Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 11:48, реферат
Социальные и медицинские мероприятия не дают ожидаемого эффекта в деле сохранения здоровья людей. В оздоровлении общества медицина пошла главным образом путём «от болезни к здоровью», превращаясь всё более в чисто лечебную, госпитальную. Социальные мероприятия направлены преимущественно на улучшение среды обитания и на предметы потребления, но не на воспитание человека. Как же сохранить своё здоровье, добиться высокой работоспособности, профессионального долголетия?
Наиболее оправданный путь увеличения адаптационных возможностей организма, сохранения здоровья, подготовки личности к плодотворной трудовой, общественно важной деятельности – занятия физической культурой и спортом.
1. Введение
2. Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья
3. Влияние оздоровительной физической культуры на организм
4. Общая физическая подготовка в системе воспитания
5. Список используемой литературы
4. ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В СИСТЕМЕ ВОСПИТАНИЯ.
Методика лишь тогда ведет
кратчайшим путем к цели, когда
основывается на верных принципах. Наиболее
общие отправные положения, определяющие
всю направленность и организацию
деятельности по физическому воспитанию
в нашем обществе, - это принципы
всестороннего гармонического развития
личности, связи воспитания с трудовой
и оборонной практикой и
Большинство названных принципов совпадает по наименованию с известными общедидактическими принципами: поскольку физическое воспитание есть вид педагогического процесса, то на него распространяются общие принципы педагогики.
ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ
Обучая в процессе физического воспитания, преследуют образовательные задачи, которые состоят в том, чтобы сформировать и довести до определенной степени совершенства необходимые двигательные умения, навыки и связанные с ними знания. При этом основным предметом обучения являются рациональные двигательные действия, включающие систему взаимосвязанных движений. Особенности двигательных действий и закономерности формирования двигательных умений и навыков во многом предопределяют дидактические особенности физического воспитания.
ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ .ВОСПИТАНИЕ СИЛЫ (СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ)
Сила как физическое качество
В обыденной речи слову «сила» придают различные значения. Как научное понятие оно должно быть по возможности строго определено. Надо различать:
1) силу как механическую характеристику движения;
2) силу как определенное качество человека.
В первом значении сила наряду с другими характеристиками движения служит объектом изучения механики. Во втором — предметом исследования в теории физического воспитания, физиологии, антропологии. Для обозначения силы как физического качества использоваться термины: силовые возможности, силовые способности, мышечная сила.
Силу человека можно определить,
как его способность
Как известно, мышцы могут проявлять силу:
1) без изменения своей
длины (статический,
2) при ее уменьшении (преодолевающий, миометрический, режим);
3) при ее удлинении (уступающий, полиометрический, режим). Преодолевающий и уступающий режимы объединяются понятием «динамический режим».
Так как в этих условиях
характер двигательных действий различен,
приведенное деление можно
Средствами воспитания силы являются упражнения с повышенным сопротивлением — силовые упражнения. В зависимости от природы сопротивления силовые упражнения делятся на 2 группы:
1. Упражнения с внешним
сопротивлением. В качестве внешнего
сопротивления обычно
а) вес предметов;
б) противодействие партнера;
в) сопротивление упругих предметов;
г) сопротивление внешней среды (бег по глубокому снегу, например).
ВОСПИТАНИЕ БЫСТРОТЫ, ЛОВКОСТИ
И НЕКОТОРЫХ ЧАСТНЫХ
Воспитание быстроты
Характеристика быстроты и виды скоростных способностей
Под быстротой понимают комплекс функциональных свойств человека, непосредственно и по преимуществу определяющих скоростные характеристики движений, а также время двигательной реакции.
При оценке проявлений быстроты различают:
1) латентное время двигательной реакции;
2) скорость одиночного
движения (при малом внешнем
3) частоту движений.
Во многих движениях, выполняемых
с максимальной скоростью, различают
две фазы: 1) фазу увеличения скорости
(фазу разгона) и 2) фазу относительной
стабилизации скорости. Характеристикой
первой фазы является стартовое ускорение,
второй — дистанционная скорость.
Способность быстро набирать скорость
и способность передвигаться
с большой скоростью —
В качестве средств воспитания быстроты движений используют упражнения, которые можно выполнить с максимальной скоростью (скоростные упражнения). Они должны удовлетворять трем требованиям:
1) техника должна быть
такой, чтобы их можно было
выполнять на предельных
2) они должны быть настолько
хорошо освоены занимающимися,
чтобы во время движения, основные
волевые усилия были
3) их продолжительность
должна быть такой, чтобы к
концу выполнения скорость не
снижалась вследствие
В числе методов воспитания быстроты широко применяются методы повторного, повторно-прогрессирующего и переменного упражнения. Основная тенденция в данном случае — стремление превысить в занятии свою максимальную скорость.
Воспитание ловкости и некоторых частных способностей Характеристика ловкости
Ловкость определяют, во-первых, как способность быстро овладевать новыми движениями и, во-вторых, как способность быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.
Основные направления в воспитании ловкости
Воспитание ловкости складывается,
во-первых, из воспитания способности
осваивать координационно сложные
двигательные действия, во-вторых, из воспитания
способности перестраивать
Изменение нагрузок, направленных
на развитие ловкости, идет по пути повышения
координационных трудностей, с которыми
должны справляться занимающиеся. Эти
трудности слагаются в основном
из требований: 1) к точности движений;
2) к их взаимной согласованности; 3)
к внезапности изменения
В процессе воспитания ловкости используют разные методические приемы, стимулирующие более высокое проявление двигательной координации.
Упражнения, направленные на развитие ловкости, довольно быстро ведут к утомлению. В то же время их выполнение требует большой четкости мышечных ощущений и дает малый эффект при наступившем утомлении. Поэтому при воспитании ловкости используют интервалы отдыха, достаточные для относительно полного восстановления, а сами упражнения стараются выполнять, когда нет значительных следов утомления от предшествующей нагрузки..
Утомление и выносливость
Если человек выполняет какую-либо достаточно напряженную работу, то через некоторое время он ощущает, что выполнять ее становится все труднее. Утомлением называется вызванное работой временное снижение, работоспособности. Оно выражается в повышении трудности или в невозможности продолжать деятельность с прежней эффективностью. Выносливостью называется способность противостоять утомлению в какой-либо деятельности.В зависимости от специфики видов деятельности различают несколько типов утомления: умственное, сенсорное, эмоциональное, физическое. Хотя в любой деятельности представлены так или иначе компоненты всех перечисленных типов утомления, для сферы физического воспитания имеет значение преимущественно физическое утомление, вызванное мышечной деятельностью.
Показатели выносливости
Одним из основных критериев выносливости является время, в течение которого человек способен поддерживать заданную интенсивность деятельности. Пользуясь этим критерием, выносливость измеряют прямым и косвенным способами. При прямом способе испытуемому предлагают выполнять какое либо задание и определяют предельное время работы с данной интенсивностью. Этот способ практически не всегда удобен. Поэтому чаще пользуются косвенными способами измерения выносливости.Поскольку работоспособность в двигательной деятельности зависит от многих факторов, следует учитывать два типа показателей выносливости: абсолютные — отвлеченные от конкретных показателей силы и быстроты у данного человека и относительные, парциальные — с учетом скоростных и силовых возможностей занимающегося. При воспитании выносливости с помощью циклических и ряда других упражнений нагрузка относительно полно определяется следующими пятью факторами:
1) абсолютная интенсивность упражнения (скорость передвижения и т. д.);
2) продолжительность упражнения;
3) продолжительность интервалов отдыха;
4) характер отдыха (активный
либо пассивный и формы
5) число повторений упражнения.
В зависимости от сочетания этих факторов будут различными не только величина, но и — главное — качественные особенности ответных реакций организма.
Воспитание гибкости
Гибкость как физическое качество.Под гибкостью понимают морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие степень подвижности его звеньев. Измерителем гибкости служит максимальная амплитуда движений. Различают активную гибкость (проявляемую в результате собственных мышечных усилий) и пассивную (выявляемую путем приложения к движущейся части тела внешних сил).
Гибкость зависит от эластичности
мышц и связок. Эластические свойства
мышц могут в значительной мере меняться
под влиянием центрально-нервных
факторов. Существенное значение в
ограничении подвижности имеет
возбуждение растягиваемых
Степень проявления гибкости
зависит от внешней температуры
среды, суточной периодики, утомления.
Неблагоприятные условия, ведущие
к ухудшению гибкости, можно компенсировать
разогреванием с помощью
Воспитание осанки
Характеристика осанки .ка выражается внешне в привычной для каждого человека манере сохранять вертикальное положение тела. Иными словами, это комплекс качеств и навыков, обеспечивающих выгодную для жизнедеятельности общую позу и положение тела в пространстве. О рациональной («правильной») осанке говорят тогда, когда основное положение тела характеризуется такой позой, которая способствует сохранению статического или динамического равновесия и создает благоприятные условия для функционирования организма. Формирование рациональной осанки, ее закрепление и совершенствование предусматривается в числе важных задач физического воспитания.
Учитывая, что общее распределение тонуса мышц, обеспечивающих сохранение позы, существенно зависит от шейно-тонических установочных рефлексов, важно с самого начала обращать внимание на верное положение головы в вертикальной стойке. Однако положение верхних звеньев тела в вертикальной стойке во многом определяется положением нижележащих опорных звеньев, прежде всего нижних конечностей. Поэтому при поэлементном освоении основной стойки и контроле за ее правильностью рекомендуется придерживаться такой последовательности:
1. Постановка стоп.
2. Полное разгибание ног в коленных суставах.
3. Разгибание в тазобедренных суставах и поясничном отделе.
4. Установка верхних звеньев тела.
Разнообразные эффективные средства воспитания осанки предоставляет гимнастика во всех ее видах. Особенно широко применяются для формирования и закрепления навыка рациональной осанки строевые, порядковые и вольные упражнения, а также так называемые элементарные «общеразвивающие» упражнения, значительная часть которых специально предназначена для этой цели. Немаловажную роль в систематическом закреплении навыка рациональной осанки играют принятые в гимнастике правила соблюдения исходных положений перед началом упражнения, требования «гимнастического стиля» выполнения упражнений и фиксации конечных положений.На этапах закрепления и совершенствования техники двигательных действий основными средствами являются целостные упражнения. Некоторые из них имеют особую ценность для совершенствования навыков рациональной осанки в усложненных условиях статического и динамического равновесия. В этой связи следует отметить упражнения в равновесии на уменьшенной опоре, упражнения типа жонглирования и такое средство воспитания осанки, как передвижение с грузом на голове.Ряд упражнений может при известных условиях неблагоприятно влиять на осанку. К ним относятся, в частности, продолжительные упражнения, выполняемые в согнутом положении, упражнения с предельными внешними отягощениями, выполняемые в большом объеме, упражнения, сопряженные с крайней степенью утомления. Такого рода упражнения необходимо постоянно сочетать с упражнениями, корригирующими осанку, в том числе с «выравнивающими» упражнениями.