Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 12:37, курс лекций
Лекция 1. Введение в теорию физической культуры
Раздел I. Методологические основы теории физической культуры
Тема 1.1. Введение в теорию физической культуры
Лекция 1. Введение в теорию физической культуры
Раздел I. Методологические основы теории физической культуры
Тема 1.1. Введение в теорию физической культуры
1. Тенденции формирования общей теории в системе научных знаний о физической культуре и физическом воспитании.
2. Теория и методика физической культуры как учебная дисциплина. Цель и предмет теории и методики физической культуры.
3. Система основных понятий теории физической культуры.
Физическая культура. Физическая культура личности. Основные компоненты физической культуры личности.
Физическое воспитание как неотъемлемая часть воспитания, основной канал направленного использования физической культуры личностью и обществом.
Физическое воспитание как педагогический процесс. Цель, задачи, основные стороны физического воспитания.
Физическая подготовка и физическая подготовленность.
Физкультурное образование.
Физическое развитие как естественный процесс. Факторы, влияющие на физическое развитие. Неравномерность физического развития. Возможности управления физическим развитием в процессе физического воспитания. Показатели физического развития.
Физическое совершенство. Эволюция представлений о физически совершенной личности. Физическое совершенство как отражение духовного и физических начал человека. Показатели физического совершенства: разносторонность развития, гармония форм и функций, единство духовного и физического.
Литература:
1. Введение в теорию физической культуры. Учебное пособие для ИФК. Под ред. Л.П. Матвеева. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - С. 6-12, 52-73.
2. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры/Учебник для студентов институтов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991.- 543 С.
3. Теория и методика физического воспитания. Учебник для ин-тов физ. культ. Под ред. Л.П. Матвеева и А.Д. Новикова. Т.I.- М.: Физкультура и спорт, 1976. – с. 5-21.
4. Теория и методика физического воспитания: Учебник для ин-тов физ. культ. Под ред. Л.П. Матвеева и А.Д. Новикова. Т.II. М.: Физкультура и спорт, 1976.- 256 С.
5. Бойченко С.Д. Классическая теория физической культуры: Введение. Методология. Следствия. – Мн.: Лазурак, 2003. – С. 12 – 24.
6. Теория и методика физической культуры: учебн. / Под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. – М.: Советский спорт, 2007. – С. 6 – 23.
1. Тенденции формирования общей теории в системе научных знаний о физической культуре и физическом воспитании
Развиваясь под влиянием труда, а также в процессе игровой, познавательной деятельности, человек воздействовал на природу, на окружающую среду посредством своих физических сил и двигательных действий. Его физические способности вначале совершенствовались «попутно», в ходе естественного биологического развития и труда. Постепенно человек стал осознавать, что существует зависимость между подготовкой к труду и его результатами. Возникают стихийные основы обучения и воспитания как необходимые условия подготовки к жизни, к труду. В ходе развития человека и общественного производства возникла социальная потребность определить общие цели и конкретные задачи, а также и специальные средства физической подготовки людей к жизни, методы (способы) использования этих средств. Физическая культура постепенно вырастает в область широкой и сложной социальной деятельности. Поэтому возникает ее теория, которая опирается на данные исторического опыта, современной практики, а также на данные социально-экономических, медико-биологических и психолого-педагогических наук и раскрывает общие законы и закономерности физической культуры.
Вначале возникают и развиваются взгляды на физическое воспитание как на педагогический процесс и необходимую часть общего образования. Во второй половине XIX в. П.Ф. Лесгафт разработал теорию физического образования, которая была направлена на формирование знаний, умений, навыков в сфере двигательной деятельности. В годы советской власти была разработана теория и методика физического воспитания. В связи с разработкой в 1950 – 1960 гг. зарубежными и отечественными учеными теории культуры, на основе ее концепций в 1970 – 1980-х гг. в стране начинает разрабатываться и теория физической культуры [6]. Среди дисциплин, связанных с физической культурой, в качестве обобщающей рассматривается, прежде всего, теория физического воспитания. Однако она не представляет собой всей общей теории физической культуры, так как объективно существуют и некоторые другие ее формы. Это, как справедливо отмечается Л.П. Матвеевым, в частности, формы самостоятельного приобщения человека к физической культуре, производственная физическая культура, оздоровительно-
Рис. 1.1. Теория физической культуры в системе научных знаний.
Рассматривая теорию физической культуры как научную дисциплину, обычно подразумевают, что специалисты данной сферы избирательно анализируют накопленные в различных отраслях знаний о жизнедеятельности организма, функций его систем и органов и пр. Затем эти данные подвергаются экспертной проверке для решения вопросов о способах возможного использования таких сведения в практической плоскости. Экспертная оценка требует проведения дополнительных собственных исследований на примерах непосредственной прикладной деятельности человека в связи с занятиями физическими упражнениями. В свою очередь, необходимость проведения подобного рода исследований требует обязательного наличия и адекватной исследовательской базы, в качестве которой используется специфически адаптированная к нуждам теории и практики совокупность исследовательских подходов и методов. В этом можно увидеть смысловую сторону физической культуры как науки. Совокупность накопленных и проверенных знаний об особенностях физического воспитания, спортивной деятельности и др. специалистами постоянно обновляется, классифицируется, систематизируется в целях оптимизации возможных путей их передачи последующим поколениям и прямого использования в подготовке специалистов для данной сферы деятельности. В этом, очевидно, можно увидеть смысловую сторону теории физической культуры как учебного предмета или дисциплины учебного плана специальных учебных заведений.
Наука может быть охарактеризована как человеческая деятельность и как система производящая знания.
С точки зрения системы наука это открытая, определенным образом структурированная система, которая развивается в соответствии со своей парадигмой под влиянием экономических, социальных и политических факторов за пределами системы.
Цель науки – производство научного знания.
специальные дисциплины, содержащие методические знания об отдельных элементах физической культуры;
отраслевые дисциплины, ориентированные на изучение форм и направлений использования физической культуры в обществе;
теорию, интегрально раскрывающую совокупность свойств и связей, объединяющих различные компоненты физической культуры, как целостного многогранного явления, общие закономерности ее развития.
Теория – высшая, самая развитая форма организации научного знания (высший продукт науки).
Отличительные черты теории:
идеальный характер содержания;
достоверность (обеспеченность методами на основе которых мы формулируем теорию);
дифференцированность;
целостность;
выводимость содержания из некоторой совокупности понятий и утверждений;
связь с практикой.
Нетрудно увидеть, что теория физической культуры (следовательно, и теория физического воспитания, и теория спорта) относится к общественным, гуманитарным, наукам, поскольку ее интересуют человек и социальные факторы его развития и воспитания.
Вместе с тем, в теории широко представлено и естественнонаучное содержание, поскольку она ориентирована, кроме всего прочего, на познание особенностей физической культуры как специфического фактора совершенствования способностей человека, его физического состояния и развития.
Поэтому, как научная дисциплина теория физической культуры сегодня рассматривается в виде интегративной системы научных знаний о сущности физической культуры, взятой в целом, об общих закономерностях ее направленного использования в системе факторов воспитания, социального формирования личности и развития человека.
В свою очередь как научной дисциплине теории физической культуры свойственны познавательное, методологическое и практическое значения.
Познавательное значение теории состоит в том, что, выявляя объективные закономерности проявления физической культуры в обществе, формулируя на их основе научно-прикладные знания, обобщающая теория позволяет ориентироваться в многообразии явлений физической культуры, получающих отражение в практике.
Методологическое значение теории физической культуры состоит в том, чтобы, опираясь на обобщенные результаты познания в своей области, обосновывает единую для специалистов данной сферы методологическую концепцию освещения форм, видов, разновидностей физической культуры.
Практическое значение теории физической культуры, очевидно, проявляется в ее связях с гуманитарными и естественными науками (общей теорией культуры, историей, социологией, теорией управления социальными процессами и общей теорией воспитания), а также с естественными науками, особенно в той части предметных областей, где оцениваются закономерности направленного воздействия различных средств на двигательные функции человека в широком спектре.
2. Теория и методика физической культуры как учебная дисциплина
Учебная дисциплина – система дидактически систематизированного знания. Включает в себя достижения науки и практики в определенной области предназначенной для обучения.
Содержание учебной дисциплины структурировано в соответствии со структурой научного знания и дидактическими требованиями (образования, обучения и воспитания)
В качестве учебной дисциплины теория физической культуры (общие основы) призвана быть основным обще профилирующим предметом профессионального образования специалистов по физической культуре и спорту.
ТФК - дидактически систематизированное знание, необходимое для формирования специалиста физической культуры различных специализаций.
В действующие учебные планы институтов физической культуры этот предмет введен сравнительно недавно и является в настоящее время как бы переходным курсом от теории физического воспитания к более полной системе знаний о физической культуре. В своем современном виде теория физической культуры как учебная дисциплина включает четыре крупных раздела.
I. Введение в теорию физической культуры. В нем определяются
исходные категории - (понятия), составляющие основной понятийный аппарат теории физической культуры, ее предмет и методы исследования; здесь же дается системная характеристика основных социальных функций и форм физической культуры, прослеживаются тенденции ее развития в обществе .
П. Общие основы теории физического воспитания. Содержание
этого раздела является в значительной мере традиционным в сложившейся
науке о физическом воспитании. Здесь рассматриваются общие черты и
закономерности физического воспитания как педагогически направленного процесса использования физической культуры в образовательно-воспитательных целях, основные задачи, решаемые при этом, средства и методы, используемые для их решения, принципы построения занятий и т. п. Особое внимание уделяется характеристике определяющих черт обучения и воспитания в советской системе физического воспитания, являющейся высшим типом организации социальной практики физического воспитания.
III. Характеристика типичных направлений и форм использования физической культуры.
В этом разделе анализируются особенности различных направлений и
соответствующих им форм целесообразного использования физической
культуры в обществе, в структуре образа жизни людей, особенно в основных сферах жизнедеятельности. Конкретнее говоря, здесь рассматриваются
особенности физической культуры в системе общего образования и
профессионально-прикладной подготовки, в системе научной организации труда и в сфере повседневного быта. Анализируются также спорт как один из основных компонентов физической культуры и специфические формы спортивной деятельности (спортивная тренировка, состязания).