Инновации физического воспитания в детских садах РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 14:28, контрольная работа

Краткое описание

Всестороннее развитие личности в условиях современного общества немыслимо без повышения общей культуры. Она играет важнейшую роль в процессе социального становления и формирования личности, пронизывает все сферы ее жизни и деятельности. Процесс гармонического формирования личности в системе физического образования нацелен на общекультурное развитие, составной частью которого является физическая культура.

Оглавление

Введение 3

1. Физкультурное образование дошкольников в системе всеобщего физкультурного образования 4

2. Возрастные особенности развития двигательных действий детей дошкольного возраста 12

Заключение 18

Список литературы 19

Файлы: 1 файл

Ииновации физ воспитания в детсадах РФ.docx

— 45.89 Кб (Скачать)

    Общий годовой план дошкольного учреждения. Он составляет на основе анализа диагностических    карт всех возрастных групп детского сада и дает возможность   коллективу определить  приоритетную задачу  по физическому воспитанию  на предстоящий  учебный год.   В плане предусматриваются  мероприятия по совершенствованию  уровня     физической культуры    и определяется роль ее и место в общей системе воспитания.  Каждый из воспитателей  получает конкретное задание. В годовом плане предусматривается пропаганда   здорового образа жизни в семьях детей,    повышение профессионального мастерства    педагогов, оснащение физкультурно-трудовой базы.   

    Диагностическая карта, система  физкультурно-оздоровительных  мероприятий и общий годовой  план обеспечивают перспективу работы. Однако самые лучшие идеи этой перспективы  останутся на бумаге, если они не будут трансформированы в будничную  ежедневную работу. Реализация идей перспективного   плана находить непосредственное отражение  в календарном плане.

  1. Календарный план работы воспитателя составляется на одну- две недели и отражает все формы  физкультурной работы, проводимой с детьми в течение каждого дня.

    Недельный цикл включает: 1-3 физкультурных занятия, ежедневную утреннюю гимнастику, физкультминутки, подвижные игры и физические упражнения на каждой прогулке, физкультурные досуги   (2-4 раза в месяц).

    Кроме организованных форм работы предусматривается  время для самостоятельной деятельности детей, а также индивидуальная коррекционная  и дифференцированная работа воспитателя  с ними.    

    Содержание  календарного плана составляют физические упражнения, которые подбираются  для  конкретного физкультурного мероприятия в зависимости от его специфики.

    Для  каждой возрастной группы  в программе  воспитания предусмотрены соответствующие  возрасту, виды физических упражнений, определены средние  количественные (в отдельных программах – минимальные)   и качественные  нормативы.

    Самостоятельная  двигательная деятельность детей  планируется  в утренний отрезок, до и между занятиями, на прогулках, во вторую половину дня. Здесь важно создать такие условия (место,  оборудование и пособия), при которых бы дети ежедневно могли упражняться во всех видах и способах основных  движений независимо от их планирования в других формах работ.    Это необходимо для обогащения двигательного опыта детей, что поможет им быть   более уверенными и раскованными     на занятиях по физкультуре, когда идет обучение технике движений. В течение дня вносятся разные  физкультурные пособия,  которые копируются, размещаются каждый раз по-разному. Разнородность физкультурно-игровой среды предупреждает развитие трафаретности движений и двигательной деятельности в целом,  способствует не только физическому, но и общему развитию детей. Кроме основных движений дети в самостоятельной деятельности  должны играть в подвижные и спортивные игры (в старшей группе).

    Плановое  систематическое обучение двигательным умениям  начинается с физкультурного занятия, намечаются задачи обучения (те, которые связаны с   обучением  двигательным умениям в основной его части), место проведения, перечень используемого оборудования. Затем  кратко записываются:

  • виды и способы основных движений, упражнения на перестроение и ориентировку в пространстве – во вводной  части;
  • название исходного положения, направление движений в общеразвивающих упражнениях;
  • основные движения; название подвижной игры;
  • физические упражнения  в заключительной части.

    При планировании физкультминутки записывается только ее  содержание.

    В плане прогулки указывается сначала  организационно физкультурное  мероприятие, затем методы руководства самостоятельной  двигательной деятельностью.

    Следует развивать систему мониторинга  физической подготовленности и развития, физического здоровья различных  категорий и групп населения, в первую очередь детей и учащейся молодежи.

    В целях решения проблем вовлечения в активные занятия физической культурой  детей и молодежи особое внимание необходимо обратить и на проведение детьми досуга совместно с родителями. Концепция активного семейного  отдыха должна быть признана приоритетной на уровне, как пропаганды, так и  организации досуга. 

 

  1. Возрастные  особенности развития двигательных действий детей дошкольного  возраста

    Первые  годы — от рождения до поступления  ребенка в школу — имеют  непреходящее значение в жизни человека. В этот период закладывается фундамент здоровья, начинают развиваться разнообразные способности, формируются нравственные качества, складываются черты характера. От того как воспитывается ребенок в эти годы, во многом зависит его будущее, эффективность школьного обучения, последующее формирование личности.

    Основой всестороннего развития ребенка впервые годы жизни является физическое воспитание. Нормально развивающийся ребенок постоянно стремится к движениям. Суточная потребность у детей трех лет составляет 6,5 тыс. локомоций, а у семилетних—16—18 тыс. Под влиянием движений улучшается деятельность сердечно - сосудистой, дыхательной и нервной систем, укрепляется опорно-двигательный аппарат, улучшается обмен веществ. Они повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма. Через движения ребенок познает мир, развиваются его психические процессы, воля, самостоятельность, дисциплинированность, коллективизм. Накопление двигательного опыта, развитие силы, координации, выносливости и других способностей помогают ему овладеть трудовыми действиями, приучают к точному выполнению различных заданий, способствуют воспитанию эстетических чувств.

    Особое  значение имеют движения кистей рук, которые активизируют кору больших  полушарий, стимулируют развитие речедвигательного центра. При этом создаются благоприятные условия для созревания лобных отделов мозга, играющих ведущую роль в осуществлении умственной деятельности. Поэтому чем большим количеством разнообразных движений и действий овладеет ребенок, тем шире возможности для развития ощущения, восприятия и других психических процессов, полноценнее осуществляется его развитие.

    Дошкольные  учреждения посещают дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Группы комплектуются с учетом анатомо-физиологических особенностей и условий жизни, воспитания и обучения. Они подразделяются на ясельные: первая группа раннего возраста (от 2 месяцев до 1 года) и вторая группа раннего возраста (от 1 года до 2 лет) и дошкольные: первая младшая группа (от 2 до 3 лет), вторая младшая группа (от 3 до 4 лет), средняя группа (от 4 до 5 лет), старшая группа (от 5 до 6 лет) и подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет).

    Вся работа в дошкольных учреждениях  осуществляется в соответствии с  государственной «Программой воспитания и обучения в детском саду», где  определены задачи, содержание и формы организации физическими упражнениями.

    Для ребенка первых трех месяцев жизни  характерны беспорядочные, не координированные движения, которыми он отвечает на звуки  и появление взрослого. 

    Процесс овладения движениями идет очень  быстро. Уже к двум месяцам ребенок  спокойно удерживает голову в положении  лежа, с пяти-шести месяцев начинает ползать, в семь-восемь месяцев вставать и сидеть, а с десяти-одиннадцати  — самостоятельно ходить. С первых недель жизни важно обеспечить оптимальные  условия для двигательной активности ребенка (нельзя его туго пеленать, одевать в стесняющую движения одежду, длительное время держать в манеже) и последовательность в развитии двигательных действий: его полезнее научить сначала, ползать, а затем сидеть; переступать, а затем ходить.

    На  втором году жизни внимание должно быть сосредоточено на обучении ребенка  ходьбе. Сначала движения детей неуверенны, недостаточно координированы. Однако к концу второго года они настолько осваивают эти движения, что способны подниматься и опускаться самостоятельно по лестнице-стремянке высотой до 1—1,3 м. С большим удовольствием ползают, подлезают и перелезают через различные предметы, любят игры с мячами. Широкие контакты с окружающими предметами стимулируют развитие мелкой моторики рук, которая в свою очередь способствует развитию речи, мышления, игровой деятельности.

    На  третьем и четвертом году жизни  заметно расширяется двигательный опыт ребенка и развивается произвольность управления движениями. К трем годам  формируются умения бросать и  ловить мяч, бегать и прыгать, с места, лазать по гимнастической лестнице. В  этом возрасте дети способны последовательно выполнять несколько двигательных действий подряд, изменять направление движения и подчиняться заданному темпу (в основном среднему). В четырехлетнем возрасте дети достаточно хорошо сохраняют равновесие, спускаются с горы на санках, передвигаются на лыжах и ездят на трехколесном велосипеде.

    На  пятом году жизни в силу наступающей  морфофункциональной зрелости центров, регулирующих крупные группы мышц, движения детей становятся точнее и энергичнее, появляется способность удерживать исходное положение, сохранять направление, амплитуду и темп движений, формируется умение участвовать в играх с ловлей и увертыванием, где результат зависит не только от одного участника, но и от других («Найди себе пару», «Чье звено быстрее соберется?»).

    На  шестом и седьмом году жизни происходит качественный скачок в развитии движений, появляется выразительность, плавность и точность, особенно при выполнении общеразвивающих упражнений. Дети начинают замечать ошибки при выполнении отдельных упражнений, способны на элементарный анализ. В результате успешно осваиваются прыжки в длину и высоту с разбега, прыжки со скакалкой, лазанье по шесту и канату, метание на дальность и в цель, катание на двухколесном велосипеде, коньках, лыжах и плавание. У детей появляется устойчивый интерес к достижению коллективного результата в командных играх и эстафетах, формируется умение проводить подвижные игры самостоятельно. Все это создает предпосылки для обучения основам техники физических упражнений.

    Учитывая  интенсивность, не одновременность, неравномерность  роста и развития, а также низкую сопротивляемость (ранимость) детского организма, первостепенное значение впервые годы жизни имеют оздоровительные задачи:

    1. Охрана жизни, борьба с заболеваемостью,  закаливание, повышение сопротивляемости организма неблагоприятным влияниям внешней среды.

    2. Содействие своевременному и  гармоничному развитию всех систем  организма, расширение его функциональных возможностей, формирование правильной осанки и стопы, развитие быстроты, ловкости и выносливости.

    Наряду  с уязвимостью детского организма  ему присущи высочайшая пластичность, реактивность всех тканей, высокий уровень обменных процессов. Ребенок прекрасно приспосабливается к изменяющимся условиям, физической нагрузке.

    Его отличает высокая восприимчивость  к усвоению доступных ему знаний и умений. Поэтому важно решать и образовательные задачи:

    1. Прививать навыки личной и  общественной гигиены.

    2. Формировать умения в жизненно  необходимых двигательных действиях  (ходьбе, беге, прыжках и др.), а  также движениях, составляющих  основу для дальнейших занятий  плаванием, ходьбой на лыжах,  бегом на коньках, ездой на велосипеде и др.

    3. Формировать первоначальные знания, связанные с занятиями физическими упражнениями, и интерес к ним.

    Одновременно  решаются и воспитательные задачи:

    1. Воспитание морально-волевых качеств  (честности, решительности, смелости, настойчивости и др.).

    2. Содействие умственному, нравственному,  эстетическому и трудовому воспитанию.

    В дошкольном учреждении создаются условия  для реализации указанных задач, обеспечивающих физическую готовность детей к успешному овладению  школьной программой.

    Учитывая  возрастные особенности развития движений и большую потребность в них, впервые годы жизни используются специфические средства физического воспитания.

    Особую  роль в физическом воспитании детей, особенно раннего возраста, играет режим дня. Соблюдение режима (последовательное и постепенное чередование бодрствования, сна, питания, различных видов деятельности) позволяет удовлетворить физиологические потребности ребенка, обеспечивает ритмичность работы организма, предохраняет нервную систему от переутомления. Велико и воспитательное значение режима: развиваются активность, самостоятельность, дисциплинированность.

    Не  меньшее значение для развития детей  имеет санитарно-гигиеническая обстановка. Поддержание чистоты и порядка, соблюдение оптимального воздушного, светового и температурного режима в помещении, гигиена одежды — важные средства физического воспитания.

    Одним из широко используемых средств для закаливания детского организма являются природные факторы - воздух, вода и солнце. Систематическое применение закаливающих процедур, отвечающих индивидуальным особенностям каждого ребенка, укрепляет нервную систему, повышает адаптационные возможности, облегчает течение возникающих заболеваний. В последние годы в детском саду широко применяется контрастное закаливание (многократная смена температуры воды от 36 до 18° или переход из теплого в холодное помещение с разницей температур до 5—15°).

Информация о работе Инновации физического воспитания в детских садах РФ