Особенности методики проведения физкультурных занятий с дошкольниками старшего возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 16:28, курсовая работа

Краткое описание

Преимущественно, детям этого возраста следует давать упражнения для развития основных двигательных умений, приучать чувствовать ритм и темп, вырабатывать способность ориентироваться в пространстве и времени.

Задачи курсовой работы:
Определить общую характеристику физкультурных занятий .
Рассмотреть возрастные особенности детей дошкольного возраста.
Определить значение утренней гимнастики, физкультурных минуток и физкультурных пауз с детьми 6-7лет.
Выявить значение физкультурных праздников, подвижных игр и физических упражнений на прогулке с детьми 6-7 лет.
Определить способы контроля и критерии оценивания физического развития дошкольников.

Оглавление

Введение.................................................................................. 3 с.

Глава I. Общая характеристика физкультурных занятий………….4 с.

Глава II. Возрастные особенности детей дошкольного возраста……..6 с.

2.1 . Анатомо-физиологические особенности развития детей

дошкольного возраста……………………………………………………….7 с.

Глава III. Методика проведения основной формы занятия по физической культуре у детей дошкольного возраста............................................ с.

Глава IV. Методика проведение утренней гимнастики, физкультурных минуток и физкультурных пауз с детьми 6-7лет………………………. с.

4.1 . Утренняя гимнастика………………………………………………… с.

4.2 . Физкультурные минутки……………………………………………. с.

4.3 . Физкультурные паузы……………………………………………….. с.

Глава V. Методика проведение физкультурных праздников, подвижных игр и физических упражнений на прогулке с детьми 6-7 лет………… с.

5.1 . Физкультурные праздники………………………………………….. с.

5.2 . Подвижные игры и физические упражнения на прогулке………. с.

Выводы………………………………………………………………….. с.

Список литературы………………………………………………………… с.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 127.50 Кб (Скачать)

Основная функциональная цель — отвлечься от основной деятельности, переключиться на иной ее характер, дать небольшой отдых нервной  системе и группам мышц (органам, глазам), подвергавшихся воздействию  нагрузки.

Физкультурные паузы способствует восстановлению снижающегося в процессе занятий уровня функционирования органов и систем организма, восстановлению работоспособности и  как следствие уменьшению количества ошибок профессиональных действий, снижению травматизма, повышению качества труда, а главное: организм выполняет работу с меньшими затратами нервной и физической энергии, с меньшим «износом», с меньшими (возможными) негативными оценками различных факторов.

Выделяют два  типа физкультурной паузы: активную — с достаточно высоким темпом упражнений их разнообразием, широкой амплитудой, и пассивную — с ограниченными перемещениями и движениями больше расслабляющего характера. Выбор того или иного варианта обусловлен и особенностями трудовой деятельности и состоянием человека в данный момент. Причем, если наблюдается относительно высокая степень утомления, это вовсе не означает, что следует использовать пассивный вариант. Вполне возможно, что восстановление произойдет как раз за счет применения активных упражнений. Но при этом следует учитывать, что оно может осуществиться за счет включения резервных возможностей организма, и поэтому улучшение окажется кратковременным, а затем произойдет довольно резкое и существенное снижение работоспособности, для восстановления потребуется достаточно продолжительное время и применение комплекса мероприятий.

Для снятия напряжения и укрепления мышц кистей следует  выполнять упражнения для сгибания и выпрямления рук, сжимания и  разжимания пальцев и кулак, потряхивание кистями, круговые вращения кистей и др. Для мышц туловища полезно включать упражнения типа потягивания с глубоким дыханием, всевозможные наклоны (особенно вперед и назад), повороты, и круговые движения (вращения). В упражнения для ног включают приседания, махи, подскоки, прыжки па скакалке и др. (примерные упражнения приведены в разделе «Развитие физических качеств»).

Основы физиологического обоснования эффективности применения физкультурных пауз лежат в трудах выдающихся отечественных ученых: Введенского  Н. Е., Виноградова М. П., Крестовникова А. Н., Маршака И. Е., Павлова И. П., Сеченова И. М., Ухтомского А. А. и многих других. 
 

Глава V. Методика проведение физкультурных праздников, подвижных игр и физических упражнений на прогулке с детьми 6-7 лет.

Методика и  организация физкультурных занятий предусматривает проведение их с детьми 6 - 7 лет. В процессе ежедневного проведения физкультурных праздников, подвижных игр и физических упражнений на прогулке расширяется двигательный опыт детей, совершенствуется имеющиеся навыки в основных движениях; развиваются ловкость, быстрота, выносливость; формируется самостоятельность, активность, положительное взаимодействие со сверстниками.

Основой успешного  обучения является правильно составленная педагогом программа, в которой  каждое разучиваемое последующее движение опирается на предыдущие умения.

На физкультурных  занятиях для выполнения предлагаются разнообразные движения, это позволяет  обеспечить всестороннее физическое развитие детей, поддерживать высокую работоспособность  детского организма и сохранить интерес к двигательной деятельности, вызывая достаточную для усвоения активность занимающихся.

Для удовлетворения потребности растущего организма  в движениях, развития физических качеств, содействия укреплению различных органов  и систем на занятиях должны быть обязательно физические упражнения", дающие высокую физическую нагрузку, и они должны сочетаться с двигательными действиями средней и низкой интенсивности. Успешному усвоению техники выполнения сложных движений содействует наличие подводящих упражнений, которые могут включаться в вводную часть или в комплекс общеразвивающих упражнений.

Важным является создание в дошкольных учреждениях  условий для проведения занятий  на открытом воздухе. Для этого используются спортивные и групповые площадки, дорожки на территории дошкольного учреждения и вокруг здания. В межсезонье используются площадки и дорожки с твердым покрытием (асфальтированные). В детском саду должна быть создана спортивная площадка с твердым покрытием (асфальтовым, резинобитумным или деревянным). Вокруг площадки нужно разместить гимнастическую стенку с 8 - 10 пролетами, 4 - 6 гимнастических бревен, 4 гимнастические скамейки, 6 - 8 мишеней, для бросков, яму с песком для прыжков; иметь в достаточном количестве мячи, скакалки, обручи и другие физкультурные пособия. Все это позволит повысить эффективность занятий, сделать их более интересными.

Для обеспечения  закаливания детского организма  при проведении физкультурных занятий  на воздухе большое значение имеет  подбор правильной одежды и обуви  детей.

Таким образом, физкультурно-оздоровительные занятия  для дошкольников, такие как  физкультурные  праздники, подвижные игры и физические упражнения на прогулке должны быть разнообразны, включать упражнения и игровые задания  с элементами мышечной и психической релаксации. 

5.1 . Физкультурные праздники.

Физкультурные праздники  – это спортивное мероприятие, рассчитанное на детей дошкольного возраста.

Праздник - это  всегда радость, веселье. Одно только его  ожидание способно вызвать у ребенка положительные эмоции, отвлечь от «ухода» в болезнь (В.Л. Страковская).

В дошкольном возрасте у ребенка формируются основные движения. Физическая активность развивает  у деток быструю реакцию, гибкость и ловкость, улучшает  память и внимание, расширяет видение окружающего мира.  Полученные в детстве двигательные навыки, в дальнейшем могут помочь и в игре, и в жизни. Праздники необходимы для укрепления здоровья детей, развития у них командного духа и выносливости. Ребята с удовольствием принимают участие в подобных мероприятиях, так как любят много бегать, прыгать и веселится.

При подготовке и проведении физкультурно-спортивных праздников дети получают возможность проявлять активность, инициативу, самостоятельность, творчество, что благотворно влияет на развитие их способностей и личностных качеств.

Важнейший итог праздника - радость от участия, победы, общения, совместной деятельности. Подвижные игры, составляющие основное содержание любого физкультурно-спортивного праздника, в большей степени, чем другие формы организации двигательной деятельности, адекватны потребностям ребенка в движении и способствуют его гармоническому физическому развитию, воспитанию ловкости, быстроты, координации движений, важнейших морально-волевых и дружеских качеств.

В ходе любого праздника осуществляется комплексное решение целого ряда задач, способствующих гармоничному развитию ребенка, но одновременно ставится главная задача, в соответствии с которой подбирают тематику и содержание, определяют методы и приемы работы.

Формировать здоровый образ жизни. Это тематические праздники типа «Солнце, воздух и вода - наши верные друзья», «Праздник чистюль», «Приключения Не-болейки», «В гостях у Айболита» и т.п. Правильно подобранные тематические подвижные игры и упражнения в сочетании с текстом, поединки детей с врагами здоровья (лень, обжорство, страхи и т.п.) позволяют формировать положительное отношение к закаливанию, физкультуре, гигиеническим процедурам, режиму дня.

Воспитывать стойкий интерес к физкультуре и спорту, к личным достижениям, к спортивным событиям нашей страны и всего мира. Характерными особенностями этих праздников является включение в их программу игр с элементами командного и личного соревнования и эстафет. Немаловажная роль отводится также подбору познавательного материала, направленного на систематизацию знаний детей о видах спорта, олимпийском  движении. Тематика таких праздников разнообразна: «Олимпийцы среди нас», «Путешествие в Спортландию», «Веселые старты».

Развивать творческую активность, инициативу, коммуникативные способности. Хорошо продуманная мотивация действий (оказание помощи героям, поиск клада, демонстрация своей удали и закалки), взаимосвязанные задания-испытания делают этот праздник весьма привлекательным для детей 6-7 лет. Их деятельность в этом случае менее регламентирована: они сами находят выход из критической ситуации, вступают в противоборство с силами зла, стихией природы, сюрпризами погоды. Тематика определяется интересами детей и  возможностями взрослых.

Демонстрировать спортивные достижения. Такой праздник обычно совмещается с итоговыми событиями в жизни детей: окончание учебного года, выпуск из детского сада («Какими мы стали», «Вырастайка») - или сезонными изменениями: конец зимы, лета («Лыжные соревнования», «Велосипедные гонки», «Праздник русалок»).

Воспитывать нравственные качества. Такие праздники особенно значимы для разновозрастных и разнополых коллективов, в которых создаются благоприятные условия для формирования дружеских взаимоотношений между детьми и гуманного отношения ко всему живому. Игровая деятельность, направленная на формирование готовности и умений прийти друг другу на помощь или выручить из опасной ситуации, является непременным компонентом содержания этих праздников. Как правило, их сюжет развивается в двух направлениях: с одной стороны, все дети объединяются одной целью (помочь попавшему в беду герою-персонажу, вступив в противоборство с силами зла); с другой - дети делятся обычно на две и более команд (моряки-путешественники и аборигены, земляне и пришельцы, люди, животные и птицы) и включаются в совместную борьбу с общими врагами (зло, страхи, жестокость, зависть).

Комбинированный. Строится на основе сочетания разных видов физических упражнений: гимнастики, подвижных и спортивных игр, спортивных упражнений. Его преимуществом является возможность привлечения детей 6-7 лет к соревновательной деятельности с элементами спорта, а младших и средних дошкольников - к выполнению простейших гимнастических упражнений и участию в подвижных играх и забавах.

На основе спортивных игр (проведение между параллельными группами чемпионата по футболу, баскетболу, хоккею и т.д.). Такой праздник можно организовать в том случае, если дети достаточно хорошо владеют техникой игры и знакомы с ее правилами. Чтобы привлечь к участию в нем всех детей, можно в перерывах между таймами организовать танцевальные выступления девочек и игры для болельщиков. Если уровень двигательной подготовленности детей недостаточно высок, то праздник может принять форму соревнований между командами на скорость и качество выполнения отдельных элементов спортивных игр (вести мяч и забросить его в корзину; дольше продержать теннисный мяч на ракетке; забить волан ракеткой в круг и т.п.). Можно также включить в праздник игры-эстафеты и игры с элементами индивидуальных и коллективных соревнований.

На основе спортивных упражнений. Такие праздники организуются на основе объединения нескольких сезонных видов спорта (например, ходьба на лыжах, катание на санках зимой или катание на велосипеде, роликах, самокатах летом). В содержание праздника могут быть включены спортивные упражнения одного вида (например, плавание).

На основе подвижных игр, аттракционов, забав. Это наиболее распространенный вид праздника. Он не требует сложного инвентаря, специально оборудованной площадки (его можно провести на полянке или утрамбованной дорожке). Универсальность праздника заключается в том, что к участию в нем можно привлечь детей всех возрастов и взрослых.

  Сюжетные. Выполнение двигательных заданий осуществляется в соответствии с рассказом ведущего, а все игры и упражнения связываются единой темой и идеей.

По месту проведения праздники делятся:

• на спортивной площадке или стадионе;

• в природных условиях (в лесу, у водоема, в парке);

• в спортивном зале;

• в бассейне.

Участниками праздника  могут быть дети от 5 до7 лет и взрослые. Он, как правило, строится на подвижных играх, аттракционах и забавах, в которых (поочередно или небольшими одновозрастными группами) участвуют все дети, а в массовых играх, хороводах и танцах одновременно принимают участие все желающие.

 Праздник может быть организован на основе объединения детей одного возраста или близких по возрасту. Если он строится на играх с элементами соревнования или спортивных играх, то участниками являются дети 6-7 лет. Если это праздник-развлечение, в котором преобладают сюжетные игры и музыкальные сюрпризы, участниками могут стать дети 4-5 лет.

  Праздник можно провести как веселое соревнование, в котором участвуют родители, бабушки, дедушки, братья и сестры. Определяются общие и отдельные игровые задания и массовые шуточные эстафеты, (задание — проползти между ног своих братьев и сестер) и бабушки (задание - как можно быстрее одеть своего внука).

Подготовка к празднику - это составление сценария, распределение ролей и обязанностей между участниками, подбор музыкального сопровождения, оформление площадки или зала, подготовка спортивной формы, эмблем, приглашений и т.п. Возглавлять подготовительную работу может инструктор по физической культуре или воспитатель. Весьма ощутимую помощь способны оказать старшие братья и сестры, родители. Организаторы праздника определяют его вид в зависимости от сезона, возраста участвующих, наличия инвентаря, интересов детей.

Информация о работе Особенности методики проведения физкультурных занятий с дошкольниками старшего возраста