Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 22:00, курсовая работа
Цель исследования. Теоретически изучить методику обучения волейбола на полу для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Задачи исследования.
1. Выявить причины заболевания опорно-двигательного аппарата.
2. Изучить историю и правила соревнований волейбола сидя.
3. Разработать методику обучения волейбола сидя для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Введение……………………………………………………………………….
Глава I. Причины и виды заболевания опорно-двигательного аппарата….
1.1. Особенности реабилитации при дефектах нижних конечностей…..
1.2. Показания, ограничения и противопоказания к физическим нагрузкам………………………………………………………………………
Глава II.История, правила волейбола сидя…………………………………..
2.1.История волейбола сидя……………………………………………….
2.2.Правила волейбола сидя……………………………………………….
ГлаваIII. Методика обучения волейболу сидя………………………………
3.1.Требования к методике обучения волейболу сидя…………………..
3.2.Средства обучения и тренировки……………………………………..
3.3. Методы обучения……………………………………………………..
3.4. Обучение передачам мяча……………………………………………
Выводы…………………………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………………
Глава II.ИСТОРИЯ, ПРАВИЛА ВОЛЕЙБОЛА
2.1 История волейбола сидя
В 1953 году в Нидерландах
был образован первый спортивный клуб
для инвалидов.
Атлетика и Зитцбаль
( Sitzbal), родившийся в Германии, были основными
видами спорта.
В 1956 году Датский
Спортивный Комитет ввёл новую спортивную
дисциплину, именуемую волейболом в положении
сидя и ставшую комбинацией Sitzbal и
С тех пор волейбол
в положении сидя развился в одну из крупнейших
спортивных дисциплин, практикуемую в
Нидерландах на соревнованиях как инвалидов,
так и «здоровых» игроков волейболистов
с травмой лодыжки или колена. Международные
соревнования проходили уже с 1967 года,
но лишь в 1978 году Международная Спортивная
Организация Инвалидов (ISOD) включила волейбол сидя в свою
Первый Международный
Турнир под эгидой ISOD прошёл в 1979 году
в Харлеме (Нидерланды). В 1980 году он был
признан Паралимпийским видом спорта с участием семи
Развитие этого
вида спорта на международном уровне можно
назвать бурным. Во всём мире создавались
реабилитационные клиники и ежегодно
проводились Всемирные, Европейские и
региональные чемпионаты.
В 1981 году в Бонне состоялся первый официальный чемпионат
Европы по волейболу сидя с участием десяти
команд. С 1983 года разыгрываются чемпионаты
мира для мужских команд и с 1993 года — для
женских. В 2004 году женский волейбол сидя
дебютировал на Паралимпийских играх.
Волейбол сидя в России
В России волейбол
сидя начал развиваться с конца 80 годов
прошлого века. В основном развитие этого
вида спорта происходило в Московском
регионе, на Урале и в Сибире. Центром мужского
волейбола сейчас является город Екатеринбург,
Омск, Сургут, женского – город Москва,
Новочеркасск, Санкт-Петербург.
Чемпионат России
проводится 1 раз в году, у мужчин как правило
в Екатеринбурге или Омске, у женщин –
в Москве или Подмосковье.
У мужчин в Чемпионате России
принимают участие около 12-14 команд, у
женщин 5-8 команд(рис.1).
Рис.1(волейбол на полу сидя)
2.2Правила волейбола сидя
В волейбол сидя играют две команды из шести человек на площадке размером 10×6 м, разделённой сеткой высотой 1,15 м для мужчин и 1,05 м для женщин, длиной 6,5 м и шириной 0,80 м, мячом окружностью 65—67 см (диаметром около 21 см) и массой 260—280 г. Линии атаки проводятся в 2 м от центральной линии.
Позиции игроков на
площадке контролируются по
Снаряжение игрока в сидячем волейболе может включать длинное трико. Игрокам не разрешается сидеть на толстом материале .
Команда может состоять
максимум из 12 игроков, включая максимум
2 игроков, классифицируемых как «минимально
нетрудоспособные (гандикап)», одного
тренера, одного инструктора и одного
врача
В правилах игры
существуют 2 основных отличия от классического
волейбола:
1. Игроки передней линии принимающей
стороны, имеют право блокировать подачу;
2. В момент касания мяча (особенно
на передней линии) игрок не имеет право отрывать точку опоры, т.
В остальном: счёт,
замены, переходы, перерывы, игрок «либеро»
и т.д., всё соответствует правилам
Глава III. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ВОЛЕЙБОЛУ СИДЯ
3.1. Требования к методике обучения волейболу сидя
Основополагающую роль в построении процесса обучения навыкам игры в волейбол(сидя) играют структура соревновательной деятельности и факторы, определяющие ее эффективность в волейболе. Следует выделить такие основные положения.
Основу волейбола(сидя) составляет игровая деятельность, которая носит характер соревновательного противоборства, регламентируемого специальным кодексом правил. Речь идет о соревновательной игровой деятельности волейболистов.
Для игровой деятельности характерны постоянно изменяющиеся условия борьбы на площадке в связи с тем, что действия игроков и команды находятся под непрерывным контролем соперника, старающегося разрушить защиту, атаку и т. п., навязать свой план игры и этим нанести поражение. Этим объясняется характерная для волейбола черта — сложность и быстрота решения двигательных задач в непрерывно изменяющихся условиях. Волейболист должен учитывать расположение игроков на площадке (своих и команды противника) и положение мяча, предугадывать действия партнеров и разгадывать замысел противника, быстро реагировать на изменения в сложившейся обстановке и принимать решение о наиболее целесообразном действии, своевременно (как правило, очень быстро) и эффективно его выполнять.
Коллективный характер действий игроков команд определяет требования к их игровой организации. Владение техникой, индивидуальной тактикой и наличие достаточной физической подготовленности являются условиями, лишь необходимыми для успешной игры команды, но далеко не достаточными. Помимо этого, необходимы отлаженные взаимодействия и отношения между отдельными игроками внутри звеньев, между звеньями и в команде в целом.
Особенность структуры соревновательной игровой деятельности состоит в большом количестве (арсенале) соревновательных действий — технических приемов и тактических действий, а также в необходимости выполнять их многократно в процессе соревнования (в одной встрече, в серии встреч) для достижения спортивного результата (выигрыша встречи, соревнования). В видах спорта с единичными соревновательными упражнениями (например, прыжки, метания) оптимальное сочетание двух факторов — двигательного потенциала и рациональной структуры движения в принципе даже при однократной попытке приводит к фиксации спортивного результата (высота прыжка, дальность метания). В волейболе, кроме этого важнейшее значение имеют тактические действия как форма реализации технико-физического потенциала спортсменов в специфической — игровой — соревновательной деятельности. К этому надо добавить, что соревнование, как правило, состоит из нескольких игр и длится несколько дней.
Специфика волейбола отчасти заключена в самом названии игры: «волей» в переводе с английского означает «на лету», «бол» — «мяч». Суть в том, что все технические приемы выполняются в условиях кратковременного прикосновения руками к мячу. Этим обусловлено наличие в движениях волейболистов ударных действий.
С учетом структуры соревновательной игровой деятельности можно определить круг факторов, влияющих на эффективность соревновательной игровой деятельности. Наиболее существенными факторами являются:
оснащенность спортсменов техническими приемами и тактическими действиями (арсенал техники и тактики);
«применяемость» технико-тактического арсенала (умение применять в игре и соревнованиях изученные технические приемы и тактические действия); эффективность (выигрыш, ошибки) игровых действий; мастерство выполнения игровой функции;
активность («агрессивность», творчество) в игре — с учетом избранного тактического плана и соблюдения игровой дисциплины; уровень развития специальных качеств и способностей;
специфика игры обусловливает следующие основные направления методики обучения волейболу:
1. Развитие у занимающихся способности согласовывать свои действия с учетом направления и скорости полета мяча (дифференцировка пространственно-временных отношений).