Педагогическое наблюдение в теории физического воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 15:26, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы: педагогическое наблюдение помогает определить эффективность тех или иных средств и методов обучения и воспитания, а также профессионализм учителей и тренеров.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….……3

ГЛАВА 1. Виды педагогического наблюдения, выбор объекта наблюдения и необходимые условия проведения наблюдения………………………………...……..4

1. 1. Виды педагогического наблюдения……………………………………………….4

1. 2. Необходимые условия для проведения наблюдения………… ………...……….8

ГЛАВА 2. Последовательность педагогического наблюдения и методы первичного упорядочения данных…………………………………………………….10

2. 1. Последовательность педагогического наблюдения…………………………....10

2. 2. Хронометрирование деятельности занимающихся……………………………..14

2. 3. Методы первичного упорядочения данных…………………………………..…15

Заключение……………………………………………………………………..……….19

Список использованной литературы……………………………….………………....21

Файлы: 1 файл

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ В ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.doc

— 154.50 Кб (Скачать)

Одна из основных задач  на завершающем этапе исследования заключается в том, чтобы четко  определить возможности и границы применения полученных результатов за рамками исследованных фактов, — иначе говоря, установить возможности и пределы экстраполяции. Сложность этой задачи обусловлена следующим. В каждом отдельном исследовании охватывается лишь некоторая часть объективно существующих фактов, теоретические же результаты исследования, особенно обобщающего, относятся не только к рассмотренной выборке фактов, но распространяются и на некоторую более широкую сферу действительности (основания к тому дают, с одной стороны, реально существующие общие свойства и закономерности объективного мира, а с другой — принципы и правила научного мышления). Перед исследователем возникает в связи с этим вопрос: в какой мере то, что получено на рассмотренной выборке фактов, может быть распространено за их пределами? В какой мере, например, установленная связь между внедрением некоторых форм физической культуры и улучшением физического состояния обследованных групп населения проявится и в других случаях, не наблюдавшихся в рамках данного исследования? Вполне точно ответить на такие вопросы бывает не просто. В ряде наук, оперирующих в основном количественной информацией, существуют строго формализованные правила экстраполяции, разрабатываемые специальной теорией подобия. В гуманитарных и смежных с ними науках такие строго формализованные подходы зачастую неприменимы. Решая поставленный вопрос, в этих науках руководствуются общими правилами научного мышления (в частности, правилами индуктивных и дедуктивных умозаключений, разработанными в логике) и исходят из условий принципиального, прежде всего качественного, подобия исследованных и не исследованных явлений, на которые распространяется вывод исследования (10).

Рассмотренные этапы  исследования могут в зависимости  от конкретных условий его выполнения иметь различную степень развернутости и неодинаковый состав исследовательских операций. Многое тут зависит от особенностей избранного предмета исследования, от того, насколько он изучен к началу данного исследования, от наличия исходных фактов и представлений, служащих предпосылками к построению исследовательской гипотезы, а также от эрудиции и познавательного опыта исследователя. Этим определяются, в частности, сроки выполнения поэтапных задач и общее время, необходимое для решения проблемы. Каждое отдельное исследование, «закрывая» в определенной мере проблему, выдвигает в то же время новую, очередную проблему. Ведь вырабатываемые теоретические положения, какими бы истинными они ни были, никогда не исчерпывают истину «в последней инстанции». Они должны в общей тенденции постоянно уточняться, углубляться, проверяться на практике, с тем чтобы все верней отражать действительность, находящуюся в постоянном развитии (2).

 

 

 

 

2. 2. Хронометрирование деятельности занимающихся

 

Хронометрирование - используют либо хронометрирование выполнения какого-либо одного элемента целостного двигательного действия, например время разбега при прыжках (для высчитывания скорости разбега), либо  поэтапное хронометрирование какого-либо сравнительно длительно выполняемого действия, являющегося частью занятия, например хронометрирование времени проплывания пятидесятиметровых отрезков, либо хронометрирование всего занятия. Измерение и фиксация времени производится с помощью различного рода секундомеров, хроноскопов и хронографов. Простейшим, но и наименее точным, из этих приборов является ручной секундомер. Сейчас все более начинают внедряться полуавтоматические и автоматические приборы, имеющие электрореле, фотоэлементы и другие технические средства измерения и записи времени.

Для хронометрирования предварительно заготавливаются специальные протоколы хронометрирования. В некоторых случаях, когда задачи исследования ограничиваются только определением плотности занятий, они могут стать основным документом и сделают ненужными протоколы, о которых говорилось выше.

Хронометрирование используется и  как самостоятельный метод  исследования (например, при обобщении  опыта работы лучших учителей), и  как дополнительный к другим методам (например,   в   педагогическом эксперименте,  определяющем сравнительную эффективность   методов   разучивания двигательных действий, хронометрирование необходимо для установления времени, затрачиваемого на освоение подводящих упражнений) (1).

Хронометрируются следующие  виды деятельности учеников:

*   Выполнение физических упражнений. Определяется точное время выполнения всех двигательных действий, которым обучают  на  занятии.  К подобным двигательным действиям могут быть отнесены не только упражнения на гимнастических снарядах, игры, бег, прыжки, метание, лазанье, акробатика, танцевальные  упражнения,   но и  гимнастические перестроения, элементы строя, упражнения на внимание и типа заданий и т. п. В данном разделе не фиксируется деятельность, связанная с решением организационных задач занятия:  перестроения для выполнения очередного упражнения, переход от одного места занятия к другому и т. п. Рапорт дежурного ученика учителю   перед   началом  урока  относится  условно к физической работе. Характер наблюдаемой игры определяет степень подробности хронометрирования. Если по ходу игры ученик сравнительно часто и долго вынужден не двигаться, то хронометрирование должно быть более дробным и не ограничиваться фиксацией лишь начала и конца игры.

* Слушание  и  наблюдение  за показом упражнений,  демонстрацией  наглядных пособий.  Сюда  относятся все прослушивания учеником объяснений, указаний, оценок и наблюдения за показом учителя, за демонстрацией наглядных пособий, за выполнением упражнений товарищами по группе. Прослушивание команд и кратких указаний, занимающих менее пяти секунд, может не подлежать фиксации. Исследователь должен заметить, слушает ли ученик учителя или отвлекается на что-то постороннее.

*   Отдых, ожидание  занимающимся очередного выполнения задания. Здесь регистрируется время отдыха, вводимого в урок для регулирования физиологической нагрузки, и время ожидания очередного задания преподавателя.

*  Действия по организации  занятия. В этом разделе фиксируется деятельность занимающегося по подготовке и разметке  мест занятий, установке и уборке оборудования,  укладке матов, раздаче и сборке спортивного инвентаря и т. п. Сюда заносится время, потраченное учеником на перестроения для выполнения очередного задания, переход от одного места занятия к другому, подготовку к игре (распределение по командам) и т. п. (15).

 

Выделяют общую и  моторную плотность занятий. Общая плотность характеризуется отношением педагогически оправданного времени занятия (восприятие детьми объяснений, указаний, показа учителя; проделывание упражнений; наблюдение и анализ; установка и уборка пособий и т. д.) к продолжительности всего занятия. Моторная плотность характеризует объем непосредственной двигательной деятельности ребенка на занятии. Она выражается отношением времени, затраченного на выполнение физических упражнений и игры, ко всей продолжительности занятия. (17).

 

Моторная плотность  урока = сумма времени на упражнение / общая продолжительность урока х 100 = (в %).

 

Общая плотность урока = сумма педагогически оправданных затрат времени в уроке   /  общая продолжительность урока х 100 = (в %).

 

 

Способы повышения двигательной активности детей на занятиях. На плотность  занятия влияет его содержание. Важно, чтобы упражнения сочетались по характеру движений, сложности, длительности выполнения, эмоциональности воздействия. Нецелесообразно, например, в содержание одного занятия включать лазанье по гимнастической стенке и ползание по бревну. Оба упражнения оказывают однотипную нагрузку на ребенка, выполнение и того и другого требует страховки учителя, упражнения длительны по выполнению. Наиболее удачно сочетаются упражнения в лазанье или равновесии с прыжками в высоту, упражнения, в равновесии и бег или действия с мячами, метание в цель и прыжки в длину с места и т. д. (5).

Рациональное использование  времени занятия во многом зависит от способов организации детей для выполнения упражнений. Основными из них являются фронтальный, групповой и индивидуальный способы. (1).

 

 

 

2. 3. Методы первичного упорядочения данных

 

Собранная информация в  первом приближении представляет собой, как правило, беспорядочный массив цифрового материала. Поэтому главной задачей педагога (тренера, учителя), решаемой на этом предварительном этапе, является упорядочение и группировка полученных данных. Результатам измерений необходимо придать определенную форму и четкую структуру. Такое упорядочение и группировка достигаются посредством статистического описания.

По характеру описания фактического материала, полученного путем применения того или иного инструментария, а также другой информации, поступающей к учителю, тренеру в ходе учебного и тренировочного процесса, имеющиеся данные можно классифицировать как качественные, порядковые и количественные.

Графическое изображение  результатов наблюдений дает наглядное  представление о собранном материале.

Видов графического изображения  множество, и выбор его в каждом конкретном случае определяется характером материала и поставленной задачей. Одни и те же данные могут быть представлены в различных графических формах.

Сформулируем некоторые рекомендации по их выбору. Решающую роль при этом играет цель графического изображения.

Обычно применяются  простые, полулогарифмические и  столбиковые диаграммы.

Простая диаграмма строится, когда необходимо рассмотреть абсолютные изменения разности между соседними значениями ряда.

Полулогарифмическая диаграмма  строится при рассмотрении относительных изменений значений ряда. Такая диаграмма размечается логарифмически по вертикальной и арифметически по горизонтальной осям.

Особенности полулогарифмической диаграммы следующие:

* ряд с одинаковым темпом изменения представляется прямой;

* построив на одной диаграмме несколько рядов, можно сравнивать темпы их изменения по наклонам соответствующих кривых к горизонтальной оси (чем больше угол, тем больше темп);

* полулогарифмическая диаграмма одновременно отражает как абсолютные величины, так и их относительные изменения.

Столбиковая диаграмма, как и простая, строится для наглядного представления абсолютных разностей. Колонки в ней могут располагаться  и вертикально, и горизонтально. Столбиковые диаграммы часто используются для отображения составных частей совокупности, т. е. могут служить структурными диаграммами.

Качественные данные позволяют всю информацию, имеющуюся  в распоряжении, разбить на взаимно  исключающие группы. Это важный вид данных, по которым можно проводить различные классификации. Примером качественных данных может служить, в частности, пол спортсмена, его принадлежность к определенному виду спорта и т. д.

Порядковые данные представляются рангами или баллами (например, квалификация спортсмена). Порядковые данные занимают промежуточное место между качественными и количественными и несут информацию о характеристиках изучаемого процесса, непосредственное измерение которых затруднительно.

Количественные данные получаются в результате измерений при помощи различного рода аппаратуры и других вспомогательных технических средств. Количественными данными представляются характеристики изучаемого процесса, имеющие непрерывное изменение. Эти данные, как правило, даются всегда с определенной точностью (до целых, десятых, сотых и т. д.), поэтому при их фиксации необходимо избирать масштаб и точность измерений. Пренебрегать точностью измерений, как и стремиться к неоправданному ее повышению, нельзя. Это приводит не только к увеличению трудоемкости первичной обработки данных, но и к внесению субъективного фактора в результаты измерений.

Информация, которую получает, например, тренер, весьма обширна и  разнообразна. Это и набор объектов (например, команд, спортсменов), и набор параметров, характеризующих эти объекты. Можно изучать изменения как объектов, так и параметров во времени, влияние изменения условий получения информации, методов измерения и т. д. В наиболее общем случае имеется к-мерный куб данных, где к есть число его измерений, т. е. число тех направлений, в которых может рассматриваться имеющаяся информация. Размерность куба данных и смысл его измерений могут изменяться в зависимости от комплектности и системности подхода к объему изучения.

Характеристика возможных плоскостных срезов трехмерного куба данных и связанная с ним интерпретация результатов приводится при рассмотрении видов факторного анализа.

Диаграмма может быть развита в полигон частот и  кривую распределения, являющихся чрезвычайно важными графическими изображениями.

Построение рядов распределений  предполагает следующие операции: ранжирование данных, их очистку и группировку.

Ранжирование — это расположение данных в числовом ряду в возрастающем или убывающем порядке. В ранжированном виде ряд более удобен для обработки.

Прежде чем обрабатывать числовой ряд, желательно очистить его от сильно отклоняющихся значений, появление которых может быть следствием какой-либо ошибки при проведении измерений. Обычно для выявления сильно отклоняющихся значений применяют довольно громоздкие методы, предполагающие вычисление некоторых статистических характеристик числового ряда, установление закона распределения и т. д.

Информация о работе Педагогическое наблюдение в теории физического воспитания