МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБО У ВПО «Елецкий государственный университет
им. И.А. Бунина»
Институт «Физической
культуры, спорта и безопасности и жизнедеятельности»
Кафедра спортивных
дисциплин
ОРГАНИЦАЗИЯ И МЕТОДИКА
ОБУЧЕНИЯ ВОЛЕЙБОЛА НА ПОЛУ ЛЮДЕЙ С НАРУШЕНИЕМ
ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Курсовая работа
Студента 3 курса очной формы обучения
Шестакова Александра Вячеславовича
Научный руководитель:
к.п.н., доцент
Семянникова В.В
Елец- 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………. |
3 |
Глава I. Причины и виды заболевания опорно-двигательного аппарата…. |
5 |
1.1. Особенности
реабилитации при дефектах нижних конечностей….. |
6 |
1.2. Показания,
ограничения и противопоказания к физическим
нагрузкам……………………………………………………………………… |
8 |
Глава II.История, правила волейбола сидя………………………………….. |
13 |
2.1.История волейбола сидя………………………………………………. |
13 |
2.2.Правила волейбола сидя………………………………………………. |
14 |
ГлаваIII. Методика обучения волейболу сидя……………………………… |
16 |
3.1.Требования к методике обучения волейболу
сидя………………….. |
16 |
3.2.Средства обучения
и тренировки…………………………………….. |
18 |
3.3. Методы обучения…………………………………………………….. |
20 |
3.4. Обучение
передачам мяча…………………………………………… |
22 |
Выводы………………………………………………………………………… |
27 |
Список литературы…………………………………………………………… |
28 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
Одним из направлений адаптивной физической
культуры является спорт для инвалидов
с поражением опорно-двигательного аппарата.
Адаптивный спорт для лиц с поражением
органов опоры и движения наиболее полно
и всесторонне отражает основные задачи
адаптивной физической культуры. Он получил
широкое распространение не только за
рубежом, но и в России. Кроме того, он имеет
явно выраженную поступательную тенденцию
развития. Доказательством тому служит
Паралимпийские игры, проводимые в мире
с 1960 года и участие в них России с 1996 года
[14].
Особенность содержания
адаптивного спорта для лиц с поражением
опорно-двигательного аппарата заключается
в том, что объектом познания и воздействия
являются люди, имеющие различные, неоднородные
поражения; ампутации, травмы и заболевания
спинного мозга, последствия детского
церебрального паралича, полиомиелита
[21].
В адаптивном спорте применяются
различные виды: одни из них полностью
перенесены от здоровых людей, другие
адаптированы (приспособлены к ограниченным
возможностям инвалидов), третьи - специфические,
специально созданные для них. Прежде
всего выбор вида спорта зависит от степени
и уровня поражения, показаний и противопоказаний,
с учетом спортивно-медицинской классификации
.
Адаптивный спорт,
в том числе и волейбол на полу, являясь
одним из видов адаптивной физической
культуры, позволяет обеспечить эффективную
физическую реабилитацию лиц с поражениями
опорно-двигательного аппарата, их социализацию,
интеграцию в общество и реализовать образ
жизни, характерный для соответствующих
исторических условий.
Цель
исследования. Теоретически изучить
методику обучения волейбола на полу для
лиц с нарушением опорно-двигательного
аппарата.
Задачи исследования.
1. Выявить причины заболевания
опорно-двигательного аппарата.
2. Изучить историю и правила
соревнований волейбола сидя.
3. Разработать методику обучения
волейбола сидя для лиц с нарушением опорно-двигательного
аппарата.
Методы
исследования.
1. Анализ научно-методической
литературы.
ГЛАВА I. ПРИЧИНЫ И ВИДЫ ЗАБОЛЕВАНИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО
АППАРАТА
Движение является
одним из основных проявлений жизнедеятельности
организма, и всех его важнейших функций.
Нарушения опорно-двигательного
аппарата (ОДА) могут носить как врожденный,
так и приобретенный характер. Отмечаются
следующие виды патологии опорно-двигательного
аппарата:
1. Заболевания нервной
системы:
- детский церебральный паралич
(ДЦП) - один из наиболее распространенных заболеваний
нервной системы у детей. Частота его появления
достигает в среднем 6 на 100 новорожденных. Детский церебральный паралич возникает в результате недоразвития или повреждения мозга в раннем онтогенезе. При этом наиболее тяжело страдают «молодые» отделы мозга. ДЦП проявляется в виде различных двигательных, психических и речевых нарушений. Таким образом, при ДЦП страдают важные для человека функции: движения, психика и речь. Ведущими в клинической картине ДЦП являются двигательные нарушения, которые часто сочетаются с психическими и речевыми расстройствами. У
детей с церебральным параличом задержано
и нарушено формирование всех двигательных
функций: с трудом и опозданием формируется
функция держания головы, навыки сидения
стояния ходьбы;
- полиомиели́т - детский спинномозговой паралич, острое, высококонтагиозное инфекционное заболевание, обусловленное поражением серого вещества спинного мозга полиовирусом и характеризующееся преимущественно патологией нервной
системы. В основном протекает в бессимптомной или стертой форме. Иногда случается так, что полиовирус проникает в ЦНС, размножается в мотонейронах, что приводит к их гибели,
необратимым парезам или параличам иннервируемых
ими мышц;
2. Врожденные патологии
опорно-двигательного аппарата:
- аномалии развития позвоночника (сколиоз) - боковое искривление позвоночника у человека. Искривление
может быть врождённым или приобретённым;
- недоразвитие и дефекты
развития конечностей;
- вывих бедра – патологическое смещение головки бедренной кости за
пределы вертлужной впадины;
- кривошея- заболевание, вызванное изменением мягких тканей, скелетаи нервов шеи, выраженное наклонным положением головы с поворотом её в противоположную
сторону;
- деформации стоп- устойчивое изменение
естественного вида стопы, обусловленное
изменением формы или длины одной или
нескольких костей, укорочением сухожилий
или нарушениями со стороны связочного
аппарата;
- аномальное развитие
пальцев кисти;
- артрогрипоз - множественные искривления конечностей с ограничением и отсутствием движения в суставах;
3. Приобретенные заболевания
и повреждения опорно-двигательного
аппарата:
- травматические повреждения
спинного мозга, головного мозга и
конечностей;
- полиартрит, заболевание
костей (туберкулез, остеомиелит,
опухоли костей);
- системные заболевания скелета
(рахит, миопатия, хондродистрофия).
1.1. Особенности реабилитации
при дефектах нижних конечностей
Из всех нуждающихся в профессиональной
реабилитации 70% - лица с дефектами опорно-двигательного
аппарата.
Реабилитация лиц с дефектами
опорно-двигательного аппарата не должна
ограничиваться только медицинскими и
физическими реабилитационными мероприятиями,
но также должна включать коррекцию нервно-психических
расстройств, которые, в свою очередь,
могут отразиться на формировании интеллектуального
развития, а также адаптивный спорт. У
этих индивидов нередко отмечается склонность
к невротическим расстройствам. Причинами
этих расстройств являются: двигательная
недостаточность и сверхопека при воспитании.
Система коррекционного воспитания и
обучения, формирующая у инвалида чувство
своей нужности, полезности в известной
степени препятствует возникновению личностных
качеств, связанных с ощущением своей
физической неполноценности. Этому способствуют,
в частности, социальные программы (системы)
воспитания и обучения[15].
Потеря нижней конечности (конечностей)
приводит к снижению трудоспособности
и двигательной активности (гипокинезия,
гиподинамия), нарушениям обмена веществ
и функционального состояния центральной
нервной системы, является серьезной психологической
травмой и стрессорным фактором. Гипокинезия
и расстройства обмена углеводов и липидов
(повышение содержания холестерина в крови).
Наиболее выраженные нарушения отмечаются
со стороны аппаратов кровообращения
и дыхания (снижение сократительной функции
сердца, тенденция к повышению артериального
давления и др.). Следовательно, у этой
группы инвалидов имеется высокая угроза
развития таких заболеваний, как гипертоническая
болезнь, атеросклероз, ишемическая болезнь
сердца. Адаптивная физическая культура
способствует формированию нового функционального
состояния (специальной системы адаптации),
характеризующегося приспособлением
к дефекту, компенсацией нарушенных функций
внутренних органов, нормализацией обмена
веществ, психической и эмоциональной
деятельностью, предупреждением развития
различных заболеваний.
Эффективность физических тренировок
обусловлена структурой движений, последовательностью,
регулярностью, частотой и продолжительностью
занятий, интенсивностью выполнения физических
упражнений, индивидуальным подходом
к выбору их, оптимальным режимом отдыха.
В экономически развитых странах
подсчитано и доказано, что средства, вложенные
в инфраструктуру, адаптированную для
нормальной жизни инвалидов, полностью
себя оправдывают. При этом не только уменьшаются
затраты на лечение инвалидов и сокращается
число людей, вынужденных отрываться от
основных видов деятельности, ухаживая
за заболевшими родственниками, но и более
эффективно используется трудовой потенциал
самих инвалидов, повышается их жизненный
уровень. Кроме того, резко снижается социальная
напряженность, создается благоприятная
морально-психологическая обстановка
в обществе.
1.2. Показания, ограничения
и противопоказания к физическим нагрузкам
лицам с нарушением опорно-двигательного
аппарата
Огромное значение
в адаптивной физической культуре имеет
объективный и обоснованный
допуск к тренировочным занятиям
и соревновательной деятельности инвалидов
с различной патологией опорно-двигательной
системы. Допуск должен осуществляться
специалистами врачебно-физкультурного
диспансера или других специализированных
учреждений, обладающих опытом
работы в данной области и
квалифицированным персоналом.
Решение этого важного вопроса
без учета изменений, происходящих в организме
человека вследствие травмы, заболевания
или же ампутации конечностей, состояния
регуляторных систем, адаптационных
реакций, морфофункциональных изменений
и других специфических особенностей,
может стать причиной тяжелых
осложнений, срыва компенсации
и т. д. В связи с этим одним из основополагающих
принципов привлечения инвалидов к физическим
тренировкам является строгое соблюдение
показаний, ограничений и противопоказаний
к занятиям физической культурой
и спортом, проведение комплексных функциональных
исследований различных систем
организма и оценка резервных
возможностей, физической работоспособности,
психологической готовности, личностной
мотивации и других показателей.
Физические
упражнения в той или иной
форме показаны практически всем
инвалидам молодого и среднего возраста
с двигательными нарушениями.
Физкультурно-оздоровительная
и спортивная работа должна
начинаться после завершения этапа
медицинской реабилитации в
условиях специализированного стационара.
Исходными условиями для занятий
являются: наличие медицинских
показаний и отсутствие противопоказаний;
устойчивая мотивация, интерес и функциональные
предпосылки; стабилизация, достигнутая
в результате восстановительного
лечения и реабилитационных мероприятий
после травмы или заболевания.
Всем инвалидам
с поражением опорно-двигательной
системы показаны физические упражнения
силового, скоростного, скоростно-силового
характера для развития общей
и специальной выносливости,
для развития гибкости, для развития
координационных способностей и др.