Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 22:51, реферат
Жизнь человека — постоянное и активное взаимодействие с окружающей средой, которое невозможно без сложных и совершенных органов чувств. И важнейшим из них является зрение. Благодаря ему мы различаем разнообразные предметы, правильно определяем их местоположение в пространстве, воспринимаем богатейшую гамму цветовых оттенков.
Подсчитано, что 95% информации о внешнем мире мы получаем теперь благодаря зрению. Ослабление зрения лишает человека полноты представлений об окружающем мире, затрудняет его познание, ограничивает выбор профессии.
Введение
1. Краткая характеристика заболевания
Миопия (близорукость)
Причины возникновения близорукости
Коррекция, профилактика и лечение миопии
2. Особенности физкультуры при близорукости
Показания к применению ЛФК при миопии
Задачи ЛФК
Комплекс упражнений
Физкультура при слабой степени близорукости
Физкультура при средней степени близорукости
Физкультура при высокой степени близорукости
Заключение
Список используемой литературы
Введение
1. Краткая характеристика заболевания
Миопия (близорукость)
Причины возникновения близорукости
Коррекция, профилактика и лечение миопии
2. Особенности физкультуры при близорукости
Показания к применению ЛФК при миопии
Задачи ЛФК
Комплекс упражнений
Физкультура при слабой степени близорукости
Физкультура при средней степени близорукости
Физкультура при высокой степени близорукости
Заключение
Список используемой литературы
Жизнь человека — постоянное и активное взаимодействие с окружающей средой, которое невозможно без сложных и совершенных органов чувств. И важнейшим из них является зрение. Благодаря ему мы различаем разнообразные предметы, правильно определяем их местоположение в пространстве, воспринимаем богатейшую гамму цветовых оттенков.
Подсчитано, что 95% информации о внешнем мире мы получаем теперь благодаря зрению. Ослабление зрения лишает человека полноты представлений об окружающем мире, затрудняет его познание, ограничивает выбор профессии.
Одна из причин ухудшения зрения — близорукость. За последние десятилетия число лиц, страдающих близорукостью, значительно возросло. Люди в очках стали неотъемлемой приметой современной жизни: всего в мире очки носят около 1 миллиарда человек. Близорукость присуща в основном молодым. Так, по данным разных авторов, близорукость у школьников колеблется от 2,3 до 16,2% и более. У студентов вузов этот процент ещё выше.
Проблема близорукости до недавнего времени была изучена недостаточно. За рубежом ею занимаются мало, так как бытует мнение, что близорукость — наследственное заболевание и лечению почти не поддаётся. Российские офтальмологи опровергли это мнение. Сейчас многие научные учреждения нашей страны изучают пути профилактики возникновения и прогрессирования близорукости.
1. Краткая характеристика заболевания
Первое упоминание о близорукости встречается у Аристотеля (384 - 322 гг. до н.э.). Он отметил, что при слабости щурящегося глаза к нему подносят близко то, что хотят увидеть. У Аристотеля впервые встречается и слово «миопс», означавшее «закрывать глаза, мигая», от которого произошел современный термин «миопия».
Миопия (близорукость)
Близорукость, миопия (от греч. «мио» — щуриться и «опсис» — взгляд, зрение), - один из недостатков рефракции глаза, в результате чего люди, страдающие им, плохо видят отдалённые предметы.
Миопия чаще всего развивается в школьные годы, а также во время учёбы в средних и высших учебных заведениях и связана главным образом с длительной зрительной работой на близком расстоянии (чтение, письмо, черчение), особенно при неправильном освещении и плохих гигиенических условиях.
Принято выделять три степени миопии:
слабую - до 3,0 диоптрий
среднюю - 6,0 диоптрий
высокую - свыше 6,0 диоптрий
В настоящее время считается окончательно доказанным, что близорукость чаще возникает у лиц с отклонениями в общем состоянии здоровья. По данным Т. С. Смирновой (1976), среди детей, страдающих близорукостью, число практически здоровых в два раза меньше, чем среди всей группы обследованных школьников. Отмечается связь близорукости с простудными, хроническими и тяжёлыми инфекционными заболеваниями. У близоруких детей чаще, чем у здоровых, встречаются изменения опорно-двигательного аппарата - нарушение осанки, сколиоз, плоскостопие. Это связано с неправильной позой при чтении и письме, а также быстрым утомлением мышц шеи и спины. Нарушение осанки, в свою очередь, ухудшает состояние внутренних органов и систем, особенно дыхательной и сердечно-сосудистой.
С помощью зрения человек получает 90% процентов информации. Поэтому сохранить зрение ещё с детства чрезвычайно важно. Резкое ослабление зрения лишает человека полноты представлений об окружающем мире, ограничивает выбор профессий, видов спорта, снижает двигательную активность, умственную и физическую работоспособность. Значение зрения для всех сторон человеческой деятельности неизмеримо, будь то учеба, работа, спорт или повседневная жизнь.
Причины возникновения близорукости:
1. Генетический, несомненно, имеющий большое значение, так как у близоруких родителей часто бывают близорукие дети.
2. Неблагоприятные условия внешней среды, особенно при длительной работе на близком расстоянии. Это профессиональная и школьная миопия, особенно легко формирующаяся, когда развитие организма не завершено.
3. Первичная слабость аккомодации, приводящая к компенсаторному растяжению глазного яблока.
4. Несбалансированное напряжение аккомодации и конвергенции, вызывающее спазм аккомодации и развитие ложной, а затем и истинной миопии.
5. Неблагоприятные условия зрительной работы:
· чрезмерная нагрузка на глаза, перенапряжение глаз;
· чтение в движущемся транспорте, в темноте, в лежачем положении;
· многочасовое сидение за компьютером, телевизором;
· недостаточное освещение;
· неправильная посадка во время чтения, письма
6. Ослабление организма в результате неправильного питания, переутомления, ряда заболеваний, таких, как: нарушение опорно-двигательной системы: плоскостопие, сколиоз и т.д.; аллергические и инфекционные заболевания: корь, скарлатина, дифтерия; родовые травмы; травмы головного мозга; заболевания носоглотки и полости рта: тонзиллит, гайморит, аденоиды; рахит; общее снижение иммунитета.
При современном уровне развития офтальмологии нет единой, достаточно обоснованной научной концепции развития миопии. Участие приведенных выше факторов следует считать достаточно вероятным, но убедительных данных о преимущественном значении какого либо из них нет. По-видимому, разные виды миопии имеют различное происхождение
Коррекция, профилактика и лечение миопии
Коррекцию миопии осуществляют с помощью рассеивающих стекол. При назначении очков за основу принимают степень миопии, которую характеризует самое слабое минусовое стекло, дающее наилучшую остроту зрения. Во избежание применения минусовых стекол при ложной миопии рефракцию в детском и юношеском возрасте определяют в состоянии медикаментозной циклоплегии. При прогрессировании близорукости более чем на 1 дптр в год рекомендуются склероукрепляющие операции.
Профилактика. Устраняют ложную близорукость и предупреждают истинную. Рекомендуются общие меры по укреплению организма ребенка, ограничение зрительной нагрузки и правильное чередование труда и отдыха, своевременное применение склеропластических операций, систематические профилактические проверки остроты зрения.
Хирургические вмешательства при миопии
Хирургическое лечение миопии в настоящее время получило широкое распространение. Исследования в этой области проводятся в двух основных направлениях: укрепление растягивающегося заднего сегмента глазного яблока и уменьшение преломляющей силы глаза.
Хирургические вмешательства при миопии любой степени сложности производят на хрусталике, роговой оболочке и склере.
Что касается близорукости высокой степени, то при ней основная задача предупредить ее прогрессирование и развитие осложнений. Важную роль в этом играют склеропластические операции. Операция склеропластики проводится под местной капельной анестезией, путем введения трансплантатов к заднему полюсу глазного яблока, швы при этом не накладываются.
Эффект склеропластики при близорукости состоит в прекращении или резком замедлении прогрессирования миопии, а также в небольшом уменьшении степени миопии и повышении остроты зрения.
2. Особенности физкультуры при близорукости
Физическая культура, подвижные игры на свежем воздухе, спорт должны занять важное место в комплексе мер по профилактике близорукости и её прогрессирования, поскольку физические упражнения способствуют как общему укреплению организма и активизации его функций, так и повышению работоспособности глазных мышц, укреплению склеры глаза.
Занятия специальными упражнениями, рекомендуемые близоруким, можно выполнять самостоятельно в домашних условиях, на природе, во время отдыха, некоторые из них можно включать в комплекс производственной гимнастики. Необходимо строго следить, чтобы упражнения были подобраны правильно: с учётом возраста, пола, состояния здоровья, физической подготовленности, степени близорукости, состояния глазного дна. Упражнения общеразвивающего характера обязательно необходимо сочетать с гимнастикой для глаз.
Главная цель занятий физкультурой - это укрепление здоровья, повышение уровня физического развития и физической подготовленности, профилактика прогрессирования близорукости. При этом не следует забывать о режиме труда и отдыха, полноценном и сбалансированном питании, а также о других гигиенических средствах.
Рекомендуется следующие формы самостоятельных занятий:
1. Утренняя гигиеническая гимнастика.
2. Лечебная гимнастика (гимнастика для глаз).
3. Занятия физкультурой по избранной программе.
4. Физкультурная пауза во время работы или учёбы.
5. Элементы самомассажа.
6. Закаливание организма.
Показания к применению ЛФК при миопии
Лечебная физическая культура (ЛФК) показана всем лицам, имеющим прогрессирующую приобретенную и не осложненную отслойкой сетчатки близорукость любой степени. Возраст не является лимитирующим моментом, однако наиболее эффективна ЛФК у детей. Чем раньше назначают ЛФК при миопии и чем меньше степень близорукости, тем выше эффективность метода.
При врожденной близорукости применение ЛФК малоэффективно.
Противопоказано лечение ЛФК при угрозе отслоения сетчатки.
Задачи ЛФК
1. общее укрепление организма;
2. активация функции дыхательной и сердечно-сосудистой систем;
3. укрепление мышечно-связочного аппарата;
4. улучшение кровоснабжения тканей глаза;
5. укрепление мышц системы глаза.
Включают дыхательные упражнения, а также упражнения для укрепления мышц шеи и спины с целью улучшения функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательных систем, а также укрепления мышечного корсета, мышц шеи и спины, ослабленных неправильной позой при зрительной работе (резко наклоненная голова, сутулая спина). В комплексе лечебных и профилактических мер поза человека при работе имеет большое значение. Положение тела считается правильным, когда линия центра тяжести пересекает скамью позади тазобедренного сустава, голова несколько наклонена вперед, глаза находятся на расстоянии длины предплечья и кисти с вытянутыми пальцами от книги, лежащей на столе, плечевой пояс сохраняет горизонтальное положение, туловище отодвинуто от края стола на 3-5 см.
Комплекс упражнений
Приведённые ниже специальные физические упражнения необходимо выполнять с целью профилактики появления и прогрессирования близорукости не реже 3 - 4 раз в неделю.
Исходное положение - стоя у стенки.
1. Посмотреть строго вверх, перевести взгляд вниз (6-8 раз).
2. Посмотреть вверх - вправо, затем по диагонали вниз - влево (6-8 раз).
3. Посмотреть вверх - влево, по диагонали вниз - вправо (6-8 раз).
4. Перевести взгляд в левый угол глаза, затем по горизонтали в правый (6-8 раз).
5. Вытянуть вперед руку по средней линии лица. Смотреть на конец пальца и медленно приближать его, не сводя глаз до тех пор, пока палец не начнет «двоиться» (6-8 раз).
6. Смотреть прямо перед собой 2 - 3 сек., держать палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25 - 30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца и смотреть на него 3 - 5 сек., опустить руку (10-12 раз).
7. Палец на переносице. Перевести взгляд обоих глаз на переносицу и обратно (10-11 раз).
8. Круговые движения глазами по часовой стрелке и обратно.
Исходное положение - сидя.
9. Медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно, голова неподвижна. Повторить 8 - 12 раз.
10. Быстро моргать в течение 15 с. Повторить 3-4 раза.
11. Крепко зажмурить глаза на 3-5 с., затем открыть на 3-5 с. Повторить 8-10 раз.
12. Закрыть глаза и массировать веки круговыми движениями пальца в течение 1 минуты.
Исходное положение - стоя у окна
13. Перевод взгляда с ближнего предмета на дальний.
Тренировка внутренних, цилиарных, мышц глаза проводится по методу, называемому «метка на стекле». При выполнении упражнения «метка на стекле» занимающийся в очках становится у окна на расстоянии 30 - 35 см от оконного стекла. На этом стекле, на уровне его глаз крепится круглая метка диаметром 3 - 5 мм. Вдали на линии взора, проходящей через эту метку, пациент намечает какой-либо предмет для фиксации, затем поочерёдно переводит взгляд то на метку на стекле, то на предмет. Упражнение проводится два раза в день в течение 25 - 30 дней. Первые два дня продолжительность каждого упражнения должна составлять 3 мин., последующие два дня - 5 мин., а в остальные дни - 7 мин.
Информация о работе Особенности физкультуры при близорукости