О теории тестов физической подготовленности

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 19:14, реферат

Краткое описание

Актуальность. Проблема тестирования физической подготовленности человека – одна из наиболее разработанных в теории и методике физического воспитания. За последние десятилетия здесь накоплен огромный и самый разнообразный материал: определение задач тестирования; обусловленность результатов тестирования разными факторами; разработка тестов для оценки отдельных кондиционных и координационных способностей; программы тестов, характеризующие физическую подготовленность детей и подростков от 11 до 15 лет, принятые в Российской Федерации, в других странах СНГ и во многих зарубежных странах.

Оглавление

Введение
I. Представления о теории тестов физической подготовленности
1.1 Краткие исторические сведения о теории тестирования двигательных способностей
1.2 Понятие «тест» и классификация двигательных (моторных) тестов
1.3 Критерии добротности двигательных тестов
Выводы
Список литературы

Файлы: 1 файл

Oglavlenie.docx

— 787.59 Кб (Скачать)

Несколько позже наши специалисты  отметили, что уже более 100 лет  изучается уровень физического  развития и подготовленности человека. Однако, несмотря на относительно большое  число работ в этом направлении, провести глубокий и всесторонний анализ полученных данных не представляется возможным, так как исследования проводились с различными контингентами, в разные сезонные периоды, с использованием различных методик, программ тестирования и математико-статистической обработки  полученной информации.

В этой связи основной упор был сделан на разработку методологии  и организации унифицированной  системы сбора данных с учетом метрологических и методических требований и создание банка данных на ЭВМ.

В середине 80-х гг. прошлого века было проведено массовое всесоюзное обследование около 200000 человек от 6 до 60 лет, которое подтвердило выводы предыдущего исследования.

С самого начала возникновения  научных подходов к тестированию физической подготовленности человека исследователи стремились получить ответы на два основных вопроса:

    1. какие тесты должны быть отобраны для оценки уровня развития конкретной двигательной (физической) способности и уровня физической подготовленности детей, подростков и взрослых;
    2. сколько нужно тестов, чтобы получить минимальную и вместе с тем достаточную информацию о физическом состоянии человека?

Единых представлений  в мире по этим вопросам пока не выработано. Вместе с тем представления о  программах (батареях) тестов, характеризующих  физическую подготовленность детей  и подростков от 6 до 17 лет, принятые в разных странах, все более сближаются. [10]

 

1.2 Понятие «тест» и классификация двигательных (моторных) тестов

 

Термин тест в переводе с английского языка означает «проба, испытание».

Тесты применяются для  решения многих научных и практических задач. Среди других способов оценки физического состояния человека (наблюдение, экспертные оценки) метод  тестов (в нашем случае — двигательных или моторных) является главным методом, используемым в спортивной метрологии и других научных дисциплинах («учении  о движениях», теории и методике физического воспитания).

Тест — это измерение  или испытание, проводимое для определения  способностей или состояния человека. Таких измерений может быть очень много, в том числе на основе использования самых разнообразных физических упражнений. Однако далеко не каждое физическое упражнение или испытание можно рассматривать как тест. В качестве тестов могут использоваться лишь те испытания (пробы), которые отвечают специальным требованиям:

  • должна быть определена цель применения любого теста (или тестов);
  • следует разработать стандартизированную методику измерения результатов в тестах и процедуру тестирования;
  • необходимо определить надежность и информативность тестов;
  • результаты тестов могут быть представлены в соответствующей системе оценки.

Система использования тестов в соответствии с поставленной задачей, организацией условий, выполнением  тестов испытуемыми, оценка и анализ результатов называются тестированием, а полученное в ходе измерений числовое значение — результатом тестирования (теста). Например, прыжок в длину с места — это тест; процедура проведения прыжков и измерение результатов — тестирование; длина прыжка — результат теста.[6]

В основе тестов, используемых в физическом воспитании, лежат двигательные действия (физические упражнения, двигательные задания). Такие тесты называются двигательными или моторными.

В настоящее время еще  не существует единой классификации  двигательных тестов. Известна классификация  тестов по их структуре и по их преимущественным показаниям (табл. 2).

Как следует из таблицы, различают  единичный и комплексный тесты. Единичный тест служит для измерения и оценки одного признака (координационной или кондиционной способности). Поскольку, как видим, структура каждой координационной или кондиционной способности является сложной, то с помощью такого теста оценивается, как правило, только один компонент такой способности (например, способность к равновесию, быстрота простой реакции, сила мышц рук).[7]

 

Таблица 2. - Формы тестов и возможности их применения (по Д.Д. Блюме, 1987)

Тип

Измеряемая способность

Признак структуры

Пример

Единичный тест

Элементарный тест, содержащий одну двигательную задачу

Одна способность или  аспект (компонент) способности

Одна задача теста, одна окончательная  оценка теста

Тест на равновесие, тремометрия, тест для оценки способности к соединению, тест на оценку ритма

Учебный тест

- « -

Одна или несколько  задач теста. Одна окончательная  оценка теста

Общий учебный тест

Тестовая серия

- « -

Одна задача тестов с вариантами или несколько задач повышенной трудности

Тест для оценки способности  к соединению (связи)

Комплексный тест

Комплексный тест, содержащий одну задачу

Несколько способностей или  аспектов (компонентов) одной способности

Одна задача теста, несколько  окончательных оценок

Прыжковый тест

Тест многоразовых задач

- « -

Несколько тестовых задач, выполняющихся  последовательно, несколько окончательных  оценок

Тест многоразовых реакций

Тестовый профиль

- « -

Несколько тестов, несколько  окончательных оценок

Координационная задача

Тестовая батарея

- « -

Несколько тестов, одна тестовая оценка

Тестовая батарея для  оценки способности обучаться движения


 

 

С помощью учебного теста оценивается способность к двигательному обучению (по разности окончательной и начальной оценок за определенный период обучения технике движений).

Тестовая серия дает возможность один и тот же тест использовать в течение длительного времени, когда измеряемая способность существенно улучшается. При этом задачи теста по своей трудности последовательно повышаются. К сожалению, эта разновидность теста пока недостаточно используется как в науке, так и на практике.

С помощью комплексного теста  оценивается несколько признаков  или компонентов разных или одной  и той же способности, например прыжок вверх с места (со взмахом рук, без взмаха рук, на заданную высоту). На основании этого теста можно получить информацию об уровне скоростно-силовых способностей (по высоте прыжка), координационных способностей (по точности дифференцирования силовых усилий, по разности высоты прыжка со взмахом и без взмаха рук).

Тестовый профиль состоит из отдельных тестов, на основании которых оцениваются или несколько различных физических способностей (гетерогенный тестовый профиль), или разные проявления одной и той же физической способности (гомогенный тестовый профиль). Результаты теста могут быть представлены в форме профиля, что дает возможность сравнивать индивидуальные и групповые результаты.

Тестовая батарея состоит также из нескольких отдельных тестов, результаты которых сводятся в одну окончательную оценку, рассматриваемую в одной из оценочных шкал (см. главу 2). Как и в тестовом профиле, различают гомогенную и гетерогенную батареи. Гомогенная батарея, или гомогенный профиль, находит применение в оценке всех компонентов комплексной способности (например, способности к реакции). При этом результаты отдельных тестов должны быть тесно взаимосвязаны (должны коррелировать).

В тестах многоразовых задач испытуемые последовательно выполняют двигательные задания и за каждое решение двигательной задачи получают отдельные оценки. Эти оценки могут состоять в тесной связи друг с другом. Посредством соответствующих статистических расчетов можно получить дополнительную информацию об оцениваемых способностях. Примером могут служить последовательно решаемые задания прыжкового теста (табл. 3). [9]

 

Таблица 3. - Последовательно решаемые задания прыжкового теста

№ п/п

Задача теста

Оценка результата

Способность

1

Максимальный прыжок без  взмаха рук

Высота,

см

Прыжковая сила

2

Максимальный прыжок вверх  со взмахом рук

Высота,

см

Прыжковая сила и способность  к соединению (связи)

3

Максимальный прыжок вверх  со взмахом рук и подскоком

Высота,

см

Способность к соединению (связи) и прыжковая сила

4

10 прыжков со взмахом рук на расстояние, равное 2/3 от максимальной высоты прыжка, как в задаче 2

Сумма отклонений от заданной отметки

Способность к дифференцированию  силовых параметров движений

5

Разность между результатами за решение одной задачи и двух задач

см

Способность к соединению (связи)





(по Д.Д. Блюме, 1987)

 

В определении двигательных тестов указывается, что они служат оценке двигательных способностей и  частично моторных навыков. В самом  общем виде выделяют кондиционные тесты, координационные тесты и тесты  для оценки двигательных умений и  навыков (техники движений). Такая  систематизация является, однако, еще  слишком общей. Классификация двигательных тестов по преимущественным их показаниям вытекает из систематизации физических (двигательных) способностей.

В этой связи различают:

1) кондиционные тесты:

  • для оценки силы: максимальной, скоростной, силовой выносливости;
  • для оценки выносливости;
  • для оценки скоростных способностей;
  • для оценки гибкости — активной и пассивной;

2) координационные тесты:

  • для оценки координационных способностей, относящихся к отдельным самостоятельным группам двигательных действий, которые измеряют специальные координационные способности;
  • для оценки специфических координационных способностей — способностей к равновесию, ориентированию в пространстве, реагированию, дифференцированию параметров движений, ритму, перестроению двигательных действий, согласованию (связи),

 вестибулярной устойчивости, произвольному расслаблению мышц.[6]

Понятие «тесты для оценки двигательных навыков» в настоящей  работе не рассматриваются. Примеры  тестов приведены в Приложении 2.

Таким образом, каждая классификация  — это своеобразные ориентиры  для выбора (или создания) того типа тестов, которые в большей мере соответствуют задачам тестирования.

К основным физическим качествам  относят: силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость.

Наглядно проиллюстрируем, как же можно проверить эти  физические качества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тестирование уровня физической подготовленности детей представляется, что наиболее объективными и интегральными показателями уровня развития физической подготовленности детей являются количественные и качественные результаты выполнения определенных двигательных заданий:

 

1. Тест на определение  скоростных качеств:

Цель: Определить скоростные качества в беге на 30 м. с высокого старта.

Методика: В забеге участвуют  не менее двух человек. По команде "На старт!" участники подходят к линии  старта и занимают исходное положение. По команде "Внимание!" наклоняются  вперед и по команде "Марш!" бегут  к линии финиша по своей дорожке. Фиксируется лучший результат.

Методические приемы, которые  способствуют развитию этого качества: 
- выполнение упражнений в облегченных условиях (бег по наклонной дорожке, использование силы тяги подвесок); 
- чередование упражнений в затрудненных и обычных условиях, варьирование отягощений; 
- бег за лидером (партнером), бег с разгона; 
- введение ограничения времени выполнения упражнения; 
- пространственные условия его выполнения

 

2. Тест на определение  выносливости:

Цель: Определить выносливость в непрерывном беге на 90 м (300м) у  детей дошкольного возраста.

Методика: Бег можно выполнять  как в спортивном зале, так и  на стадионе. В забеге одновременно участвуют 6-8 человек. Заранее разметить  дистанцию- линию старта и половину дистанции. Инструктор по физическому воспитанию бежит впереди колонны в среднем темпе 1-2 круга, дети бегут за ним, затем дети бегут самостоятельно, стараясь не менять темпа. Бег продолжается до появления первых признаков усталости. Тест считается правильно выпол­ненным, если ребёнок пробежал всю дистанцию без остановок. В индивидуальную карту записываются два показателя: продолжительность бега и длина дистанции, которую пробежал ребёнок.

Средствами развития общей (аэробной) выносливости являются упражнения, вызывающие максимальную производительность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Мышечная работа обеспечивается за счет преимущественно аэробного источника

 

3. Тест на определение  скоростно-силовых качеств:

 Скоростно-силовые способности,  являются соединением силовых  и скоростных способностей. В  основе их лежит функциональные  свойства мышечной и других  систем, позволяющие совершать дей ствия, в которых наряду со значительной механической силой требуется и значительная быстрота движений.

Цель: Определить скороетно-силовые качества в прыжке в длину с места.

Методика: Ребёнок встаёт у линии старта, отталкивается  двумя ногами, делая интенсивный  взмах руками, и прыгает на максимальное расстояние в прыжковую яму. При  приземлении нельзя опираться сзади  руками. Расстояние измеряется от линии  до пятки сзади стоящей ноги. Записывается лучший результат.

Методы развития силы: Метод статических (изометрических) усилий. Статодинамический метод. Метод круговой тренировки.Игровой метод.

Информация о работе О теории тестов физической подготовленности