Лекции по "Физической культуре"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 12:37, курс лекций

Краткое описание

Лекция 1. Введение в теорию физической культуры
Раздел I. Методологические основы теории физической культуры
Тема 1.1. Введение в теорию физической культуры

Файлы: 1 файл

Лекция 1 Введение в ТиМФВ.doc

— 243.50 Кб (Скачать)

IV.              Научно-прикладные основы использования физической культуры     в различные периоды жизни человека. Проблемы целесообразного              применения факторов физической  культуры рассматриваются   в данном   разделе как бы в «возрастном разрезе», т. е. применительно   к   особенностям   основных   этапов   возрастного   развития человека. Одновременно характеризуются особенности физкультурных занятий, связанные с изменением конкретных условий жизнедеятельности в процессе жизни.

Таким образом, курс теории физической культуры включает в себя обширный комплекс знаний, входящих в теоретический фундамент профессионального образования специалистов по физической культуре и спорту. Его значение состоит не только в ценности самих этих знаний. Не менее важно, что он дает возможность будущему специалисту целостно осмыслить суть профессиональной деятельности во всей сфере физической культуры, раздвигает тем самым его кругозор за рамки узкой специальности, связывает ее с общим делом всех работников физкультурного фронта и этим содействует формированию широкого профессионального мировоззрения, которым должен обладать специалист нового типа.

 

3. Система основных понятий теории физической культуры

Однозначное понимание специалистами, непосредственно определяющими деятельность человека в сфере физической культуры, принципиальных положений, закономерностей процесса физического воспитания в его различных формах требует, прежде всего, единого подхода в трактовке понятий и соответствующей системы терминов (терминологии).

Понятие - одна из логических форм мышления, высший уровень обобщения, характерный для словесно-логического мышления человека.

Термин - слово или словосочетание, точно обозначающие определенное понятие, применяемое в теории.

Терминология - система терминов, используемых в соответствующей сфере знания человека.

К числу наиболее значимых понятий теории физической культуры относятся: культура, физическая культура, физическая культура личности, физическое воспитание, физическое развитие, физическое совершенство, физическая подготовка, профессионально-прикладная физическая подготовка, физическая рекреация, физическая реабилитация, спорт. Естественно, что рассмотрение закономерностей, например, силовой или скоростно-силовой подготовки человека, требует дополнительного введения целой совокупности терминов. В связи с этим в теории физического воспитания и теории спорта по мере раскрытия закономерностей, характеризующих становление спортивно-технического мастерства, развитие двигательных способностей и пр., как правило, рассматривается дополнительно более широкий спектр необходимых понятий и терминов.

Культура – в наиболее общем смысле рассматривается как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком для удовлетворения своих потребностей, а так же деятельность по их созданию, целенаправленному использованию, передаче последующим поколениям.

Физическая культура - часть культуры, совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком для физического и связанного с ним духовного совершенствования, а так же деятельность по их созданию, использованию и передаче последующим поколениям. Физическая культура - органическая часть культуры общества и личности. Это такая область деятельность, которая удовлетворяет потребности общества по созданию физической готовности людей к различным формам их жизнедеятельности, и прежде всего к труду. 

Физическая культура личности - часть культуры, усвоенная человеком, органическое единство потребности в физкультурных или спортивных занятиях, необходимых для удовлетворения знаний, умений, навыков, активной физкультурной или спортивной деятельности, направленной на физическое и связанное с ней духовное совершенствование, профессионально-прикладную физическую подготовку, укрепление здоровья, повышение физической и умственной работоспособности, психофизическую реабилитацию и рекреацию в процессе деятельности. Иными словами, физическая культура личности – это та часть духовных и материальных ценностей сферы физической культуры, присваиваемых конкретным индивидом для удовлетворения потребности в движении.

Физическое воспитание - часть воспитания, процесс решения специфических задач формирования физической культуры личности, который осуществляется в соответствии со всеми признаками педагогического процесса, а так же в порядке самовоспитания. Специфика физического воспитания  состоит в обучении двигательным умениям, навыкам, совершенствовании двигательных способностей, оздоровлении занимающихся средствами физической культуры.

Физическое воспитание – педагогический процесс, направленный на формирование специальных знаний, умений и навыков, а так же на развитие физических способностей  человека. Это основная форма использования физической культуры личностью и обществом в сферах семейного, дошкольного, общего, профессионального, высшего, самостоятельного образования в процессе культурного досуга и т.д., осуществляющаяся в соответствии с присущими педагогическому процессу специфическими закономерностями, принципами и требованиями

Рис. 1.2. Физическое воспитание как педагогический процесс целенаправленного формирования двигательных умений и навыков и развития физических качеств человека.

Физическое развитие - процесс изменения морфологических и функциональных свойств организма индивида в онтогенезе под влиянием комплекса факторов, одним из которых является направленное использование физической культуры.

Физическое развитие характеризуется изменениями трех групп показателей.

1. Показатели телосложения, которые характеризуют морфологию человека.

2. Показатели здоровья, отражающие морфологические и функциональные изменения физиологических систем организма человека.

3. Показатели развития физических качеств.

Физическое развитие определяется законами наследственности, возрастной ступенчатости, единства среды и организма.  Большое значение для управления физическим развитием в процессе физического воспитания имеют биологический закон упражняемости и закон единства форм и функций организма в его деятельности. Выбирая физические упражнения и определяя величину их нагрузок, согласно закону упражняемости можно рассчитывать на необходимые адаптационные перестройки  в организме.

Физическое совершенство - уровень физического развития, физической подготовленности и здоровья, обеспечивающий оптимальное приспособление человека к условиям жизни.

Физическое совершенство – оптимальная мера общей физической подготовленности и гармонического развития, которая соответствует требованиям трудовой и других сфер жизнедеятельности.

Физическое совершенство имеет аспекты:

- эстетический (совершенство форм, функций) то,  на сколько состояние адекватно адекватно данным условиям.

- этический (нравственный) отношение индивида к своему состоянию. Безнравственно разрушать себя духовно и физически- наркотики, курение, алкоголь.

- социально-гигиенический – это здоровый человек (для себя и для общества);

- экологический – человек не должен разрушать ту среду в которой живет. Человек изменяет среду быстрее, чем изменяется сам.

Физическое совершенство сугубо гуманистическая категория по своей сути и является результатом физического воспитания и физического развития.

Показатели:

-разносторонность физической подготовленности;

-гармоническое физическое развитие.

Физическая подготовка - процесс развития и поддержания двигательных способностей средствами физической культуры. Физическая подготовка – педагогический процесс направленный на обучение двигательным умениям и навыкам и воспитания физических качеств.

Физическая подготовленность - результат физической подготовки.

Физкультурное образование – системное освоение человеком рациональных способов управления своими движениями, приобретение таким путем необходимого фонда двигательных умений и  связанных с ними  навыков.

Профессионально-прикладная физическая подготовка - процесс формирования профессионально значимых знаний, умений, навыков, развития психофизических качеств, способствующий повышению готовности человека к успешной профессиональной деятельности.

Физическая рекреация - процесс использования физической культуры для отдыха, развлечения, физического самосовершенствования, охватывающий различные формы организованных и самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Физическая реабилитация - процесс использования средств физической культуры с целью восстановления физической, умственной работоспособности или временно утраченных вследствие заболевания психосоматических функций.

Спорт - род культурной деятельности, сложившийся в форме соревнований и системы подготовки к ним.

Здоровье – состояние характеризующееся физическим, психическим, социальным благополучием и отсутствием болезней (ВОЗ)

- это ценность к которой необходимо стремиться. Овладевая этой ценностью индивид более полно реализует свои ожидания, удовлетворяет свои потребности и становиться более значимой ценностью для общества.

Оздоровление – процесс направленный на достижение и укрепление здоровья.

13

 



Информация о работе Лекции по "Физической культуре"