Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 16:28, курсовая работа
Преимущественно, детям этого возраста следует давать упражнения для развития основных двигательных умений, приучать чувствовать ритм и темп, вырабатывать способность ориентироваться в пространстве и времени.
Задачи курсовой работы:
Определить общую характеристику физкультурных занятий .
Рассмотреть возрастные особенности детей дошкольного возраста.
Определить значение утренней гимнастики, физкультурных минуток и физкультурных пауз с детьми 6-7лет.
Выявить значение физкультурных праздников, подвижных игр и физических упражнений на прогулке с детьми 6-7 лет.
Определить способы контроля и критерии оценивания физического развития дошкольников.
Введение.................................................................................. 3 с.
Глава I. Общая характеристика физкультурных занятий………….4 с.
Глава II. Возрастные особенности детей дошкольного возраста……..6 с.
2.1 . Анатомо-физиологические особенности развития детей
дошкольного возраста……………………………………………………….7 с.
Глава III. Методика проведения основной формы занятия по физической культуре у детей дошкольного возраста............................................ с.
Глава IV. Методика проведение утренней гимнастики, физкультурных минуток и физкультурных пауз с детьми 6-7лет………………………. с.
4.1 . Утренняя гимнастика………………………………………………… с.
4.2 . Физкультурные минутки……………………………………………. с.
4.3 . Физкультурные паузы……………………………………………….. с.
Глава V. Методика проведение физкультурных праздников, подвижных игр и физических упражнений на прогулке с детьми 6-7 лет………… с.
5.1 . Физкультурные праздники………………………………………….. с.
5.2 . Подвижные игры и физические упражнения на прогулке………. с.
Выводы………………………………………………………………….. с.
Список литературы………………………………………………………… с.
Длительность праздника определяется возрастом участвующих: 45-50 минут для детей 4-5 лет; 60-90 минут для детей 6-7 лет. Если в празднике участвуют дети разного возраста и взрослые, то длительность участия детей определяется их психическими и физическими возможностями. Однако в любом случае праздник не должен длиться более 2 часов, иначе наступает утомление, снижающее интерес к происходящему.
При составлении плана-сценария праздника необходимо
• обеспечить постепенное возрастание физической и психической нагрузки;
• предусмотреть чередование игр и соревнований с высокой физической нагрузкой и эмоциональным накалом и заданий, направленных на снятие напряжения;
• чередовать массовые и индивидуальные игры и задания (если это возможно);
• предусмотреть участие и оценку деятельности каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей;
• сочетать знакомые детям и вызывающие у них положительное эмоциональное состояние игры, задания с включением новых атрибутов, музыки, персонажей.
Наиболее интересной частью подготовительного этапа является изготовление атрибутов, плакатов, декораций, эмблем и призов для участников, пригласительных билетов для болельщиков и родственников. Такая работа вполне по силам старшим дошкольникам под руководством взрослого. Заметим, что необязательно приобретать дорогостоящие призы: ребенку важны не стоимость, а любовь и внимание, которые ему оказаны. Поэтому взрослые должны, прежде всего, знать индивидуальные особенности каждого участника, чтобы приз стал для него действительно ценным.
Особое внимание нужно уделить подбору музыки и подготовке средств ее трансляции. Музыкальное сопровождение обеспечивает соответствующий эмоциональный настрой, помогает синхронному выполнению физических упражнений, заполняет паузы, концентрирует внимание детей, сигнализирует о начале и конце игры-задания. Следует продумать музыкальное сопровождение физических упражнений (парад, комплекс ритмической или утренней гимнастики) и музыкальные заставки, фоновую музыку для аттракционов, сюрпризных моментов, награждения и т.д.
Структура праздника разнообразна и зависит от его вида. Условно ее можно разделить на три части.
Первая - вводная - часть может быть организована в форме парада участников с подъемом флага, зажиганием олимпийского факела. Хорошей традицией может стать массовая пробежка по территории детского сада всех участников и болельщиков, включая взрослых; неожиданное появление сказочных героев или зазывал, которые приглашают всех принять участие в массовых играх, аттракционах и потехах. Зимой праздник можно начать с движения длинного санного поезда или тройки лошадей. Иным может быть начало праздников-игр в спасателей, путешественников, космонавтов: сигнал тревоги, который призывает всех сильных и смелых принять участие в спасении пострадавших от наводнения (от пожара, землетрясения и пр.) зверей.
Основная часть праздника, направленная на решение его главной задачи, наполняется соответствующим двигательным содержанием: играми, соревнованиями, аттракционами. Важно предусмотреть участие в них каждого ребенка. Если сценарий рассчитан на поочередное участие членов разных команд в играх, необходимо продумать, как обеспечить участие всех.
На празднике с ярко выраженной соревновательной направленностью важно своевременно оценивать выступление отдельных участников или команд. Для этого заранее выбирается жюри из трех-пяти человек и на видном месте размещается табло. Оно может быть традиционным или необычным (например, баскетбольные корзины, в которые забрасывают мячи - один за каждую победу команды). В конце заработанные командой очки или мячи подсчитываются. Другим вариантом подведения итогов может быть выстраивание башни из строительного материала: чья башня выше, тот и победил и т.п.
Подводить итоги необходимо и по ходу, и в конце праздника. После каждой игры-эстафеты, соревнования ведущий может сам подвести итог и оценить физические и морально-волевые качества команд в целом и отдельных игроков. Предоставить слово жюри разумнее после двух-трех конкурсов, чтобы не превращать праздник в сплошные выступления взрослых.
Кульминацией любого праздника является сюрпризный момент. Его содержание и время включения в ход праздника зависят от возраста участников и вида праздника. Чаще всего в качестве сюрпризного момента используются неожиданное появление сказочных персонажей (взрослые или старшие дети) и разыгрывание коротенького представления. Персонажи могут пригласить детей поиграть с ними, вместе разрешить проблему, с которой они столкнулись, научить их заниматься физкультурой. В любом случае представление должно быть зрелищным и веселым и сопровождаться музыкой, необычными звуками. Если праздник проводится в помещении, можно применить световые эффекты (внезапное отключение света, освещение места появления героя фонарями и т.п.).
Награждение должно проходить торжественно и весело. Вымпелы, эмблемы, сувениры можно разместить на самом почетном месте в группе (спортивный уголок, информационный стенд для родителей).
5.2 . Подвижные игры и физические упражнения на прогулке.
Правильная организация
двигательной деятельности ребенка в
повседневной жизни способствует улучшению
его психофизического здоровья. Целесообразное
чередование характера деятельности ребенка
предусматривает рациональное сочетание
интеллектуальной и физической активности,
что обеспечивает профилактику утомления
нервной системы, создает у ребенка жизнерадостное
настроение и оптимальную работоспособность.
(Методика физического воспитания в детском
саду;1956)
Совершенствование двигательных навыков
в повседневной жизни обеспечивает условия
для активизации самостоятельной двигательной
деятельности ребенка. Именно самостоятельное
«и творческое использование ребенком
двигательного опыта в физических упражнениях
и подвижных играх на прогулке способствует
развитию личностных и психофизических
качеств; повышает интерес к двигательной
деятельности, активизирует мыслительную
и эмоциональную сферу. Организация двигательной
деятельности должна проходить в дружелюбной,
радостной обстановке.
Подвижные игры и физические упражнения
проводятся педагогом в различное время
дня в соответствии с общепринятым режимом:
утром, в середине дня и на вечерней прогулке.
При распределении игр на день, неделю,
месяц и т.д. воспитатель планирует использование
многообразного двигательного материала,
его повторяемость и вариативность, обеспечивающие
систему совершенствования двигательных
навыков.
Организация двигательной и игровой деятельности
проводится с учетом режима дня, времени
и предыдущей деятельности ребенка. Умелое
сочетание отдыха и движения, различных
видов деятельности обеспечивает высокую
работоспособность ребенка в течение
дня.
При составлении календарного плана проведения
подвижных, спортивных игр и физических
упражнений следует принимать во внимание
время года, состояние погоды, необходимость
разнообразия движений и двигательных
действий. Педагог следит за тем, чтобы
ребенок не перегревался и не переохлаждался
во время прогулок.
Важную роль в активизации двигательной
деятельности играет спортивный инвентарь,
который устанавливается на участке или
выносится из группы в соответствии с
погодными условиями. Наличие должного
оборудования на участке создает условия
для совершенствования основных движений
(бега, ходьбы, лазания, метания, прыжков),
спортивных игр и упражнений, а также подвижных
игр.
Во время прогулки ребенок упражняется
в езде на велосипеде, ходьбе на лыжах,
катании на коньках; играет в настольный
теннис, бадминтон, кегли, баскетбол, городки,
лапту и др. Все эти игры проводятся в зависимости
от времени года и погодных условий.
В ежедневные прогулки следует обязательно
включать упражнения с мячом и различные
манипуляции с ним (т.е. овладение «школой
мяча»).
Особое внимание педагог уделяет развитию
самостоятельности и творчества ребенка
в его двигательной деятельности на прогулке,
благодаря чему у ребенка развивается
инициативность, повышаются навыки самоорганизации,
создаются оптимальные условия для самовыражения,
самореализации, совершенствования психофизических
и личностных качеств.
Выводы
Физкультурная минутка — кратковременные физические упражнения. Проводится в средней, старшей и подготовительной группах в перерыве между занятиями, а также в процессе занятий, требующих интеллектуального напряжения. Физкультурная минутка способствует смене позы и характера деятельности путем двигательной активности. Она снимает утомление, восстанавливает эмоционально-положительное состояние ребенка.
Физкультурные паузы - это форма кратковременного активного отдыха.
Физкультурные
паузы решают задачи по восстановлению
снижающегося в процессе занятий
уровня функционирования органов и
систем организма, восстановлению работоспособности
и как следствие уменьшению количества
ошибок профессиональных действий, снижению
травматизма, повышению качества труда,
а главное: организм выполняет работу
с меньшими затратами нервной и физической
энергии, с меньшим «износом», с меньшими
(возможными) негативными оценками различных
факторов.
Важнейший итог и значение праздника - радость от участия, победы, общения, совместной деятельности.
Основной же задачей
подвижных игр и физических упражнений
на прогулке - это развитие самостоятельности
и творчества ребенка в его двигательной
деятельности, благодаря чему у ребенка
развивается инициативность, повышаются
навыки самоорганизации, создаются оптимальные
условия для самовыражения, самореализации,
совершенствования психофизических и
личностных качеств. Целесообразное чередование
характера деятельности ребенка предусматривает
рациональное сочетание интеллектуальной
и физической активности, что обеспечивает
профилактику утомления нервной системы,
создает у ребенка жизнерадостное настроение
и оптимальную работоспособность.