Методы и средства развития физических качеств школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2015 в 17:21, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, тема нашего исследования «Методы и средства развития физических качеств школьников» приобретает особую актуальность.
Проблема: каковы наиболее эффективные средства и методы развития физических качеств школьников?
Цель исследования: теоретическое обоснование методов и средств развития физических качеств школьников.
Объект исследования: процесс развития физических качеств школьников.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические основы развития физических качеств
1.1. Понятие о физических качествах……………. …………………………5
1.2 Методы развития физических качеств……………………………………7
1.3. Средства развития физических качеств…………………………………20
Глава II. Развитие физических качеств у школьников
2.1. Анатомо-физиологические, возрастные и физические особенности детей школьного возраста……………………………………………………31
2.2.Диагностика развития физических качеств школьников……….45
Заключение…………………………………………………………………….57
Список использованной литературы…………………………………………59

Файлы: 1 файл

Курсовая Макеева.docx

— 129.81 Кб (Скачать)

Характерным для учебного процесса является систематизация знаний по различным предметам, установление меж предметных связей. Все это создает почву для овладения общими законами природы и общественной жизни, что приводит к формированию научного мировоззрения. Старший школьник в своей учебной работе уверенно пользуется различными мыслительными операциями, рассуждает логически, запоминает осмысленно. В то же время познавательная деятельность старшеклассников имеет свои особенности. Если подросток хочет знать, что собой представляет то или иное явление, то старший школьник стремится разобраться в разных точках зрения на этот вопрос, составить мнение, установить истину. Старшим школьникам становится скучно, если нет задач для ума. Они любят исследовать и экспериментировать, творить и создавать новое, оригинальное.

Старших школьников интересуют не только вопросы теории, но самый ход анализа, способы доказательства. Им нравится, когда преподаватель заставляет выбирать решение между разными точками зрения, требует обоснования тех или иных утверждений; они с готовностью, даже с радостью вступают в спор и упорно защищают свою позицию.

Наиболее частое и излюбленное содержание споров и задушевных бесед старшеклассников – это этические, нравственные проблемы. Их интересуют не какие-либо конкретные случаи, они хотят знать их принципиальную сущность. Искания старших школьников проникнуты порывами чувства, их мышление носит страстный характер. Старшеклассники в значительной мере преодолевают свойственную подросткам непроизвольность, импульсивность в проявлении чувств. Закрепляется устойчивое эмоциональное отношение к разным сторонам жизни, к товарищам и к взрослым людям, появляются любимые книги, писатели, композиторы, любимые мелодии, картины, виды спорта и т. д. и вместе с этим антипатия к некоторым людям, нелюбовь к определенному виду занятий и т. д.

В старшем школьном возрасте происходят изменения в чувствах дружбы, товарищества и любви. Характерной особенностью дружбы старшеклассников является не только общность интересов, но и единство взглядов, убеждений. Дружба носит интимный характер: хороший друг становится незаменимым человеком, друзья делятся самыми сокровенными мыслями. Еще более чем в подростковом возрасте, предъявляются высокие требования к другу: друг должен быть искренним, верным, преданным, всегда приходить на помощь.

В этом возрасте возникает дружба между юношами и девушками, которая порой перерастает в любовь. Юноши и девушки стремятся найти ответ на вопрос: что такое настоящая дружба и настоящая любовь. Они много спорят, доказывают правильность тех или иных положений, принимают активное участие в вечерах вопросов и ответов, в диспутах.

В старшем школьном возрасте заметно изменяются эстетические чувства, способность эмоционально воспринимать и любить прекрасное в окружающей действительности: в природе, в искусстве, общественной жизни. Развивающиеся эстетические чувства смягчают резкие проявления личности юношей и девушек, помогают освобождаться от непривлекательных манер, вульгарных привычек, способствуют развитию чуткости, отзывчивости, мягкости, сдержанности.

Усиливается общественная направленность школьника, желание принести пользу обществу, другим людям. Об этом свидетельствует изменение потребностей старших школьников. У 80 процентов младших школьников преобладают личные потребности, и только в 20 процентах случаев учащиеся выражают желание сделать что-то полезное для других, но близких людей (для членов семьи, товарищей). Подростки в 52 процентах случаев хотели бы что-то сделать для других, но опять-таки людям ближайшего окружения. В старшем школьном возрасте картина существенно меняется. Большинство старшеклассников указывают на стремление оказать помощь школе, городу, селу, государству, обществу.

Огромное влияние на развитие старшего школьника оказывает коллектив сверстников. Однако это не снижает у старших школьников потребности в общении со взрослыми. Напротив, поиски общения со взрослыми у них даже выше, чем в другие возрастные периоды. Стремление иметь взрослого друга объясняется тем, что решить вставшие проблемы самосознания и самоопределения самому бывает очень трудно. Эти вопросы живо обсуждаются в кругу ровесников, но польза такого обсуждения относительна: жизненный опыт мал, и тогда на помощь приходит опыт взрослых.

Старшие школьники предъявляют очень высокие требования к моральному облику человека. Это связано с тем, что в старшем школьном возрасте создается более целостное представление о себе и о личности других, расширяется круг осознаваемых социально-психологических качеств людей, и прежде всего одноклассников.

Требовательность к окружающим людям и строгая самооценка свидетельствуют о высоком уровне самосознания старшего школьника, а это, в свою очередь, приводит старшего школьника к самовоспитанию. В отличие от подростков у старшеклассников отчетливо проявляется новая особенность – самокритичность, которая помогает им более строго и объективно контролировать свое поведение. Юноши и девушки стремятся глубоко разобраться в своем характере, в чувствах, действиях и поступках, правильно оценить свои особенности и выработать в себе лучшие качества личности, наиболее важные и ценные с общественной точки зрения.

Ранняя юность – это время дальнейшего укрепления воли, развития таких черт волевой активности, как целеустремленность, настойчивость, инициативность. В этом возрасте укрепляется выдержка и самообладание, усиливается контроль за движением и жестами, в силу чего старшеклассники и внешне становятся более подтянутыми, чем подростки.

В старших классах продолжается работа по совершенствованию техники. Например - длительного и спринтерского бега, прыжков в длину и высоту с разбега, легкоатлетических метаний и др. В спортивных играх идет углубление изучения одной из игр (по выбору учащегося), где закрепляются и совершенствуются изученные ранее элементы техники и навыки (перемещений, поворотов, остановок), ловля, передача, падения, броски, а также защитные действия. При этом одновременно усложняется набор технико-тактических взаимодействий в нападении и защите, а также процесс разностороннего развития координационных и кондиционных способностей, психических процессов и воспитания нравственных и волевых качеств.

В смысле физиологической целесообразности построение урока по физической культуре в старших классах должно быть с учетом индивидуальных особенностей индивида, которые развиты и сформированы к этому возрасту, с учетом склонности и интереса занимающегося. При этом необходимо помнить, что формирование всех органов и систем в юношеском возрасте еще не закончено.

Для успешной физической работоспособности юношей и девушек их оптимальной физкультурной деятельности и, в первую очередь, к динамической циклической работе субмаксимальной и умеренной мощности, большое значение имеет не только аэробная (при относительном достатке кислорода в ходе выполнения работы), но и анаэробная производительность организма (способность выполнять работу при недостаточном снабжении организма кислородом).

Последнее определяется временем произвольной задержки дыхания. Окислительные реакции в тканях организма при этом продолжаются, тогда как в крови все меньше и меньше остается, кислорода. Показатель более долгой задержки дыхания у человека - проявление адаптивных механизмов организма к недостатку кислорода.

 

2.2.Диагностика развития физических качеств

школьников

 

Динамика развития физических качеств характеризуется высокими темпами роста у девочек в возрасте 9-12 лет. У мальчиков развитие физических качеств, происходит более равномерно, на всём периоде обучения в школе. Однако в процессе обучения есть периоды с высокими темпами развития одного или другого физического качества (сенситивные периоды). В целом у мальчиков развитие физических качеств идёт в более высоком темпе в возрасте 12-15 лет.

Развитию быстроты следует уделять от 2 до 3,5% времени занятий физической культурой. Скоростные качества необходимо развивать с самого раннего возраста и раньше у девочек, чем у мальчиков. Упражнения на скорость лучше предлагать в конце вводной части урока или в начале основной.

Увеличение скоростно-силовых качеств от возраста к возрасту идёт постоянно и достигает наибольшего прироста у мальчиков в 13 лет. Девочки во всех возрастных группах отстают от мальчиков в скоростно-силовых показателях. На уроках физической культуры скоростно-силовые упражнения должны составлять 6-8% времени урока. Однако надо сказать, что достаточно интенсивная силовая нагрузка резко увеличивает воздействие на сердечно-сосудистую систему. Пульс, который отражает воздействие на организм школьника, может достигать величин 200-220 уд./мин. Таких «пиковых» значений пульса на уроке должно быть не более четырёх.

Вторая глава посвящена экспериментальной деятельности и подбору физических упражнений с применением подвижных игр на развитие физических качеств школьников. Педагогический эксперимент мы проводим  на базе МОУ ООШ №33  г. Киселевска, , в которой проходим педагогическую практику «Пробные уроки», с марта 2014 года в 8 «А» классе. Учитель физической культуры Крицкая Лариса Владимировна.

Эксперимент в целом включает в себя три этапа исследования: констатирующий эксперимент; формирующий эксперимент; контрольный эксперимент.

Но перед нами стоит задача исследование  первого констатирующего этапа. Цель  констатирующего эксперимента - определить     начальный уровень развития физических качеств школьников. Для этого в избранном нами классе мы проведены  «Президентские тесты»:

  1. Подтягивание на перекладине для мальчиков и отжимание (сгибание и разгибание рук, в упоре лежа) для девочек (измерение уровня развития силовых качеств).
  2. Прыжок в длину с места  (измерение уровня развития скоростно-силовых качеств).
  3. Наклон туловища вперед (измерение уровня развития гибкости).
  4. Бег 1000 м (измерение уровня развития выносливости).    
  5. Бег 30 м (измерение уровня развития быстроты движений).

При выполнении  контрольных тестов нами были определены количественные характеристики выполнения каждого теста, соответствующие тому или иному уровню, т.е. критерии  развития физических качеств подростков. На основании этих количественных характеристик  они были отнесены к тому или иному уровню.

Таблица 1

Высокий уровень развития физических качеств

 

Прыжки в длину с места (см)

Подтягивание (м) отжимание (д)

кол-во раз

Наклон туловища вперед (см)

Бег

30м. (сек)

Бег 1000м.

(мин)

мальчики

200

10

12

4.8

3.49

девочки

185

20

18

5.2

4.19


 

Таблица 2

Средний уровень развития физических качеств

 

Прыжки в длину с места (см)

Подтягивание (м) отжимание (д)

кол-во раз

Наклон туловища вперед (см)

Бег

30м. (сек)

Бег 1000м.

(мин)

мальчики

190

8

10

5.2

4.10

девочки

175

15

14

5.5

4.30


 

Таблица 3

Низкий уровень развития физических качеств

 

Прыжки в длину с места (см)

Подтягивание (м) отжимание (д)

кол-во раз

Наклон туловища вперед (см)

Бег

30м. (сек)

Бег 1000м.

(мин)

мальчики

160

5

5

5.5

4.25

девочки

140

10

8

6.0

5.16


 

Итак, на основании результатов проведённого  констатирующего эксперимента нами было установлено: что высокий уровень развития физических качеств, по тестам которых мы принимали, у обучающихся в 8 «А» классе – 4 учащихся, что составляет 16,5%; средний  уровень показали – 11учащихся, что составляет 46%; и 9 учеников это составляет 37,5% - показали низкий уровень развития физических качеств.  

Рис.1. Развитие физических качеств школьников – констатирующего этапа

Для повышения уровня развития физических качеств у восьмиклассников, мы составили комплексы упражнений и подвижные игры.

Итак, любое двигательное действие, физическое упражнение или подвижная игра в той или иной степени совершенствует какое-либо физическое качество. Все физические качества развиваются во взаимодействии. Так, например, развитие быстроты не может быть эффективным без достаточного развития силы. В. С. Фарфель считал, что такие физические качества, как выносливость и сила, являются наиболее значимыми для человека. Все остальные - это производные от выносливости и силы.

Информация о работе Методы и средства развития физических качеств школьников