Основы физической подготовки

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 14:44, реферат

Краткое описание

В современном мире люди всё больше и больше обращаются к физической культуре с целью поправить своё здоровье, повысить жизненный тонус и просто хорошо отдохнуть. Широкое распространение получают такие классические, возникшие очень давно виды спорта как плавание, бег, бодибилдинг. Но и немалое развитие и распространение среди населения Земного шара получают сравнительно молодые спортивные дисциплины. В основном это утверждение относится к экстремальным видам спорта, таким как горнолыжные дисциплины, diving, mountain bike, парашютный спорт и т.д. Особенно популярными среди молодёжи стали как раз виды спорта из последней категории.

Оглавление

Физическая подготовка: общая и специальная.
Физические качества: сила, быстрота, ловкость, выносливость, гибкость.
Основные средства развития физических качеств.
Возрастные изменения в уровне развития физических качеств.
Методика развития физических качеств. Круговая тренировка.

Файлы: 1 файл

Физическая подготовка.doc

— 241.50 Кб (Скачать)

Однако у детей  младшего школьного возраста способность  к быстрому перемещению в пространстве развита слабо. Средняя скорость бега заметно повышается только к 10 годам. К этому возрасту у девочек отмечается наибольший прирост результатов в прыжках в длину с места (20%). У мальчиков величина этого прироста в возрасте от 8 до 11 лет составляет 8-9 %, а наибольшие его величины отмечаются в 13-14 лет 14.

Воспитание быстроты осуществляется с помощью скоростно-силовых упражнений, пробеганием коротких (50--60м) отрезков дистанции с максимальной скоростью, после предварительного освоения техники спринтерского бега.

Следует иметь  в виду, что применение скоростно-силовых и спринтерских упражнений в большей мере способствует увеличению скорости в период ее интенсивного возрастного прироста - в 11-12 лет у девочек, в 12-13 лет у мальчиков.

К 14-15 годам темпы  возрастных функциональных и морфологических  перестроек, обеспечивающих прирост быстроты, снижаются. В связи с этим несколько уменьшается эффективность скоростных и скоростно-силовых упражнений.

В старшем подростковом и юношеском возрасте (IX - X классы) принципиального изменения в  средствах формирования быстроты не происходит. Наблюдается количественные изменения: длина пробегаемых отрезков увеличивается до 80-100м, растет объем скоростно-силовых упражнений.

Важнейшим физическим качеством человека является выносливость. Вопросам возрастного развития выносливости посвящено большое количество работ .

Выносливость  многим специалистам определяется как  способность человека выполнять  непрерывную динамическую работу определенной мощности (чаще всего большой или  умеренной) в течение длительного  времени, как работу, для которой характерно функционирование всего мышечного аппарата.

Общая выносливость - это способность выполнять относительно длительное время любую мышечную работу. Значение общей выносливости сводится к тому, что она дает возможность воспитывать и эффективно проявлять специальную выносливость.

Специальная выносливость - это способность спортсмена противостоять  утомлению, развивающемуся в процессе определения спортивной деятельности.

Выносливость  к работе скоростного и силового характера находится в существенной зависимости от обменных процессов. Чем совершеннее процессы анаэробного обмена, тем дольше может выполняться работа в условиях недостаточного обеспечения органов кислородом. Способность использовать энергию бескислородного распад фосфорсодержащих (АТФ и КРФ) веществ и глюкозы (анаэробная производительность) определяет энергетический уровень скоростной и силовой выносливости.

Выносливость  к скоростной работе обеспечивается также высоким уровнем уравновешенности и силы нервных процессов. Скоростную выносливость можно рассматривать как проявление способности организма противостоять как проявление способности организма противостоять утомлению при выполнении работы, характеризующейся максимальной силой возбуждения и оптимальной частотой движений (спринтерская выносливость) .

Ю.Г. Травин исследуя динамику развития выносливости у школьников 9-17 лет в беге субмаксимальной, большой  и умеренной мощности, установил, что у мальчиков с возрастом  выносливость увеличилась, причем наибольшие приросты приходятся на возраст 14 и 17 лет. У девочек показатели выносливости к работе субмаксимальной и большой мощности увеличиваются до 14 лет, а показатели выносливости к работе умеренной мощности с возрастом меняются не существенно. Периоды наибольших приростов у мальчиков приходятся на 13 и 17 лет, у девочек на 12-13 лет.

Длительное сохранение высокого темпа движений зависит  от устойчивости нервно-мышечного аппарата зависит от устойчивости нервно-мышечного  аппарата и центрального аппарата регуляции  движения к высоким ритмам нервной  активности.

А.А. Гужаловский  в результате исследований, проведенных  на большом контингенте школьников установил, что статическая выносливость наиболее высокие темпы развития имеет у мальчиков в 13-15 и 16-17 лет, у девочек в 7-8, 9-12 и 14-15 лет. Динамическая силовая выносливость высокие темпы развития имеет в 11-13 и 15-16 лет у мальчиков и с 8 до 13 лет у девочек.

Выносливость  к статическим мышечным усилиям  характеризуется способностью длительно  поддерживать статические позы.

Физиологическими  предпосылками использования длительных, мало интенсивных упражнений, помогающих воспитанию выносливости в подростковом и младшем юношеском возрасте, являются увеличение силы нервных процессов, повышение устойчивости организма к изменению внутренней среды, совершенствование механизмов гомеостазиса (поддержания постоянства внутренней среды организма)

Хороший эффект в развитии выносливости дает переменный бег: чередование бега со скоростью 60% от максимальной с мало интенсивным  бегом.

В уроке физкультуры  для 12-13 - летних школьников с успехом используются темповый бег на 300-400 м в чередовании с ходьбой, медленный бег продолжительностью до 2 мин. для мальчиков и 1,5 мин. для девочек, ходьба на лыжах на 3-3,5 км для мальчиков и 2-3 км для девочек.

В 14-15-летнем возрасте становится доступным темповый бег на 400-500 м (для мальчиков) и 200-300 м (для девочек), лыжные гонки на скорость - до 2-3 км.

К 16-17 годам заметно  увеличивается общая выносливость. Таким образом, создаются благоприятные  условия для воспитания специальной выносливости. В этом случае средством направленного воздействия на организма для приобретения нового спортивного качества будут кроссовый бег, гонки на лыжах (3-4 км), переменный и повторный бег.

Следовательно, возраст 10-13 лет является благоприятным  периодом для развития выносливости. Наиболее высокие темпы прироста показателей выносливости отмечается у девочек с 9 до 12 лет, у мальчиков с 10 до 12 лет. 

Среди физических способностей человека важную роль играет подвижность в суставах, или гибкость, под которой понимают способность выполнять движения с большой амплитудой.

Амплитуда движений зависит от анатомических особенностей суставных поверхностей, характера  сочленений, эластичности тканей, окружающих суставы, а также от функционального  состояния центральной нервной системы и двигательного аппарата.

Различают активную и пассивную гибкость. Активную гибкость отличает амплитуда движений, достигаемая  мышечной тягой. Пассивная гибкость проявляется под воздействием внешних  сил (например, при помощи партнера). Пассивная гибкость больше активной и ограничивается только анатомическими особенностями строения определенных частей тела.

Амплитуда движений в суставах определяется работой  их тормозных аппаратов (если бы каждое движение не тормозилось, оно бы продолжалось бесконечно в одном направлении, даже при минимальной величине движущих сил, а амплитуда была бы безграничной): связочного, косвенного и мышечного.

Костное и связочное  торможение обуславливается:

разницей протяженности  суставных поверхностей;

размерами костных выступов;

пассивными сопротивлениями  растягиваемых связок и сумки  сустава.

Мышечное торможение осуществляется мышцами, расположенными на стороне, противоположной направлению  движения.

В случае пассивного движения следует различать тормоз и ограничитель движения. Тормозом в таком движении являются мышцы, связочный аппарат и другие мягкие ткани, а ограничителем кости. В обычных условиях человек использует лишь сравнительно небольшую часть анатомической подвижности и постоянно сохраняет резерв пассивной подвижности, который может быть использован в любой момент.

У младших школьников имеются все предпосылки к  тому, чтобы приобрести такие качества, как гибкость и ловкость. Морфологические  особенности опорно-двигательного  аппарата - высокая эластичность связок и мышц, большая подвижность позвоночного столба - способствуют повышению эффективности специальных упражнений для развития этих качеств.

Исследованию  возрастных изменений подвижности  в суставах у школьников посвящен ряд работ. В этих работах авторы показывают, что развитие подвижности в суставах идет неравномерно.

Наиболее высокие  естественные темпы развития гибкости наблюдаются в возрасте от 7 до 10 лет. У девочек 11-13 лет и у мальчиков 13-15 лет активная гибкость достигает  максимальных величин. Однако повышение гибкости в этом возрасте не должно превращаться в самоцель. Тренер, педагог всегда обязан помнить, что у детей чрезмерная подвижность в суставах может привести к отклонениям в организме, способствовать плоскостопию, нарушениям в формировании некоторых двигательных навыков.

Совершенствование гибкости в подростковом и младшем  юношеском возрасте происходит во время  занятий специальными упражнениями (парные, с полной амплитудой, на растягивание), свойственными определенному виду спорта. 

Среди физических способностей ловкость занимает особое положение. Она тесно связана с двигательными навыками и поэтому носит наиболее комплексный характер.

Быстрота овладения  новыми движением имеет совей  физиологической основой подвижность  и динамичность процессов возбуждения и торможения. Чем подвижнее нервный процесс, чем быстрее меняется функциональное состояние нервных центров, тем лучше дифференцировочное торможение, которое приводит к вычленению ненужных и закреплению целесообразных движений.

Точность воспроизведения движений, являющаяся одним из показателей ловкости, определяется степенью развития кинестезической чувствительности - совместной деятельностью двигательного и тактильного анализаторов. Мышечное чувство, хорошо развитое у квалифицированных спортсменов, во многом предопределяет точность воспроизведения и скорость образования новых форм движений.

Критериями ловкости являются: 1) координационная сложность  двигательного задания; 2) точность его выполнения (временная, пространственная, силовая); 3) время, необходимое для овладения должным уровнем точности, либо минимальное время от момента изменения обстановки до начала ответного движения.

Возраст от 7 до 10 лет характеризуется также высокими темпами развития ловкости движений. Этому помогают высокая пластичность центральной нервной системы, интенсивное развитие двигательного анализатора, выражающиеся, в частности, в совершенствовании пространственно-временных характеристик движения.

Использование в школьном уроке игр, требующих  внезапного изменения действий в меняющихся игровых ситуациях, выполнение усложняющихся заданий, требующих координированных движений, а также упражнений с различными предметами совершенствуют ловкость детей.

Каждый возрастной период имеет определенные особенности, для каждого характерно наличие сенситивного, чувствительного периода в развитии той или иной физической способности.

Наибольшее количество чувствительных зон в младшем  и подростковом возрастах. В это  время усиливается влияние средств, направленных на воспитание физических способностей. Такие же чувствительные зоны в развитии силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости наблюдаются у детей и подростков с разным уровнем физического развития. Причем эти зоны, как правило, у представителей среднего, выше и ниже среднего уровней физического развития находятся в разных возрастных диапазонах. И если сравнивать абсолютные показатели у детей и подростков в зависимости от уровня физического развития, то можно с достаточной объективностью говорить о достоверности в различиях между детьми с разным уровнем. Эти данные подтверждают необходимость разработки дифференцированного подхода к педагогическому процессу, в котором участвуют дети и подростки с разными особенностями биологического развития.

Проведенный анализ и экспериментальные исследования убеждают в том, что многолетнее воспитание физических способностей - это педагогический процесс, в котором учитываются два взаимосвязанных фактора - биологический и социальный, в котором одно из центральных мест отведено педагогическому воздействию, осуществляемому с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. 
 
 
 
 

Развитие  физических качеств  методом «круговой  тренировки». 

«Круговая тренировка»  хорошо сочетает в себе избирательно направленное и комплексное воздействия, а также строгое упорядоченное и вариативное воздействия.

Основу «круговой  тренировки» составляет серийное повторение нескольких видов физических упражнений. Чаще всего выбирают хорошо знакомые ученикам упражнения. Если занятия  проводятся в зале, то станции располагаются по кругу. Каждое упражнение на станции дозируется в зависимости от задач количеством повторений или отрезком времени (15–40 сек.).

Информация о работе Основы физической подготовки