Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 15:26, курсовая работа
Актуальность темы: педагогическое наблюдение помогает определить эффективность тех или иных средств и методов обучения и воспитания, а также профессионализм учителей и тренеров.
Введение…………………………………………………………………………….……3
ГЛАВА 1. Виды педагогического наблюдения, выбор объекта наблюдения и необходимые условия проведения наблюдения………………………………...……..4
1. 1. Виды педагогического наблюдения……………………………………………….4
1. 2. Необходимые условия для проведения наблюдения………… ………...……….8
ГЛАВА 2. Последовательность педагогического наблюдения и методы первичного упорядочения данных…………………………………………………….10
2. 1. Последовательность педагогического наблюдения…………………………....10
2. 2. Хронометрирование деятельности занимающихся……………………………..14
2. 3. Методы первичного упорядочения данных…………………………………..…15
Заключение……………………………………………………………………..……….19
Список использованной литературы……………………………….………………....21
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ В ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Студент 4 курса
ф-та СПФ СИиЕ
группы 142
Преподаватель: Журович Н.В.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
ГЛАВА 1. Виды педагогического наблюдения, выбор объекта наблюдения и необходимые условия проведения наблюдения………………………………...……..4
1. 1. Виды педагогического наблюдения……………………………………………….4
1. 2. Необходимые условия для проведения наблюдения………… ………...……….8
ГЛАВА 2. Последовательность педагогического наблюдения и методы первичного упорядочения данных…………………………………………………….10
2. 1. Последовательность педагогического наблюдения…………………………....10
2. 2. Хронометрирование
деятельности занимающихся……………
2. 3. Методы первичного упорядочения данных…………………………………..…15
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы……………………………….……………….
Введение
Актуальность темы: педагогическое наблюдение помогает определить эффективность тех или иных средств и методов обучения и воспитания, а также профессионализм учителей и тренеров. Педагогическое наблюдение является стимулом к физкультурной и спортивной деятельности как со стороны учащихся, так и со стороны тренера. За последние годы уровень педагогического наблюдения значительно возрос, повысилась его роль в построении тренерско-педагогической деятельности.
Цель работы: изучить способы проведения педагогического наблюдения.
Предмет исследования: педагогическое наблюдение.
Выдвинутая нами гипотеза: мы предполагали, что знание методики проведения педагогического наблюдения повысит наш профессиональный уровень и поможет добиться высоких результатов в тренерской работе.
Задачи исследования:
1. Изучить
виды педагогического
2. Рассмотреть последовательность педагогического наблюдения и методы первичного упорядочения данных
Использованные методы:
1. Библиографический розыск, сбор и систематизация научной информации.
2. Методика обработки найденной информации
ГЛАВА 1. Виды педагогического наблюдения, выбор объекта наблюдения и необходимые условия проведения наблюдения
1. 1. Виды педагогического наблюдения
Выделяют следующие виды педагогического наблюдения:
1. По числу взаимосвязанных педагогических явлений, подлежащих наблюдению, различают наблюдения проблемные и тематические.
2. По степени определенности программы наблюдения могут быть разведывательными и основными.
3. По стилю (форме) наблюдения делятся на включенные и невключенные.
4. По степени осведомленности занимающихся и преподавателя о том, что за ними осуществляется наблюдение, выделяются открытые наблюдения и скрытые.
5. По временному признаку педагогические наблюдения делятся на непрерывные и прерывистые.
Теперь подробнее опишем перечисленные виды наблюдений.
Разведывательные наблюдения, или предварительные, не имеют четкой программы. Она может уточняться и видоизменяться по ходу самих наблюдений. Применяются наблюдения этого вида с целью более глубокой разработки гипотезы и методики всего исследования.
Они могут предварять постановку эксперимента и основного наблюдения. В частности, во время разведывательных наблюдений может отрабатываться техника, процедура наблюдения (выбор места для наблюдения, форма записи наблюдаемого и т. п.).
Отсутствие предварительно разработанной программы и техники наблюдения делает его сравнительно сложным и требует от исполнителя высокой методологической подготовки.
Разведывательные наблюдения могут вестись двояко: или, как принято говорить, широкой полосой захвата, или узконаправленно. В первом случае наблюдают педагогический процесс в целом и на этом фоне анализируют тот или иной круг интересующих исследователя вопросов. Так поступают в тех ситуациях, когда окончательно еще не сформулирована тема исследования или нет четкой гипотезы. Во втором случае имеется совершенно точный «адрес» наблюдения. Задача наблюдения сводится к тому, чтобы уточнить подход к изучению конкретного явления, некоторые аспекты методики наблюдения.
Основное наблюдение (его еще называют стандартизированным) имеет четко разработанную программу наблюдения и технику фиксирования результатов в уже опробованных протоколах, таблицах и т. п. Такая жесткая регламентация всех действий исследователя позволяет в некоторых случаях привлекать к наблюдению помощников (например, для того, чтобы фиксировать в специальном протоколе число бросков по баскетбольному кольцу и число попаданий.
Наблюдения, которые проводятся с помощниками, иногда называются опосредованными. Ими можно пользоваться только в тех случаях, когда, во-первых, подлежат регистрации четко видимые факты, позволяющие зафиксировать «да» или «нет»; во-вторых, имеется настолько точная методика регистрации, что помощнику не придется уточнять ее; в-третьих, когда помощники имеют хорошую теоретическую подготовку и практические умения, полученные при пробных наблюдениях.
Проблемные наблюдения - наблюдения за несколькими взаимосвязанными педагогическими явлениями, составляющими в сумме одно из определяющих направлений в развитии физического воспитания. Примером могут служить наблюдения, которые осуществляются в школах после введения новых программ по физическому воспитанию. Чтобы разносторонне оценить эффективность физического воспитания школьников на основе новых программ, требовалось вести наблюдения по разным направлениям, изучать многие педагогические явления, тесно связанные между собой и влияющие друг на друга, устанавливать качественные и количественные меры их взаимного влияния и, в итоге, определять влияние всех изучаемых явлений на конечный результат — степень подготовленности школьников к жизни.
Проблемные наблюдения ведутся по многим показателям, охватывают большое количество исследуемых и, как правило, осуществляются коллективно несколькими лицами. Они могут быть использованы и при изучении кратковременных педагогических процессов (например, при изучении структуры и содержания урока).
Тематическое наблюдение характеризуется более узкими рамками объекта наблюдения, минимумом педагогических явлений, подлежащих изучению. Из целостного учебно-воспитательного процесса как бы вычленяется то или иное явление и подвергается наблюдению. Все это создает возможности для более глубокого, хотя, и локального, изучения педагогического явления.
Следует иметь в виду, что вычленение изучаемого явления ни в коем случае не должно сводиться к его изолированию. Наблюдая, например, за методикой использования подводящих упражнений, нельзя оценивать ее эффективность без учета знаний и умений занимающихся.
Тематическое наблюдение наиболее широко представлено в практике научных исследований. Объясняется эта его относительной доступностью для индивидуальных исследований.
Открытыми наблюдениями называются такие, при которых и занимающиеся, и преподаватель знают, что за ними ведется наблюдение. Наблюдения этого вида наиболее широко распространены, так как не требуют каких-либо дополнительных организационных мероприятий. Это, пожалуй, их единственное преимущество. Дело в том, что даже самые безразличные занимающиеся и самый опытный педагог не останутся безучастными к тому, что за ними наблюдают. Это может выразиться в тех же реакциях, о которых говорилось при характеристике открытого эксперимента (1).
Стоит или не стоит говорить занимающимся и преподавателю о задачах и содержании предполагаемых наблюдений, зависит от конкретных условий, и, прежде всего от такта исследователя, от его умения расположить к себе занимающихся и преподавателя, раскрыть перед ними практическую значимость наблюдений, быть «незаметным». Как выражаются некоторые исследователи, надо стремиться «все видеть и быть невидимым». Большую роль тут может сыграть так называемое «вживание» исследователя в коллектив, привыкание участников объекта наблюдения к постороннему лицу, создание у них нейтральной установки на задачи наблюдения. Однако, как показывают социологи, и в подобной ситуации проблема неестественного поведения людей, за которыми наблюдают, полностью не снимается. Каждый исследователь должен это иметь в виду при анализе результатов наблюдения (9).
Проводя открытое наблюдение, исследователь обязан дать заверения, что результаты будут достоянием только научной работы, а публикации с упоминанием фамилий будут допущены лишь с разрешения самих занимающихся и преподавателя.
Скрытое наблюдение (или наблюдение «инкогнито»), наоборот, предполагает, что ни занимающиеся, ни преподаватель не знают о том, что за их действиями ведется наблюдение. Основное преимущество скрытого наблюдения состоит в том, что поведение занимающихся и преподавателя остается естественным.
Однако при использовании скрытого наблюдения исследователь должен решить две проблемы: одну этического плана, другую — организационного.
Вопрос об этической стороне дела не является праздным, так как в итоге речь идет об оценке деятельности людей. Даже если она будет положительной и люди никогда не узнают, что за ними велось наблюдение, то и тогда исследователь должен иметь моральное основание для этого. Не случайно некоторые социологи, особенно зарубежные, ставят под сомнение правомочность скрытого наблюдения. Однако вряд ли эти опасения имеют существенные основания для советской науки. В конечном итоге все зависит от цели, которую преследует наблюдатель. Цель любого скрытого наблюдения в нашей действительности определяется общественными интересами, стремлением повысить уровень физической подготовленности населения нашей страны. Подобная установка в равной мере отвечает интересам и наблюдателя, и наблюдаемых. С этих позиций скрытое наблюдение может расцениваться как полноправный вид педагогического наблюдения (1).
Непрерывное наблюдение характеризуется продолжительностью, которая свойственна изучаемому педагогическому явлению. Проводя такое наблюдение, исследователь имеет возможность проследить развитие явления от начала до конца. В итоге о нем создается целостное представление и повышается достоверность полученных результатов.
Простейшим случаем непрерывного наблюдения является наблюдение, проведенное на одном уроке, с его начала и до конца.
Однако понятие о непрерывности наблюдения не тождественно представлению о непрерывности времени, в течение которого исследователь ведет наблюдение. Например, наблюдение за явлением, которое развивалось на протяжении нескольких уроков (предположим, за ходом обучения какому-либо двигательному действию), также является непрерывным. Следовательно, определяющим признаком непрерывного наблюдения является не отсутствие временных перерывов в деятельности исследователя, а прослеживание всех этапов развития того или иного педагогического явления, включая подготовку и последствия определенного периода работы. По времени непрерывное наблюдение может длиться и несколько минут, и несколько месяцев (12).
Прерывистое наблюдение (по иной терминологии — дискретное, или частичное) характеризуется тем, что изучается не все педагогическое явление в целом, а лишь его главные этапы. В этом случае, разумеется, не удается проследить за динамикой явления, увидеть многие детали, однако общий ход развития его, начальные и конечные признаки остаются в поле зрения исследователя и позволяют понять общую закономерность.
С помощью прерывистых наблюдений изучаются следующие педагогические явления: во-первых, те, которые обладают большой инертностью к действию педагогических факторов, а потому требуют длительного их воздействия, после чего только можно ожидать изменений наблюдаемых явлений (например, отношение к физическому воспитанию учеников различных классов); во-вторых, интересные своими отдаленными последствиями (например, влияние нового содержания физического воспитания на профессиональную подготовку выпускников общеобразовательных школ); в-третьих, те задачи, исследования которых требуют длительных перерывов между наблюдениями (например, изменение техники исполнения одного и того же двигательного действия под влиянием роста квалификации спортсмена) (1).
Включенные наблюдения предусматривают активное участие самого исследователя в том учебно-воспитательном процессе, который он должен анализировать и оценивать. Разумеется, подобные наблюдения осуществимы только в тех случаях, когда физические возможности исследователя позволяют ему выполнять все требования педагогического процесса. Наиболее вероятная сфера применения включенных наблюдений — анализ в группах здоровья, в туристских походах и т. п. «Действующие» спортсмены-исследователи могут использовать их при анализе тренировочных занятий. Совершенно исключаются эти наблюдения при исследовании детей.
Информация о работе Педагогическое наблюдение в теории физического воспитания