Организация и методика обучения волейбола на полу людей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 22:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования. Теоретически изучить методику обучения волейбола на полу для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Задачи исследования.
1. Выявить причины заболевания опорно-двигательного аппарата.
2. Изучить историю и правила соревнований волейбола сидя.
3. Разработать методику обучения волейбола сидя для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….
Глава I. Причины и виды заболевания опорно-двигательного аппарата….
1.1. Особенности реабилитации при дефектах нижних конечностей…..
1.2. Показания, ограничения и противопоказания к физическим нагрузкам………………………………………………………………………
Глава II.История, правила волейбола сидя…………………………………..
2.1.История волейбола сидя……………………………………………….
2.2.Правила волейбола сидя……………………………………………….
ГлаваIII. Методика обучения волейболу сидя………………………………
3.1.Требования к методике обучения волейболу сидя…………………..
3.2.Средства обучения и тренировки……………………………………..
3.3. Методы обучения……………………………………………………..
3.4. Обучение передачам мяча……………………………………………
Выводы…………………………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………………

Файлы: 1 файл

SAShINA.docx

— 317.44 Кб (Скачать)

 

 

 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  
ФГБО У ВПО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина» 
 
 
Институт «Физической культуры, спорта и безопасности и жизнедеятельности» 
Кафедра спортивных дисциплин 
 
 

 
ОРГАНИЦАЗИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ВОЛЕЙБОЛА НА ПОЛУ ЛЮДЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 
 
Курсовая работа 

 
Студента 3 курса очной формы обучения

Шестакова Александра Вячеславовича 

 

 

 

Научный руководитель:                                                                                                                       

к.п.н., доцент 
Семянникова В.В 
 

 
 

 

 

Елец- 2014

СОДЕРЖАНИЕ 
 

Введение……………………………………………………………………….

3

Глава I. Причины и виды заболевания опорно-двигательного аппарата….

5

     1.1. Особенности реабилитации при дефектах нижних конечностей…..

6   

     1.2. Показания, ограничения и противопоказания к физическим нагрузкам………………………………………………………………………

 

8

Глава II.История, правила волейбола сидя…………………………………..

13

     2.1.История волейбола сидя……………………………………………….

13

    2.2.Правила волейбола сидя……………………………………………….

14

ГлаваIII. Методика обучения волейболу сидя………………………………

16

     3.1.Требования к методике обучения волейболу сидя…………………..

16

   3.2.Средства обучения и тренировки……………………………………..

18

     3.3. Методы обучения……………………………………………………..

20

     3.4. Обучение  передачам мяча…………………………………………

22

Выводы…………………………………………………………………………

27

Список литературы……………………………………………………………

28


 

                                                      ВВЕДЕНИЕ 
 
     Актуальность исследования. Одним из направлений адаптивной физической культуры является спорт для инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата. Адаптивный спорт для лиц с поражением органов опоры и движения наиболее полно и всесторонне отражает основные задачи адаптивной физической культуры. Он получил широкое распространение не только за рубежом, но и в России. Кроме того, он имеет явно выраженную поступательную тенденцию развития. Доказательством тому служит Паралимпийские игры, проводимые в мире с 1960 года и участие в них России с 1996 года [14].

     Особенность содержания адаптивного спорта для лиц с поражением опорно-двигательного аппарата заключается в том, что объектом познания и воздействия являются люди, имеющие различные, неоднородные поражения; ампутации, травмы и заболевания спинного мозга, последствия детского церебрального паралича, полиомиелита [21].

     В адаптивном спорте применяются различные виды: одни из них полностью перенесены от здоровых людей, другие адаптированы (приспособлены к ограниченным возможностям инвалидов), третьи - специфические, специально созданные для них. Прежде всего выбор вида спорта зависит от степени и уровня поражения, показаний и противопоказаний, с учетом спортивно-медицинской классификации .

     Адаптивный спорт, в том числе и волейбол на полу, являясь одним из видов адаптивной физической культуры, позволяет обеспечить эффективную физическую реабилитацию лиц с поражениями опорно-двигательного аппарата, их социализацию, интеграцию в общество и реализовать образ жизни, характерный для соответствующих исторических условий. 
     Цель исследования. Теоретически изучить методику обучения волейбола на полу для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата.

     Задачи исследования.

1. Выявить причины заболевания опорно-двигательного аппарата.

2. Изучить историю и правила соревнований волейбола сидя.

3. Разработать методику обучения волейбола сидя для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата.

     Методы исследования.

1. Анализ научно-методической  литературы.

 
 

 

ГЛАВА I. ПРИЧИНЫ И ВИДЫ ЗАБОЛЕВАНИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

    

     Движение является одним из основных проявлений жизнедеятельности организма, и всех его важнейших функций.

     Нарушения опорно-двигательного аппарата (ОДА) могут носить как врожденный, так и приобретенный характер. Отмечаются следующие виды патологии опорно-двигательного аппарата:

1.  Заболевания нервной  системы:

  • детский церебральный паралич (ДЦП) - один из наиболее распространенных заболеваний нервной системы у детей. Частота его появления достигает в среднем 6 на 100 новорожденных. Детский церебральный паралич возникает в результате недоразвития или повреждения мозга в раннем онтогенезе. При этом наиболее тяжело страдают «молодые» отделы мозга. ДЦП проявляется в виде различных двигательных, психических и речевых нарушений. Таким образом, при ДЦП страдают важные для человека функции: движения, психика и речь. Ведущими в клинической картине ДЦП являются двигательные нарушения, которые часто сочетаются с психическими и речевыми расстройствами. У детей с церебральным параличом задержано и нарушено формирование всех двигательных функций: с трудом и опозданием формируется функция держания головы, навыки сидения стояния ходьбы; 
  • полиомиели́т - детский спинномозговой паралич, острое, высококонтагиозное инфекционное заболевание, обусловленное поражением серого вещества спинного мозга полиовирусом и характеризующееся  преимущественно патологией нервной системы. В основном протекает в бессимптомной или стертой форме. Иногда случается так, что полиовирус проникает в ЦНС, размножается в мотонейронах, что приводит к их гибели, необратимым парезам или параличам иннервируемых ими мышц;

2.  Врожденные патологии  опорно-двигательного аппарата:

  • аномалии развития позвоночника (сколиоз) - боковое искривление  позвоночника у человека. Искривление может быть врождённым или приобретённым;
  • недоразвитие и дефекты развития конечностей;
  • вывих бедра – патологическое смещение головки бедренной кости за пределы вертлужной впадины;
  • кривошея- заболевание, вызванное изменением мягких тканей, скелетаи нервов шеи, выраженное наклонным положением головы с поворотом её в противоположную сторону;
  • деформации стоп- устойчивое изменение естественного вида стопы, обусловленное изменением формы или длины одной или нескольких костей, укорочением сухожилий или нарушениями со стороны связочного аппарата;
  • аномальное развитие пальцев кисти;
  • артрогрипоз - множественные искривления конечностей с  ограничением и отсутствием движения в суставах;

3.  Приобретенные  заболевания  и  повреждения  опорно-двигательного аппарата:

  • травматические повреждения  спинного мозга,  головного мозга и конечностей;
  • полиартрит,  заболевание  костей  (туберкулез,  остеомиелит,  опухоли костей);
  • системные заболевания скелета (рахит, миопатия, хондродистрофия).

1.1. Особенности реабилитации при дефектах нижних конечностей

Из всех нуждающихся в профессиональной реабилитации 70% - лица с дефектами опорно-двигательного аппарата.

Реабилитация лиц с дефектами опорно-двигательного аппарата не должна ограничиваться только медицинскими и физическими реабилитационными мероприятиями, но также должна включать коррекцию нервно-психических расстройств, которые, в свою очередь, могут отразиться на формировании интеллектуального развития, а также адаптивный спорт. У этих индивидов нередко отмечается склонность к невротическим расстройствам. Причинами этих расстройств являются: двигательная недостаточность и сверхопека при воспитании. Система коррекционного воспитания и обучения, формирующая у инвалида чувство своей нужности, полезности в известной степени препятствует возникновению личностных качеств, связанных с ощущением своей физической неполноценности. Этому способствуют, в частности, социальные программы (системы) воспитания и обучения[15].

Потеря нижней конечности (конечностей) приводит к снижению трудоспособности и двигательной активности (гипокинезия, гиподинамия), нарушениям обмена веществ и функционального состояния центральной нервной системы, является серьезной психологической травмой и стрессорным фактором. Гипокинезия и расстройства обмена углеводов и липидов (повышение содержания холестерина в крови). Наиболее выраженные нарушения отмечаются со стороны аппаратов кровообращения и дыхания (снижение сократительной функции сердца, тенденция к повышению артериального давления и др.). Следовательно, у этой группы инвалидов имеется высокая угроза развития таких заболеваний, как гипертоническая болезнь, атеросклероз, ишемическая болезнь сердца. Адаптивная физическая культура способствует формированию нового функционального состояния (специальной системы адаптации), характеризующегося приспособлением к дефекту, компенсацией нарушенных функций внутренних органов, нормализацией обмена веществ, психической и эмоциональной деятельностью, предупреждением развития различных заболеваний.

Эффективность физических тренировок обусловлена структурой движений, последовательностью, регулярностью, частотой и продолжительностью занятий, интенсивностью выполнения физических упражнений, индивидуальным подходом к выбору их, оптимальным режимом отдыха.

В экономически развитых странах подсчитано и доказано, что средства, вложенные в инфраструктуру, адаптированную для нормальной жизни инвалидов, полностью себя оправдывают. При этом не только уменьшаются затраты на лечение инвалидов и сокращается число людей, вынужденных отрываться от основных видов деятельности, ухаживая за заболевшими родственниками, но и более эффективно используется трудовой потенциал самих инвалидов, повышается их жизненный уровень. Кроме того, резко снижается социальная напряженность, создается благоприятная морально-психологическая обстановка в обществе.

 

1.2. Показания, ограничения и противопоказания к физическим нагрузкам лицам с нарушением опорно-двигательного аппарата

     Огромное значение в адаптивной физической культуре имеет объективный  и  обоснованный  допуск  к  тренировочным  занятиям  и  соревновательной деятельности инвалидов  с  различной патологией  опорно-двигательной  системы.  Допуск  должен осуществляться специалистами врачебно-физкультурного диспансера или других  специализированных  учреждений,  обладающих  опытом  работы  в  данной области  и  квалифицированным  персоналом.  Решение  этого  важного  вопроса без учета изменений, происходящих в организме человека вследствие травмы, заболевания или же ампутации конечностей, состояния регуляторных систем, адаптационных  реакций,  морфофункциональных  изменений  и  других  специфических  особенностей,  может  стать  причиной  тяжелых  осложнений,  срыва компенсации  и  т. д. В связи с этим одним из основополагающих  принципов привлечения инвалидов к физическим тренировкам является строгое соблюдение  показаний,  ограничений  и  противопоказаний  к  занятиям  физической культурой и спортом, проведение комплексных функциональных исследований различных  систем  организма  и  оценка  резервных  возможностей,  физической работоспособности,  психологической  готовности,  личностной  мотивации  и других показателей.

     Физические  упражнения  в  той  или  иной  форме  показаны  практически всем инвалидам молодого и среднего возраста  с двигательными нарушениями.

     Физкультурно-оздоровительная  и  спортивная  работа  должна  начинаться  после завершения  этапа медицинской  реабилитации  в  условиях  специализированного стационара.  Исходными  условиями  для  занятий  являются:  наличие  медицинских показаний и отсутствие противопоказаний; устойчивая мотивация, интерес и функциональные предпосылки;  стабилизация,  достигнутая  в  результате  восстановительного лечения и реабилитационных мероприятий после травмы или заболевания.

     Всем  инвалидам  с  поражением  опорно-двигательной  системы  показаны физические упражнения  силового,  скоростного,  скоростно-силового характера  для  развития  общей и  специальной  выносливости,  для  развития  гибкости, для развития координационных способностей и др.

Информация о работе Организация и методика обучения волейбола на полу людей с нарушением опорно-двигательного аппарата