Следует отметить, что все
вышеперечисленные методы спортивной
тренировки применяются в различных
сочетаниях. Каждый метод используют
не стандартно, а постоянно приспосабливают
к конкретным требованиям, обусловленным
особенностями спортивной практики.
При подборе методов необходимо
следить за тем, чтобы они строго
соответствовали поставленным задачам,
возрастным и половым особенностям спортсменов,
их квалификации и подготовленности, общедидактическим
принципам, а также специальным принципам
спортивной тренировки.
4. Спортивные соревнования,
как средство и метод подготовки спортсмена.
В процессе физического
воспитания применяются как общепедагогические
методы, так и специфические, основанные
на активной двигательной деятельности:
* метод регламентированного
упражнения;
* игровой метод;
* соревновательный метод;
* словесные и сенсорные
методы.
Соревновательный метод
используется как в относительно
элементарных формах (способ стимулирования
интереса и активизации занимающихся
при выполнении отдельного упражнения
на занятиях), так и в самостоятельном
виде в качестве контрольно-зачетных
или официальных спортивных соревнований.
Основная черта соревновательного
метода — сопоставление сил
занимающихся в условиях упорядоченного
соперничества за первенство
или высокое достижение.
Соревновательный метод
применяется при решении разнообразных
педагогических задач. Это прежде
всего совершенствование умений,
навыков в усложненных условиях
для воспитания физических, морально-волевых
качеств. Фактор соперничества
в процессе состязаний создает
особый эмоциональный и физиологический
фон, который значительно усиливает
воздействие физических упражнений
и способствует максимальному
проявлению функциональных возможностей
организма. Применять этот метод
необходимо после специальной
предварительной подготовки.
5. Физическая подготовка
(ОФП), общая и специальная.
Общая физическая подготовка
(ОФП) — это процесс совершенствования
двигательных физических качеств,
направленных на всестороннее
и гармоничное физическое развитие
человека.
ОФП способствует повышению
функциональных возможностей, общей
работоспособности, является основой
(базой) для специальной подготовки
и достижения высоких результатов
в избранной сфере деятельности
или виде спорта. Перед ОФП
могут быть поставлены следующие
задачи:
• достичь гармоничного
развития мускулатуры тела и
соответствующей силы мышц;
• приобрести общую
выносливость;
• повысить быстроту
выполнения разнообразных движений,
общие скоростные способности;
• увеличить подвижность
основных суставов, эластичность
мышц;
• улучшить ловкость
в самых разнообразных (бытовых,
трудовых, спортивных) действиях, умение
координировать простые и сложные
движения;
• научиться выполнять
движения без излишних напряжений,
овладеть умением расслабляться.
С общей физической
подготовкой связано достижение
физического совершенства — уровня
здоровья и всестороннего развития
физических способностей, соответствующих
требованиям человеческой деятельности
в определенных исторически сложившихся
условиях производства, военного
дела и других сферах общественной
жизни. Конкретные принципы и
показатели физического совершенства
всегда определяются реальными
запросами и условиями жизни
общества на каждом историческом
этапе. Но в них также всегда
присутствует требование к высокому
уровню здоровья и общей работоспособности.
При этом следует помнить, что
даже достаточно высокая общая
физическая подготовленность зачастую
не может обеспечить успеха
в конкретной спортивной дисциплине
или в различных видах профессионального
труда. А это значит, что в
одних случаях требуется повышенное
развитие выносливости, в других
— силы и т.д., т.е. необходима
специальная подготовка.
Специальная физическая
подготовка — это процесс воспитания
физических качеств, обеспечивающий
преимущественное развитие тех
двигательных способностей, которые
необходимы для конкретной спортивной
дисциплины (вида спорта) или вида
трудовой деятельности.
Специальная физическая
подготовка весьма разнообразна
по своей направленности, однако
все ее виды можно свести
к двум основным группам:
* спортивная подготовка;
* профессионально-прикладная
физическая подготовка.
6. Средства ОФП.
К средствам физического
воспитания относятся физические
упражнения, оздоровительные силы
природной среды и гигиенические
факторы.
Физические упражнения
— это двигательные действия,
по форме и содержанию соответствующие
задачам физического воспитания.
Если в целях спортивной тренировки
используется бег, то это естественное
двигательное действие приобретает
рациональные формы. То же самое
можно сказать о любых других
двигательных действиях, которые
возникли первоначально в сфере
труда и быта, а затем, видоизменяясь,
становились физическими упражнениями
— средствами физического воспитания.
Взаимосвязь физических упражнений с
физическим трудом заключается в том,
что, возникнув на основе трудовых действий,
упражнения стали средством физкультурно-спортивной
практики, подготовки к труду. Число разработанных
и используемых в различных видах спорта
физических упражнений чрезвычайно велико.
Они существенно отличаются друг от друга
по форме, по содержанию и по целевой направленности.
Оздоровительные силы
природной среды и гигиенические
факторы также являются средствами
физического воспитания. Такие природные
факторы, как солнечная радиация,
свойства воздушной и водной
среды, служат средствами укрепления
здоровья, закаливания и повышения
работоспособности человека.
Оздоровительные силы
природы используются в процессе
физического воспитания в двух
направлениях:
• как сопутствующие
условия (занятия на открытом
воздухе, в условиях горного
климата), усиливающие воздействие
физических упражнений;
• при организации
специальных дозированных процедур
(сеансы закаливания, воздушные,
солнечные и водные ванны).
Физические упражнения
в сочетании с естественными
факторами закаливания помогают
повысить общую устойчивость
организма к ряду неблагоприятных
воздействий внешней среды.
Соблюдение гигиенических
правил в процессе физического
воспитания усиливает положительный
эффект физических упражнений. Требования
гигиены к режиму нагрузок
и отдыха, питания и внешних
условий занятий (чистота, освещенность,
вентиляция мест занятий) способствуют
эффективности проводимых физических
упражнений.
7. Понятия о физических
качествах спортсмена: сила, быстрота,
выносливость, гибкость.
Физическими качествами
принято называть те функциональные
свойства организма, которые предопределяют
двигательные возможности человека.
В отечественной спортивной теории
принято различать пять физических
качеств: силу, быстроту, выносливость,
гибкость, ловкость. Их проявление
зависит от возможностей функциональных
систем организма, от их подготовленности
к двигательным.
Воспитание силы
Силой (или силовыми
способностями) в физическом воспитании
называют способность человека
преодолевать внешнее сопротивление
или противодействовать ему посредством
мышечных напряжений.
Воспитание силы сопровождается
утолщением и ростом мышечных
волокон. Развивая массу различных
мышечных групп, можно изменять
телосложение, что наглядно проявляется
у занимающихся атлетической
гимнастикой, путем регулярных
и методически правильно построенных
тренировочных занятий.
Воспитание быстроты
Под быстротой понимают
комплекс функциональных свойств
человека, непосредственно и по
преимуществу определяющих скоростные
характеристики движений, а также
двигательной реакции.
Между тем быстроту
движений нельзя путать со
скоростью передвижения. Скорость
конькобежца больше на 400—500 м,
чем скорость бегуна-спринтера,
однако у второго частота (быстрота)
движений больше. Не случайно
в новейших исследованиях по
теории спорта вместо термина
«быстрота» используется понятие
«скоростные способности».
Понятие «быстрота»
в физическом воспитании не
отличается смысловой конкретностью.
При оценке быстроты различают:
* латентное время двигательной
реакции;
* скорость одиночного
движения;
* частоту движений.
Воспитание выносливости
Выносливость как физическое
качество связана с утомлением,
поэтому в самом общем смысле
ее можно определить так: выносливость
— это способность противостоять
утомлению. Предмет нашего рассмотрения
— физическое утомление, непосредственно
связанное с разновидностями
мышечной работы, а следовательно,
с различными видами выносливости.
Различают два вида выносливости
— общую и специальную.
Общая выносливость
— это способность выполнять
работу с невысокой интенсивностью
в течение продолжительного времени
за счет аэробных источников
энергообеспечения.
В этом определении
свойство невысокой интенсивности
весьма условно (для одного
данная нагрузка может считаться
невысокой интенсивности, а для
другого — высокой). Признак аэробного
энергообеспечения работы является
определяющим. Воспитанию общей
выносливости служат циклические
упражнений (продолжительный бег,
передвижение на лыжах, плавание,
гребля, велосипед).
Воспитание ловкости
Ловкостью принято
называть способность быстро, точно,
целесообразно, экономно решать
двигательные задачи. Ловкость выражается
в умениях быстро овладевать
новыми движениями, точно дифференцировать
различные характеристики движений
и управлять ими, импровизировать в процессе
двигательной деятельности в соответствии
с изменяющейся обстановкой. При воспитании
ловкости решаются следующие задачи:
* осваивать координационное
сложные двигательное задание;
* быстро перестраивать
двигательные действия в соответствии
с изменяющейся обстановкой (например,
в условиях спортивных игр);
* повышать точность воспроизведения
заданных двигательных действий.
Развитию ловкости
способствуют систематическое разучивание
новых усложненных движений и
применение упражнений, требующих
мгновенной перестройки двигательной
деятельности (единоборства, спортивные
игры). Упражнения должны быть
сложными, нетрадиционными, отличаться
новизной, возможностью и неожиданностью
решения двигательных задач. Развитие
координационных способностей тесно
связано с совершенствованием
специализированных восприятии: чувства
времени, темпа, развиваемых усилий,
положения тела и частей тела
в пространстве. Именно эти способности
определяют умение занимающегося
эффективно управлять своими
движениями.
Воспитание гибкости
Гибкость — способность
выполнять движения с большой
амплитудой. Наличие гибкости связано
с фактором наследственности, однако
на нее влияют и возраст,
и регулярные физические упражнения.
Различные виды спорта по-разному
воздействуют на воспитание гибкости.
Высокие требования к гибкости
предъявляют различные виды спорта
(художественная и спортивная
гимнастика, прыжки в воду и
на батуте) и некоторые формы
профессиональной деятельности. Но
чаще гибкость выступает как
вспомогательное качество, способствующее
освоению новых высоко координированных
двигательных действий или проявлению
других двигательных качеств.
Различают гибкость
динамическую (проявленную в движении),
статическую (позволяющую сохранять
позу и положение тела), активную
(проявленную благодаря собственным
усилиям) и пассивную (проявленную
за счет внешних сил).
Гибкость зависит от
эластичности мышц, связок, суставных
сумок.
8. Основные принципы
спортивной тренировки: доступность, систематичность,
постепенность.
Методические принципы
физического воспитания совпадают
с общедидактическими, и это оправданно,
ибо физическое воспитание —
один из видов педагогического
процесса и на него распространяются
общие принципы педагогики:
* сознательность и активность,
наглядность,
* доступность,
* систематичность,
* динамичность.
Однако в сфере физического
воспитания и, в частности,
в области спортивной тренировки
эти принципы конкретизируются
и наполняются содержанием, отражающим
специфику процесса.
Принцип доступности
Этот принцип обязывает
строго учитывать возрастные
и половые особенности, уровень
подготовленности, а также индивидуальные
различия в физических и психических
способностях занимающихся.
Доступность не означает
отсутствие трудностей в учебно-тренировочном
процессе, а предполагает посильную
меру этих трудностей, которые
могут быть успешно преодолены.
Занимающийся в этом процессе
— не пассивный субъект, а активнодействующее
лицо. Полное соответствие между возможностями
и трудностями при мобилизации всех сил
занимающегося означает оптимальную
меру доступности.
Принцип доступности
в практике физического воспитания
студентов предусматривает определение
посильного упражнения, задания,
оптимальных методических условий
для их реализации. Уровень доступности
заданий связан с необходимостью
преодоления некоторой частью
студентов объективных трудностей
при достижении установленных
программой нормативных требований.