Особенности организации физкультурно-оздоровительной работы в детском саду

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 10:46, курсовая работа

Краткое описание

В семье растет ребенок ... Родители хотят видеть его здоровым, умным, сильным. Основа этих качеств закладывается в детстве. "В каких бы условиях не воспитывался ребенок, ему необходимы средства для своевременного и правильного развития движений: просторное помещение, пособия и предметы, побуждающие его к действию, подвижные игры, музыкальные занятия, а так же специальные занятия физической культурой". [К.Д. Губерт, М.Л. Рысс, 1981 г.] Поэтому большое внимание развитию силы, ловкости, выносливости детей уделяется в детском саду. "Не случайно в программе воспитания и обучения детей в нем вопрос здоровья стоит на первом месте". [Программа воспитания в детском саду. 1992 г.]

Оглавление

Введение
Глава I.
Методика физкультурно-оздоровительной работы в детских садах
1.1.Физические упражнения в режиме дня
1.2.Физкультурные занятия, подвижные игры и физические упражнения на прогулке
1.3.Утренняя гимнастика
1.4.Физические упражнения после сна (дневного)
1.5.Физкультминутки
1.6.Средства физкультуры в перерывах между общеобразовательными занятиями
1.7.Физкультурный досуг, физкультурные праздники, дни здоровья
1.8.Задания на дом
Глава II.
Цель, задачи, методы и организация исследования
ГлаваIII.
Обсуждение исследовательской работы
Заключение
Вывод
Библиография

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 33.54 Кб (Скачать)

"Физкультминутка может  сопровождаться текстом связанным  или не связанным с содержанием  занятия. При произнесении текста  детьми необходимо следить чтобы  выдох выполнялся при произнесении  слов данной строки, а до начала  следующей - глубокий и спокойный  выдох, тогда после физкультминутки  дыхание у ребенка остается  спокойным и ритмичным". [А.А.  Ермак. 1978 г.]

 Интересно и эмоционально  проходят физкультминутки с музыкальным  сопровождением. Дети могут выполнять  под музыку несколько видов  танцевальных шагов или спеть  1-2 куплета песни, сопровождая  их импровизированными движениями (кружение, наклоны, приседания и  т.п.). Если на занятиях у детей  не наблюдается признаков утомления  , физкультминутку можно не проводить.

 

1.6. Средства физкультуры  в перерывах между 

 общеобразовательными  занятиями

 

 Когда два занятия  подряд имеют малоподвижный характер, например, занятие по развитию  речи и рисование – перерыв  между ними заполняется движениями, которые проводятся организованно  или самостоятельно. "Это могут  быть игры средней подвижности,  такие как "карусель", "грушка", эстафеты, хороводы типа "Ворон-воронок" [С.А. Синяков, 1990 г.]

 Для самостоятельного  действия детям предлагаются  скакалки, мячи, кегли, обручи, кольцебросы,  ракетки для настольного тенниса.  Проводятся игры "Забей шар", "кто быстрее?" и другие.

 В конце перерыва  рационально провести минуту  расслабления, после которой дети  успокаиваются.

 

1.7. Физкультурный досуг,  физкультурные праздники, дни  здоровья

 Физкультурный досуг  продолжительностью 30-45 минут организуется 1-2 раза в месяц во второй  половине дня. Он включает в  свое содержание уже знакомые  детям подвижные игры, эстафеты, разнообразные движения. Досуг может  иметь тематическую направленность, например "Спортландия", "Доктор  Айболит" и т.д. Иногда полезно  его провести, объединив детей  разного возраста. В этом случае  одна разновозрастная группа  занимается на площадке старшей  группы с ее воспитателем, а  вторая – на площадке младшей  группы с воспитателем младшей. "Детям даются дифференцированные  задания с учетом возрастных  и индивидуальных возможностей. Например, в игре "Не оставайся  на земле" старшие получают  задание влезть на канаты, шесты,  а младшие - на скамейки, пеньки". [С.М.Иванов 1970 г.]

 Физкультурные праздники,  в которых участвуют несколько  групп одного или разного возрастов,  проводятся не менее 3 раз в  год. Они посвящаются различным  сезонам года или могут носить  тематический характер: "Мама, папа, я - дружная семья". Как правило,  они проводятся на воздухе  и имеют продолжительность 1-1,5 часа.

"Один раз в квартал  планируются дни здоровья. Лучшее  место для их проведения - лес,  поляна, луг, где организуются  игры, развлечения, соревнования  в беге, метании, прыжках". [Т.П.  Лескова. 1983 г.]

 В программу включается  и пеший туризм. Зимой дети  могут выйти в лес на лыжах.  Во все периоды года дни  здоровья сопровождаются эстафетами, подвижными и спортивными играми (футбол, хоккей, бадминтон).

 В дни организации  физкультурного досуга, праздника,  дня здоровья физкультурные занятия  в режиме дня не планируются.

 

1.8. Задания на дом

 Домашние задания используют  с целью выработки правильной  техники движений, освоения элементов  спортивных упражнений и игр,  развития физических и волевых  качеств предупреждения и исправления  дефектов осанки. "В содержание  их могут быть включены общеразвивающие  упражнения основные виды движений, специальные подготовительные упражнения, элементы танцевальных движений, игры-забавы, развлечения, спортивные  упражнения. Текст домашнего задания, сопровождаемый рисунками, должен находиться в уголке для родителей". [Е.М. Минских. 1984 г.]

 

 ГЛАВА II. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

 Цель: Определить эффективность  использования КФУ в повышении 

 двигательных качеств  у детей старшей группы детского  сада.

 

 Задачи:

- разработать методику  проведения физкультурных занятий  с детьми и использовать при  исследовании;

- выявить влияние физкультурных  занятий по выбранной методике  на развитие двигательных качеств  (силы, скорости).

 

 Методы исследования:

- анализ литературных  источников;

- анализ учебных планов;

- педагогическое наблюдение;

- контрольно-педагогические  испытания (тесты);

- педагогический эксперимент

 

 Организация исследования.

 Смысл эксперимента  состоит в том, что за двумя  группами детского сада (экспериментальной  - с которой будет проводиться  эксперимент и контрольной –  в которой будут проходить  обычные занятия) ведутся наблюдения.

 Исследование проходило  в детском саду "Чебурашка"  Липецкого района Липецкой области  с. Боринское в период с 5 июля по 3 сентября 1999 года. Были взяты  две группы, в каждой из которой  было по 14 детей. Из огромного  числа разнообразных движений, которыми  овладевал ребенок дошкольного  возраста, мной исследовались лишь  те, которые создают общую картину  уровня развития моторики - бег,  прыжки, метание. 

 Сравнительно длительное  наблюдение за детьми показало, что детей можно разделить  по уровню проявления двигательных  возможностей.

 Дети с высоким уровнем  физической подготовленности (условно  назовем их группой "А") характеризуются  быстротой и уверенностью действий, при неудаче не отступают от  цели, прилагают все усилия для  достижения результата, умеют своевременно  принимать решения, находить целесообразный  способ действия, сдерживать свои  чувства и желания, когда этого  требуют задания. Они высоко  активны и самостоятельны при  выполнении упражнений, умеют слушать  воспитателя, выполнять указания  и поручения. Перед такими детьми  важно лишь поставить задачу  и обсудить план ее выполнения, организационные вопросы они  решают самостоятельно.

 Детям со средним  уровнем физической подготовленности (условно назовем группой "Б") свойственен разнохарактерный тип  поведения. Одни на занятиях  возбуждены, беспокойны, но все делают  с полной самоотдачей, стремясь  утвердить себя. Другие отличаются  уравновешенностью, но даже при  постоянном побуждении воспитателя  выполняют упражнения недоброкачественно, уклоняются от заданий, требующих  длительного волевого напряжения.

 Некоторых характеризует  безразличное отношение ко всему,  занятии они никому не мешают, но и им ни до кого и  ни до чего нет дела. Есть  и такие дети, которые проявляют  педантичную исполнительность в  выполнении рекомендаций воспитателя,  но при неудачах или ошибках  снижают активность и не обращают  внимания на качество выполнения  задания.

 Дети с низким уровнем  физической подготовленности (группа "В") на занятиях почти не  прилагают усилий, чтобы заставить  себя работать. Многие ведут себя  так, будто требования или необходимость  мобилизоваться для успешного  выполнения заданий их не касается. В ситуациях, требующих решительности,  энергичности действия, они проявляют  медлительность, недостаточную уверенность,  неспособность преодолеть чувство  страха. При неудачах они испытывают  состояние угнетенности, им свойственно  неумение подавлять в себе  отдельные желания. Лишь в несложной  обстановке они проявляют активность, которая при возникновении трудностей  уступает место более привычным  формам поведения (пассивность,  безразличие и т.п.).

 Неодинаковые двигательно-волевые  возможности детей требуют индивидуально  - дифференцированного подхода к  ним. Его сущность заключается  в том, что воспитатель, руководя  коллективной деятельностью детей,  соединенных в группы по уровню  их физической подготовленности, учитывает индивидуальные проявления  каждой группы и каждого входящего  в нее ребенка, обращая особое  внимание на усвоение рациональных  способов выполнения детьми движений.

 Основной формой дифференцированного  обучения являются двигательные  задания, которые разработаны  для каждой группы детей.

 Разновидность их может  быть следующей:

1-й вариант. Дети получают  задания одинаковые по содержанию, но различные по способу выполнения. Например, задания по обучению  прыжку в длину с места в  этом варианте могут носить  такой характер:

 А - выполнять прыжок  из низкого приседа; 

 Б - прыгать , отталкиваясь  одной ногой от стены; 

 В - прыгать из обруча  в обруч.

2-ой вариант. Каждой  группе может определяться разный  по содержанию учебный материал, но одинаковый по способам  выполнения. Например: задания по  обучению подпрыгиванию на одной  ноге могут иметь следующую  разновидность: 

 А - прыжки на одной  ноге, перепрыгивая кубики, положенные  на пол; 

 Б - прыжки через  начерченные линии; 

 В - подпрыгивание на  одной ноге.

3-ий вариант. Каждая  группа может получать задание  разное по содержанию и способу  выполнения:

 А - прыжки с места  на возвышение;

 Б - прыжки в длину  с места, перепрыгивая препятствие; 

 В -подпрыгивание на  двух ногах, продвигаясь боком  вперед.

 Варианты заданий я  разрабатывал с учетом индивидуальных  особенностей детей. Так, для  детей с высокими двигательными  возможностями планируются задания,  связанные с обогащением их  двигательных умений и навыков.

 Детям со средними  двигательными возможностями предлагаются  задания, направленные на совершенствование  техники физических упражнений, развитие физических и волевых  качеств.

 Детьми с низкими  двигательными возможностями используются  задания, направленные на усвоение  техники разучиваемых упражнений  и способствующие общему физическому  и волевому развитию.

 Дифференцированная работа  на занятии зависела от этапа  обучения детей движению. На первом  этапе, когда объяснялось и  показывалось новое упражнение, двигательное задание могло носить  общий характер, т.е. для всех  групп быть одинаковым по содержанию  и способу выполнения.

 На втором этапе,  когда осуществлялось усвоение  учебного материала и вырабатывалось  правильное представление об  элементах движения, дети распределялись  по группам, каждая из которых  выполняла специально предназначенное  для нее задание.

 На третьем этапе,  когда закреплялась и совершенствовалась  техника движения, двигательное  задание носило общий характер, так как занятия здесь часто  содержали игровую или сюжетную  форму и требовали коллективных  действий детей.

 При выборе наглядных  методов руководствовались умением  детей воспринимать пространственные  и временные отношения между  предметами и явлениями окружающего  мира. Чем ниже двигательные способности  и умения, тем конкретнее и  полнее следовало представить  наглядность. Так, если детям  группы "А" для создания точных  представлений о выполнении какого- либо движения достаточно демонстрации  его в нормальном темпе, то  для групп "Б" и "В"  необходим замедленный показ  с разъяснением, на какой элемент  техники необходимо обратить  особое внимание. Наиболее сложные  упражнения следует демонстрировать  в различных плоскостях, многократно  повторяя их в процессе занятия.

 Осознанному восприятию  детьми движений способствуют  объяснение, анализ, оценка. Подробное  и последовательное изложение  техники выполнения упражнения  с демонстрацией каждого элемента  необходимо для детей низкого  уровня физической подготовленности. Детям среднего уровня в объяснении  важно подчеркнуть особенности  наиболее сложных элементов техники,  указать на необходимость сохранения  нужного положения тела и отдельных  его частей. Для высокого уровня  физической подготовленности уместно  сжатое объяснение, ссылка на  уже известные элементы (одно  и тоже исходное положение,  сходство в отталкивании, полете, приземлении).

 При разработке дифференцированных  заданий я обращал внимание  на упражнения, способствующие проявлению  у дошкольников того или иного  физического и волевого качества. Так, для развития быстроты  необходимы знакомые, хорошо усвоенные  детьми в небыстром темпе упражнения, включающие движения рук, ног,  туловища (особенно сгибание и  разгибание), т.е. упражнения для  развития частоты движений и  быстроты мышечных сокращений. Могут  планироваться и упражнения, в  которых высокий темп движений  поддерживается в течении непродолжительного  времени (бег, ходьба на лыжах,  плавание, подвижные и спортивные  игры).

 Развитию ловкости  способствует выполнение знакомых  движений в новых сочетаниях. Для этого используются одновременные  действия нескольких детей (упражнения  в парах, с большим обручем,  длинным шнуром, шестом, подвижные  игры с постоянно изменяющимися  игровыми ситуациями).

 Задания по развитию  силы включают динамическое напряжение  при прыжковых и метательных  движениях, лазаний по шесту,  канату, плавание, общеразвивающих  упражнениях, выполняемых из исходного  положения лежа (на спине, животе); в состязаниях с партнером  (сталкивание друг друга с места,  выпрямление рук, преодоление  сопротивления партнера, перетягивание  каната и др.).

Информация о работе Особенности организации физкультурно-оздоровительной работы в детском саду