Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 19:14, реферат
Актуальность. Проблема тестирования физической подготовленности человека – одна из наиболее разработанных в теории и методике физического воспитания. За последние десятилетия здесь накоплен огромный и самый разнообразный материал: определение задач тестирования; обусловленность результатов тестирования разными факторами; разработка тестов для оценки отдельных кондиционных и координационных способностей; программы тестов, характеризующие физическую подготовленность детей и подростков от 11 до 15 лет, принятые в Российской Федерации, в других странах СНГ и во многих зарубежных странах.
Введение
I. Представления о теории тестов физической подготовленности
1.1 Краткие исторические сведения о теории тестирования двигательных способностей
1.2 Понятие «тест» и классификация двигательных (моторных) тестов
1.3 Критерии добротности двигательных тестов
Выводы
Список литературы
Несколько позже наши специалисты отметили, что уже более 100 лет изучается уровень физического развития и подготовленности человека. Однако, несмотря на относительно большое число работ в этом направлении, провести глубокий и всесторонний анализ полученных данных не представляется возможным, так как исследования проводились с различными контингентами, в разные сезонные периоды, с использованием различных методик, программ тестирования и математико-статистической обработки полученной информации.
В этой связи основной упор был сделан на разработку методологии и организации унифицированной системы сбора данных с учетом метрологических и методических требований и создание банка данных на ЭВМ.
В середине 80-х гг. прошлого века было проведено массовое всесоюзное обследование около 200000 человек от 6 до 60 лет, которое подтвердило выводы предыдущего исследования.
С самого начала возникновения научных подходов к тестированию физической подготовленности человека исследователи стремились получить ответы на два основных вопроса:
Единых представлений в мире по этим вопросам пока не выработано. Вместе с тем представления о программах (батареях) тестов, характеризующих физическую подготовленность детей и подростков от 6 до 17 лет, принятые в разных странах, все более сближаются. [10]
1.2 Понятие «тест» и классификация двигательных (моторных) тестов
Термин тест в переводе с английского языка означает «проба, испытание».
Тесты применяются для решения многих научных и практических задач. Среди других способов оценки физического состояния человека (наблюдение, экспертные оценки) метод тестов (в нашем случае — двигательных или моторных) является главным методом, используемым в спортивной метрологии и других научных дисциплинах («учении о движениях», теории и методике физического воспитания).
Тест — это измерение или испытание, проводимое для определения способностей или состояния человека. Таких измерений может быть очень много, в том числе на основе использования самых разнообразных физических упражнений. Однако далеко не каждое физическое упражнение или испытание можно рассматривать как тест. В качестве тестов могут использоваться лишь те испытания (пробы), которые отвечают специальным требованиям:
Система использования тестов в соответствии с поставленной задачей, организацией условий, выполнением тестов испытуемыми, оценка и анализ результатов называются тестированием, а полученное в ходе измерений числовое значение — результатом тестирования (теста). Например, прыжок в длину с места — это тест; процедура проведения прыжков и измерение результатов — тестирование; длина прыжка — результат теста.[6]
В основе тестов, используемых в физическом воспитании, лежат двигательные действия (физические упражнения, двигательные задания). Такие тесты называются двигательными или моторными.
В настоящее время еще не существует единой классификации двигательных тестов. Известна классификация тестов по их структуре и по их преимущественным показаниям (табл. 2).
Как следует из таблицы, различают единичный и комплексный тесты. Единичный тест служит для измерения и оценки одного признака (координационной или кондиционной способности). Поскольку, как видим, структура каждой координационной или кондиционной способности является сложной, то с помощью такого теста оценивается, как правило, только один компонент такой способности (например, способность к равновесию, быстрота простой реакции, сила мышц рук).[7]
Таблица 2. - Формы тестов и возможности их применения (по Д.Д. Блюме, 1987)
Тип |
Измеряемая способность |
Признак структуры |
Пример |
Единичный тест | |||
Элементарный тест, содержащий одну двигательную задачу |
Одна способность или аспект (компонент) способности |
Одна задача теста, одна окончательная оценка теста |
Тест на равновесие, тремометрия, тест для оценки способности к соединению, тест на оценку ритма |
Учебный тест |
- « - |
Одна или несколько задач теста. Одна окончательная оценка теста |
Общий учебный тест |
Тестовая серия |
- « - |
Одна задача тестов с вариантами или несколько задач повышенной трудности |
Тест для оценки способности к соединению (связи) |
Комплексный тест | |||
Комплексный тест, содержащий одну задачу |
Несколько способностей или аспектов (компонентов) одной способности |
Одна задача теста, несколько окончательных оценок |
Прыжковый тест |
Тест многоразовых задач |
- « - |
Несколько тестовых задач, выполняющихся последовательно, несколько окончательных оценок |
Тест многоразовых реакций |
Тестовый профиль |
- « - |
Несколько тестов, несколько окончательных оценок |
Координационная задача |
Тестовая батарея |
- « - |
Несколько тестов, одна тестовая оценка |
Тестовая батарея для оценки способности обучаться движения |
С помощью учебного теста оценивается способность к двигательному обучению (по разности окончательной и начальной оценок за определенный период обучения технике движений).
Тестовая серия дает возможность один и тот же тест использовать в течение длительного времени, когда измеряемая способность существенно улучшается. При этом задачи теста по своей трудности последовательно повышаются. К сожалению, эта разновидность теста пока недостаточно используется как в науке, так и на практике.
С помощью комплексного теста
оценивается несколько
Тестовый профиль состоит из отдельных тестов, на основании которых оцениваются или несколько различных физических способностей (гетерогенный тестовый профиль), или разные проявления одной и той же физической способности (гомогенный тестовый профиль). Результаты теста могут быть представлены в форме профиля, что дает возможность сравнивать индивидуальные и групповые результаты.
Тестовая батарея состоит также из нескольких отдельных тестов, результаты которых сводятся в одну окончательную оценку, рассматриваемую в одной из оценочных шкал (см. главу 2). Как и в тестовом профиле, различают гомогенную и гетерогенную батареи. Гомогенная батарея, или гомогенный профиль, находит применение в оценке всех компонентов комплексной способности (например, способности к реакции). При этом результаты отдельных тестов должны быть тесно взаимосвязаны (должны коррелировать).
В тестах многоразовых задач испытуемые последовательно выполняют двигательные задания и за каждое решение двигательной задачи получают отдельные оценки. Эти оценки могут состоять в тесной связи друг с другом. Посредством соответствующих статистических расчетов можно получить дополнительную информацию об оцениваемых способностях. Примером могут служить последовательно решаемые задания прыжкового теста (табл. 3). [9]
Таблица 3. - Последовательно решаемые задания прыжкового теста
№ п/п |
Задача теста |
Оценка результата |
Способность |
1 |
Максимальный прыжок без взмаха рук |
Высота, см |
Прыжковая сила |
2 |
Максимальный прыжок вверх со взмахом рук |
Высота, см |
Прыжковая сила и способность к соединению (связи) |
3 |
Максимальный прыжок вверх со взмахом рук и подскоком |
Высота, см |
Способность к соединению (связи) и прыжковая сила |
4 |
10 прыжков со взмахом рук на расстояние, равное 2/3 от максимальной высоты прыжка, как в задаче 2 |
Сумма отклонений от заданной отметки |
Способность к дифференцированию силовых параметров движений |
5 |
Разность между результатами за решение одной задачи и двух задач |
см |
Способность к соединению (связи) |
(по Д.Д. Блюме, 1987)
В определении двигательных тестов указывается, что они служат оценке двигательных способностей и частично моторных навыков. В самом общем виде выделяют кондиционные тесты, координационные тесты и тесты для оценки двигательных умений и навыков (техники движений). Такая систематизация является, однако, еще слишком общей. Классификация двигательных тестов по преимущественным их показаниям вытекает из систематизации физических (двигательных) способностей.
В этой связи различают:
1) кондиционные тесты:
2) координационные тесты:
вестибулярной устойчивости,
произвольному расслаблению
Понятие «тесты для оценки двигательных навыков» в настоящей работе не рассматриваются. Примеры тестов приведены в Приложении 2.
Таким образом, каждая классификация
— это своеобразные ориентиры
для выбора (или создания) того типа
тестов, которые в большей мере
соответствуют задачам
К основным физическим качествам относят: силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость.
Наглядно проиллюстрируем, как же можно проверить эти физические качества.
Тестирование уровня физической подготовленности детей представляется, что наиболее объективными и интегральными показателями уровня развития физической подготовленности детей являются количественные и качественные результаты выполнения определенных двигательных заданий:
1. Тест на определение скоростных качеств:
Цель: Определить скоростные качества в беге на 30 м. с высокого старта.
Методика: В забеге участвуют не менее двух человек. По команде "На старт!" участники подходят к линии старта и занимают исходное положение. По команде "Внимание!" наклоняются вперед и по команде "Марш!" бегут к линии финиша по своей дорожке. Фиксируется лучший результат.
Методические приемы, которые
способствуют развитию этого качества:
- выполнение упражнений в облегченных
условиях (бег по наклонной дорожке, использование
силы тяги подвесок);
- чередование упражнений в затрудненных
и обычных условиях, варьирование отягощений;
- бег за лидером (партнером), бег с разгона;
- введение ограничения времени выполнения
упражнения;
- пространственные условия его выполнения
2. Тест на определение выносливости:
Цель: Определить выносливость в непрерывном беге на 90 м (300м) у детей дошкольного возраста.
Методика: Бег можно выполнять как в спортивном зале, так и на стадионе. В забеге одновременно участвуют 6-8 человек. Заранее разметить дистанцию- линию старта и половину дистанции. Инструктор по физическому воспитанию бежит впереди колонны в среднем темпе 1-2 круга, дети бегут за ним, затем дети бегут самостоятельно, стараясь не менять темпа. Бег продолжается до появления первых признаков усталости. Тест считается правильно выполненным, если ребёнок пробежал всю дистанцию без остановок. В индивидуальную карту записываются два показателя: продолжительность бега и длина дистанции, которую пробежал ребёнок.
Средствами развития общей (аэробной) выносливости являются упражнения, вызывающие максимальную производительность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Мышечная работа обеспечивается за счет преимущественно аэробного источника
3. Тест на определение скоростно-силовых качеств:
Скоростно-силовые
Цель: Определить скороетно-силовые качества в прыжке в длину с места.
Методика: Ребёнок встаёт у линии старта, отталкивается двумя ногами, делая интенсивный взмах руками, и прыгает на максимальное расстояние в прыжковую яму. При приземлении нельзя опираться сзади руками. Расстояние измеряется от линии до пятки сзади стоящей ноги. Записывается лучший результат.
Методы развития силы: Метод статических (изометрических) усилий. Статодинамический метод. Метод круговой тренировки.Игровой метод.
Информация о работе О теории тестов физической подготовленности