Организация и методика обучения волейбола на полу людей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 22:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования. Теоретически изучить методику обучения волейбола на полу для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Задачи исследования.
1. Выявить причины заболевания опорно-двигательного аппарата.
2. Изучить историю и правила соревнований волейбола сидя.
3. Разработать методику обучения волейбола сидя для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….
Глава I. Причины и виды заболевания опорно-двигательного аппарата….
1.1. Особенности реабилитации при дефектах нижних конечностей…..
1.2. Показания, ограничения и противопоказания к физическим нагрузкам………………………………………………………………………
Глава II.История, правила волейбола сидя…………………………………..
2.1.История волейбола сидя……………………………………………….
2.2.Правила волейбола сидя……………………………………………….
ГлаваIII. Методика обучения волейболу сидя………………………………
3.1.Требования к методике обучения волейболу сидя…………………..
3.2.Средства обучения и тренировки……………………………………..
3.3. Методы обучения……………………………………………………..
3.4. Обучение передачам мяча……………………………………………
Выводы…………………………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………………

Файлы: 1 файл

SAShINA.docx

— 317.44 Кб (Скачать)

     В  настоящее  время  установлены  ограничения  и  абсолютные  противопоказания к занятиям адаптивной физической культурой[23,24] В большинстве случаев противопоказания определяются различными  заболеваниями  внутренних  органов и  касаются инвалидов  всех  категорий, независимо от причины наступления инвалидности. К этим  противопоказаниям относятся:

•  лихорадящие  состояния,  гнойные  и  воспалительные процессы,  хронические  заболевания  в  стадии  обострения, острые инфекционные заболевания;

•  сердечнососудистые  заболевания:  ишемическая  болезнь сердца  с  выраженными нарушениями  коронарного  кровообращения,

стенокардия  покоя  и  напряжения,  постинфарктный  и  атеросклеротический  кардиосклероз  с  хронической  коронарной  недостаточностью;  аневризма  сердца  или  аорты;  миокардиты  любой  этиологии; декомпенсированные пороки сердца; тяжелые нарушения ритма сердца и  проводимости;  сердечнососудистая  недостаточность;  гипертоническая болезнь II и III стадии;

•  хронические  неспецифические  заболевания  легких  с дыхательной  недостаточностью  II – III  степени,  хроническое легочное  сердце,  декомпенсированное  с  недостаточностью кровообращения; бронхиальная астма тяжелой формы;

•  угроза  кровотечения  (кавернозный  туберкулез,  язвенная  болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки с наклонностью к кровотечению); угроза тромбоэмболии;

•  заболевания крови (в том числе анемия);

•  последствия  перенесенных  черепно-мозговых  травм  со

склонностью к повышению внутричерепного давления с угрозой эпилептических  припадков  с  выраженным  вестибулярным  синдромом, паркинсонизмом и др.;

•  сосудистые  заболевания  (атеросклероз,  церебральные васкулиты)  с  хронической  недостаточностью  мозгового  кровообращения;

•  последствия  перенесенного  острого  нарушения  мозгового кровообращения с умеренным и выраженным нарушением функции  (парезы, параличи, гиперкинезы и др.), нарушения спинального кровообращения (с локализацией в шейном отделе);

•  нервно-мышечные заболевания (миопатия, миастения);

•  рассеянный  склероз  с  умеренными  и  выраженными  двигательными, координационными  нарушениями  без  четких  и  длительных  ремиссий;

•  злокачественные новообразования;

•  циррозы  печени  с  недостаточностью  функции  печени, желчнокаменная  болезнь  с  частыми  приступами  печеночной колики и недостаточностью функции печени;

•  мочекаменная болезнь с частыми приступами, хронический диффузный нефрит с хронической почечной недостаточностью;

•  хронический гепатит любой этиологии;

•  хронический панкреатит в стадии декомпенсации, тяжелая форма;

•  близорукость высокой степени с изменениями на глазном дне, состояние после отслойки сетчатки, глаукома любой степени;

•  сахарный  диабет  тяжелой  формы,  осложненный  ретинопатией, нефропатией, ангиопатией и др.;

•  эпилепсия со средней частотой и частыми судорожными припадками;

•  остеохондроз  позвоночника,  осложненный  грыжами дисков, спондилолистезом, миелопатией, болевым синдромом, вертебробазилярной недостаточностью; 

•  психические  заболевания  (шизофрения,  депрессивно-маниакальные состояния, острые психозы и прочие);

•  детские  церебральные  параличи  с  резко  выраженным мышечным тонусом, усиливающимся при физической активности.

     Помимо  этого  имеются  определенные  ограничения  и  противопоказания, обусловленные  непосредственно  самим  заболеванием  или  патологическим  процессом,  повлекшим  инвалидность.  Так,  среди  инвалидов  с  поражением  опорно-двигательной системы особого внимания при решении вопроса о допуске к физическим  тренировкам  требуют  лица,  перенесшие  травмы  позвоночника  и страдающие парапарезами и параплегиями. К регулярным занятиям могут допускаться инвалиды с поражением спинного мозга на различных уровнях, оперированные  или  прошедшие  курс  консервативного  лечения.  После  легких травм или травм средней тяжести занятия могут начинаться через 6 месяцев с постепенным  увеличением  нагрузки  под  обязательным  медицинским  наблюдением; после тяжелых травм – через 1 год, за исключением шейного отдела.

     После перенесенной нейроинфекции  занятия  следует начинать  в  стадии ремиссии не ранее чем через год.

     Сосудистый процесс в шейном отделе спинного мозга является противопоказанием для любых занятий спортом. При локализации процесса в грудном или поясничном отделах занятия могут начинаться через год после перенесенного заболевания.

     После  удаления  доброкачественных  опухолей  спинного  мозга  занятия спортом  следует начинать через 6 месяцев, в  занятиях ЛФК можно использовать элементы спорта с постепенным увеличением их объема (Т. Ф. Павлова и соавт., 1978; В. П. Жиленкова и Е. С. Ульрих, 2001).

     При заболеваниях позвоночника, в частности при остеохондрозе шейного отдела, противопоказаны резкие движения в шейном отделе, упражнения, связанные с осевыми нагрузками (бег, прыжки, соскоки), любые упражнения, сопровождающиеся болевыми ощущениями в позвоночнике. При остеохондрозе пояснично-крестцового отдела – силовые упражнения, увеличивающие осевую нагрузку, резкие движения и упражнения, усиливающие сотрясения позвоночника,  упражнения,  способствующие  увеличению  подвижности  в  пояснично-крестцовом отделе, любые упражнения, сопровождающиеся болевыми ощущениями.

     При  сколиозе  противопоказаны  упражнения  с  отягощениями  (тяжелая атлетика), чрезмерная подвижность позвоночника, художественная и спортивная  гимнастика,  аэробика, упражнения,  связанные  с  сотрясением позвоночника (прыжки), виды спорта с асимметричной нагрузкой и пр

 

 

 

 

 

Глава II.ИСТОРИЯ, ПРАВИЛА ВОЛЕЙБОЛА

2.1 История волейбола сидя

     В 1953 году в Нидерландах был образован первый спортивный клуб для инвалидов. 
     Атлетика и Зитцбаль ( Sitzbal), родившийся в Германии, были основными видами спорта. 
     В 1956 году Датский Спортивный Комитет ввёл новую спортивную дисциплину, именуемую волейболом в положении сидя и ставшую комбинацией Sitzbal и волейбола. 
     С тех пор волейбол в положении сидя развился в одну из крупнейших спортивных дисциплин, практикуемую в Нидерландах на соревнованиях как инвалидов, так и «здоровых» игроков волейболистов с травмой лодыжки или колена. Международные соревнования проходили уже с 1967 года, но лишь в 1978 году Международная Спортивная Организация Инвалидов (ISOD) включила волейбол сидя в свою программу. 
     Первый Международный Турнир под эгидой  ISOD прошёл в 1979 году в Харлеме (Нидерланды). В 1980 году он был признан Паралимпийским видом спорта с участием  семи команд. 
     Развитие этого вида спорта на международном уровне можно назвать бурным. Во всём мире создавались реабилитационные клиники и ежегодно проводились Всемирные, Европейские и региональные чемпионаты. 
     В 1981 году в Бонне состоялся первый официальный чемпионат Европы по волейболу сидя с участием десяти команд. С 1983 года разыгрываются чемпионаты мира для мужских команд и с 1993 года — для женских. В 2004 году женский волейбол сидя дебютировал на Паралимпийских играх.

Волейбол сидя в России

     В России волейбол сидя начал развиваться с конца 80 годов прошлого века. В основном развитие этого вида спорта происходило в Московском регионе, на Урале и в Сибире. Центром  мужского волейбола сейчас является город Екатеринбург, Омск, Сургут, женского – город Москва, Новочеркасск, Санкт-Петербург. 
     Чемпионат России проводится 1 раз в году, у мужчин как правило в Екатеринбурге или Омске, у женщин – в Москве или Подмосковье. 
У мужчин в Чемпионате России принимают участие около 12-14 команд, у женщин 5-8 команд(рис.1).

Рис.1(волейбол на полу сидя)

2.2Правила волейбола сидя

  В волейбол сидя играют две команды из шести человек на площадке размером 10×6 м, разделённой сеткой высотой 1,15 м для мужчин и 1,05 м для женщин, длиной 6,5 м и шириной 0,80 м, мячом окружностью 65—67 см (диаметром около 21 см) и массой 260—280 г. Линии атаки проводятся в 2 м от центральной линии.

     Позиции игроков на  площадке контролируются по позициям  их ягодиц. Во время игровых действий игроки могут контактировать с площадкой любой частью тела от ягодиц до плеч и не имеют права вставать, поднимать тело или делать шаги.

     Снаряжение игрока в сидячем волейболе может включать длинное трико. Игрокам не разрешается сидеть на толстом материале .

     Команда может состоять максимум из 12 игроков, включая максимум 2 игроков, классифицируемых как «минимально нетрудоспособные (гандикап)», одного тренера, одного инструктора и одного врача 
     В правилах игры существуют 2 основных отличия от классического волейбола: 
1. Игроки передней линии принимающей стороны, имеют право блокировать подачу;  
2. В момент касания мяча (особенно на передней линии) игрок не имеет право отрывать точку опоры, т.е. ягодицы от пола. 
     В остальном: счёт, замены, переходы, перерывы, игрок «либеро» и т.д., всё соответствует правилам классического волейбола.                                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ВОЛЕЙБОЛУ СИДЯ

 

3.1. Требования к методике обучения волейболу сидя

 

 

     Основополагающую роль в построении процесса обучения навыкам игры в волейбол(сидя) играют структура соревновательной деятельности и факторы, определяющие ее эффективность в волейболе. Следует выделить такие основные положения.

     Основу волейбола(сидя) составляет игровая деятельность, которая носит характер соревновательного противоборства, регламентируемого специальным кодексом правил. Речь идет о соревновательной игровой деятельности волейболистов.

     Для игровой деятельности характерны постоянно изменяющиеся условия борьбы на площадке в связи с тем, что действия игроков и команды находятся под непрерывным контролем соперника, старающегося разрушить защиту, атаку и т. п., навязать свой план игры и этим нанести поражение. Этим объясняется характерная для волейбола черта — сложность и быстрота решения двигательных задач в непрерывно изменяющихся условиях. Волейболист должен учитывать расположение игроков на площадке (своих и команды противника) и положение мяча, предугадывать действия партнеров и разгадывать замысел противника, быстро реагировать на изменения в сложившейся обстановке и принимать решение о наиболее целесообразном действии, своевременно (как правило, очень быстро) и эффективно его выполнять.

     Коллективный характер действий игроков команд определяет требования к их игровой организации. Владение техникой, индивидуальной тактикой и наличие достаточной физической подготовленности являются условиями, лишь необходимыми для успешной игры команды, но далеко не достаточными. Помимо этого, необходимы отлаженные взаимодействия и отношения между отдельными игроками внутри звеньев, между звеньями и в команде в целом.

     Особенность структуры соревновательной игровой деятельности состоит в большом количестве (арсенале) соревновательных действий — технических приемов и тактических действий, а также в необходимости выполнять их многократно в процессе соревнования (в одной встрече, в серии встреч) для достижения спортивного результата (выигрыша встречи, соревнования). В видах спорта с единичными соревновательными упражнениями (например, прыжки, метания) оптимальное сочетание двух факторов — двигательного потенциала и рациональной структуры движения в принципе даже при однократной попытке приводит к фиксации спортивного результата (высота прыжка, дальность метания). В волейболе, кроме этого важнейшее значение имеют тактические действия как форма реализации технико-физического потенциала спортсменов в специфической — игровой — соревновательной деятельности. К этому надо добавить, что соревнование, как правило, состоит из нескольких игр и длится несколько дней.

     Специфика волейбола отчасти заключена в самом названии игры: «волей» в переводе с английского означает «на лету», «бол» — «мяч». Суть в том, что все технические приемы выполняются в условиях кратковременного прикосновения руками к мячу. Этим обусловлено наличие в движениях волейболистов ударных действий.

     С учетом структуры соревновательной игровой деятельности можно определить круг факторов, влияющих на эффективность соревновательной игровой деятельности. Наиболее существенными факторами являются:

оснащенность спортсменов техническими приемами и тактическими действиями (арсенал техники и тактики);

«применяемость» технико-тактического арсенала (умение применять в игре и соревнованиях изученные технические приемы и тактические действия); эффективность (выигрыш, ошибки) игровых действий; мастерство выполнения игровой функции;

активность («агрессивность», творчество) в игре — с учетом избранного тактического плана и соблюдения игровой дисциплины; уровень развития специальных качеств и способностей;

специфика игры обусловливает следующие основные направления методики обучения волейболу:

1. Развитие у занимающихся способности согласовывать свои действия с учетом направления и скорости полета мяча (дифференцировка пространственно-временных отношений).

Информация о работе Организация и методика обучения волейбола на полу людей с нарушением опорно-двигательного аппарата