоких и полных знаниях, необходимых для рационализации физкультурной практики.
2. Введение в теорию физической культуры: Учеб. пособ. для ин-тов физ.культ./Под ред. Л. П. Матвеева.— ФиС, 1983.—185 с.
3. Матвеев
Л.П.Теория и методика
4. Основы теории
и методики физической
5. Пфанцаль И. Теория измерений. - М.: Мир, 1976, 240 с.
6. Ратов И.
П., Иванов В. В., Попов Г. И.
Некоторые итоги разработки
7. Ратов И.
П. Методология концепции „
8. Резников Ю. А. Объективные критерии оценки эффективности техники в видах спорта с субъективной оценкой результатов.: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1974, 30 с.
9. Ривкин А.
А. Факторная структура и
10. Родиченко
В. С, Иванов В. В. Проблемы
и перспективы создания
11. Садовский В. Н. Основания общей теории систем.— М., 1974, с. 93—94.
12. Смирнов Ю. И. Стандартизированный метод комплексной оценки подготовленности спортсменов. — В кн.: Методологические проблемы комплексной оценки в спорте.: Тез. докл. Всесоюзн. научно-практич. конф.
13. Смирнов
Ю. И. Измерения в спорте
и проблемы их
14. Снеговская В. Г., Костина Л. В., Вознесенский Л. С. Об информативности параметров контроля в академической гребле. — В сб.: Тез. докл. Всесоюзн. научно-практич. конф. „Проблемы комплексного контроля в спорте высших достижений". — М., 1983, 130 с.
15. Теория и
методика физического
16. Теория и методики физического воспитания: Учеб. для студ ин-тов физ. культ.—М.: ФиС., 1991.—568 с.
17 .Теория и
методика физического
18. Холодов
Ж.К., Кузнецов В.С.Теория и
Информация о работе Педагогическое наблюдение в теории физического воспитания