Особенности организации физкультурных занятий на воздухе

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2015 в 15:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучение и описание опыта работы организации физкультурных занятий на воздухе детей средней группы.
Задачи:
1.изучить психолого - педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2.определить цели и задачи физкультурных занятий на воздухе.
3.описать опыт работы по использованию физкультурных занятий на воздухе с детьми средней группы.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретическое обоснование использования физкультурных занятий на воздухе в работе с детьми второй младшей группы.
Характеристика и значение физических занятий……………………….......6
Физкультурные занятия на воздухе. Методы и организация………………8
Особенности проведения физкультурных занятий на воздухе в средней группе…………………………………………………………………………...12
Глава 2. Описание опыта работы по использованию физкультурных занятий на воздухе с детьми средней группы…………………………………………………16
Заключение………………………………………………………………………….19
Библиографический список…………………………

Файлы: 1 файл

Особенности организации.docx

— 57.19 Кб (Скачать)

       Содержание занятий на воздухе строится на программном материале. Сочетание таких занятий с утренней гимнастикой, подвижными играми и спортивными упражнениями на прогулке позволяет полностью освоить программу по развитию движений. Программный материал распределен с учетом особенностей детей каждого возрастного периода, с постоянным нарастанием трудностей как внутри возрастной группы, так и от группы к группе.

       Занятия  на воздухе проводятся при  высокой двигательной активности  детей, которая достигается благодаря  включению в занятие до 5 продолжительных  пробежек, использованию фронтального  и группового методов организации  детей при выполнении основных  движений, подбору игр и эстафет. Сохранению высокой работоспособности  детей на протяжении всего  занятия способствует правильное  сочетание нагрузки и активного  отдыха: упражнения высокой интенсивности (бег, прыжки, подвижные игры) чередуются  с упражнениями низкой и средней  интенсивности (ходьба, перестроения, лазанье, метание, упражнения в равновесии). [10]

        Одна из особенностей занятий на прогулке заключается в том, что общеразвивающие упражнения проводятся не подряд, а в различных частях занятия: в водно-подготовительной во время ходьбы дети выполняют различные движения рук, медленный бег чередуется с прыжками на одной и двух ногах; в основной даются упражнения для развития ног и туловища.

       Другой  особенностью занятий на прогулке  является обучение детей спортивным  играм и упражнениям: прыжкам  через скакалку, скольжениям, ходьбе  на лыжах.

       Физкультурные  занятия на прогулке состоят  из трёх взаимосвязанных частей: вводно-подготовительной, основной  и заключительной.

        Вводно-подготовительная  часть призвана способствовать  организации детей, созданию у  них настроенности к предстоящей  деятельности, постепенной подготовке  к физической нагрузке в основной  части занятия.

        Основная часть занятия продолжается от 14 до 26мин. (в зависимости от возраста детей). В этой части решаются задачи повышения функциональных возможностей организма детей, развития силы, быстроты, общей выносливости. Кроме того, осуществляется закрепление основных движений и вырабатывается умение использовать их в игровой деятельности. Основная часть занятия заканчивается подвижной игрой. В игре не должно быть длительных остановок, перерывы между повторениями 15-20сек.

        В  заключительной части проводится  медленный бег, переходящий в  ходьбу. Продолжительность его регулируется  воспитателем в зависимости от  активности детей в предшествующей  подвижной игре, погодных условий  и подготовленности детей.

        Начинать занятия на прогулке лучше в тёплый период года: организм детей постепенно привыкнет к понижению температуры воздуха, и это позволит подготовиться к проведению занятий в холодный период. Если занятия начинаются в другие периоды, то продолжительность первых занятий должна быть сокращена.[8;9]

         Особенность проведения занятий на воздухе в холодный период года состоит в повышении двигательной активности детей с целью сохранения теплового баланса. Для этого используют как фронтальные, так и групповые методы организации занятий, производят специальный подбор игр. В холодное время года рекомендуются упражнения, вызывающие у детей большой интерес и эмоциональный подъем, способствующие увеличению подвижности. В ветреные дни для проведения занятий следует выбирать места, наиболее укрытые от ветра. В зимний период года занятия на открытом воздухе можно проводить при температуре воздуха —15—18°С. При температуре воздуха ниже —18°С продолжительность занятий должна быть сокращена до 15—20 мин, и заниматься могут группы детей 2—3-го года обучения. В очень сырые, дождливые и морозные дни физкультурные занятия нужно проводить в зале при открытых окнах.

       Физкультурные  занятия должны проводиться перед про гулкой или в конце ее. Однако нельзя допускать, чтобы после физкультурных занятий на прогулку дети выходили потными. Занятия в конце прогулки рекомендуется проводить в холодное время года, поскольку после активной мышечной деятельности дети остаются в помещении.

       При проведении  занятий на воздухе, так же  как и в помещении, важно обращать  внимание на то, чтобы упражнения  и вся методика носили неритмичный  характер. Такая методика проведения  занятий отвечает тем особенностям  физиологии, которые представлены  в раннем постнатальном возрасте. Иными словами, поскольку в естественных  условиях у детей представлена  неритмичность осуществления различных  функций, методика проведения физических  упражнений должна опираться  на те натуральные ритмы, физиологические отправления в целом, какие реализуются в этом возрасте.

    Вывод: Таким образом, использование физкультурных занятий на воздухе способствует всестороннему, гармоничному и умственному развитию детей, формированию необходимых навыков, координации движений, ловкости и меткости. Физические упражнения на воздухе закаливают организм, укрепляют иммунитет.

 

1.3 Особенности проведения физкультурных занятий на воздухе в средней группе.

 

       В средней группе детского сада физкультурные занятия проводятся три раза в неделю в утренние часы; продолжительность занятия составляет 20—25 мин. Каждое третье занятие в течение недели проводится на свежем воздухе, на площадке. Для занятий на участке дети специально не переодеваются, но во время занятий одежда должна быть облегчена. Зимой желательно надевать детям куртки, рейтузы, вязаные шапочки. Одежда на занятиях в условиях прогулки должна соответствовать гигиеническим нормам и требованиям. Физкультурные занятия в средней группе проводят по общепринятой структуре, состоят из вводной, основной и заключительной частей, каждая из которых, имея конкретные задачи, подчинена единой цели — всестороннему и гармоничному развитию различных двигательных навыков и умений.

    Вводная часть (3-4 минуты) подготавливает организм ребенка к предстоящей более интенсивной нагрузке и начинается с построения на площадке и ходьбы, во время которой дети выполняют 3-5 дыхательных упражнений. В холодный период года построение на площадке не проводится и вводная часть начинается с выхода детей из помещения на улицу. После непродолжительной ходьбы дается медленный бег по площадке в течение 2-4 мин (в зависимости от возраста). В этой части занятия осуществляются подготовка детей к предстоящей мышечной деятельности и обучение в основном различным видам бега: широким шагом, высоко поднимая колени, приставным шагом, спиной вперед, парами, врассыпную и т. п. Выполняются таким прыжки на одной и двух ногах, с ноги на ногу и др. Использование этих упражнений направлено на улучшение пространственной ориентировки, укрепление мышц ног и таза, совершенствование осанки. Бег заканчивается ходьбой и перестроением в круг или колонны.

        Основная часть (12-15 минуты) направлена на решение главных задач занятия - обучение детей новым упражнениям, повторение и закрепление ранее пройденного материала, овладение жизненно важны ми двигательными навыками и умениями, воспитание физических качеств: ловкости, силы, быстроты, выносливости и т. д.

    В содержание основной  части занятия входят общеразвивающие упражнения, упражнения в основных видах движений и подвижная игра.

    Общеразвивающие упражнения с предметами (флажки, кубики, кегли, косички, палки и т. д.) И без предметов проводятся в определенной последовательности: для мышц плечевого пояса, мышц спины и косых мышц живота (наклоны, повороты) и ног. В средней группе предлагается 5-6 упражнений по 5-6 повторов от 5 до 6 раз.

    При проведении общеразвивающих упражнений используются различные виды построения: в круг, около предметов, заранее разложенных в шахматном порядке; врассыпную; в две или три колонны.

   Педагог проверяет правильность  исходного положения в каждом  упражнении общеразвивающего характера, чтобы физическая нагрузка распределялась равномерно на все группы мышц.

    Исходные положения различны: стойка ноги на ширине ступни, плеч, сидя ноги врозь, в стойке  на коленях, лежа на спине и  животе и т. д. Следует обращать  внимание на последовательный  переход от одного исходного  положения к другому.

   В этой части занятия  происходит обучение основным  движениям: прыжкам, равновесию, метанию  и лазанью. На одном занятии, как  правило, предлагается два, иногда  три основных вида движений, не  считая упражнений, используемых  в подвижной игре.

   Заключительная часть (3-4 минуты) должна обеспечивать ребенку  постепенный переход к относительно  спокойному состоянию, особенно  после подвижной игры.[4;5]

При планировании обучения основным движениям предусматривается двухнедельный цикл, на протяжении которого движение, изучавшееся на первом занятии, повторяется на втором и закрепляется на третьем. При этом рекомендуются следующие сочетания основных движений: метание - прыжки; упражнения в равновесии - метание; лазанье - упражнения в равновесии; прыжки – лазанье.

Планирование учебного материала в средней группе  в течение года предусматривает повторение наиболее сложных движений, что позволяет закрепить их более прочно. В то же время выполнение движения в разных погодных условиях способствует выработке у детей умения использовать изучаемые движения в изменяющейся обстановке.

Ходьба и бег в средней группе  включаются в каждое занятие. Такое сочетание основных движений позволяет на одном занятии упражнять различные группы мышц.

При выполнении упражнений необходимо стремиться к тому, чтобы дети меньше стояли и повторяли движение большее число раз, улучшая его качество. Этому способствует хороший показ, четкий рассказ, поощрение самостоятельности детей, их эмоциональный настрой.

Проведение упражнений в зимний период имеет свои особенности. При обучении метанию на дальность и в цель как можно больше следует использовать снежки, спрессованные кусочки снега (снежки заготавливают сами дети на прогулке накануне занятия). При выполнении прыжков в длину и высоту с разбега дети приземляются на твердый грунт или уплотненный снег спортивной площадки. Поэтому основное внимание уделяется освоению техники прыжков: общей координации движения, мягкому приземлению, движению ног в полете и т.д. А в теплый период года, когда дети приземляются в яму с песком, все внимание сосредоточивается на увеличении дальности и высоты прыжков. Во время занятий на воздухе нужно, чтобы дети больше прыгали через различные препятствия: снежные валы, дорожки, канавки, невысокие скамейки, санки и т. п.

Погодные условия могут резко меняться, и иногда становится невозможным выполнение намеченного ранее движения. Например, обледенели перекладины гимнастической стенки, и нельзя провести лазанье, или с утра снег засыпал спортивную площадку, и ее не успели очистить к началу занятия. В этом случае воспитатель должен заменить лазанье перелезанием, провести занятие на участке группы или на другой очищенной части территории, а для пробежек использовать дорожки вокруг здания и т. п. [8;7]

Итак, обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод: для проведения занятий на улице большое значение имеет правильно подобранные, в соответствии с погодными условиями и индивидуальными особенностями ребенка, одежда и обувь. При этом необходимо учитывать и время проведения физкультурных занятий на воздухе, и в соответствии с этим рассчитывать нагрузки упражнений. 

 

 

 

Глава 2. Описание опыта работы по использованию физкультурных занятий на воздухе с детьми второй младшей группы

       Дошкольный  возраст  –  важнейший  период  формирования  личности, когда закладывается прочная  основа физического здоровья  человека. Состояние здоровья ребёнка  –  это ведущий фактор, который  определяет способность  успешно  выполнять  требования,  предъявляемые  к   нему условиями жизни  и воспитания в детском учреждении  и семье.

       Сущность общеразвивающей   и  коррекционно-педагогической работы в

Условиях нашего дошкольного учреждения заключается в формировании гармонично развитой личности. Существенный  вклад  в  достижении  данной  цели  вносит  физическое  воспитание детей.

       Средства  физвоспитания  требуют  учета  специфики  и  организации

мероприятий,  направленных  на  охрану  здоровья  детей,  повышение

сопротивляемости  к  болезням,  развитие  физической  закалки,  движений  с

учётом  психических  и  физических  возможностей  каждого

ребёнка.

        Работа  по  физвоспитанию  осуществляется  по  следующим

направлениям:

  • Сохранение и укрепление здоровья

  • Развитие  основных  физических  качеств:  быстроты,  силы,

выносливости, ловкости.

  • Обучение  жизненно  необходимым  двигательным  умениям  и

навыкам.

        Физическое  воспитание  в  ДОУ  осуществляется  на  основе  «Программы 

воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. Васильевой, В.В.

Гербовой, Т.С. Комаровой

       Занятия  физической  культурой  –  основная  форма  организации 

физвоспитания  дошкольников.  Физкультурные  занятия  проводятся  3  раза  в

неделю (2 раза в спортивном зале  и 1 раз на улице).

  Для спортивных занятий на улице на территории детского сада оборудована физкультурная площадка. Один раз в неделю, по пятницам в утренний отрезок времени я провожу игровые физкультурные занятия. Игровые физкультурные занятия вызывают у детей повышенный интерес к двигательному материалу, дают возможность реализовать свой двигательный опыт, проявить двигательное творчество. Предлагаемая игровая форма занятий имеет свои особенности: все занятия основаны на сюжете игры. Такие занятия строятся на простых жизненных ситуациях, сюжетах народных сказок, путешествиях, детских литературных произведениях, подвижных игр. 
К выбранным сюжетам необходимо подобрать задачи, средства и методические приемы обучения. К каждому занятию я подбираю стихотворный текст, который читаю наизусть. Текст должен соответствовать сюжету занятия и движениям детей. Также в содержание текста можно включать стихи, поговорки, загадки, дразнилки, считалки.

Информация о работе Особенности организации физкультурных занятий на воздухе