Классическая хатха йога

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 16:34, реферат

Краткое описание

Хатха-йога это древняя индийская система поддержания тела в оптимальном физическом состоянии. Изначальная цель хатха-йоги, заключается в приведении тела в состояние полного здоровья, чтобы тело не являлось бременем для разума в его поиске высших истин. Поэтому хатха-йога особенно подходит людям занятым умственных трудом и имеющим познавательный характер.
Практика хатха-йоги состоит главным образом в выполнении асан, статических поз. Хатха-йога делает ударение на развитии гибкости и поддержании здоровья суставов.

Оглавление

1.Что такое хатха – йога?
2.История возникновения хатха – йоги.
3. Постулаты, асаны, пранаямы.
4. Методика занятий.
5.Список литературы:

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 39.56 Кб (Скачать)

Содержание

1.Что такое хатха – йога?

2.История возникновения хатха – йоги.

3. Постулаты, асаны, пранаямы.

4. Методика занятий.

5.Список литературы:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Что такое хатха – йога?

Хатха-йога это древняя индийская система поддержания тела в оптимальном физическом состоянии. Изначальная цель хатха-йоги, заключается в приведении тела в состояние полного здоровья, чтобы тело не являлось бременем для разума в его поиске высших истин. Поэтому хатха-йога особенно подходит людям занятым умственных трудом и имеющим познавательный характер.

Практика хатха-йоги состоит главным образом в выполнении асан, статических поз. Хатха-йога делает ударение на развитии гибкости и поддержании здоровья суставов. Особое внимание уделяется здоровью, гибкости и тонусу позвоночника. Уникальной особенностью йоги являются упражнения стимулирующие гормональные железы и осуществляющие массаж внутренних органов. Стимуляция гормональной системы помогает поддерживать сбалансированные эмоции и способствует более оптимистическому отношению к жизни. В дополнение к физическим упражнениям, йога включает методы очищения внутренних органов и устанавливает принципы правильного питания.

Йога предотвращает множество  болезней и способствует избавлению от уже существующих. Упражнения йоги укрепляют тело и создают ощущение радости жизни. Йога заостряет ум и помогает концентрации внимания.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.История возникновения  хатха – йоги.

Йога является сложным  и комплексным искусством, которое включает в себя, как и физические упражнения, так и тесно с ними переплетённые духовные практики. Доподлинно неизвестно когда возникла йога, предположительно временем её возникновения можно считать каменный век. Археологи находили различные статуэтки и печати с позами из йоги в оставшихся городах цивилизации Инд-Сарасвати. И с уверенностью можно сказать, что йоге как минимум 6,000 лет.  
Многие ученные находят сходство между йогой и шаманизмом. Дело в том, что шаманы также познают мир при помощи внутреннего зрения, проводят различные ритуалы по успокаиванию ума. Поэтому возможно, что когда-то первыми йогами были шаманы, но опять же, это только догадки.  
В целом историю развития йоги можно поделить на пять главных периодов. Ведический период, Доклассический период, Классический период, Пост-классический период и Период Современной Йоги. 
 
Ведический период 
 
Веды это сборник древних гимнов, ритуалов и историй в которых рассказывается о самых разных событиях древнего мира. На санскрите слово «Веда» означает «Знание». В Ведах содержатся древнейшие йоговский учения которые считаются божественным откровением. В Ведах содержится так называемая ведическая йога, цель которой воссоединение материального мира и духовного мира, преодоление ограничений ума, жизнь в гармонии и понимание окружающего мира.  

Впервые само слово «Йога» встречается в Ригведе, которая является древним индийским памятником литературы. Точно неизвестно когда была создана риг-веда, но уже в 1500 году до нашей эры она была известна среди населения Индии. В риг-веда, это Веда гимнов. В ней описываются различные стихи, гимны и медитационные практики.  
 
Доклассический период 

Данный период длился около 2,000 лет. В это время были созданы  Упанишады. Собственно их создание и  ознаменовало начало доклассического периода. В Упанишадах описаны принципы кармы, цикл рождения и смерти, моральные принципы и взаимосвязь прошлых поступков с нынешним положением дел. Также в текстах Упанишад описываются Брахман, Атман и их взаимоотношение.  
Предположительно в 500 году до нашей эры была создана Бхагават-Гита. В этих текстах рассказывается о разговоре между Кришной и принцом Арджуной. В Бхагават-Гите объединены различные йогические традиции. Бхагавад-Гита обсуждаются различные аспекты йоги, а также преодолевание эгоистических желаний человека и самопознание. С течением времени Йога попала и в буддизм. Буддисты используют йогу для излечения самых разных недугов, как физических так и духовных. Кроме того в буддизме йога используется и в различных духовных практиках.  
Известный мудрец и составитель некоторых текстов — Вьяса, разделил Ведические гимны на 4 части: Риг-веда(Веда гимнов), Яджур-веда(веда жертвоприношений или религиозных обрядов), Сама-веда(Веда-песнопений) и Атхарва-веда. Стоит отметить, что в Атхарва-веде описывается быт обычных людей, их нужды и жизнь. Из Атхарва-веды мы можем узнать много информации о жизни людей в допотопные времена.  
 
Классический период 

Данный период начался  сразу после того как Патанджали создал свои Йога-сутры. Фактически Патанджали является основателем той йоги которую мы сегодня знаем. Патанджали верил в то, что каждый человек состоит из

материи и духа и, что целью  йоги является освобождение духа от оков материального мира. В этом и прослеживается большая разница между классическим и доклассическим периодом. Ведь в доклассическом периоде считалось, что нужно объединить материальное и нематериальное.  
 
 
 
В Йога-сутры Патанджали входит 195 сутр которые разделены на 8 частей, ступеней которые также называются 8 конечностей йоги: 
 
1. Яма — этические ограничения 
 
2. Нияма — духовные принципы 
 
3. Асана — физическая активность 
 
4. Пранаяма — контроль дыхания 
 
5. Пратьяхара — удержание состояния «здесь и сейчас» 
 
6. Дхарана — полная концентрация 
 
7. Дхьяна — медитативное состояние 
 
8. Самадхи — состояние просветления.

Следует отметить, что очень долгое время некоторый йогины игнорировали физическую сторону йоги.  

Пост-классический период 
 
Йоги прошлого не всегда уделяли должное внимание своему телу, так как они были полностью сконцентрированы на медитациях. Спустя несколько веков после Патанджали, новое поколение мастеров йоги начинает изучать способности тела. Различные физические и дыхательные упражнения получили название Хатха-йога. Данное направление йоги является лишь частью целого и хатха-йога также направленна на улучшение физического состояния и достижения просветления. 

В тот период появляется множество литературы о йоге и  по всей Индии и Китаю появляется множество школ и учителей йоги. Этот период действительно можно  считать расцветом той йоги которая практикуется и в наши дни.  

Современная йога 
 
На восток йога попала в конце 19-го века в Америку и произвела большое впечатление на людей узнавших о ней. Благодаря многим учителям, в число которых входит и Далай Лама йога приобрела такую популярность и многие люди стали изучать это древнее искусство.  
 
Сегодня в основном люди концентрируются на пяти основных принципах 
 
Шавасана — правильное расслабление 
 
Асаны — физическая активность 
 
Пранаяма — дыхательные упражнения 
 
Правильная диета 

Позитивное мышление и  медитации 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Постулаты, асаны, пранаямы

Постулаты йоги

Постулат первый:

Характерным примером неразличения является вывод о том, что мир объектов ограничен их видимой формой.

Любые объекты в принципе только сгустки поля, не имеющие  во Вселенной четкой границы.

Тела, более или менее  ограниченные в пространстве, скопления  вещества, порождены полями, связаны  полями, и представляют собой единое целое.

В природе нет единичных  и односторонних процессов и  явлений, все процессы и объекты  взаимно обусловлены и взаимопроникновенны.

Йога рассматривает человека не изолированно от мироздания, а как его неотъемлемую часть, как единое целое с окружающим его миром.

Постулат второй: следствие скрыто в причине.

Согласно теории саткарья-вады (которая лежит в основе философии санкхья-йоги), следствие в скрытой, латентной форме заключено в причине. Санкхья-йога утверждает, что может возникнуть только та вещь, которая уже предварительно существует (как некая потенция) в своей материальной причине. Причинность означает появление новых форм или проявление новых качеств в результате изменений расположения атомов и молекул в материальных причинах. Эти качества и формы всегда скрывались в причине, поэтому появление следствия является не творением чего-то нового, а всего лишь изменением внутреннего расположения атомов в причине.

Итак, следствие скрыто присутствует в своей материальной причине. Но на пути к проявлению следствия стоит  барьер. Когда же он устранен, изменение  в расположении атомов приводит к  их перегруппировке. Таким образом возникает новое их сочетание, новое расположение, которое и называется следствием. Такова суть доктрины саткарья-вада.

Это слово образовано из cam («существование») + карья («следствие»), то есть — «учение о предсуществовании следствия в материальной причине». Следствие присутствует в причине всегда, но проявляется только при соответствующих условиях.

Теория саткарья-вады основана на следующих положениях:

1. То, что не существует, не может быть причиной какой-либо деятельности или продукта. Если бы следствие не существовало реально в материальной причине, ничьи усилия не смогли бы привести к его появлению. То, что не существует, никогда не может стать существующим.

2. Имеется неизменное соотношение между материальной причиной и ее следствием. Конечный продукт не отличается от исходного материала, из которого он сделан.

3. Не может все что угодно происходить из чего угодно. До того, как следствие переходит в актуальное существование, оно потенциально предсуществует в материальной причине.

4. Действенность причины и следствия идентичны. Нужный нам объект может породить только та потенциальная причина, которая высвобождает соответствующую энергию. Качества и свойства следствия соответствуют качествам и свойствам причины.

5. Следствию присуща природа причины. Следствие не отличается в своей сути от материальной причины, оно потенциально идентично с ней. Не может существовать причинной связи между объектами, которые по своей сущности отличны друг от друга.

 
Причина — это латентное состояние  некоторой субстанции, а следствие  — проявленное состояние той  же субстанции. Золотое кольцо не отличается по своей сущности от золота, из которого оно состоит. Статуя такая же каменная, как и ее материальная причина, камень, но она обладает новыми очертаниями, новой формой. Вес статуи равен весу камня, входящего в ее состав. На основании этих логических утверждений санкхья заключает, что следствие потенциально существует в материальной причине даже до своего появления. Таков смысл саткарья-вады.

 

 

Очень важны психологические  приложения этой доктрины:

1. Знание является врожденной природой «я». Под воздействием цепи соответствующих причин знание проявляется.

2. Каждая душа потенциально является Всевышним (его неотъемлемой частью).

3. Нирвана — естественная природа души.

4. Полная энергия Вселенной всегда остается постоянной. Энергия не создается и не уничтожается. Происходит только превращение энергии в материю и материи в энергию.

5. Последовательно устраняй все внутренние и внешние барьеры — и тогда в тебе проявится Всевышний.

 

Постулат третий:

Словесная оболочка — это  тело мысли.

Эмоциональное наполнение —  это душа мысли.

Образ — одежда мысли  в тонком плане. Одетая мысль превращается в мыслеформу. Большинство мыслей одеты, хотя бывают чисто ментальные образования.

Энергия, вложенная в мысль, — это сила мысли, которая может позволить ей воплотиться.

Логическая часть мысли  — это ее смысл, идея, собственно мысль в понимании теоретиков.

Огненное ядро — это  ее божественная искра, ее дух.

Мысль — это микрокосм, повторение вселенной. ТВОРЕЦ МЫСЛИТ ЛЮДЬМИ, А ЧЕЛОВЕК МЫСЛИТ МЫСЛЯМИ. Он как  Творец, только его творения меньше.

Иногда это — цельные  полнокровные мысли, которые обладают всеми перечисленными компонентами. Иногда это — тяжелые, уродливые  существа, например, мысли, лишенные образа или с нечетким образом. Или мысли, лишенные энергии, вялые. Или мысли, лишенные души, — холодные.

 

 

                               Асаны Хатха-йоги

 

Практика асан Хатха-йоги фактически является основой как для развития физического тела, так и для устранения внутренних проблем, связанных с блокадой жизненной энергии, что позволяет достигнуть гармоничного равновесия энергетических токов, устранить нарушения в чакрах и каналах праны. Раскрепощение потоков жизненной энергии, усиление её циркуляции, позволяет добиться освобождения от различных психических комплексов и омрачений. Искусство практики асаны - основа для достижения устойчивой пранаямы, дхараны (сосредоточения) и дхьяны (медтции), однако некоторые типы медитации и самадхи (транса) практически не зависят от конкретного положения тела и могут возникать спонтанно в любых условиях. На уровне энергетики, овладение йогической асаной позволяет перейти к практике мудр, которые дают глубокий контроль над праной и позволяют осуществить процесс пробуждения и подъёма Кундалини, что приведёт к постижению Природы ума.

 

На русском  языке

На языке первоисточника

скручивание сидя в полулотосе

Бхарадваджасана II

скручивание сидя на коленях

Бхарадваджасана I

поза серьги

Лоласана

наклон с вытянутой  вверх ногой

Урдхва Прасарита Экападасана

стойка на голове с поддержкой

 

Саламба Ширшасана I

Поза полулотоса

Ардхападмасана

Поза колеса

Чакрасана

Информация о работе Классическая хатха йога