Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 18:30, курсовая работа
Основным средством ЛФК являются физические упражнения, применяемые в соответствии с задачами лечения, с учетом этиологии, патогенеза, клинических особенностей, функционального состояния организма, степени общей физической работоспособности.
Введение ………………………………………….………………..3
2. История развития ЛФК ………………………………………..….4
3. Общие основы лечебной физкультуры …………………….……7
3.1. Классификация физических упражнений ……………………8
4. Формы и методы лечебной физкультуры ……………….……...13
5. Лечебная физкультура при травмах и некоторых заболеваниях аппарата движения ……………………………….16
6. ЛФК при переломах нижних конечностей …………………..…19
6.1. Примерные комплексы лечебной гимнастики ……………...22
6.1.1. Упражнения для голеностопного сустава и суставов стопы …………………………………………...22
6.1.2. Упражнения для коленного сустава ……………………23
6.1.3. Упражнение для всех суставов нижних конечностей …24
6.1.4. Некоторые упражнения в гипсовых иммобилизирующих повязках; упражнения, подготавливающие к ходьбе …………………………….24
6.2. Механотерапия ……………………………………………...…25
7. Список литературы …………………………………………...…..30
Оглавление.
1. Введение ………………………………………….………………..3
2. История развития ЛФК ………………………………………..….4
3. Общие основы лечебной физкультуры …………………….……7
3.1. Классификация физических упражнений ……………………8
4. Формы и методы лечебной физкультуры ……………….……...13
5. Лечебная физкультура при травмах и некоторых заболеваниях аппарата движения ……………………………….16
6. ЛФК при переломах нижних конечностей …………………..…19
6.1. Примерные комплексы лечебной гимнастики ……………...22
6.1.1. Упражнения для голеностопного
сустава и
6.1.2. Упражнения для коленного сустава ……………………23
6.1.3. Упражнение для всех суставов нижних конечностей …24
6.1.4. Некоторые упражнения в гипсовых иммобилизирующих повязках; упражнения, подготавливающие к ходьбе …………………………….24
6.2. Механотерапия ……………………………………………...…25
7. Список литературы …………………………………………...…..30
1. Введение.
Лечебная физкультура — самостоятельная научная дисциплина. В медицине это метод лечения, использующий средства физической культуры для профилактики, лечения, реабилитации и поддерживающей терапии. ЛФК формирует у человека сознательное отношение к занятиям физическими упражнениями и в этом смысле, имеет воспитательное значение; развивает силу, выносливость, координацию движений, прививает навыки гигиены, закаливания организма естественными факторами природы. ЛФК основывается на современных научных данных в области медицины, биологии, физической культуры.
Основным средством ЛФК являются физические упражнения, применяемые в соответствии с задачами лечения, с учетом этиологии, патогенеза, клинических особенностей, функционального состояния организма, степени общей физической работоспособности.
Лечебная физкультура:
1. естественный биологический метод, так как использует присущую организму функцию движения;
2. метод неспецифической терапии, но в то же время отдельные виды упражнений могут влиять на определенные функции организма;
3. метод патогенетической терапии, в связи с возможностью физических упражнений влиять на реактивность организма;
4. метод активной функциональной терапии, так как приспосабливает организм больного к повышающимся физическим нагрузкам;
5. метод поддерживающей терапии на этапах медицинской реабилитации у людей пожилого возраста;
6. метод восстановительной терапии в комплексном лечений больных.
7. Характерной особенностью ЛФК является процесс тренировки больных физическими упражнениями.
Различают
общую и специальную
1. общая тренировка направлена на оздоровление, укрепление организма больного с помощью общеукрепляющих упражнений;
2. специальная тренировка осуществляется упражнениями, целенаправленно воздействующими на пораженный орган, область травмы.
Массаж — метод лечения, профилактики, реабилитации после заболеваний и оздоровления, представляющий собой совокупность приемов механического, дозированного воздействия на различные участки поверхности тела человека, производимого руками массажиста или специальными аппаратами. Для достижения положительного результата при применении массажа необходимо дифференцировать методику его в зависимости от этиологии, патогенеза, клинических особенностей, функционального состояния центральной и нервной системы (ЦНС), характера влияния различных приемов на организм.
ЛФК и массаж широко применяются
в комплексе с другими методами
при заболеваниях и травмах, а
также могут являться самостоятельными
методами лечения многих хронических
заболеваний и последствий
ЛФК находит применение в до- и послеродовом периодах. Массаж и. физические упражнения способствуют более совершенному психофизическому развитию здоровых детей и используются в яслях, детских садах, домашних условиях.
2. История развития ЛФК.
Физические упражнения с целью лечения и профилактики применялись в глубокой древности, за 2 тыс. лет до нашей эры в Китае, Индии. В Древнем Риме и Древней Греции физические упражнения и массаж были неотъемлемыми в быту, военном деле, при лечении. Гиппократ (460-370 гг. до н. э.) описал применение физических упражнений и массажа при болезнях сердца, легких, нарушениях обмена веществ и др. Ибн-Сина (Авиценна, 980-1037) осветил в своих трудах методику применения физических упражнений для больных и здоровых, подразделяя нагрузки на малые и большие, сильные и слабые, быстрые и медленные. В эпоху Возрождения (XIV-XVI вв.) физические упражнения пропагандировались как средство для достижения гармонического развития.
В России выдающиеся клиницисты, такие, как М. Я. Мудров (1776-1831), Н. И. Пирогов (1810-1881), С. П. Боткин (1831-1889), Г. А.Захарьин (1829-1897), А. А. Остроумов . (1844—1908), придавали важное значение применению физических упражнений в практике лечения.
Труды П. Ф. Лесгафта (1837-1909), В. В. Гориневского (1857—1937) способствовали пониманию единства умственного и физического воспитания для более совершенного развития человека.
Открытия великих физиологов
— И. М. Сеченова (1829-1922), лауреата Нобелевской
премии И. П. Павлова (1849-1936), Н. Е. Введенского
(1852-1922), обосновавших значение ЦНС для
жизнедеятельности организма, —
повлияли на развитие нового подхода
к всесторонней оценке больного человека.
Лечение болезней уступает место
лечению больного. В связи с
этим в клинике начинают шире распространяться
идеи функциональной терапии и ЛФК,
являясь таким методом, нашла
признание и широкое
Впервые в период 1923-1924 гг. ЛФК. была введена в санаториях и на курортах. В 1926 т. И. М. Саркизов-Серазини (1887-1964) возглавил первую кафедру ЛФК в Московском институте физической культуры, где получили подготовку будущие первые доктора и кандидаты наук (В. Н. Мошков, В. К. Добровольский, Д. А. Винокуров, К. Н. Прибылов и др.).
Учебники по лечебной физкультуре
И. М. Саркизова-Серазини выдержали
ряд изданий. Первый нарком здравоохранения
Н.А.Семашко (1874-1949) придавал важное значение
лечебной физкультуре. По его инициативе
в начале 30-х годов в ряде научно-исследовательских
институтов открываются отделения,
создаются кафедры лечебной физкультуры
в институтах усовершенствования врачей
и некоторых медицинских вузах.
Большая роль в организации врачебно-
В 30-е и 40-е годы изданы монографии, руководства, пособия по лечебной физкультуре (В. В. Гориневская, Е. Ф. Древинг, М. А. Минкевич и др.).
В годы Великой Отечественной войны лечебная физкультура широко использовалась в госпиталях.
В 50-е годы создаются врачебно-
В 1941 г. кафедру лечебной
физкультуры и врачебного контроля
в Центральном институте
В 60-90-е годы значительно увеличилось число специалистов высокой квалификации, защитивших докторские и кандидатские диссертации (Э. Ф. Андреев, Н. М. Бадридзе, И. Б. Героева, Н. А. Гукасова, С. А. Гусарова, В. А. Егаиранов, О. Ф. Кузнецов, Б. А. Поляев, С. Д. Поляков, Н. Н. Прокопьев, В. А. Силуянова, 3. В. Сокова, О. В. Токарева, Н. В. Фокеева, С. В. Хрущев, А. В. Чоговадзе и многие другие).
В настоящее время в
Москве успешно ведут подготовку
специалистов и научную работу кафедры
в Российском государственном медицинском
университете (зав. кафедрой Б. А. Поляев),
Московском государственном медико-
В ряде стран Европы принят
термин кинезитерапия, а не лечебная
физкультура. В связи с проведением
международных конференций, научных
контактов с зарубежными
3. Общие основы лечебной физкультуры.
Занятия ЛФК оказывают лечебный эффект только при правильном, регулярном, длительном применении физических упражнений. В этих целях разработаны методика проведения занятий, показания и противопоказания к их применению, учет эффективности, гигиенические требования к местам занятий.
Различают общую и частные
методики ЛФК. Общая методика ЛФК
предусматривает правила
Физические упражнения не
должны усиливать болевых ощущений,
так как боль рефлекторно вызывает
спазм сосудов, скованность движений.
Упражнения, вызывающие боль, следует
проводить после
3.1. Классификация физических упражнений
Физические упражнения в ЛФК делят на три группы: гимнастические, спортивно-прикладные и игры.
Гимнастические упражнения.
Состоят из сочетанных движений. С их помощью можно воздействовать на различные системы организма и на отдельные мышечные группы, суставы, развивая и восстанавливая силу мышц, быстроту, координацию и т. д. Все упражнения подразделяются на общеразвивающие (общеукрепляющие), специальные и дыхательные (статические и динамические).
1. Общеукрепляющие упражнения
Применяют для оздоровления и укрепления организма, повышения физической работоспособности и психоэмоционального тонуса, активизации кровообращения, дыхания. Эти упражнения облегчают лечебное действие специальных.
2. Специальные упражнения
Избирательно действуют
на опорно-двигательный аппарат. Например,
на позвоночник — при его
Гимнастические упражнения подразделяют на группы:
· по анатомическому признаку;
· по характеру упражнения;
· по видовому признаку;
· по признаку активности;
· по признаку используемых предметов и снарядов.
По анатомическому признаку выделяют следующие упражнения:
· для мелких мышечных групп (кисти, стопы, лицо);
· для средних мышечных групп (шея, предплечья, плечо, голень, бедро);
· для крупных мышечных групп (верхние и нижние конечности, туловище),