Особенности методики проведения физкультурных занятий с дошкольниками старшего возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 16:28, курсовая работа

Краткое описание

Преимущественно, детям этого возраста следует давать упражнения для развития основных двигательных умений, приучать чувствовать ритм и темп, вырабатывать способность ориентироваться в пространстве и времени.

Задачи курсовой работы:
Определить общую характеристику физкультурных занятий .
Рассмотреть возрастные особенности детей дошкольного возраста.
Определить значение утренней гимнастики, физкультурных минуток и физкультурных пауз с детьми 6-7лет.
Выявить значение физкультурных праздников, подвижных игр и физических упражнений на прогулке с детьми 6-7 лет.
Определить способы контроля и критерии оценивания физического развития дошкольников.

Оглавление

Введение.................................................................................. 3 с.

Глава I. Общая характеристика физкультурных занятий………….4 с.

Глава II. Возрастные особенности детей дошкольного возраста……..6 с.

2.1 . Анатомо-физиологические особенности развития детей

дошкольного возраста……………………………………………………….7 с.

Глава III. Методика проведения основной формы занятия по физической культуре у детей дошкольного возраста............................................ с.

Глава IV. Методика проведение утренней гимнастики, физкультурных минуток и физкультурных пауз с детьми 6-7лет………………………. с.

4.1 . Утренняя гимнастика………………………………………………… с.

4.2 . Физкультурные минутки……………………………………………. с.

4.3 . Физкультурные паузы……………………………………………….. с.

Глава V. Методика проведение физкультурных праздников, подвижных игр и физических упражнений на прогулке с детьми 6-7 лет………… с.

5.1 . Физкультурные праздники………………………………………….. с.

5.2 . Подвижные игры и физические упражнения на прогулке………. с.

Выводы………………………………………………………………….. с.

Список литературы………………………………………………………… с.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 127.50 Кб (Скачать)

Длительность  праздника определяется возрастом участвующих: 45-50 минут для детей 4-5 лет; 60-90 минут для детей 6-7 лет. Если в празднике участвуют дети разного возраста и взрослые, то длительность участия детей определяется их психическими и физическими возможностями. Однако в любом случае праздник не должен длиться более 2 часов, иначе наступает утомление, снижающее интерес к происходящему.

При составлении плана-сценария праздника необходимо

• обеспечить постепенное возрастание физической и психической нагрузки;

•  предусмотреть чередование игр и соревнований с высокой физической нагрузкой и эмоциональным накалом и заданий, направленных на снятие напряжения;

•  чередовать массовые и индивидуальные игры и задания (если это возможно);

•  предусмотреть участие и оценку деятельности каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей;

• сочетать знакомые детям и вызывающие у них положительное эмоциональное состояние игры, задания с включением новых атрибутов, музыки, персонажей.

Наиболее интересной частью подготовительного этапа является изготовление атрибутов, плакатов, декораций, эмблем и призов для участников, пригласительных билетов для болельщиков и родственников. Такая работа вполне по силам старшим дошкольникам под руководством взрослого. Заметим, что необязательно приобретать дорогостоящие призы: ребенку важны не стоимость, а любовь и внимание, которые ему оказаны. Поэтому взрослые должны, прежде всего, знать индивидуальные особенности каждого участника, чтобы приз стал для него действительно ценным.

Особое внимание нужно уделить подбору музыки и подготовке средств ее трансляции. Музыкальное сопровождение обеспечивает соответствующий эмоциональный настрой, помогает синхронному выполнению физических упражнений, заполняет паузы, концентрирует внимание детей, сигнализирует о начале и конце игры-задания. Следует продумать музыкальное сопровождение физических упражнений (парад, комплекс ритмической или утренней гимнастики) и музыкальные заставки, фоновую музыку для аттракционов, сюрпризных моментов, награждения и т.д.

Структура праздника разнообразна и зависит от его вида. Условно ее можно разделить на три части.

Первая - вводная - часть может быть организована в форме парада участников с подъемом флага, зажиганием олимпийского факела. Хорошей традицией может стать массовая пробежка по территории детского сада всех участников и болельщиков, включая взрослых; неожиданное появление сказочных героев или зазывал, которые приглашают всех принять участие в массовых играх, аттракционах и потехах. Зимой праздник можно начать с движения длинного санного поезда или тройки лошадей. Иным может быть начало праздников-игр в спасателей, путешественников, космонавтов: сигнал тревоги, который призывает всех сильных и смелых принять участие в спасении пострадавших от наводнения (от пожара, землетрясения и пр.) зверей.

Основная часть праздника, направленная на решение его главной задачи, наполняется соответствующим двигательным содержанием: играми, соревнованиями, аттракционами. Важно предусмотреть участие в них каждого ребенка. Если сценарий рассчитан на поочередное участие членов разных команд в играх, необходимо продумать, как обеспечить участие всех.

На празднике  с ярко выраженной соревновательной направленностью важно своевременно оценивать выступление отдельных участников или команд. Для этого заранее выбирается жюри из трех-пяти человек и на видном месте размещается табло. Оно может быть традиционным или необычным (например, баскетбольные корзины, в которые забрасывают мячи - один за каждую победу команды). В конце заработанные командой очки или мячи подсчитываются. Другим вариантом подведения итогов может быть выстраивание башни из строительного материала: чья башня выше, тот и победил и т.п.

Подводить итоги необходимо и по ходу, и в конце праздника. После каждой игры-эстафеты, соревнования ведущий может сам подвести итог и оценить физические и морально-волевые качества команд в целом и отдельных игроков. Предоставить слово жюри разумнее после двух-трех конкурсов, чтобы не превращать праздник в сплошные выступления взрослых.

Кульминацией любого праздника является сюрпризный момент. Его содержание и время включения в ход праздника зависят от возраста участников и вида праздника. Чаще всего в качестве сюрпризного момента используются неожиданное появление сказочных персонажей (взрослые или старшие дети) и разыгрывание коротенького представления. Персонажи могут пригласить детей поиграть с ними, вместе разрешить проблему, с которой они столкнулись, научить их заниматься физкультурой. В любом случае представление должно быть зрелищным и веселым и сопровождаться музыкой, необычными звуками. Если праздник проводится в помещении, можно применить световые эффекты (внезапное отключение света, освещение места появления героя фонарями и т.п.).

Награждение должно проходить торжественно и весело. Вымпелы, эмблемы, сувениры можно разместить на самом почетном месте в группе (спортивный уголок, информационный стенд для родителей).

5.2 . Подвижные игры и физические упражнения на прогулке.

Правильная организация двигательной деятельности ребенка в повседневной жизни способствует улучшению его психофизического здоровья. Целесообразное чередование характера деятельности ребенка предусматривает рациональное сочетание интеллектуальной и физической активности, что обеспечивает профилактику утомления нервной системы, создает у ребенка жизнерадостное настроение и оптимальную работоспособность. (Методика физического воспитания в детском саду;1956) 
Совершенствование двигательных навыков в повседневной жизни обеспечивает условия для активизации самостоятельной двигательной деятельности ребенка. Именно самостоятельное «и творческое использование ребенком двигательного опыта в физических упражнениях и подвижных играх на прогулке способствует развитию личностных и психофизических качеств; повышает интерес к двигательной деятельности, активизирует мыслительную и эмоциональную сферу. Организация двигательной деятельности должна проходить в дружелюбной, радостной обстановке. 
Подвижные игры и физические упражнения проводятся педагогом в различное время дня в соответствии с общепринятым режимом: утром, в середине дня и на вечерней прогулке. 
При распределении игр на день, неделю, месяц и т.д. воспитатель планирует использование многообразного двигательного материала, его повторяемость и вариативность, обеспечивающие систему совершенствования двигательных навыков. 
Организация двигательной и игровой деятельности проводится с учетом режима дня, времени и предыдущей деятельности ребенка. Умелое сочетание отдыха и движения, различных видов деятельности обеспечивает высокую работоспособность ребенка в течение дня. 
При составлении календарного плана проведения подвижных, спортивных игр и физических упражнений следует принимать во внимание время года, состояние погоды, необходимость разнообразия движений и двигательных действий. Педагог следит за тем, чтобы ребенок не перегревался и не переохлаждался во время прогулок. 
Важную роль в активизации двигательной деятельности играет спортивный инвентарь, который устанавливается на участке или выносится из группы в соответствии с погодными условиями. Наличие должного оборудования на участке создает условия для совершенствования основных движений (бега, ходьбы, лазания, метания, прыжков), спортивных игр и упражнений, а также подвижных игр. 
Во время прогулки ребенок упражняется в езде на велосипеде, ходьбе на лыжах, катании на коньках; играет в настольный теннис, бадминтон, кегли, баскетбол, городки, лапту и др. Все эти игры проводятся в зависимости от времени года и погодных условий. 
В ежедневные прогулки следует обязательно включать упражнения с мячом и различные манипуляции с ним (т.е. овладение «школой мяча»). 
Особое внимание педагог уделяет развитию самостоятельности и творчества ребенка в его двигательной деятельности на прогулке, благодаря чему у ребенка развивается инициативность, повышаются навыки самоорганизации, создаются оптимальные условия для самовыражения, самореализации, совершенствования психофизических и личностных качеств.
 

 

Выводы 

  1. Под физкультурным  занятием понимается основная форма организованного обучения физическим упражнениям. На занятиях формируются навыки основных движений - ходьбы, бега, лазанья, прыжков, метания с постепенным их усложнением и повышением качественных характеристик от младшего к старшему возрасту.
  2. Возрастными особенностями детей дошкольного возраста являются: окостенение опорно-двигательного аппарата, формирование свода стопы, уменьшение частоты дыхания, процесс возбуждения преобладает над процессом торможения.
  3. Основная задача утренней гимнастики — перевести ребенка в бодрое состояние, активизировать и содействовать переходу к более интенсивной деятельности. Благодаря утренней гимнастике усиливаются все физиологические процессы — дыхание, кровообращение, обмен веществ, улучшается питание всех органов и систем, что создает условия для увеличения работоспособности. Двигательная активность приводит в деятельное состояние различные анализаторы.

Физкультурная минутка — кратковременные физические упражнения.            Проводится в средней, старшей и подготовительной группах в перерыве между занятиями, а также в процессе занятий, требующих интеллектуального напряжения. Физкультурная минутка способствует смене позы и характера деятельности путем двигательной активности. Она снимает утомление, восстанавливает эмоционально-положительное состояние ребенка.

Физкультурные паузы - это форма кратковременного активного отдыха.

Физкультурные паузы решают задачи по восстановлению снижающегося в процессе занятий  уровня функционирования органов и  систем организма, восстановлению работоспособности и  как следствие уменьшению количества ошибок профессиональных действий, снижению травматизма, повышению качества труда, а главное: организм выполняет работу с меньшими затратами нервной и физической энергии, с меньшим «износом», с меньшими (возможными) негативными оценками различных факторов. 
 

  1. Физкультурные праздники – это спортивное мероприятие, рассчитанное на детей дошкольного возраста. При подготовке и проведении физкультурно-спортивных праздников дети получают возможность проявлять активность, инициативу, самостоятельность, творчество, что благотворно влияет на развитие их способностей и личностных качеств.

Важнейший итог и значение праздника - радость от участия, победы, общения, совместной деятельности.

Основной же задачей подвижных игр и физических упражнений на прогулке - это развитие самостоятельности и творчества ребенка в его двигательной деятельности, благодаря чему у ребенка развивается инициативность, повышаются навыки самоорганизации, создаются оптимальные условия для самовыражения, самореализации, совершенствования психофизических и личностных качеств. Целесообразное чередование характера деятельности ребенка предусматривает рациональное сочетание интеллектуальной и физической активности, что обеспечивает профилактику утомления нервной системы, создает у ребенка жизнерадостное настроение и оптимальную работоспособность. 
 

  1. Основным  методом оценивания физического  развития детей является тестирование. Тесты по физической подготовленности позволяют определить физические качества (быстрота, сила, гибкость, выносливость, ловкость); сформированность  двигательных умений и навыков.

Информация о работе Особенности методики проведения физкультурных занятий с дошкольниками старшего возраста