Особенности методики проведения физкультурных занятий с дошкольниками старшего возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 16:28, курсовая работа

Краткое описание

Преимущественно, детям этого возраста следует давать упражнения для развития основных двигательных умений, приучать чувствовать ритм и темп, вырабатывать способность ориентироваться в пространстве и времени.

Задачи курсовой работы:
Определить общую характеристику физкультурных занятий .
Рассмотреть возрастные особенности детей дошкольного возраста.
Определить значение утренней гимнастики, физкультурных минуток и физкультурных пауз с детьми 6-7лет.
Выявить значение физкультурных праздников, подвижных игр и физических упражнений на прогулке с детьми 6-7 лет.
Определить способы контроля и критерии оценивания физического развития дошкольников.

Оглавление

Введение.................................................................................. 3 с.

Глава I. Общая характеристика физкультурных занятий………….4 с.

Глава II. Возрастные особенности детей дошкольного возраста……..6 с.

2.1 . Анатомо-физиологические особенности развития детей

дошкольного возраста……………………………………………………….7 с.

Глава III. Методика проведения основной формы занятия по физической культуре у детей дошкольного возраста............................................ с.

Глава IV. Методика проведение утренней гимнастики, физкультурных минуток и физкультурных пауз с детьми 6-7лет………………………. с.

4.1 . Утренняя гимнастика………………………………………………… с.

4.2 . Физкультурные минутки……………………………………………. с.

4.3 . Физкультурные паузы……………………………………………….. с.

Глава V. Методика проведение физкультурных праздников, подвижных игр и физических упражнений на прогулке с детьми 6-7 лет………… с.

5.1 . Физкультурные праздники………………………………………….. с.

5.2 . Подвижные игры и физические упражнения на прогулке………. с.

Выводы………………………………………………………………….. с.

Список литературы………………………………………………………… с.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 127.50 Кб (Скачать)

Национальный  государственный  Университет физической культуры, спорта и  здоровья им. П.Ф.Лесгафта.  
 

КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 
 
 
 
 

Курсовая  работа. 

Особенности методики проведения физкультурных занятий  с дошкольниками старшего возраста. 
 
 
 
 
 

                                                             Работу выполнил студент

                                                           Тренерского факультета

                                                               кафедры бокса группы 207

                                                            Облов Роман Сергеевич 

    Работу проверила  доцент

    Кафедры теории и методики

    физической  культуры

    Латышева Наталья  Евгеньевна 
     
     
     
     
     
     

Санкт-Петербург

2012 
 

План  работы 

Введение.................................................................................. 3 с.

Глава I. Общая характеристика физкультурных занятий………….4 с.

Глава II. Возрастные особенности детей дошкольного возраста……..6 с.

2.1 . Анатомо-физиологические особенности развития детей

дошкольного возраста……………………………………………………….7 с.

Глава III. Методика проведения основной формы занятия по физической культуре у детей дошкольного возраста............................................ с.

Глава IV. Методика проведение утренней гимнастики, физкультурных минуток и физкультурных пауз с детьми 6-7лет………………………. с.

4.1 . Утренняя  гимнастика…………………………………………………  с.

4.2 . Физкультурные  минутки……………………………………………. с.

4.3 . Физкультурные  паузы……………………………………………….. с.

Глава V. Методика проведение физкультурных праздников, подвижных игр и физических упражнений на прогулке с детьми 6-7 лет………… с.

5.1 . Физкультурные  праздники………………………………………….. с.

5.2 . Подвижные  игры и физические упражнения  на прогулке………. с.

Выводы………………………………………………………………….. с.

Список  литературы………………………………………………………… с. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                   Введение 

  Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию физического и психического состояния человека, особенно детей начиная с самого раннего возраста, и соответствовать этим требованиям могут только здоровые дети. В связи с этим, проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна.

 

Известно, что  дошкольный и младший школьный возраст  являются решающими в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. В этот период идёт интенсивное развитие органов и систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим.

 

 Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культуры и спортом.

Под воздействием физического воспитания - укрепляется  здоровье, формируется осанка, улучшается физическое развитие, формируются двигательные навыки, развиваются физические качества и создаются условия для умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания.

 

Для успешного  физического воспитания детей дошкольного  возраста необходимо учитывать физиологические  особенности организма. Знание особенностей детского организма позволяет правильно  распределить нагрузку и определить дозировку упражнений.

 

У детей дошкольного  возраста происходит быстрое развитие и совершенствование двигательного  анализатора. Условные рефлексы вырабатываются быстро, но закрепляются не сразу. 

  Преимущественно, детям этого возраста следует давать упражнения для развития основных двигательных умений,  приучать чувствовать ритм и темп, вырабатывать способность ориентироваться в пространстве и времени. 

Задачи курсовой работы:

  1. Определить общую характеристику физкультурных занятий .
  2. Рассмотреть возрастные особенности детей дошкольного возраста.
  3. Определить значение  утренней гимнастики, физкультурных минуток и физкультурных пауз с детьми 6-7лет.
  4. Выявить значение   физкультурных праздников, подвижных игр и физических упражнений на прогулке с детьми 6-7 лет.
  5. Определить способы контроля и критерии оценивания физического развития дошкольников.
 

Глава I. Общая характеристика физкультурных занятий. 

Глава II. Возрастные особенности детей дошкольного возраста 

  Дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется человеческая личность и закладываются прочие основы физического здоровья.

  Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем (В.А.Шишкина,1992).    

  Основой комплексного воспитательного воздействия является знание и учет возрастных особенностей развития ребенка. Это очень важно в отношении детей дошкольного возраста, так как в период от 3 до 7 лет интенсивно протекают рост и развитие организма, процессы морфологического и функционального совершенствования его отдельных органов и систем. Предпосылками нормального роста и развития детей являются режим, физическое воспитание, питание, оптимальные условия внешней среды. 

2.1 . Анатомо-физиологические особенности развития детей дошкольного возраста

Рост  и развитие детей дошкольного возраста подчиняются общим закономерностям живой материи и происходят в тесном взаимодействии с внешней средой.

За первый год жизни рост ребенка увеличивается примерно на 25 см. К 5 годам он удваивается по сравнению с первоначальным.

    Масса тела ребенка на первом году жизни утраивается по сравнению с массой при рождении. После года отмечаются прибавки на каждом году жизни по 2—2,5 кг. К 6—7 годам она удваивается по сравнению с показателями годовалого ребенка.

     Окружность грудной клетки при рождении  32-34 см. В течение первых 3-4 месяцев жизни она увеличивается на 2,5 -3 см в месяц, затем прирост ее снижается. В конце года она составляет около 0,4-0,5 см в месяц, за первый год окружность грудной клетки увеличивается на 12-15 см.

Примерно  также происходит увеличение грудной клетки за весь остальной период дошкольного возраста.

     Величина окружности грудной клетки зависит от физического развития и подготовленности ребенка.

Окружность  головы при рождении ребенка примерно 34—35 см. В течение первых 9 месяцев она увеличивается на 3—3,5 см в квартал.

В дальнейшем ее рост резко замедляется, возрастая  в течение 2— 3 года жизни на 1—1,5 см в год (Э.Я.Степаненкова, 2001). Изменение окружности головы в раннем возрасте определяется увеличением массы головного мозга. Под воздействием физических упражнений улучшается не только физическое развитие ребенка, его телосложение, но и развитие, и совершенствование массы головного мозга.

     Костная система ребенка богата хрящевой тканью. Кости его мягкие, гибкие, недостаточно прочные, поэтому они легко поддаются как благоприятным, так и неблагоприятным воздействиям. Эти особенности костной системы требуют внимания педагогов к подбору физических упражнений, мебели, одежды и обуви в соответствии с функциональными и возрастными возможностями ребенка.

     Окостенение опорно-двигательного аппарата начинается с 2— 3 лет. Оно происходит постепенно в течение всего дошкольного возраста. В этот период формируются изгибы в шейном, грудном, поясничном отделах позвоночника. Физиологическое развитие позвоночника играет жизненно важную роль и влияет на формирование правильной осанки, техники движений, состояние внутренних органов, дыхательную и нервную системы. 8-образный изгиб позвоночника предохраняет скелет от травм при выполнении физических упражнений.

     В дошкольном возрасте происходит формирование свода стопы. Оно начинается на первом году жизни и интенсивно продолжается с освоением ребенком ходьбы весь дошкольный период.

В укреплении свода стопы важнейшую роль играют физические упражнения. Важно также подобрать ребенку соответствующую обувь.

     Развитие костной системы скелета тесно связано с развитием мускулатуры, сухожилий, связочно-суставного аппарата.

     Мышечная система у ребенка дошкольного возраста развита недостаточно, она составляет около 25% массы тела. По мере развития движений ребенка увеличиваются масса и сократительная способность мышечной ткани. Под воздействием физических упражнений происходит увеличение силы мышц.

     В дошкольном возрасте у ребенка мышцы-сгибатели развиты больше, чем разгибатели, поэтому часто его движения и осанка бывают неправильными: сутулая спина, опущенная голова, сведенные плечи и т.д. К 5 годам увеличивается мышечная масса, нарастает мускулатура нижних конечностей, увеличиваются сила и работоспособность мышц. Сила мышц увеличивается с 3,5 — 4кг в младшем дошкольном возрасте (3 — 4 года) до 13 — 15кг к 7 годам. С 4 лет появляются различия в показателях у мальчиков и девочек. Значительно увеличивается становая сила — сила мышц туловища.

Она увеличивается  к 7 годам до 32—34 кг по сравнению  с 15—17 кг 3—4 года.     Статическое состояние мышц называется мышечным тонусом. В первые месяцы жизни у ребенка преобладает тонус мышц-сгибателей над разгибателями. В раннем возрасте мышечный тонус уменьшается под воздействием гимнастики и массажа.

     Мышечный тонус в дошкольном возрасте имеет большое значение для формирования правильной осанки. Мышечный тонус туловища создает естественный «мышечный корсет». С годами у ребенка укрепляются мышцы спины и живота. Это является результатом, как регуляторного функционирования центральной нервной системы, так и положительным воздействием физических упражнений. При систематических занятиях физическими упражнениями, при повышении мышечной нагрузки у детей от 4 до 7 лет происходит более интенсивное развитие двигательных качеств и повышение уровня физической подготовленности.   

 С возрастом отмечается увеличение тонуса напряжения мышц спины и живота, что является результатом не только улучшения регуляторной функции центральной нервной системы, но и положительного влияния тренировки физическими упражнениями.

     По мере того, как улучшается мышечный тонус, совершенствуется рефлекторная регуляция расслабления и напряжения отдельных групп мышц, которые придают телу определенную позу, у ребенка вырабатывается осанка.

     В дошкольном возрасте сердечно-сосудистая система претерпевает морфологические и функциональные изменения. Масса сердца увеличивается с 70,8г  у 3—4-летнего до 92,3г — у 6—7-летнего. Увеличивается сила сердечных сокращений, повышается работоспособность сердца.

     С возрастом поднимается артериальное давление: на первом году жизни оно составляет 80/55 — 85/60 мм рт.ст., а в возрасте 3—7 лет оно уже в пределах 80/50— 110/70 мм рт.ст.

     По мере развития ребенка уменьшается частота дыхания: к концу первого года жизни она равна 30—35 в минуту, к концу третьего —25 — 30, а в 4—7 лет — 22—26. У ребенка нарастают глубина дыхания и легочная вентиляция. Это свидетельствует о расширении двигательных возможностей детей. В процессе развития у ребенка увеличиваются морфологические и функциональные возможности: повышается тренированность мышц, работоспособность, совершенствование организма.

     В процессе возрастного развития ребенка установлены критические этапы совокупности морфологических и функциональных особенностей, отличных от смежных возрастов.

   Центральная нервная система. Развитие высшей нервной деятельности у детей внешне проявляется их поведением, психическими реакциями, овладением культурно-гигиеническими навыками, статическими и двигательными.

Информация о работе Особенности методики проведения физкультурных занятий с дошкольниками старшего возраста