Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 15:26, курсовая работа
Актуальность темы: педагогическое наблюдение помогает определить эффективность тех или иных средств и методов обучения и воспитания, а также профессионализм учителей и тренеров.
Введение…………………………………………………………………………….……3
ГЛАВА 1. Виды педагогического наблюдения, выбор объекта наблюдения и необходимые условия проведения наблюдения………………………………...……..4
1. 1. Виды педагогического наблюдения……………………………………………….4
1. 2. Необходимые условия для проведения наблюдения………… ………...……….8
ГЛАВА 2. Последовательность педагогического наблюдения и методы первичного упорядочения данных…………………………………………………….10
2. 1. Последовательность педагогического наблюдения…………………………....10
2. 2. Хронометрирование деятельности занимающихся……………………………..14
2. 3. Методы первичного упорядочения данных…………………………………..…15
Заключение……………………………………………………………………..……….19
Список использованной литературы……………………………….………………....21
Одна из основных задач на завершающем этапе исследования заключается в том, чтобы четко определить возможности и границы применения полученных результатов за рамками исследованных фактов, — иначе говоря, установить возможности и пределы экстраполяции. Сложность этой задачи обусловлена следующим. В каждом отдельном исследовании охватывается лишь некоторая часть объективно существующих фактов, теоретические же результаты исследования, особенно обобщающего, относятся не только к рассмотренной выборке фактов, но распространяются и на некоторую более широкую сферу действительности (основания к тому дают, с одной стороны, реально существующие общие свойства и закономерности объективного мира, а с другой — принципы и правила научного мышления). Перед исследователем возникает в связи с этим вопрос: в какой мере то, что получено на рассмотренной выборке фактов, может быть распространено за их пределами? В какой мере, например, установленная связь между внедрением некоторых форм физической культуры и улучшением физического состояния обследованных групп населения проявится и в других случаях, не наблюдавшихся в рамках данного исследования? Вполне точно ответить на такие вопросы бывает не просто. В ряде наук, оперирующих в основном количественной информацией, существуют строго формализованные правила экстраполяции, разрабатываемые специальной теорией подобия. В гуманитарных и смежных с ними науках такие строго формализованные подходы зачастую неприменимы. Решая поставленный вопрос, в этих науках руководствуются общими правилами научного мышления (в частности, правилами индуктивных и дедуктивных умозаключений, разработанными в логике) и исходят из условий принципиального, прежде всего качественного, подобия исследованных и не исследованных явлений, на которые распространяется вывод исследования (10).
Рассмотренные этапы исследования могут в зависимости от конкретных условий его выполнения иметь различную степень развернутости и неодинаковый состав исследовательских операций. Многое тут зависит от особенностей избранного предмета исследования, от того, насколько он изучен к началу данного исследования, от наличия исходных фактов и представлений, служащих предпосылками к построению исследовательской гипотезы, а также от эрудиции и познавательного опыта исследователя. Этим определяются, в частности, сроки выполнения поэтапных задач и общее время, необходимое для решения проблемы. Каждое отдельное исследование, «закрывая» в определенной мере проблему, выдвигает в то же время новую, очередную проблему. Ведь вырабатываемые теоретические положения, какими бы истинными они ни были, никогда не исчерпывают истину «в последней инстанции». Они должны в общей тенденции постоянно уточняться, углубляться, проверяться на практике, с тем чтобы все верней отражать действительность, находящуюся в постоянном развитии (2).
2. 2. Хронометрирование деятельности занимающихся
Хронометрирование - используют либо хронометрирование выполнения какого-либо одного элемента целостного двигательного действия, например время разбега при прыжках (для высчитывания скорости разбега), либо поэтапное хронометрирование какого-либо сравнительно длительно выполняемого действия, являющегося частью занятия, например хронометрирование времени проплывания пятидесятиметровых отрезков, либо хронометрирование всего занятия. Измерение и фиксация времени производится с помощью различного рода секундомеров, хроноскопов и хронографов. Простейшим, но и наименее точным, из этих приборов является ручной секундомер. Сейчас все более начинают внедряться полуавтоматические и автоматические приборы, имеющие электрореле, фотоэлементы и другие технические средства измерения и записи времени.
Для хронометрирования предварительно заготавливаются специальные протоколы хронометрирования. В некоторых случаях, когда задачи исследования ограничиваются только определением плотности занятий, они могут стать основным документом и сделают ненужными протоколы, о которых говорилось выше.
Хронометрирование используется и как самостоятельный метод исследования (например, при обобщении опыта работы лучших учителей), и как дополнительный к другим методам (например, в педагогическом эксперименте, определяющем сравнительную эффективность методов разучивания двигательных действий, хронометрирование необходимо для установления времени, затрачиваемого на освоение подводящих упражнений) (1).
Хронометрируются следующие виды деятельности учеников:
* Выполнение физических упражнений. Определяется точное время выполнения всех двигательных действий, которым обучают на занятии. К подобным двигательным действиям могут быть отнесены не только упражнения на гимнастических снарядах, игры, бег, прыжки, метание, лазанье, акробатика, танцевальные упражнения, но и гимнастические перестроения, элементы строя, упражнения на внимание и типа заданий и т. п. В данном разделе не фиксируется деятельность, связанная с решением организационных задач занятия: перестроения для выполнения очередного упражнения, переход от одного места занятия к другому и т. п. Рапорт дежурного ученика учителю перед началом урока относится условно к физической работе. Характер наблюдаемой игры определяет степень подробности хронометрирования. Если по ходу игры ученик сравнительно часто и долго вынужден не двигаться, то хронометрирование должно быть более дробным и не ограничиваться фиксацией лишь начала и конца игры.
* Слушание и наблюдение за показом упражнений, демонстрацией наглядных пособий. Сюда относятся все прослушивания учеником объяснений, указаний, оценок и наблюдения за показом учителя, за демонстрацией наглядных пособий, за выполнением упражнений товарищами по группе. Прослушивание команд и кратких указаний, занимающих менее пяти секунд, может не подлежать фиксации. Исследователь должен заметить, слушает ли ученик учителя или отвлекается на что-то постороннее.
* Отдых, ожидание
занимающимся очередного
* Действия по организации
занятия. В этом разделе
Выделяют общую и моторную плотность занятий. Общая плотность характеризуется отношением педагогически оправданного времени занятия (восприятие детьми объяснений, указаний, показа учителя; проделывание упражнений; наблюдение и анализ; установка и уборка пособий и т. д.) к продолжительности всего занятия. Моторная плотность характеризует объем непосредственной двигательной деятельности ребенка на занятии. Она выражается отношением времени, затраченного на выполнение физических упражнений и игры, ко всей продолжительности занятия. (17).
Моторная плотность урока = сумма времени на упражнение / общая продолжительность урока х 100 = (в %).
Общая плотность урока = сумма педагогически оправданных затрат времени в уроке / общая продолжительность урока х 100 = (в %).
Способы повышения двигательной активности детей на занятиях. На плотность занятия влияет его содержание. Важно, чтобы упражнения сочетались по характеру движений, сложности, длительности выполнения, эмоциональности воздействия. Нецелесообразно, например, в содержание одного занятия включать лазанье по гимнастической стенке и ползание по бревну. Оба упражнения оказывают однотипную нагрузку на ребенка, выполнение и того и другого требует страховки учителя, упражнения длительны по выполнению. Наиболее удачно сочетаются упражнения в лазанье или равновесии с прыжками в высоту, упражнения, в равновесии и бег или действия с мячами, метание в цель и прыжки в длину с места и т. д. (5).
Рациональное использование времени занятия во многом зависит от способов организации детей для выполнения упражнений. Основными из них являются фронтальный, групповой и индивидуальный способы. (1).
2. 3. Методы первичного упорядочения данных
Собранная информация в первом приближении представляет собой, как правило, беспорядочный массив цифрового материала. Поэтому главной задачей педагога (тренера, учителя), решаемой на этом предварительном этапе, является упорядочение и группировка полученных данных. Результатам измерений необходимо придать определенную форму и четкую структуру. Такое упорядочение и группировка достигаются посредством статистического описания.
По характеру описания фактического материала, полученного путем применения того или иного инструментария, а также другой информации, поступающей к учителю, тренеру в ходе учебного и тренировочного процесса, имеющиеся данные можно классифицировать как качественные, порядковые и количественные.
Графическое изображение результатов наблюдений дает наглядное представление о собранном материале.
Видов графического изображения множество, и выбор его в каждом конкретном случае определяется характером материала и поставленной задачей. Одни и те же данные могут быть представлены в различных графических формах.
Сформулируем некоторые рекомендации по их выбору. Решающую роль при этом играет цель графического изображения.
Обычно применяются простые, полулогарифмические и столбиковые диаграммы.
Простая диаграмма строится, когда необходимо рассмотреть абсолютные изменения разности между соседними значениями ряда.
Полулогарифмическая диаграмма строится при рассмотрении относительных изменений значений ряда. Такая диаграмма размечается логарифмически по вертикальной и арифметически по горизонтальной осям.
Особенности полулогарифмической диаграммы следующие:
* ряд с одинаковым темпом изменения представляется прямой;
* построив на одной диаграмме несколько рядов, можно сравнивать темпы их изменения по наклонам соответствующих кривых к горизонтальной оси (чем больше угол, тем больше темп);
* полулогарифмическая диаграмма одновременно отражает как абсолютные величины, так и их относительные изменения.
Столбиковая диаграмма,
как и простая, строится для наглядного
представления абсолютных разностей.
Колонки в ней могут
Качественные данные позволяют всю информацию, имеющуюся в распоряжении, разбить на взаимно исключающие группы. Это важный вид данных, по которым можно проводить различные классификации. Примером качественных данных может служить, в частности, пол спортсмена, его принадлежность к определенному виду спорта и т. д.
Порядковые данные представляются рангами или баллами (например, квалификация спортсмена). Порядковые данные занимают промежуточное место между качественными и количественными и несут информацию о характеристиках изучаемого процесса, непосредственное измерение которых затруднительно.
Количественные данные получаются в результате измерений при помощи различного рода аппаратуры и других вспомогательных технических средств. Количественными данными представляются характеристики изучаемого процесса, имеющие непрерывное изменение. Эти данные, как правило, даются всегда с определенной точностью (до целых, десятых, сотых и т. д.), поэтому при их фиксации необходимо избирать масштаб и точность измерений. Пренебрегать точностью измерений, как и стремиться к неоправданному ее повышению, нельзя. Это приводит не только к увеличению трудоемкости первичной обработки данных, но и к внесению субъективного фактора в результаты измерений.
Информация, которую получает, например, тренер, весьма обширна и разнообразна. Это и набор объектов (например, команд, спортсменов), и набор параметров, характеризующих эти объекты. Можно изучать изменения как объектов, так и параметров во времени, влияние изменения условий получения информации, методов измерения и т. д. В наиболее общем случае имеется к-мерный куб данных, где к есть число его измерений, т. е. число тех направлений, в которых может рассматриваться имеющаяся информация. Размерность куба данных и смысл его измерений могут изменяться в зависимости от комплектности и системности подхода к объему изучения.
Характеристика возможных плоскостных срезов трехмерного куба данных и связанная с ним интерпретация результатов приводится при рассмотрении видов факторного анализа.
Диаграмма может быть развита в полигон частот и кривую распределения, являющихся чрезвычайно важными графическими изображениями.
Построение рядов
Ранжирование — это расположение данных в числовом ряду в возрастающем или убывающем порядке. В ранжированном виде ряд более удобен для обработки.
Прежде чем обрабатывать числовой ряд, желательно очистить его от сильно отклоняющихся значений, появление которых может быть следствием какой-либо ошибки при проведении измерений. Обычно для выявления сильно отклоняющихся значений применяют довольно громоздкие методы, предполагающие вычисление некоторых статистических характеристик числового ряда, установление закона распределения и т. д.
Информация о работе Педагогическое наблюдение в теории физического воспитания